Устройство для управления коробкой передач транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 150481 (21) 3279145/18-24 (31) М. Кд.З

Союз Советских

Социалистических

Республик с присоединением заявки t326 0-5 G 9/00

Государственнмй комнтет

СССР во делам нэобретеянй я открытнй (23) Приоритет< J

Опубликовано 3001-83 Бюллетень йо 4 (33} УДК 621-327 (088.8) Дата опубликования описания 300183 т

A.Ã. Шумилов и Г.A., Нагорняк F,. («.

I 1м

Всесоюзный конструкторско-зкспериментальнф институт автобусостроения (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОВЕОИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

I

Изобретение.относится к устройствам для управления коробками передач транспортных средств, в частности к рычажно-механическим дистанционнъм устройствам.

Известно устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг ручного управления с корпусом и ряд последователь- т0 но расположенных тяг и звеньев, свя зывакщих рычаг ручного управления с механизмом переключения передач, установленные на коробке передач (1.) ..

Недостатком устройства является невозможность передачи возвратно-поступательного и вращательного движе ний от одной тяги к другой в плоскости, перпендикулярной к.этим тягам, что повышает усилие на рычаге ручно-. го „„равления при перекении пер -- 20 дач.

Известно-также устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг ручного управления с корпусом, установленный с воэможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем кбрпус рычага установлен под-. вижно на оси, закрепленной в кронштейне корпуса транспортного средства, тя-З0 ги и карданную передачу для соедине-. ния корпуса рычага .с коробкой передач (2) .

Недостаток этого устройства состоит в невозможности регулировки поло" жения тяг, что приводит к их износу в местах сопряжения с корпусом транспортного средства и снижает надежность устройства. Кроме того, расположение тяг не обеспечивает оптимальной компановки устройства.

Цель изобретения — поввааение надежности устройства путем регулирования взаимного положения тяг и обеспечение оптимальной компановки, т.е. Упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления коробкой передач транспортного средства, содержащем. рычаг ручного управления с корпусом, установленный с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус рычага установлен подвижно на оси, закрепленной в кронштейне корпуса транспортного средства, тяги и карданную передачу для соединения корпуса рычага с коробкой передач, на тягах жестко установлены ведущее и ведомое звенья, причем ведущее звено выполне993231 но с пазом и продолговатыми отверстиями для шарнирного взаимодействия с ведомьм. звеном, а ось корпуса рычага закреплена на кронштейне через бочкообразную опору с продолговатым отверстием для оси. 5

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — узел I на фиг.

1 на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 3. ()

Устройство для управления коробкой передач транспортного средства содержит рычаг 1 ручного управления с корпусом 2 рычага 1, установленный с возможностью вращения во взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус 2 рычага 1 установлен подвижно на оси 3, закрепленной в кронштейне 4 корпуса 5 транспортного средства, тяги 6 и 7 и карданную передачу о

8 для соединения корпуса 2 рычага 1 с коробкой 9 передач. На тягах 6 и 7 жестко установлены ведущее и ведомое звенья 10 и 11, причем ведущее звено

10 выполнено с пазом 12 и продолговатыми отверстиями 13 для шарнирного взаимодействия с ведомым звеном ll, а ocb 3 корпуса 2 рычага 1 закреплена на кронштейне 4 через бочкообразную опору 14 с продолговатым отверстием 15 для оси 3. Шарнирное соедине-N ние звеньев 10 и 11 содержит промежуточное звено 16. Тяги 6 и 7 перемещаются в опорах 17 корпуса 5. Бочкообразная опора 14 закреплена на оси

3 с помощью гайки 18, а на кронштей- 5 не 4 — с помощью болтов 19 и пластины 20.

Устройство для управления коробкой передач работает следующим образом.

При перемещении верхнего конца ры-4О чага 1 ручного управления в плоскостй Г-Г корпус 2 рычага 1, перемещаясь вдоль неподвижной оси 3 совместно с тягой 6 через ведущее звено 10, находящееся в шарнирном зацеплении с ведомым звеном 11, передает возвратно. поступательное движение тяге 7, а затем через карданную передачу 8 механизму переключения передач коробки 9 передач. 50

При перемещении верхнего конца рычага 1 ручного управления.в плоскости Д-Д, корпус 2 рычага.l вращается вокруг оси 3 совместно с тягой 6, которая через ведущее звено. 10 посредством промежуточного звена, проходящего через продолговатые отверстия

15, передает вращательное движение звену ll в плоскости, перпендикулярной звеньям 10 и 11. Затем вращательное движение посредством карданной передачи 8 передается механизму переключения коробки 9 передач.

Для обеспечения параллельности тяг

6 и 7 с целью уменьшения сил трения в опорах 17 гайку 18 и болты 19 немного отворачивают и вращают опору

14 вокруг ее оси относительно кронштейна 4, а ось 3 перемещают в продолговатом отверстии 15 опоры 14, изменяя эксцентриситет оси относительно отверстия в кронштейне 4. При необходимости, поворачивая бочкообразную опору 14 вместе с осью 3, меняют угол положения оси 3 относительно кронштей,на 4 и затягивают гайку 18 и болты 19.

Применение в предлагаемом устройстве для управления коробкой передач транспортного средства шарнирно связанных между собой звеньев и бочкообразной опоры оси с продолговатым пазом повышает надежность устройства.

Формула изобретения

Устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг ручного управления с корпусом, установленный с воэможностью вращения so взаимно перпендикулярных плоскостях, причем корпус рычага установлен подвижно на оси, закрепленной в кронштейне корпуса транспортного средства, тяги и карданную передачу для соединения корпуса рычага с коробкой передач, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, на тягах жестко установлены ведущее и ведомое звенья, причем ведущее звено выполнено с пазом и продолговатыми отверстиями для шарнирного сопряжения с ведомым звеном, а ось корпуса рычага закреплена на кронштейне через бочкообразную опору с продолговатым отверстием для оси.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии 9 48-39407, кл. В 60 К 19/04, опублик. 1970.

2 ° Техническое описание инструкции по эксплуатации автобуса ЛАЗ-699Р.

N. Автоэкспорт, 1980, с. 75, рис. 37 (прототип).

993231

Редактор С. Юско

Составитель В. Муханов

Техред М.Коштура Корректор Г. Решетник

Тираж 872 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Рауиккая наб., д. 4/5

Заказ 478/64

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления коробкой передач транспортного средства Устройство для управления коробкой передач транспортного средства Устройство для управления коробкой передач транспортного средства Устройство для управления коробкой передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Джойстик // 2161816
Изобретение относится к устройствам программного управления и может быть использовано в качестве управляющего элемента (графического манипулятора) в современных компьютерных системах, когда ручной ввод информации для оператора затруднен

Изобретение относится к средствам управления летательным аппаратом

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах управления, размещаемых преимущественно на подвижных средствах

Изобретение относится к области управления манипуляторами

Изобретение относится к системе управления транспортным средством

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в органах управления, в роботах и манипуляторах

Изобретение относится к дистанционным устройствам управления, а именно к устройствам типа командоаппарата, предназначенного для управления несколькими электроприводами производственных механизмов, и может быть использовано в любой системе управления, где необходимо плавное и точное перемещение исполнительных механизмов
Наверх