Патенты автора Климов Олег Владимирович (RU)

Изобретение относится к катализаторам гидрокрекинга углеводородного сырья. Описан катализатор гидрокрекинга углеводородного сырья, содержащий, мас.%: WO3 – 20.2-30.3, NiO – 4.6-6.9, цеолит Y с поверхностью, обогащенной кремнием, 0.7-1.7, цеолит Y с поверхностью, обогащенной алюминием, 2.2-3.5, аморфный алюмосиликат 27.6-33.8, γ-Al2O3 – остальное; причем носитель содержит одновременно два цеолита Y, имеющих различную концентрацию кислотных центров и распределение алюминия между поверхностью кристаллов и их объемом; в качестве первого цеолита носитель содержит цеолит Y с более высокой концентрацией кислотных центров и c соотношением поверхностной к объемной концентрации кремния к алюминию Si/Al = 1.2-2.1; в качестве второго цеолита носитель содержит цеолит Y с более низкой концентрацией кислотных центров и c соотношением поверхностной к объемной концентрации кремния к алюминия Si/Al = 0.7-0.9, при этом никель и вольфрам содержатся в форме высокодисперсных оксидов, полученных из биметаллических комплексных соединений Ni(NH4)a[HbW2O5(C6H5O7)2], где a = 0, 1 или 2; b = (2-a). Технический результат - создание катализатора гидрокрекинга с высокой активностью. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 пр.
Изобретение относится к способам гидрокрекинга углеводородного сырья, ориентированных на получение керосиновых и дизельных фракций в условиях малого содержания аммиака в водородсодержащем газе, например, в условиях второй стадии гидрокрекинга. Изобретение касается способа гидрокрекинга углеводородного сырья в присутствии катализатора, содержащего, мас.%: WO3 – 20,2-30,3, NiO – 4,6-6,9, цеолит Y с поверхностью, обогащенной кремнием, 0.7-1.7, цеолит Y с поверхностью, обогащенной алюминием, 2,2-3,5, аморфный алюмосиликат 27,6-33,8, γ-Al2O3 – остальное; причем носитель содержит одновременно два цеолита Y, имеющих различную концентрацию кислотных центров и распределение алюминия между поверхностью кристаллов и их объемом; в качестве первого цеолита носитель содержит цеолит Y с более высокой концентрацией кислотных центров и c соотношением поверхностной к объемной концентрации кремния к алюминию Si/Al=1,2-2,1; в качестве второго цеолита носитель содержит цеолит Y с более низкой концентрацией кислотных центров и c соотношением поверхностной к объемной концентрации кремния к алюминию Si/Al=0,7-0,9, при этом никель и вольфрам содержатся в форме высокодисперсных оксидов, полученных из биметаллических комплексных соединений Ni(NH4)a[HbW2O5(C6H5O7)2], где a=0, 1 или 2; b=(2-a), катализатор перед проведением гидрокрекинга сульфидируют, далее процесс проводят при температурах 300-450°С, давлении 3-30 МПа, объемном расходе сырья 0,1-10 ч-1, объемном соотношении водород/сырье 100-2000 м3 (при н.у.)/м3. Технический результат - высокий выход керосиновой и дизельной фракций. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 пр.
Изобретение относится к способам получения дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками. Предложен способ проведения второй стадии гидрокрекинга сырья при повышенном давлении и нагревании в потоке водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора. Катализатор содержит, мас.%: Pt - 0,3-0,6, носитель - остальное, причем носитель содержит, мас.%: одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 48 в количестве 10,0-20,0; ультрастабильный цеолит Y с силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 80 в количестве 10,0-15,0; связующее - γ-оксид алюминия - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность не менее 330 м2/г, общий объем пор не менее 0,60 см3/г, при этом объём микропор - не менее 0,015 см3/г и представляет собой гранулы с сечением в форме трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности не более 1,6 мм и длиной не более 15 мм. При этом процесс второй стадии гидрокрекинга проводят при температуре 320-340°С, давлении 6,0 МПа, объемном расходе сырья 1,5 ч-1, объемном соотношении водород/сырье 1000 нм3/м3. Технический результат заключается в снижении температуры достижения заданной конверсии сырья, значительно большем выходе дизельной фракции, более низких температурах помутнения и застывания получаемой дизельной фракции. 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 5 пр.
Изобретение относится к бифункциональному катализатору гидрокрекинга, позволяющему из тяжёлых нефтяных фракций получать дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками. Катализатор второй стадии гидрокрекинга включает в свой состав соединения платины и цеолитсодержащий носитель. Катализатор содержит, мас.%: Pt – 0,3-0,6, носитель – остальное, причём носитель содержит, мас.%: одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 48 в количестве 10,0-20,0; ультрастабильный цеолит Y с силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 80 в количестве 10,0-15,0; связующее – γ-оксид алюминия – остальное. Катализатор имеет удельную поверхность не менее 330 м2/г, общий объём пор не менее 0,60 см3/г, при этом объём микропор – не менее 0,015 см3/г. Технический результат - получение катализатора, имеющего максимальную активность в целевых реакциях крекинга различных углеводородов, гидрирования ненасыщенных и ароматических соединений, изомеризации н-парафинов, протекающих на второй стадии гидрокрекинга вакуумного газойля, ориентированного на преимущественное получение низкозастывающего дизельного топлива. 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 5 пр.
