Тренажер для обучения водителей транспортных средств

 

(72) Автор. изобретения

А. А. Бельке (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быль исполь- зовано для обучения водителей траспортmet средств.

Известен тренажер для обучения води- телей транспортных средств, содержащий кинопроектор, блок считывания тспограммы, сумматор, последовательно соединенные интегратор, первый блок умножения и лок.управлени" поворотом кинопректора 1о в горизонтальной плоскости, экран, органы управления, через датчики нх состояния соединенные с одним из входов вычислительного блока, один из выходов

;которого соединен с.одним из входов суа4 1> .матера, второй блок умножения и блок управления скоростью проекции киноицюнки f1 3.

Недостатком этав.о устройства являет ,ся то, что в ием имитация отклонения от заданной траектории движения не влияет на двяамику моделируемой машины, а саадовительио, воспринимается обучаемым водителем только квк смещение изображения на экране. Все это не обеспечива-. ет необходимую точность моделирования движения реального объекта и приводит к тому, что водитель имеет вожпикность беспрепятственно съезжать с дороги, поэтому ему необязательно в процессе движения следить зв трассой, что, в свою очередь, снижает качество и усложняет контроль за процессом обучения.

Бель изобретения — повышение точности моделирования движения реальной машины за счет имитации дополнительного сопротивления движению при съезде с трассы.

Эта цель достигается тем, что устройс гво, охарактеризованное вышеуказанной совокупностью существенных признаков, снабжено цепью из последовательно соединенных дополнительного ивтегратора, бпо: ка выдежния мощпя сигнала и функциоь-. нального преобразователя, выход которого соединен с другим входом вычислитець8 . 4 ное угловой скорости и пропорциональное линейной скорости движения транспортного средства. Сигнал, пропорциональный этим напряжениям через блок

14 управления -,управляет скоростью проекции кинопленки в кинопроекторе 7.

Таким образом, водитель 16 видит на экране 15 изменение картины местности.

Блок 14 управления может быть samoaнен, например, на магнитном, электромщ нитном или каком-либо другом усилителе мощности со всеми необходимыми элементами.

На выходе блока 2 умножения формируется, пропорционально угловой скорости транспортного средства, и через сумматор 3 поступает на интегратор 4. На выходе интегратора 4 формиру. ется напряжение, пропорциональное углу поворота машины. Выходное напряжение блока 5 умножения, пропорциональное линейной скорости отклонения, поступает на вход блока 6 управления повдротом кинопроектора и на вход интегратора 8. При этом блок 6 управления поворачивает кинопроектор 7 "в горизонталь ной плоскости, вызывая тем самым смешение изображения на экране 15.

Водитель 16, видя это смешение, действует органами 13 управления так, чтобы напряжение с выхода вычислительного блока 11 было равно напряжению с выхода блока 2 умножения, но противоположно по закону. В результате этого угловая скорсть поворота машины относительно трассы становится равной нулю, т.е, компенсируется перемещение изображения на экране 15.

Поступая на иход интегратора 8, напряжение интегрируется, в результате чего формируетсся напряжение, пропорциональное Отклонению от заданной трассы.

Это напряжение может быгть разной полярности В зависимости оТ тогО, В какую сторону произошло отклонение. Для того, чтобы в дальнейшем это напряжение было одной полярности, оно поступает на блок 9 выделения модуля. Напряже-. ние с.выхода блока 9 выделения модуля через преобразователь 10-: поступает иа второй вход вычислительного блока 11и, воздействуя иа динамику моделируемого транспортного средства, снижает напряЖение.

Устройство работает следующим образом.

Елок 1 считывания топограммы преоб40 разует запись топограммы на киноленте р; напряжение, пропорциональное кривизне трассы, которую видит водитель 16 на экране 15. Это напряжение с помощью блока 2 умножения умножается на напряжение, пропорциональное линейной скоро4S сти движения, снимаемого с второго выхода вычислительного блока 11.

Вычислительный блок 11 моделирует динамику движения транспортного средства, для которого создан треиажер.

Предлагаемое устройство в зависимости от положения оргнанов 13 управления, положение которых преобразуется в напряжение с помощью датчиков 12 и От напряжения на втором входе вычислительного 6noza 11, пропорционального величине сопротивления движению, формирует напряжение, пропорциональТаким образом, при отклонении от заданной трассы дВижения водитель, обучакжийся на тренажере, будет видеть на экране снижение скорости движения, 3 98581 ного блока, другой выход которого соединен с одним из входов блоков умножения и с входом блока управления скоростью проекции кинопленки, выход которого подключен к кинопроектору, а другой вход второго блока умножения соединен с выходом блока считывания топограммы, а выход — с другим входом сумматора, выход которого подключен к входу интегратора, при этом вход дополнительного ин- 1ф тегратора соединен с выходом второго блока умножения.

На чертеже представлена блок-схема тренажера для обучения водителей транспортных средств. И

Выход блока 1 считывания топограмм соединен в последовательную цепь с первым блоком 2 умножения, сумматором 3, интегратором 4, вторым блоком 5 умножения, блоком 6 управления пово- 20 ротом кинопроектора 7 в горизонтальной плоскости. При этом выход второго блока 5 умножения соединен также с дополнительным интегратором 8, который подключен выходом к блоку 9 выделе- 25 ния модуля сигнала, который через преобразователь 10 соединен с одним из входов вычислительного блока 11, другой вход которого подключен к датчикам 12 состояния органов 13 управ- Зо ления. Один из выходов блока 11 соединен с входом сумматора 3, а другой—

Ф с входами блоков 2 и 5 умножения и с входом блока 14 управления скоростью проекции кинопленки. Устройство содержит экран 15.

5 OSBS что заставит. его пользовать:я органами управления поворотов, чтобы иметь как можно меныпее отклонение.

В результате предлагаемый тренажер позволит повысить качество обучения, что в конечном счете, позволит сократить время обучения на реальных транспортных средствах и приведет к экономии моторесурсов транспортных средств и экономии горюче-смазочных матери- tO алов.

Формула изобретения

Тренажер для обучения водителей гранспортнык средств, содержащий кинопроектор, блок считывания топогрвммы, сумматор, последовательно соединенные интегратор, первый блок умножения и блок управления поворотом кинопректора в горизонтальной плоскости, экран, органы управления, через датчики их состояния соединенные с одним из жо-дов вычислительнаго блока, один из выходов которого соединен с одним из входов сумматора, второй блок умножения и блок унравления скоростью проек- ции кинопленки, о т л и ч а ю ш и и -. с я тем, что, с 1teJIblo повышения точ-. ности моделирования движения реальной машины, он снабжен цепью иэ последовательно соединенных дополнительного интегратора, блока выделения модуля сигнала и функционального преобразова- теля, выход которого соединен с другим жодом вычислительного блока, дру гой выход которого соединен с одним из жодов блоков умножения и с входом блока управления скоростьв проекции кинопленки, выход которого цодкпючен к кинопроеггору, а другой жод второго блока умножения соединвн с выходом блока считывания топограммы, а выходс другим жодом суммвворв, выход котораго подключен к жоду интегратора, при этом вход дополнительного интегратора соединен с выходом второго блока умножения.

Источники информации, принятые во внимание при эиспергиэЫ

1. Авторское свидетельство COCP

Ж 729581, an. Q 05 В 17/02, 1978 (прототип}.

ВНИИПИ Заказ 10169/70 . Тираж 472 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.,Проектная, 4

Тренажер для обучения водителей транспортных средств Тренажер для обучения водителей транспортных средств Тренажер для обучения водителей транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх