Электрический двигатель постоянного тока

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii>985894

Союз Советски н

Социапистических

Республик (61) Дополнительное к авт. с вид-ву— (22)»<»e«05.11.80 (21) 3003065/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30. 12. 82. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 05.01.83 (5! )М. Кд.

Н 02 К41/035

9жударатвснньв квинтет (53) УДК621.313. . 282 (088. 8) оо делам нзо4ретеннй н открытнй (72) Авторы изобретения

В. T. Беликов и В. Г. Челак (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, реализующих совмещенное перемещение подвижного элемента в осевом направлении с вращательным движением вокруг продольной оси.

Такие двигатели можно использовать для достижения плавного регулирования скорости. винтового движения в широком диапазоне и получения точного останова рабочего органа. Одной из важных областей применения является электропривод промышленных роботов и манипуляторов, где требуется сочетание поступательного и вращатель

15 ного движений и достижение точного позиционирования.

Известен электрический двигатель с винтообразным статором (1 3.

Недостатком известного электрического двигателя является незначительный диапазон изменения скорости.

Наиболее близкий по технической сущности к изобретению электрический двигатель постоянного тока содержит корпус; подшипниковый щит, винтообразный статор, несущий состоящую из секций обмотку якоря и обмотку возбуждения, ферромагнитный ротор с винтообразными выступами, жестко связанный с валом, и коммутирующий узел.

Этот двигатель, сохраняя все преимущества обычной электрической машины постоянного тока с точки зрения плавности, регулирования скорости и значительных диапазонов ее изменения, позволяет повысить энергетические показатели машины за счет увеличения потокосцепления статорных обмоток с ротором, совершающим винтовое перемещение (2 ).

Однако якорные обмотки этого двигателя должны подключаться к полупроводниковому коммутатору, что исключает применение цилиндрических электромеханических коллекторов обычного типа. Таким образом, недостатками этого двигателя являются сложный процесс токоподвода к секциям якорной обмот985894 ки и большие затраты на изготовление

l 1Е>Я

Бель изобретения - упрощение конструкции электрического двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что коммутирующий узел электрического двигателя постоянного тока выполнен в виде плоского линейного электромеханического коллектора, состоящего из трех параллельных продольному ходу 10 участков, два из которых представляют собой сплошные контактные полосы, подключенные к внешней питающеЙ сети, а третий выполнен в виде плоских коллекторных пластин, подключенных к сек- циям обмотки якоря, и системы контактных щеток, укрепленных на щеткодержа BflHx, закрепленных на продольной .пт".11ãå, при этом íà валу ротора у<.;,H,-- >,плен подшипник качения, на внеШ N нгс ..Опьцо котооого насажена обойма, ж"-.Отк<-., -.вязанная с упомянутой про—,Ол =;-!Gv Ill 1 ан1гой, а в подшипниковом щи: е выполнено отверс ие, через которс О 11роходит г>родольная штанга. - г фиг. 1 представлен д=,игатель, :..:,ии вид, на фиг. 2 — статор элекI р"одвигателя с якорными обмотками и

Обмоткам:; на фиг. .— и: < громе><ани наес кий колле ктор.

39

З.ll=.кт ри ческий двигатель постоянО тока содержит статор, выполнен- .ый а виде феоромагнитного магнитогровоц" 1 прямоугольного сечения, и; тавляюцего собой такой отрезок

Ой линии, вдО;"Iь кОто >ОГО мОжнО

35 гь (2п + 1) .полюсных делений, — 2 3 4,... а >< — полюсное

7 9 ,:,.: = íêå, таким Образом, что два край l B c ò к а м а г;-1 и т О Г1 э О В 0 д а,д л и н О и, 4Î

:— : ..>и ь ка>1<дыЙ > зайяты якОрнОи

<,=,.c>òKîé 2, которая 1,фи г. 2) представлена в виде секционных сторон, под1<л>аченных к пластинам 3-8 линейно;. О эле кт ромехани -, -cKG го колле ктора.

КО..",мутация якорной обмотки осущест45 вля=:. ;cÿ с помощью контактных щеток

9 и 10, На среднем участке статора выполнен паз 11 длиной (2k + 1) У, где

К --- 0, 1, 2, 3,,в который уложена

Обмотка 12 возбуждения, питание которой осуществляется от сети постоян, >ого тока. Для выполнения обмоток якоря из общ1их секций необходимо,,тобы против каждого паза 13 одного участка находился аналогичный паз 13 .†:ротивополо>кного участка и токи в проводниках обмотки якоря, .уложенных в этих пазах, совпадали по направлению. Для этого, как показано на фиг. 2, требуется, чтобы первая и вторая части магнитопровода, отводимые на обмотку якоря, и участок, предназначенный для намотки обмотки возбуждения, располагались только на одном шаге винтовой линии статора, т. е. íà 360о

Ротор двигателя (фиг. 1) выполнен из ферромагнитного материала и представляет собой цилиндр 14, на котором размещены по винтовой линии с шагом, равным шагу винтовой линии магнитопровода статора, винтовые выступы 15.

Длина каждого выступа вдоль винтовой линии равна с<. <, а расстояние между ними, измеренное также вдоль линии равно (2- о р) ь-, где о« -.коэффициент полюсной дуги. На торцовой части вала двигателя с помощью винта 16 крепится подшипник 17, а дистанционные. шайбы 18 обеспечивают надежность его вращения, На подшипник насажена обойма 19, с помощью которой вал двигателя механически связан с щеткодержателем электромеханического коллектора.