Изобретение относится к способу приготовления катализатора нефтепереработки, в частности к способу приготовления бифункционального катализатора гидрокрекинга, позволяющему из тяжёлых нефтяных фракций получать дизельное топливо с улучшенными низкотемпературными характеристиками. Катализатор готовят пропиткой по влагоёмкости водным раствором H2PtCl6 с концентрацией платины 3,75 – 7,06 г/л носителя, содержащего, мас.%: одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 48 – 10,0-20,0, ультрастабильный цеолит Y с силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 80 – 10,0-15,0, связующее – γ-оксид алюминия – остальное, с последующими стадиями сушки и прокаливания. В результате получают катализатор, который содержит, мас.%: Pt – 0,3-0,6, носитель – остальное. При этом носитель содержит, мас.%: одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 48 – 10,0-20,0; ультрастабильный цеолит Y с силикатным модулем SiO2/Al2O3 = 80 – 10,0-15,0; связующее – γ-оксид алюминия – остальное. Катализатор имеет удельную поверхность не менее 330 м2/г, общий объём пор – не менее 0,60 см3/г, при этом объём микропор – не менее 0,015 см3/г. Технический результат – создание улучшенного способа приготовления катализатора второй стадии гидрокрекинга с высокой активностью и селективностью в целевых реакциях гидрокрекинга сырья, что обеспечивает более высокий выход целевой дизельной фракции, более низкие температуры помутнения, более высокое цетановое число. 7 з.п. ф-лы, 2 табл., 5 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки. Предложен способ получения низкозастывающего дизельного топлива путем изодепарафинизации гидроочищенных дизельных фракций в присутствии гетерогенного катализатора, отличающийся тем, что используемый катализатор содержит, мас.%: [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] – 19,2-66,9 или [Ni(NH4)[HW2O5(C6H5O7)2] – 42,3-57,2, носитель – остальное, причём носитель содержит одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и модулем 48-120 в количестве 40-60 мас.% и связующее – g-оксид алюминия – остальное; катализатор имеет удельную поверхность не менее 140 м2/г, объем пор не менее 0,25 см3/г; катализатор перед проведением изодепарафинизации сульфидируют с получением состава, мас.%: 7,0-14,0 Mo или 18,0-20,0 W; 2,0-7,0 Ni; 8,0, 8,4, 8,8, 9,0-11,4 S; носитель – остальное, причём состав носителя не изменяется; процесс проводят при температуре 340-390°С, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,5-5,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье 450-900 нм3/м3. Технический результат - получение дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам изодепарафинизации гидроочищенных дизельных фракций в процессе получения дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками (зимних сортов). Катализатор изодепарафинизации гидроочищенных дизельных фракций в процессе получения дизельного топлива содержит, мас.%: 7,0-14,0 Mo или 18,0-20,0 W; 2,0-7,0 Ni; 8,0, 8,4, 8,8, 9,0-11,4 S; носитель – остальное. При этом носитель содержит одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и модулем 48-120 в количестве 40-60 мас.% и связующее – γ-оксид алюминия – остальное, который получен сульфидированием состава, мас.%: [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] – 19,2-66,9 или Ni(NH4)[HW2O5(C6H5O7)2] – 42,3-57,2, носитель – остальное. Катализатор имеет удельную поверхность не менее 140 м2/г, объем пор не менее 0,25 см3/г. Технический результат, достигаемый заявленным изобретением, заключается в получении низкозастывающих сортов дизельных топлив с высоким выходом целевого продукта (не менее 93%) в процессе изодепарафинизации дизельных фракций. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способам приготовления катализаторов изодепарафинизации дизельных фракций, которые предназначены для получения дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками. В данном способе катализатор готовят пропиткой носителя водным раствором с последующей сушкой. Носитель содержит одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и модулем 48-120 в количестве 40-60 мас.% и связующее. Связующее – γ-оксид алюминия, полученный из псевдобемита, синтезированного по технологии термической активации гиббсита в центробежном реакторе барабанного типа с последующей гидротермальной обработкой при температуре не менее 140°C – остальное. Водный раствор содержит комплексное соединение [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] или Ni(NH4)[HW2O5(C6H5O7)2]. При этом концентрации компонентов раствора обеспечивают получение состава, мас.%: [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] – 19,2-66,9 или Ni(NH4)[HW2O5(C6H5O7)2] – 42,3-57,2, носитель – остальное. Затем производят сульфидирование и получают катализатор состава, мас.%: 7,0-14,0 Mo или 18,0-20,0 W; 2,0-7,0 Ni; 8,0, 8,4, 8,8, 9,0-11,4 S; носитель – остальное, который содержит одномерный среднепористый цеолит ZSM-23 со структурой MTT и модулем 48-120 в количестве 40-60 мас.% и связующее – γ-оксид алюминия – остальное. Технический результат заключается в разработке эффективного способа приготовления катализатора изодепарафинизации дизельных фракций. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к катализатору гидроочистки для переработки дизельного топлива с высоким содержанием вторичных фракций, включающему в свой состав соединения кобальта, молибдена, фосфора, полученному сульфидированием состава, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] – 6,0-12,0, Co2[H2P2Mo5O23] – 21,0-30,0 и носитель – остальное, и содержащему, мас.%: Mo – 10,7-13,5; Co – 3,5-4,2; S – 9,0-11,5; P – 1,4-1,9; носитель – остальное; при этом носитель содержит 0,001-0,05 мас.% Na и имеет на своей поверхности изолированные атомы La со средним размером 0,1 нм, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 2-50 атомов на 10 нм2 поверхности и соотношением атомов Al к числу атомов La, равным 50–10000, причем носитель состоит из низкотемпературных форм оксида алюминия – γ- и χ-Al2O3 – в следующих соотношениях, мас.%: (50-95):(50-5), имеет удельную поверхность 120-200 м2/г, объем пор 0,30-0,50 см3/г, средний диаметр пор 8-13 нм. Технический результат заключается в высокой активности и стабильности катализатора в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке дизельного топлива с высоким содержанием вторичных фракций. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 9 пр.
