Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей

 

Союз Соввтскнк

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 26.06.81 (23) 3307460/25 -08 (u>988530

РЦМ. К . с присоединением заявки Йо

В 24 В 1/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.0283. Бюллетень Йо 2 (331УД 4 621. 923. 04 (Q88. 8) Дата опубликования описания 15. Ol. 83

В.Н. Львов, В.Г. Сафронов и А.Г,. Кошелев "" -> 40 т

; „.:,,, gC, :, л

4 „ гм

У

Всесоюзный научно-исследовательский констру торсййх, ;",qp;;. . технологический институт природных алмазов и Всесоюзный заочный политехнический институт

I (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) СПОСОБ ФИНИШНОИ ОБРАБОТКИ ГИЛЬЗ

ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТВЛЕЯ

Изобретение относится к машино строению, преимущественно транспортному, и может использоваться на заводах, изготавливающих гильзы цилиндров двигателей.

Известен способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей, включающий абразивную обработку натиранием бруском, выполненным иэ металла, твердость которого меньше твердости обрабатываемой детали, и содержащим противоэадирные ингредиенты (1).

Недостатками известного способа являются низкие противозадирные свойства и коррозионная стойкость.

Цель изобретения — повышение противозадирных свойств и придание коррозионной стойкости.

Поставленная цель достигается тем, что на обрабатываемую поверхность в

-процессе натирания дополнительно на носят органическое пленкообразующее вещество и вещество из групп легкоплавких металлов и/или их окислов при соотношении пленкообраэукацего вещест" ва и противозадирных ингредиентов от

1:3 до 1:9 по объему, и процесс натирания производят до заполнения мик.ровпадин неровностей поверхности, сфюрМированных на предпоследней операции абразивной обработки.

В качестве органического пленкообразукщего вещества используют олифу или твердеющие полимеры.

В качестве легкоплавких металлов и/или их окислов используют свинец и/или свинцовый сурик.

В качестве противозадирных ингредиентов используют графит и/или.. дисульфид молибдена и/или гексагональный нитрид бора.

На обрабатываемой поверхности гильзы.не образуется сплошная пленка.

11 Противозадирные вещества заполняют наиболее. глубокие микровпадины поверхности и закрепляются в них sa счет реакций полимеризации или образовайия нерастворимых в воде и масле мал. В реакции образования таких мыл наряду с легкоплавкими металлами участвует железо - материал гильзы, поэтому зти мыла закрепляются на поверхности гильзы особо прочно. Такое покрытие не изменяет размера гильзы.

Контактная жесткость поверхности не уменьшается, так как она определяется свойствами материала плато, а противозадирные вещества н полимеЗ0 ры находятся в микровпадинах.

988530

При работе двигателя, когда в гильзе происходит периодическое повышение температуры, органическое пленкообразующее вещество выгорает, но легкоплавкие вещества при этом закрепляются за счет спекания, при этом они удерживают и другие, более тугоплавкие противозадирные и антифрикционные вещества ° Пористость, образующаяся при выгорании пленкообразующего вещества, играет положительную роль — в порах хорошо удерживается смазка. Соотношение органического пленкообразующего вещества и твердых ингредиентов может быть от

1:3 до 1:9 по объему. При таком соотношении обеспечиваются достаточная легкость осуществления технологического процесса и удовлетворительное качество обработанной поверхности гильзы. При недостатке пленкообразующего вещества ухудшается закрепление твердых ингредиентов на обрабатываемой поверхности и, кроме того, изза черезмерной вязкости вводимой смеси затрудняется процесс нанесения, ухудшается равномерность распределЮния твердых ингредиентов по поверхности гильзы. При избытке пленкообразующего вещества в процессе эксплуатации гильз возникает черезмерная пористость противозадирного наполнения микровпадин, что уменьшает эффективность противозадирной обработки.

Противозадирные и пленкообразующие вещества могут вводиться несколькимиспособами, выбор которых зависит от конкретных технологических условий: в виде заранее приготовленной пасты; паста готовится путем смешивания и растирания ингредиентов; при использовании окиси свинца и олифы паста должна быть использована не позднее, чем через 5 ч с момента приготовления, в противном случае реакция образования свинцового мыла закончится в пасте, а не на обрабатываемой поверхности, при этом прочность ее закрепления на поверхности металла снизится; в виде пасты (при использовании окиси свинца), изготовленной на минеральном масле, состоящем преимущественно иэ предельных углеводородов (вазелиновое, веретенное и др.масла), такая паста может храниться длительное время; олифа в этом случае вносится отдельно (несколько капель или мазок кистью), в процессе противозадирной обработки, осуществляемой, например, на хонинговальном станке, олифу смешивают с окисью свинца непосредственно на обрабатываемой поверхности; путем натирания специально заранее приготовленным бруском, изготовленным из свинца и/или окиси свинца и других легкоплавких металлов методами порошковой металлургии либо методами изготовления брусков с использованием органического связующего; олифа в этом случае вводится как описано выше, введение свинца и/или окиси свинца в бруски, содержащие антифрикционные вещества, окислы и металл, хотя и возможно, однако не целесообразно, так как при введении свинца (окиси) в значительном количестве бруски оказываются излишне мягкими и позволяют втереть частицы

10 в поверхность с требуемой силой, при малом количестве свинца (окиси) противозадирные свойства поверхности

15 улучшаются в недостаточной степени, Соотношение противоэадирных и пленкообразующих веществ может варьироваться в широком диапазоне — от

9:1 до 3:1 по объему.

