Линейный электрический двигатель постоянного тока

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реснублик (1 )1003350

Ф

1 ъ \ .г (6l ) Дополнительное к авт. ñâíä-ву (22)Заявлено 29.04.81 (21) 3283045/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 28.02.83 (51jM. Кл.

Н 02 P 41/035

Гвс7мрстеевхьа квинтет (53) УДК 621. .313. .282 088.8) ао девам взобретеввй и втхрытнй . (72) Автор изобретения

B. Т. Беликов (71) Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электропривода поступательно перемещающихся деталей или рабочих органов промышленных или транспортных установок, где требуется равномерное

5 прямолинейное движение с широким диапазоном плавного регулирования скорости, достигаемого простыми средствами.

Изаестен линейный электрический двигатель постоянного тока, содержащий магнитопровод с обмотками возбуждения и якорными обмотками, обеспечивающий выполнение указанных выше условий благодаря непосредственной встройке активных элементов этих элек трических машин в приводимые механизмы, что дает возможность практически полностью устранить промежуточ- 2р ные механические передачи, повышая точность и надежность приводимой промышленной установки в целом. В известном линейном двигателе постоянного тока электромагнитное тяговое усилие создается при взаимодействии

I магнитного поля возбуждения, обеспечиваемого электромагнитным (обмотками возбуждения) или магнитоэлектрическим (постоянным магнитом) способами возбуждения с токами активных проводников якорной обмотки, коммутируемой известными методами(1), Недостатком данного двигателя является сложность его конструкции.

Наиболее близким к предлагаемому является линейный электрический двигатель постоянного тока, состоящий из подвижной части, выполненной в виде ферромагнитного сердечника с пазами, в которые уложены обмотка воз-, буждения и якорная обмотка, неподвижной части, представляющей собой ферромагнитные полюса, размещенные в направлении перемещения и коммути" рующего узла (?).

50 4

3 10013

Недостатками указанного двигателя являются сложность конструкции и большой расход активных материалов.

Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение расхода активных материалов.

Указанная цель достигается тем, что линейный электрический двигатель постоянного тока, состоящий из подвижной части, выполненной в виде сердечника с пазами, неподвижной части с ферромагнитными полюсами и коммутирующего узла, имеет подвижный сердечник в виде цилиндра с центральным осевым отверстием, а на его наружной поверхности выполнены кольцевые пазы, в которые уложена якорная обмот- ка, и два диаметрально расположенных продольных паза, в которые уложена обмотка возбуждения, при этом неподвижная часть выполнена в виде направляющей, прахе>дящей через центральное отверстие подвижного сердечника и цилиндрической трубы со сквозным продольным пазом, развертка которой име- 5 ет вид двусторонней гребенки, выступы одной стороны которой расположены против пазов другой стороны, причем ширина пазов и выступов гребенки равна йолюсному делению двигателя, а коммутирующее устройство выполнено в виде электромеханического коллектора, представляющего собой набор шайб из проводникового материала, разделенных изоляционными прокладками, и размещенного в центральном осевом отверстии подвижного сердечника, и щеток, установленных на направляющей в пазах с чередующейся полярностью.

На фиг. 1 изображен магнитопровод

40 подвижной части предлагаемого линейного двигателя; на фиг. 2 - набоо коллектооных шайб, встраиваемых в подвижную часть; на фиг.3 — неподвижная часть линейного двигателя на фиг. 4 — предлагаемыи двигатель в сбо45 ре с боковыми крышками, общий вид; на фиг. 5 — узел подвода питания к обмотке возбуждения; на фиг. 6 - соединение подвижной части с рабочим органом.

Подвижная часть 1 предлагаемого электрического двигателя постоянного тока (фиг.1 ) выполнена в виде цилиндра, имеющего радиальные пазы 2, служащие для укладки кольцевых секций>,и два одинаковых противолежащих аксиальных паза 3, в которые укладывается обмотка возбуждения. Центральное аксиальное отверстие 4 служит для встройки цилиндрического линейного электромеханического коллектора. Паз в этом отв рстии выполнен для размещения проводников, подсоединяющих выводные концы кольцевых секций якорной обмотки к коллекторным пластинам.

Комплект шайб 6 в сборе (фиг.2) встраиваемого линейного коллектора состоит из набора кольцевых электропроводных шайб, разделенных изоляционными прокладками 7. Неподвижная часть 8 (формирователь основного магнитного поля, фиг.3 ) выполняется из трубчатой цилиндрической ферромагнитной заготовки путем прорезания продольного паза вдоль всего формирователя магнитного поля, Ширина паза неподвижной части 8 превышает .ширину паза 3 подвижной части 1 на (5-6)д, где сà — односторонний воздушный зазор между подвижной и неподвижной частями двигателя. Это необходимо для уменьшения магнитного расстояния. Развертка трубчатой цилиндрической заготовки имеет вид двусторонней гребенки, выступы 9 одной стороны которой расположены против пазов другой стороны, причем ширина пазов и выступов гребенки равна полюсному делению двигателя. Магнитный поток возбуждения замыкается по продольному участку 10 формирователя поля шириной, меньшей ширины паза 3 подвижной части 1 на (5-6 ) d; для уменьшения потоков рассеяния.