Линейный электромеханический коллектор (фиг. 3) состоит из электропроводных коллекторных пластин 3-8, повторяющихся циклически целое число раз (ниже приведен расчет количества пластин), двух контактных полос 20, к которым подводится постоянное напряжение Б, снимаемое контактными

1цетками 21 и 22. С щеток 21 и 22

I-làïðÿæåHèå подается на якорную обмтку через коммутационные щетки 9 и

10. Ширину b>< и длину >< щеток выбирают в зависимости от максимальной токовой нагрузки якорной цепи. Этим же параметром определяется количество коммутационных щеток, коммутирующих секции якорной обмотки так (на фиг. 3 количество щеток равно двум ), чтобы плотность тока в щеточном контакте составляла (10-12) А/смЗ (для щеток, изготовленных из разных мате- . риалов, она колеблется и иногда достигает 20 A/ñì .

Контактные и коммутационные щетки связаны соответственно проводниками

23 и 24 электрически, а жесткой монтажной пластиной - механически (не попоказана). Гнезда для крепления щеткодержателей на этой пластине изолиро-. ваны от корпуса. Сама пластина может быть выполнена, например, в виде пря985894 моугольника, габариты которого определены размерами электромеХанического коллектора, а толщина рассчитана в сосоответствии с заданной жесткостью конструкции. 5

Изоляционные прокладки 25 разделяют коллекторные пластины, а прокладки 26 - контактные полосы 20.

Составные элементы линейного коллектора объединяются общим корпусом 10 из изоляционного материала. Осевая длины коллектора L „ = L o + h, где величина заданного осевого перемещения подвижного элемента, h— шаг винтовой резьбы. 15

Общее число коллекторных пластин, при условии что обмотка якоря занимает полную окружность, равно

К

n = — Z к

Формула изобретения

20 к

t к= —. пк где Z - число пазов якорной обмотки.

Действительное число коллекторных пластин, так как якорная обмотка занимает дугу, равную (о определяют из к 360 хОДс1 360 е ъ

8 В

Тогда коллекторное деление равно

На фиг. 1, где показано конструктивное объединение коллекторного уз.ла с валом двигателя и расположение коллектора в двигателе, штанга 27 жестко связана с одной стороны с обоймой 19, а с другой - с монтажной пластиной 28, описанной выше.

На последней размещены щетки 9 и 10, укрепленные в -щеткодержателях 29.

Подшипник 17, обойма 19, штанга 27 и опора 30 являются узлом механического преобразования вращательно-поступательного перемещения ротора 14 в прямолинейное перемещение щеток 9 и 10 и 21 и 22 по коллектору, обеспечивая надежность токосъема питающего напряжения с контактных полос и токораспределение по обмотке через . коллекторные пластины.

Двигатель работает следующим образом.

Напряжение питания подач на якорную обмотку через контактные полосы

20, щетки 21 и 22 и 9 и 10, а на

55 обмотку возбуждения .- непосредственно от сети постоянного тока, при этом подвижный элемент машины переме щается винтообразно согласно закону

Био-Савара-Лапласа. Благодаря механической связи штанги 27 с обоймой

19; свободно вращающейся на подшипнике 17, щетки не имеют радиальной составляющей скорости двигателя, а перемещаются только аксиально, обеспечивая заданный закон коммутации якорной обмотки., Такое конструктивное решение полностью устраняет из коллекторного узла полупроводниковые элементы и значительно упрощает систему управления двигателем;

Электрический двигатель постоянного тока, содержащий корпус, подшипниковый щит, винтообразный статор, несущий состоящую из секций обмотку якоря и обмотку возбуждения, ферромагнитный ротор с винтообразными выступами, жестко связанный с валом, и коммутирующйй узел, подающий питание от внешней сети к секциям якорной обмотки, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, коммутирующий узел выполнен в виде плоско го линейно го эле кт ро мех а ниче с-кого коллектора, состоящего из трех параллельных продольному ходу участков, два из которых представляют собой сплошные контактные полосы, подключенные к внешней питающей сети, а третий выполнен в виде плоских коллекторных пластин, подключенных к ,секциям обмотки якоря, и системы кон,тактных щеток, укрепленных на щеткодержателях, закрепленных на продоль ной штанге, при этом на валу ротора установлен подшипник качения, на внешнее кольцо которого насажена обойма, жестко связанная с упомянутой продольной штангой, а в подшипниковом щите выполнено отверстие, через которое проходит продольная штанга.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке N 64141, кл; Н 02 К 19/02, 1945.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2575355/24-07, кл. Н 02 К 41/02, 1978.

985894

Заказ 101 78/74

Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель A. Лисов

Редактор A. Orap Техред E.баритончик Корректор Е. Рошко.

Электрический двигатель постоянного тока Электрический двигатель постоянного тока Электрический двигатель постоянного тока Электрический двигатель постоянного тока Электрический двигатель постоянного тока Электрический двигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам с линейным перемещением рабочего органа, и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования

Изобретение относится к области электрических машин с ускорением линейного возвратно-поступательного перемещения рабочего органа и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования, для забивки в грунт свай, разрушения асфальтобетона

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электротехническим устройствам, преобразующим сигналы электрического тока в механические и может быть использовано в приборостроении в качестве электродвигателя возвратно-поступательного движения, а также в качестве вибровозбудителя в строительном, горном и других видах оборудования

Изобретение относится к электротехнике, является электрической машиной, которая может найти применение в транспортных средствах, для транспортировки грузов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть использовано в ударных приводах машин и механизмов, которые предназначены для создания циклических ударных импульсов, например, деформации технологических объектов
Наверх