Люковое закрытие отсека судна

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (»>992307 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.07.80 (21) 2961028/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 В 19/14

Гееудэрстееииьщ кенитет

СССР (53) УДК 629.12. . 123 (088.8) Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4

Дата опубликования описания 05.02.83

llo N,JIoM изееретеиий и еткрмтий (72) Авторы изобретения

Б. Д. Беневаленский, А. Г. Мещеряков и А. Н. Тябу т (71) Заявитель (54),ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ ОТСЕКА СУДНА

Изобретение относится к судостроению, а именно к прочноплотным закрытиям судовых отсеков, заполненных газом под высоким давлением и при высокой температуре.

Известно люковое закрытие отсека судна, содержащее жестко закрепленный на 5 корпусе судна комингс и прикрепляемую к нему с зазором съемную крышку с уплотнением, размещенном по периметру ее нижней части (1) .

Недостатком устройства является низкая надежность уплотнения.

Цель изобретения — повышение надежности герметизации люкового закрытия.

Поставленная цель достигается тем, что люковое закрытие снабжено закрепленным по периметру верхней части крышки упругим фланцем и размещенной на комингсе кольцевой пластиной, которые сварены между собой.

На фиг. 1 представлен разрез отсека с люковым закрытием; на фиг. 2 — узел крепления крышки; на фиг. 3 — сечение А — А

20 на фиг. 2.

Крышка 1 (фиг. 1) установлена на комингсе отсека 2, заполненного газом под давлением и при высокой температуре. Верхняя часть комингса выполнена в виде горизонтальной полки 3 (фиг. 2), нижняя часть комингса образована двумя участками вертикальной стенки 4 комингса и уступом 5.

Корпус 6 (фиг. 2) крышки 1 опирается на уступ 5 своими боковыми стенками 7. На уступе 5 в фасонном профиле 8 размещена уплотняющая прокладка 9. С прокладкой 9 взаимодействует бурт 10, установленный по всему периметру корпуса 6 крышки 1.

На поле 3 отсека 2 вокруг крышки 1 установлена вертикальная пластина 11, которая соединена с корпусом 6 крышки 1 с помощью металлического упругого гнутого фланца 12. Пластина 11 и фланец 12 соединены сварным швом 13.

На фиг. 2 показан вариант выполнения фланца 12 U -образным в поперечном сечении, однако вариантов выполнения фланца

12 достаточно много. Основным требованием к конструкции фланца 12 является требование хорошей свариваемости с пластиной 11, а также способность деформироваться без нарушения прочности и герметичности при смещениях корпуса 6 крышки

1 в случае прогиба крышки 1 от высокого

992307

3 давления газа в отсеке 2 и при ее тепловом расширении.

Перед подъемом крышки 1 шов 13 вместе с небольшими участками пластины 11 и фланца 12 должен срезаться по линии реза 14.

На корпусе 6 крышки 1 имеются такелажные обухи 15. На вертикальной стенке 4 комингса имеются направляющие клинья !6.

Если отсек 2 предназначен, например, для перевозки контейнеров с радиоактивными отходами или для размещения судовой ядерной энергетической установки, то отсек 2 и крышка 1 снабжаются биологической защитой 17, выполненной из дополнительного слоя металла и слоя бетона или полиэтилена.

Боковая стенка 7 корпуса 6 крышки 1, вертикальная стенка 4 комингса, уплотняющая прокладка 9, фланец 12 и пластина

11 (последние соединены сварным швом 13) образуют изолированное пространство 18 (фиг. 2), объем которого не превышает

0,5 — 0,8 м .

В участке вертикальной стенки 4 комингса отсека 2, расположенном между уступом 5 и прокладкой 9, выполнено отверстие 19 (фиг. 2), в котором установлен трубопровод 20 для подсоединения изолированного пространства 18 к источнику 21 рабочего тела и к измерительному прибору (манометру) 22. Трехходовой кран 23 подсоединяет изолированное пространство 18 либо к источнику 21 рабочего тела, например к баллону со сжатым воздухом, либо через трубопровод 24 к судовой системе вентиляции, очистки и контроля состава среды в изолированном пространстве 18. Источник (баллон со сжатым воздухом) 21 и прибор (манометр) 22 могут быть размещены в любом судовом помещении, например в помещении 25 (фиг. 1), расположенном рядом с отсеком 2.