Изобретение относится к области катализа. Описан способ приготовления носителя для катализатора гидроочистки, предназначенного для получения нефтепродуктов с низким содержанием серы, содержащего оксид алюминия и изолированные атомы лантана, в котором продукт быстрой термической обработки гидраргиллита измельчают до частиц со средним объемным диаметром агломератов частиц 5-25 мкм, затем гидратируют в 0,3 мас.% растворе азотной кислоты, фильтруют и отмывают от примесного натрия, затем влажный осадок подвергают гидротермальной обработке в виде суспензии в водном растворе азотной кислоты и источника лантана, проводят пептизацию порошка при перемешивании 2,5% водным раствором аммиака; экструдируют и после термообработки получают носитель, который содержит на своей поверхности изолированные атомы лантана размером порядка 0,1 нм, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 5-50 атомов на 10 нм2 поверхности и отношением числа атомов Al к числу атомов La равным 50-10000, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас. % составляет (50-95):(50-5); характеризуется удельной площадью поверхности 200-300 м2/г, объемом пор - 0,5-0,85 см3/г, средним диаметром пор - 7-13 нм и представляет собой гранулы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат - получение носителя для катализатора гидроочистки, повышающего каталитическую активность катализатора. 7 з.п. ф-лы, 2 табл., 9 пр.
Изобретение относится к способам получения малосернистых дизельных топлив. Изобретение относится к способу, заключающемуся в превращении прямогонных и содержащих до 30% вторичных дизельных фракций при температуре 340-380°C, давлении 3,5-8,0 МПа, массовом расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-800 м3/м3 в присутствии гетерогенного катализатора. Катализатор получают сульфидированием состава, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 6,0-12,0, Co2[H2P2Mo5O23] - 21,0-30,0, носитель - остальное. После сульфидирования катализатор содержит, мас.%: Mo - 10.7-13.5; Co - 3.5-4.2; S - 9.0-11.5; P - 1.4-1.9; носитель - остальное. При этом носитель содержит 0,001-0,05 мас.% Na и дополнительно содержит на своей поверхности изолированные атомы La со средним размером 0,1 нм, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 2-50 атомов на 10 нм2 поверхности и соотношением атомов Al к атомам La, равным 50 - 10000, причем носитель состоит из низкотемпературных форм оксида алюминия - γ- и χ-Al2O3 - в следующих соотношениях, мас.%: (50-95):(50-5). Катализатор имеет удельную поверхность 120-200 м2/г, объем пор 0.30-0.50 см3/г, средний диаметр пор 8-13 нм. Технический результат - получение дизельного топлива, содержащего менее 10 ppm серы при гидроочистке прямогонных и содержащих до 30% вторичных дизельных фракций. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 14 пр.
Изобретение относится к способам приготовления катализаторов, предназначенных для переработки дизельного топлива с высоким содержанием вторичных фракций. Описан способ приготовления катализатора гидроочистки дизельного топлива, характеризующийся тем, что катализатор готовят пропиткой носителя, содержащего 0,001-0,05 мас.% Na и дополнительно содержащего на своей поверхности изолированные атомы La со средним размером 0,1 нм, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 2-50 атомов на 10 нм2 поверхности и соотношением атомов Al к числу атомов La, равным 50-10000, причем носитель состоит из низкотемпературных форм оксида алюминия - γ- и χ-Al2O3 - в следующих соотношениях, мас.%: (50-95):(50-5), водным раствором, одновременно содержащим смесь комплексных соединений [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] и Co2[H2P2Mo5O23]; при этом концентрации компонентов раствора обеспечивают получение состава, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 6,0-12,0, Co2[H2P2Mo5O23] - 21,0-30,0, носитель - остальное; с последующим сульфидированием. Получаемый катализатор имеет удельную поверхность 120-200 м2/г, объем пор 0.30-0.50 см3/г, средний диаметр пор 8-13 нм. После сульфидирования по известным методикам катализатор содержит, мас.%: Mo - 10.7-13.5; Co - 3.5-4.2; S - 9.0-11.5; P - 1.4-1.9; носитель - остальное. Технический результат - получение катализатора, имеющего высокую активность и стабильность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке дизельного топлива с высоким содержанием вторичных фракций. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 9 пр.