В результате противозадирной обработки нагрузки, при которой начи более целесообразно обработку произI водить одновременно брусками двух видов: более твердыми и более мягкими, содержащими свинец и/или окись свин20 ца; обрабатываемую поверхность в этом случае смачивают олифой заранее.

Противозадирные вещества и пленкообразующее вещество вместе или порознь могут быть нанесены на обрабатываемую поверхность через сопла, установленные между брусками хонголовки .

После проведения противозадирной обработки гильзы в течение нескольких часов (до 20 ч) не должны подвергаться мойке и консервации, в это время должны полностью пройти процессы полимериэации или образования мыл.

После такой обработки при необходимости хранения в течение долгого времени гильза без снижения противозадирных свойств может быть подвергнута консервации и раскрнсервации.

Обработке подвергаются гильзы транспортного двигателя.. Предварительная абразивная обработка:,хонингование алмазными брусками зернистостью

160/125, полирование алмазными брусками зернистостью 28/20. Режимы противозадирной обработки: скорость вра45 щения притира 40-60 м/мин, скорость возвратно-поступательного движения

5-10 м/мин, давление рижима брусков

2-10 кг/см .

Пример 1. Противозадирное веЯ щество: окись свинца; пленкообраэующее вещество: олифа.

Пример 2. Противозадирные вещества: окись свинца, кадмий, дисульфид модибдена; пленкообраэующее ве5я щество: олифа.

Пример 3. Противоэадирные вещества: цинк, графит; пленкообразующее вещество: спиртовый раствор пульвербакелита.

988530

Формула изобретения

Составитель А. Шутов

Редактор O. Персиянцева ТехредМ. Гергель Корректор О. Билак

Тираж 792 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 109б3/17

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 нали появляться задиры, увеличены на 20-30Ъ. Наибольшая коррозионная стойкость достигнута при использова нии состава, приведенного в примере

1, наиболее высокая противозадирная стойкость - в примере 2, в примере

3 использованы наиболее доступные дешевые вещества.

В результате испытаний гильз на устойчивость против коррозии было установлено, что без мойки и консервации гильзы в обыЧных заводских условиях могут храниться дольше (более

1 мес), чем это требуется по условиям производства. Консервация, проведенная через 20 ч после обработки предложенным способом, и последующая расконсервация не оказывают существенного влияния на состояние рабочей поверхности гильзы и не. Ухудшают ее противозадирных свойств.

Таким образом, предложенный способ позволяет повысить противозадирные свойства поверхности и придать ей корроэионную стойкость.

1. Способ финишной обработки гильз цилиндроВ двигателей, -включающий абразивную обработку натиранием бруском, выполненным из металла, твердость которого меньше твердости обрабатываемой детали,и содержащим про-тивозадирные ингредиенты,о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения противозадирных свойств и придания коррозионной стойкости, на об,рабатываемую поверхность в процессе

5 натирания дополнительно наносят органическое пленкообраэующее веществои вещество из групп легкоплавких металлов и/или их окислов при соотношении пленкообразующего вещества .10 и противоэадирных ингредиентов от

1:3 до 1:9 по объему, и процесс натирания производят до заполнения микровпадин неровностей поверхностй.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю15 шийся тем, что в качестве органического пленкообразующего вещества используют олифу или твердеющие полиме ры.

3. Способ по пп. 1 и 2, о т л.и

2О ч а ю шийся тем, что в качестве легкоплавких металлов и/или их окислов используют свинец и/или свинцовый сурик.

4. Способ по пп. 1-3, о т л и ч а25 ю шийся тем, что в качестве противозадирных ингредиентов испопьэуют .графит и/или дисульфид молибдена и/или гексагональный нитрид бора.

Источники информации, ЗО принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2964821/25-08, кл. В.24 В 1/00, 1980.

Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей Способ финишной обработки гильз цилиндров двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для черновой и чистовой абразивной обработки деталей машин

Изобретение относится к абразивной обработке и может быть использовано в машиностроении, приборостроении и оптической промышленности при совместной либо раздельной обработке внутренней и наружной замкнутых сферических поверхностей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке уплотнительных поверхностей трубопроводной арматуры

Изобретение относится к технологии обработки поверхности геолого-минералогических аншлифов в лабораторной практике, а также к технологии шлифовки и огранки поделочного и ювелирного камня

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при одновременной обработке дна и стенок пазов

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано, в частности для обработки наружных поверхностей поршней двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к полировочным композициям и способам удаления царапин и других дефектов с разнообразных пластиковых поверхностей с целью улучшения их прозрачности и оптического качества
Наверх