Узлы крепления корпуса 6 крышки 1 на комингсе отсека 2 выполнены в виде накидной планки 26, которая закреплена с помощью шарнира 27 и основания 28 на полке 3 комингса отсека 2 и(или), на ребрах жесткости 29 отсека 2. В рабочем положении планки 26 опираются на технологические утолщения (платики) 30 корпуса

6 (фиг. 2) и зажаты болтами 31 накидных струбцин 32, которые закреплены на полке 3 с помощью шарниров 33. Для увеличения поверхности контакта болтов 31 с планками 26 накидные струбцины 32 имеют форму, которая обеспечивает пересечение оси болта 31 с осью шарнира ЗЗ, как это показано на фиг. 3. Ослабление затяжки болтов 31 предотвращается контргайками 34.

Технологические утолщения (платики)

30 несколько смещены на расстояние 35 (фиг. 2) от боковой стенки 7 корпуса 6 крышки 1. Чем больше величина расстоя!

0 !

4 ния 35 (при соответствующем увеличении поперечного сечения планок 26), тем выше коэффициент опорной пары, характеризующий степень заделки корпуса 6 на опорном контуре, тем выше несущая способность крышки 1 при тех же габаритах.

На открытой палубе 36 (фиг. 1) вокруг крышки установлен водонепроницаемый дополнительный комингс 37, на котором размещена дополнительная крышка 38, закрепленная с помощью шарнира 39 либо на открытой палубе 36, либо на дополнительном комингсе 37. Узлы крепления дополнительной крышки 38 на комингсе 37, а также ее привод могут быть выполнены любого традиционного типа.

В центральной части дополнительной крышки 38 выполнено вспомогательно люковое отверстие 40, габариты которого соответствуют размерам, например контейнера с радиоактивными отходами, или размерам тепловыделяющего элемента судовой ядерной энергетической установки. Люковое отверстие 40 закрывается вспомогательной малогабаритной, по сравнению с крышкой 38, водонепроницаемой крышкой

41. Вспомогательная крышка 41 может быть выполнена сдвижного (откатного) или откидного типа, как это показано на фиг. 1 и может иметь автономный привод с дистанционным управлением.

Пространство между крышкой 1 и дополнительной крышкой 38 отделено от помещения 25 герметичными стенками 42 и от окружающей среды водонепроницаемым дополнительным комингсом 37, т. е. между отсеком 2 и окружающей средой образовано судовое помещение 43 типа коффердама.

На внутренней. поверхности дополнительной крышки 38, т. е. на подволоке коффердама 43 установлен слой теплоизоляции 44.

Устройство работает следующим образом.

При помощи судового грузового устройства или крана порта, или береговой базы, корпус 6 крышки 1 устанавливается на уступ 5 комингса отсека 2, при этом грузовые тали (стропы) заведены за обухи 15 корпуса 6. Направляющие клинья 16 обеспечивают необходимую центровку корпуса

6 в процессе его установки.

Накидные планки 26 поворачиваются на шарнирах 2? и опираются (вступают во взаимосвязь) с платиками 30 корпуса 6. Накидные струбцины 32 поворачиваются на шарнирах 33 и при помощи болтов 31, взаимодействующих с планками 26, крышка 1 закрепляется на уступе 5 комингса отсека 2. Затяжка болтов 31 фиксируется контргайками 34.

Пластина. 11 соединяется с фланцем 12 корпуса 6 сварным швом 13.

Перед началом испытаний крышки на герметичность шов 13 покрывается мыльной

992307 эмульсией или полимерными пенообразующими составами.

Приводится в действие источник 21 рабочего тела (например, открывается вентиль баллона со сжатым воздухом) и по трубопроводу 20 рабочее тело поступает в изолированное пространство 18. По манометру 22 контролируется величина давления рабочего тела в пространстве 18.

После достижения необходимого для проведения испытаний давления рабочего тела трубопровод 20 перекрывается краном

23 и производится осмотр шва 13 для выявления мест утечки рабочего тела. При необходимости производится подварка шва 13 и испытания повторяются.

При этом допустима некоторая незначительная утечка рабочего тела в отсек 2 через уплотняющую прокладку 9: Эта утечка компенсируется открытием крана 23 на короткие промежутки времени. Незначительные колебания. величины давления рабочего тела в изолированном пространстве 18 не отражаются на процессе проверки шва 13 визуальным контролем на предмет обнаружения воздушных пузырьков мыльной эмульсии или полимерного пенообразующего состава в местах утечек рабочего тела из изолированного пространства 18 в атмосферу.

При таком тщательном контроле качества выполнения сварного шва 13 достигается высокая степень герметичности уплотнения крышки 1.

Затем приводится в действие привод дополнительной крышки 38. Она опускается на дополнительный комингс 37 и закрепляется на нем. го

Дополнительная крышка 38 защищает узлы крепления прочноплотной крышки 1 от влаги (дождя, снега, волн) и от неблагоприятного влияния экстремальных температур. Помещение 43 типа коффердама, образованное между крышкой 1 и дополнительной крышкой 38, может обогреваться и вентилироваться как и любое другое поме- 40 щение на судне. Узлы крепления крышки 1 не ржавеют, не «прикипают» и защищены дополнительной крышкой 38 от механических повреждений, например при падении случайных предметов на открытую палубу в районе отсека 2.