Изобретение может быть использовано в производстве алюмооксидных адсорбентов, осушителей, носителей катализаторов и катализаторов. Предложен гидроксид алюминия с общей формулой Al2O3⋅nH2O, где n=1,5-1,9, который содержит на своей поверхности изолированные атомы La, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 2-50 атомов на 10 нм2 поверхности и отношением числа атомов Al к числу атомов La, равным 50-10000. Гидроксид алюминия состоит из псевдобемита и разупорядоченной χ-подобной фазы оксида алюминия в следующих соотношениях, мас. %: псевдобемит 60-95, разупорядоченная χ-подобная фаза оксида алюминия 5-40. Содержание конституционной воды составляет 22-25 мас. %. Удельная площадь поверхности после прокаливания при 550°С составляет 200-300 м2/г, средний диаметр пор - 8-15 нм, объем пор - 0,45-0,75 см3/г. Гидроксид алюминия представляет собой агломераты частиц с объемным средним диаметром от 5 до 100 мкм. Изобретение позволяет увеличить каталитическую активность и селективность гидроксида алюминия, снизить затраты на его получение. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 7 пр.
Изобретение может быть использовано в производстве алюмооксидных адсорбентов, осушителей, носителей катализаторов и катализаторов. Для приготовления содержащего изолированные атомы лантана гидроксида алюминия продукт быстрой термической обработки гидраргиллита измельчают до частиц с объёмным средним диаметром 5-25 мкм, затем гидратируют в 0,3 мас.% растворе азотной кислоты, фильтруют и отмывают от примесного натрия. Влажный осадок подвергают гидротермальной обработке в виде суспензии в водном растворе азотной кислоты и источника лантана. После сушки получают гидроксид алюминия с общей формулой Al2O3⋅nH2O, где n=1,5-1,9, состоящий из псевдобемита и разупорядоченной χ-подобной фазы оксида алюминия при соотношении данных фаз, мас.%: 60-95 псевдобемит, 5-40 разупорядоченная χ-подобная фаза оксида алюминия. Гидроксид алюминия содержит на своей поверхности изолированные атомы La с поверхностной плотностью 2-50 атомов на 10 нм2 поверхности и отношением атомов Al к атомам La равным 50-10000, включает конституционную воду, содержит примесный Na в диапазоне 0,001-0,04 мас.%. Удельная площадь поверхности после прокаливания при 550°С составляет 200-300 м2/г, средний диаметр пор - 8-15 нм, объем пор - 0,45-0,75 см3/г. Изобретение позволяет повысить каталитическую активность и селективность гидроксида алюминия, снизить затраты на его получение. 6 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к области катализа и описывает носитель для катализатора гидроочистки, предназначенного для получения нефтепродуктов с низким содержанием серы, который содержит на своей поверхности изолированные атомы лантана размером порядка 0,1 нм, состоящие в химической связи La-O-Al, с поверхностной плотностью 5-50 атомов на 10 нм2 поверхности и отношением числа атомов Al к числу атомов La равным 50-10000, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас. % составляет (50-95):(50-5); характеризуется удельной площадью поверхности 200-300 м2/г, объёмом пор - 0,5-0,85 см3/г, средним диаметром пор - 7-13 нм и представляет собой гранулы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат - повышение каталитической активности катализатора гидроочистки, приготовленного на основе заявленного носителя. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 9 пр.
Изобретение относится к способам получения катализаторов. Описан способ получения катализатора гидроочистки сырья каталитического крекинга, включающего в свой состав соединения никеля, молибдена, фосфора и носитель, характеризующийся тем, что катализатор готовят пропиткой носителя по влагоемкости водным раствором, одновременно содержащим смесь комплексных соединений [Ni(Н2О)2]2[Mo4O11(С6Н5О7)2], Ni2[H2P2Mo5O23] и H4[Mo4(C6H5O7)2O11], пропитку проводят при температуре 25-70°С в течение 15-60 мин при периодическом перемешивании, с последующей сушкой и сульфидированием, при этом применяют носитель, который содержит, мас.%: в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 – 0.1-20 и B2O3 – 0-10; натрий – не более 0.03; γ- и χ-Al2O3 – остальное, соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ -Al2O3 и γ -Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60), полученный катализатор содержит, мас.%: [Ni(Н2О)2]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] – 1.7-6.6, Ni2[H2P2Mo5O23] – 22.6-30.1 и H4[Mo4(C6H5O7)2O11] – 3.1-6.6; носитель – остальное; после сульфидирования катализатор содержит: Мо – 11.7-16.5; Ni – 3.0-4.4; S – 9.4-13.4; P – 1.5-1.9; носитель – остальное. Технический результат – получен катализатор, проявляющий увеличение активности в гидроочистке сырья каталитического крекинга. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к катализаторам. Описан катализатор гидроочистки сырья каталитического крекинга, включающий в свой состав соединения никеля, молибдена, фосфора и носитель, который содержит, мас.%: [Ni(Н2О)2]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] – 1.7-6.6, Ni2[H2P2Mo5O23] – 22.6-30.1 и H4[Mo4(C6H5O7)2O11] – 3.1-6.6; носитель – остальное, при этом носитель содержит, мас.%: SiO2 – 0.1-20.0 и B2O3 – 0-10; натрий – не более 0.03, γ- и χ-Al2O3 – остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60), при этом носитель согласно ЯМР 29Si содержит соединения кремния, которые представляют собой фрагменты Si(OSi)(OAl)2(O–) и Si(OSi)(O–)3 на поверхности носителя, наблюдаемые у алюмосиликатов и силикатных анионов, а концентрация Льюисовских кислотных центров носителя всех типов составляет 100-1000 µмоль/г; после сульфидирования катализатор содержит, мас.%: Мо – 11.7-16.5; Ni – 3.0-4.4; S – 9.4-13.4; P – 1.5-1.9; полученный катализатор имеет удельную поверхность 120-150 м2/г, объем пор 0.25-0.50 см3/г, средний диаметр пор 8-13 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1.0-1.6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат –увеличение активности катализатора. 1 табл., 7 пр.