Подвижная часть 1 несет кольцевую якорную обмотку 11, укладываемую поверх обмотки 12 возбуждения, конструктивно разделяемую на две части, симметрично охватывающие полюсные выступы подвижной части. Комплект шайб б электромеханического коллектора запрессовывается в аксиальное отверстие 4 подвижной части 1, будучи электрически изолированным от нее изоляционной прокладкой 13. Выводы секционных сторон якорной обмотки 11 (° подсоединяются к шайбам 6 коллектора соединительными проводниками 14, проходящими в аксиальном пазу 5, Направляющая 15, служащая для реализации линейного движения подвижной части 1 вдаль формирователя 8 магнитного поля, одновременно является щеткодержателем, несущим контактные щетки 16.

Опорным элементом двигателя являются жесткие направляющие 17, ук350

5 1001 репленные на корпусе приводного механизма (встрайваемые линейные двигатели, обеспечивая устранение промежуточных механических передач между двигателем и рабочим органом 18, выполняются как неотьемлемые части приводимых ими механизмов).

Опоры качения выполнены в виде двух пар подшипников 19, сидящих на валах 20, закрепленных на боковых не- 10 магнитных крышках 21, к которым крепится магнитопровод подвижной части двигателя.

Обмотка 12 возбуждения, уложенная в паз 3, создает основной магнитный поток Ф, замыкающийся по подвижному магнитопроводу подвижной части

1 полюсообразующим выступом 9 и участку 10 формирователя.

Двигатель работает слвдующим об- 20 разом.

При пропускании тока по кольцевым секциям якорной обмотки 11 в направлениях, показанных на фиг. 4, электромагнитная сила F сдвигает под- 25 м вижную часть 1 вправо. При начавшемся его движении под действием этой силы линейный электромеханический коллектор, состоящий из проводящих шайб 6, коммутирует секции якорной Зр обмотки таким образом, чтобы направление электромагнитной силы не изменялось. Реверс и регулирование скорости осуществляются обычными метода. ми для линейных и вращаюшихся элек35 трических двигателей постоянного тока. Применение когтеобразной конструкции формирователя основного магнитного поля влечет за собой необходимость использования цилиндри" ческого подвижного элемента с обмотками. Цилиндрическая форма подвижного элемента и формирователя магнитного поля обеспечивает переход к токарной обработке как основному виУ 45 ду технологии изготоцления предлагаемого изобретения. Как известно, токарная обработка проще и производительней фрезерования и обеспечивает более высокую точность поддержания

50 зазоров, связанную с возможностью полного изготовления детали с одной установки на одном станке. Это, в первую очередь; касается подвижной части двигателя. Уменьшение расхода об55 моточнои меди достигается в предлагаемом двигателе применением кольцевой обмотки якоря с повышенной долей использования полной длины секций.

Формула .изобретения

Линейный электрический двигатель постоянного тока, состоящий из подвижной части, выполненной в виде ферромагнитного сердечника с пазами, в которые уложены обмотка возбуждения и якорная обмотка, неподвижной части, представляющей собой ферромагнит" ные полюса, размещенные в направлении перемещения и коммутирующего уз— ла, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения расхода активных материалов, подвижный сердечник имеет форму цилиндра с центральным осевым отверстием, а на его наружной поверхности выполнены кольцевые пазы, в которые уложена якорная обмотка, и два диаметрально расположенных продольных паза, в которые уложена обмотка возбуждения, при этом неподвижная часть выполнена в виде направляющей, проходящей через центральное отверстие подвижного сердечника и цилиндрической трубы со сквозным продольным пазом, развертка которой имеет вид двусторонней гребенки, выступы одной стороны которой расположены против пазов другой сторо ны, причем ширина пазов и выступов гребенки равна полюсному делению двигателя, а коммутирующее, устройство выполнено в виде электромеханическаго коллектора, представляющего собой набор шайб из проводникового материала, разделенных изоляционными про— кладками, размещенного в центральном осевом отверстии подвижного сердечника, и щеток, установленных на направляющей в пазах с чередующей.ся полярностью.

11сточники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Свечарник Д. В. Линейный электропривод. M "Энергия", 1979, с.74.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке И 2719846/24-07, кл. H 02 K 41/035, 1979.

1001350 иг.

1001350

1001350

Составитель С. Венгржановская

Техред Е. Харитончик Корректор С. Шекмар

ММ

Редактор й. Ковач

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1435/68 Тираж б85 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР яо делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Линейный электрический двигатель постоянного тока Линейный электрический двигатель постоянного тока Линейный электрический двигатель постоянного тока Линейный электрический двигатель постоянного тока Линейный электрический двигатель постоянного тока Линейный электрический двигатель постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, к электрическим машинам с линейным перемещением рабочего органа, и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования

Изобретение относится к области электрических машин с ускорением линейного возвратно-поступательного перемещения рабочего органа и может быть использовано в приводах молотов кузнечно-прессового оборудования, для забивки в грунт свай, разрушения асфальтобетона

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электротехническим устройствам, преобразующим сигналы электрического тока в механические и может быть использовано в приборостроении в качестве электродвигателя возвратно-поступательного движения, а также в качестве вибровозбудителя в строительном, горном и других видах оборудования

Изобретение относится к электротехнике, является электрической машиной, которая может найти применение в транспортных средствах, для транспортировки грузов и т.д

Изобретение относится к области электротехники и электромеханики и может быть использовано в ударных приводах машин и механизмов, которые предназначены для создания циклических ударных импульсов, например, деформации технологических объектов
Наверх