á5

Доступ в помещение (коффердам) 43 может осуществляться с открытой палубы через вспомогательное люковое отверстие 40.

При погрузке (выгрузке) грузов или оборудования, размещенного в отсеке 2, после снятия крышки 1, дополнительная крышка 38 опять устанавливается на дополнительный комингс 37, а погрузка (выгрузка) осуществляется через вспомогательное люковое отверстие 40.

Вспомогательная крышка 41 открывает- 55 ся только на период перемещения груза через отверстие 40, что уменьшает время неблагоприятного воздействия атмосферных осадков на оборудование, установленное в отсеке 2, а также вероятность попадания посторонних предметов в отсек 2.

В аварийной ситуации, когда отсек 2 может быть заполнен газом, находящимся под высоким давлением и при высокой температуре, накидные планки 26 и накидные струбцины 32 обеспечивают необходимую прочность запирания крышки 1. Как видно из фиг. 2 и 3, планки 26 и струбцины 32, а также их шарниры 27 и 33 могут иметь достаточно большое поперечное сечение, т. е. имеется возможность обеспечить требуемую прочность узлов крепления крышки

1 при высоком внутреннем давлении в отсеке 2. При этом конструкция узлов крепления не препятствует тепловому расширению корпуса 6 крышки 1 и не приводит к повышению их напряженного состояния при аварийном значительном разогреве конструкций отсека 2.

Применение упругого гнутого фланца 12 позволяет сохранить герметичность шва 13 при деформациях корпуса 6 крышки 1 в аварийных ситуациях. При этом уплотняющая прокладка 9 выполняет роль редуктора, снижающего параметры паровоздушной смеси, фильтрующейся через прокладку 9 в изолированное пространство 18.

По показаниям манометра 22 можно судить о параметрах паровоздушной смеси, заполнившей отсек 2 и о тяжести происходящей аварии и ее вероятных последствиях.

Между отсеком 2 и окружающей средой образуются два барьера, предотвращающих утечку газа, изолированное пространство

18 и помещение типа коффердама 43.

Использование предлагаемого устройства повышает герметичность, прочность и надежность съемной крышки отсека, заполненного газом под давлением и при высокой температуре. Если в отсеке находятся токсичные или радиоактивные вещества, снижается вероятность загрязнения, окружающей среды. Между отсеком и окружающей средой образуется двойной барьер, предотвращающйй утечку вредных веществ в атмосферу в аварийной ситуации.

Упрощается технология и сокращается время проведения испытаний отсека на герметичность после очередной установки на штатное место крышки .люкового закрытия.

Предлагаемое устройство повышает удобство эксплуатации узлов крепления крышки.

При выполнении грузовых операций уменьшается время неблагоприятного воздействия атмосферных осадков на оборудование, установленное в отсеке, а также вероятность попадания в отсек посторонних предметов.

Формула изобретения

Люковое закрытие отсека судна, содержащее жестко закрепленный на корпусе

992307

Фиг. 2 судна комингс и прикрепляемую к нему с зазором съемную крышку с уплотнением, размещенным по периметру ее нижней части, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности герметизации люкового закрытия, оно снабжено закрепленным по 5 периметру верхней части крышки упругим у 26 5Я фланцем и размещенной на комингсе кольцевой пластиной, которые сварены между собой.

Источники информации, . принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3785322, кл. 114 — 201, 1974 (прототип).

99230?

4-А

Фиг. 5

Составитель Ю. Таубер

Редактор H. Ст а щи щи на Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 11225/18 Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Люковое закрытие отсека судна Люковое закрытие отсека судна Люковое закрытие отсека судна Люковое закрытие отсека судна Люковое закрытие отсека судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в корпусных конструкциях, судовых надстройках и т.д

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в судовых корпусных конструкциях, надстройках и т

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания-закрывания люков, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к люковым закрытиям, имеющим устройство уравновешивания крышки, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к судостроению, а именно к люкам подводных транспортных средств

Изобретение относится к объемным гидравлическим приводам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания люков подвижными щитами или крышками, и может быть применено в судостроении

Изобретение относится к устройствам для приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе подводной лодки, необходимым для выравнивания давления по обеим сторонам крышки и дальнейшего ее безопасного открывания

Изобретение относится к области судостроения, в частности к гидравлическим приводам люковых закрытий

Изобретение относится к области космической техники, а именно к устройствам, обеспечивающим открытие или закрытие входа в герметичные отсеки космических аппаратов
Наверх