Изобретение касается способа гидроочистки сырья каталитического крекинга в присутствии гетерогенного катализатора, в котором используемый катализатор содержит, мас.%: [Ni(Н2О)2]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 1,7-6,6, Ni2[H2P2Mo5O23] - 22,6-30,1 и H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,1-6,6, носитель - остальное, при этом носитель содержит, мас.%: в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 - 0,1-20,0 и B2O3 - 0-10, натрий не более 0,03, γ- и χ-Al2O3 - остальное. Соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60), после сульфидирования катализатор содержит, мас.%: Мо - 11,7-16,5, Ni - 3,0-4,4, S - 9,4-13,4, P - 1,5-1,9, носитель – остальное, катализатор имеет удельную поверхность 120-150 м2/г, объем пор 0,25-0,50 см3/г, средний диаметр пор 8-13 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Процесс проводят при температуре 340-380°C, давлении 3,5-8,0 МПа, массовом расходе сырья 0,4-1,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-1000 м3/м3. Технический результат - получение сырья каталитического крекинга с пониженным содержанием серы и азота. 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к области катализа. Описан способ приготовления носителя катализатора гидроочистки углеводородного сырья, содержащего оксид алюминия и соединение кремния или соединения кремния и бора, в котором продукт быстрой термической обработки гидраргиллита измельчают до частиц со средним объёмным диаметром агломератов частиц 5-25 мкм, затем гидратируют, отмывают от натрия, подвергают гидротермальной обработке в виде суспензии в водном растворе азотной кислоты и источника кремния или в водном растворе азотной кислоты и источника кремния и борной кислоты, распылительной сушке, проводят пептизацию порошка при перемешивании водным раствором аммиака с аммиачным модулем не менее 0,075; экструдируют и после термообработки получают носитель, содержащий, мас.%: кремний и бор в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 – 0,1-20 и B2O3 – 0-10, натрий – 0,005-0,03, низкотемпературные переходные формы оксида алюминия Al2O3 – остальное, при этом соотношение низкотемпературных переходных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60). Технический результат – увеличение активности катализатора. 11 з.п. ф-лы, 2 табл., 7 пр.
Изобретение относится к носителям катализатора. Описан носитель катализатора гидроочистки углеводородного сырья, характеризующийся тем, что он содержит, мас.%: фрагменты Si(OSi)(OAl)2(O–) и Si(OSi)(O–)3 на поверхности носителя в пересчете на оксид неметалла SiO2 – 0,1-20 и борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита в пересчете на оксид неметалла B2O3 – 0-10; натрий – 0,005-0,03; γ- и χ-Al2O3 – остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе, мас.%, составляет (0-40) : (100-60). Технический результат – повышение каталитической активности катализатора. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 7 пр.
Изобретение относится к способам получения малосернистых дизельных топлив. Изобретение касается способа гидроочистки смесевых и прямогонных дизельных фракций с высоким содержанием серы при повышенном давлении и нагревании в поток водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 11.42-18.9, Co2[H2P2Mo5O23] - 12,1-22,6 и (NH4)4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,25-4,73, носитель - остальное, при этом носитель содержит, мас.%: в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 - 0,1-20 и B2O3 - 0-10; натрий - не более 0,03; γ- и χ-Al2O3 - остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида χ-Al2O3 и γ-Al2O3 алюминия в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60). Катализатор имеет удельную поверхность 140-180 м2/г, объем пор 0,35-0,70 см3/г, средний диаметр пор 9-13,5 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Перед проведением гидроочистки катализатор сульфидируют с получением катализатора, который содержит, мас.%: 11-14 Mo, 2-4 Co, 0.8-1.5 P, 9.0-11.4 S; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: SiO2 - 0,1-20,0 и/или B2O3 - 0-10; Al2O3 - остальное. Технический результат - получение дизельного топлива, содержащего менее 10 ppm серы при гидроочистке прямогонных и смесевых дизельных фракций с высоким содержанием серы. 2 з.п. ф-лы, 7 пр., 1 табл.
Изобретение относится к области катализа. Описан способ приготовления катализатора гидроочистки дизельного топлива, характеризующийся тем, что катализатор готовят пропиткой носителя, содержащего в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 – 0,1-20 мас.% и B2O3 – 0-10 мас.%, натрий – не более 0,03 мас.%, γ- и χ-Al2O3 – остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе составляет (0-40):(100-60) мас.%, водным раствором, одновременно содержащим смесь комплексных соединений [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2], Co2[H2P2Mo5O23] и (NH4)4[Mo4(C6H5O7)2O11], с последующей сушкой, при этом концентрации компонентов раствора обеспечивают получение катализатора, который включает в свой состав, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] – 11.42-18.9, Co2[H2P2Mo5O23] – 12,1-22,6 и (NH4)4[Mo4(C6H5O7)2O11] – 3,25-4,73, носитель – остальное; с последующим сульфидированием и получением катализатора состава, мас.%: 11-14 Mo, 2-4 Co, 0.8-1.5 P, 9.0-11.4 S; носитель – остальное; при этом носитель содержит, мас.%: SiO2 – 0,01-20,0 и B2O3 – 0-10; Al2O3 – остальное. Технический результат – увеличение активности катализатора. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.
Изобретение относится к реактивированному катализатору гидроочистки дизельного топлива, содержащему, мас.%: Мо – 10,0-16,0; Ni – 2,5-4,5; P – 1,2-2,4; S – 6,7-10,8; γ-Al2O3 – остальное, полученному сульфидированием смеси, содержащей комплексные соединения Ni(C6H6O7), H4[Mo4(С6Н5O7)2O11], H7[PNiMo11O40]; H3[Ni(OH)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23] и носитель, содержащий γ-Al2O3, серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43-, в следующих концентрациях, мас.%: Ni(C6H6O7) – 8,8-15,6; H4[Mo4(С6Н5O7)2O11] – 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] – 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] – 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] – 3,0-7,4; носитель - остальное; при этом носитель содержит мас.%: SO42- – 0,5-2,5; PO43- – 2,5-5,5; γ-Al2O3 – остальное. Заявленный катализатор обуславливает оптимальную поверхностную концентрацию активного компонента и оптимальную морфологию частиц, минимизирует нежелательное взаимодействие активных металлов с поверхностью носителя, которое приводит к образованию малоактивных в катализе соединений, позволяет проводить гидроочистку сырья с высоким содержанием вторичных фракций, обеспечивает хороший доступ подлежащих превращениям молекул сырья к активному компоненту, позволяет получать дизельное топливо, содержащее не более 10 ppm серы при невысоких стартовых температурах процесса, что позволяет продлить срок эксплуатации катализатора. 2 табл., 4 пр.
Изобретение описывает способ получения малосернистого дизельного топлива, заключающийся в превращении смеси вторичных дизельных фракций с высоким содержанием серы с прямогонными дизельными фракциями при повышенном давлении и нагревании в потоке водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас.%: Mo – 10,0-16,0; Со – 2,7- 4,5; P – 0,8-1,8; S – 6,7-10,8; носитель – остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита – 5,0-25,0; γ-Al2O3 – остальное; при этом используемый катализатор имеет удельную поверхность 120-190 м2/г, объём пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырёхлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм, при температуре не выше 340оС, давлении не более 7,0 МПа; массовом расходе сырья не менее 1,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье не более 500 м3/м3, характеризующийся тем, что в качестве вторичных дизельных фракций, входящих в состав смесевого сырья, используют дизельные фракции с концом кипения до 360оС, полученные ректификацией полусинтетической нефти, являющейся продуктом каталитического парового крекинга тяжелого нефтяного сырья, которое может быть природным, например тяжелые нефти, либо техногенным, например гудрон. Технический результат заключается в получении топлива с содержанием серы менее 10 ppm. 1 з.п. ф-лы, 4 пр., 2 табл.

Настоящее изобретение относится к способу приготовления катализатора гидроочистки дизельного топлива, характеризующемуся тем, что катализатор готовят пропиткой носителя, который содержит, мас.%: диоксид кремния SiO2, представляющий собой аморфную фазу и имеющий размер частиц 3-20 нм – 2,0-20,0, борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита – 5,0-25,0, γ-Al2O3 – остальное; водным раствором комплексных соединений [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] и Со2[Н2Р2Мо5О23] с последующей сушкой, при этом концентрации компонентов раствора обеспечивают получение катализатора, который включает в свой состав, мас.%: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] – 7,7-32,0; Со2[Н2Р2Мо5О23] – 11,1-29,0; носитель – остальное; с последующим сульфидированием катализатора, при этом катализатор после сульфидирования по известным методикам содержит, мас.%: Мо – 10,0-16,0; Со – 2,7-4,5; P – 0,8-1,8; S – 6,7-10,8; носитель – остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является получение катализатора, имеющего максимальную активность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке смесевого дизельного топлива, содержащего дистилляты вторичных процессов нефтепереработки. 4 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл., 7 пр.

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки дизельного топлива с низким содержанием серы. Описан катализатор, содержащий, мас.%: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 11,42-18,9, Co2[H2P2Mo5O23] - 12,1-22,6 и (NH4)4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,25-4,73; носитель - остальное, содержащий, мас.%: в пересчете на оксиды неметаллов SiO2 - 0,1-20 и B2O3 - 0-10; Na - не более 0,03; γ- и χ-Al2O3 - остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет (0-40):(100-60). Катализатор имеет удельную поверхность 140-180 м2/г, объем пор - 0,35-0,70 см3/г, средний диаметр пор - 9-13,5 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. После сульфидирования по известным методикам катализатор содержит, мас.%: 11-14 Mo, 2-4 Co, 0,8-1,5 P, 9,0-11,4 S; носитель - остальное, при этом носитель содержит, мас.%: SiO2 - 0,1-20,0 и B2O3 - 0-10; Na - не более 0,03; γ- и χ-Al2O3 - остальное, причем соотношение низкотемпературных форм оксида алюминия χ-Al2O3 и γ-Al2O3 в носителе в мас.% составляет: (0-40):(100-60). Технический результат - максимальная активность катализатора в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке дизельного топлива. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр.

Изобретение относится к способу приготовления носителя для катализаторов гидроочистки, содержащего, мас.%: диоксид кремния SiO2 - 2,0-20,0, борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0, γ-Al2O3 - остальное. При этом входящий в состав носителя диоксид кремния SiO2 представляет собой аморфную фазу и имеет частицы размером 3-20 нм; входящий в состав носителя борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита представляет собой частицы с размерами от 10 до 200 нм. Носитель имеет удельную поверхность 240-270 м2/г, объем пор 0,5-0,8 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Способ приготовления носителя включает следующие стадии: измельчение продукта термической активации гидраргиллита Al(OH)3 до частиц со средним размером 20-50 мкм; гидратацию; промывку; гидротермальную обработку суспензии; распылительную сушку; смешение порошка псевдобемита с раствором кремнезоля; пептизацию; экструдирование; термообработку экструдатов, включающую в себя сушку и прокалку. Технический результат – высокая гидрообессеривающая и гидродеазотирующая активность. 9 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл., 7 пр.
Предложен способ реактивации катализатора гидроочистки, по которому отработанный катализатор после окислительной регенерации пропитывают раствором лимонной и ортофосфорной кислот в смеси воды и бутилдигликоля, имеющим концентрации бутилдигликоля 10-20 об.%, лимонной кислоты 0,42-1,09 моль/л, ортофосфорной кислоты 0,17-0,54 моль/л, далее подвергают термообработке при температуре 60-90оС в течение 20-60 мин, затем сушат на воздухе при температуре 100-220оС в течение 2-6 ч, в результате получают катализатор, имеющий объем пор 0,3-0,55 мл/г, удельную поверхность 120-180 м2/г, средний диаметр пор 7-12 нм и содержащий, мас.%: Ni(C6H6O7) – 8,8-15,6; H4[Mo4(С6Н5O7)2O11] – 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] – 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] – 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] – 3,0-7,4; носитель – остальное; при этом носитель содержит мас.%: SO42- – 0,5-2,5; PO43- – 2,5-5,5; γ-Al2O3 – остальное; что соответствует содержанию в сульфидированных катализаторах, мас.%: Мо – 10,0-16,0; Ni – 2,5-4,5; P – 1,2-2,4; S – 6,7-10,8; γ-Al2O3 – остальное. Технический результат - создание эффективного способа реактивации катализатора гидроочистки. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки для получения дизельного топлива с низким содержанием серы. Катализатор гидроочистки дизельного топлива включает в свой состав соединения кобальта, молибдена, фосфора и носитель. Катализатор содержит, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] - 7,7-32,0; Со2[Н2Р2Мо5О23] - 11,1-29,0; носитель - остальное. Носитель содержит, мас. %: диоксид кремния SiO2, представляющий собой аморфную фазу и имеющий размер частиц 3-20 нм, - 2,0-20,0, борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0, γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 120-180 м2/г, объем пор 0,30-0,50 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Катализатор имеет высокую обессеривающую и деазотирующую активность. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл., 7 пр.

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельных топлив, основанных на использовании регенерированных катализаторов гидроочистки. Описан способ гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390оС, давлении 3-9 МПа, объёмном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объёмном отношении водород/сырьё 300-600 м3/м3 в присутствии реактивированного катализатора гидроочистки, имеющего объем пор 0,3-0,55 мл/г, удельную поверхность 120-180 м2/г, средний диаметр пор 7-12 нм, включающего в свой состав молибден, никель, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, никель и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Ni(C6H6O7), H4[Mo4(С6Н5O7)2O11], H7 [PNiMo11O40]; H3[Ni(OH)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23], носитель содержит γ-Al2O3, серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43-. Катализатор содержит компоненты в следующих концентрациях, мас.%: Ni(C6H6O7) – 8,8-15,6; H4[Mo4(С6Н5O7)2O11] – 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] – 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] – 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] – 3,0-7,4; носитель – остальное; при этом носитель содержит мас.%: SO42- – 0,5-2,5; PO43- – 2,5-5,5; γ-Al2O3 – остальное; после сульфидирования катализатор содержит, мас.%: Мо – 10,0-16,0; Ni – 2,5-4,5; P – 1,2-2,4; S – 6,7-10,8; γ-Al2O3 – остальное. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способу, заключающемуся в превращении смесевых и прямогонных дизельных фракций с высоким содержанием серы при температуре 340-380°C, давлении 3,5-8,0 МПа, массовом расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-500 м3/м3 в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] - 7,7-32,0; Со2[Н2Р2Мо5О23] - 11,1-29,0; носитель - остальное; носитель содержит, мас. %: диоксид кремния SiO2 - 2,0-20,0, борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0, γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 120-180 м2/г, объем пор 0,30-0,50 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат - получение дизельного топлива, содержащего менее 10 ppm серы при гидроочистке прямогонных и смесевых дизельных фракций с высоким содержанием серы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.,7 пр.

Изобретение относится к носителю для катализатора гидроочистки углеводородного сырья, включающему в свой состав, мас. %: диоксид кремния SiO2, представляющий собой аморфную фазу и имеющий размер частиц 3-20 нм – 2,0-20,0, борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита – 5,0-25,0, γ-Al2O3 – остальное. Входящий в состав носителя борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита представляет собой частицы с размерами от 10 до 200 нм, характеризующиеся межплоскостными расстояниями 3,2 и 2,8 Å, с углом между ними 53,8°. Носитель имеет удельную поверхность 240-270 м2/г, объем пор 0,5-0,8 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат заключается в создании улучшенного носителя для катализатора гидроочистки. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 пр., 2 ил.
Изобретение относится к каталитическим способам переработки смесевых дизельных фракций первичного и смеси дизельных и бензиновых фракций вторичного происхождения с высоким содержанием серы с получением смеси сверхмалосернистых фракций бензиновых и дизельных углеводородов. Описан способ получения малосернистого дизельного топлива и малосернистого бензина, заключающийся в гидрогенизационной переработке смеси вторичных дизельных и вторичных бензиновых фракций с высоким содержанием серы с прямогонными дизельными фракциями при повышенном давлении и нагревании в потоке водородсодержащего газа в присутствии гетерогенного катализатора, включающего в состав активного компонента Mo, Co/Ni, P и S, а в состав носителя борат алюминия и γ-Al2O3, при температуре не выше 340°С, давлении не более 7,0 МПа, массовом расходе сырья не менее 1,0 ч-1, объемном отношении водород/сырье не более 500 м3/м3, причем в качестве вторичных дизельных фракций, входящих в состав смесевого сырья, используют высокосернистые дизельные фракции с концом кипения до 360°С, а в качестве вторичных бензиновых фракций, входящих в состав смесевого сырья, используют высокосернистые бензиновые фракции с концом кипения до 200°С, полученные ректификацией из полусинтетической нефти, являющейся продуктом каталитического парового крекинга тяжелого нефтяного сырья, которое может быть природным, например тяжелые нефти, битумы, либо техногенным, например мазут, гудрон. Технический результат - проведение гидрогенизационной переработки высокосернистых дизельных и бензиновых фракций вторичного происхождения в виде смеси с прямогонными дизельными фракциями с получением дизельных и бензиновых фракций, содержащих менее 10 ppm серы. 2 з.п. ф-лы, 4 пр., 3 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано при фиксации II пальцевого луча кисти при его поллицизации при отсутствии I пальцевого луча кисти. Выполняют перенос II пальцевого луча кисти в позицию I пальцевого луча кисти. Осуществляют фиксацию II пальцевого луча кисти в новой позиции I пальцевого луча кисти посредством мини-аппарата Илизарова. При этом костные фрагменты кисти фиксируют спицами, проведенными консольно в фаланги и пястные кости. Спицы вводят поперек продольной оси фаланг и тел пястных костей и закрепляют на несущих опорах мини-аппарата Илизарова, причем спицами фиксируют проксимальный и дистальный отдел II пястной кости, проксимальную фалангу II пальцевого луча кисти и III пястную кость. Спицы II пальцевого луча кисти закрепляют на первой опоре, спицы III пальцевого луча кисти закрепляют на второй опоре, между опорами аппарата, на их дистальных концах, шарнирно устанавливают резьбовой стержень с гайками. Способ обеспечивает возможность раннего начала занятий лечебной физкультурой что, как следствие, улучшает функцию кисти и ускоряет адаптацию пациента к новым функциональным возможностям руки за счет обеспечения стабильной жесткой фиксации перемещенных фрагментов кости и обеспечения управляемого остеосинтеза. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 пр.

Изобретение относится к способам приготовления катализаторов, предназначенных для получения дизельного топлива с низким содержанием серы. Описан способ приготовления катализатора, заключающийся в пропитке носителя водным раствором, одновременно содержащим биметаллические комплексные соединения [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] и Со2[H2P2Mo5O23] с последующей сушкой и сульфидированием катализатора. Концентрации компонентов раствора обеспечивают получение катализатора, который содержит, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 7,7-32,0; Со2[H2P2Mo5O23] - 11,1-29,0 носитель – остальное. При этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Получаемый катализатор имеет удельную поверхность 120-190 м2/г, объем пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм, и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. После сульфидирования по известным методикам катализатор содержит, мас. %: Мо - 10,0-16,0; Со - 2,7-4,5; Р - 0,8-1,8; S - 6,7-10,8; носитель - остальное. Технический результат - получение катализатора, имеющего максимальную активность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке дизельного топлива. 4 з.п. ф-лы, 5 пр., 1 табл.

Изобретение относится к способам очистки дизельного топлива от соединений кремния. Описан способ, заключающийся в превращении дизельных фракций, выкипающих до 360°С, содержащих до 200 ppm кремния, до 1,0% серы, до 200 ppm азота, имеющих плотность до 0,87 г/см3 при объемной скорости подачи сырья через катализатор защитного слоя - 5-20 ч-1, соотношении Н2/сырье = 250-650 нм3 Н2/м3 сырья, давлении 3-8 МПа, температуре 340-380°С в присутствии катализатора, содержащего молибден и никель в форме алюмогетерополимолибдата никеля со структурой Андерсена NiH[Al(OH)6Mo6O18] - 5,5-7,7 мас.% и в форме молибдата никеля NiMoO4 - 4,6-6,4 мас.%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Используемый в процессе катализатор имеет удельную поверхность 245-275 м2/г, объем пор 0,50-0,55 см3/г, средний диаметр пор 80-85 , представляет гранулы в поперечном сечении в виде трилистника с размером от вершины до середины основания 2,5±0,2 мм и длиной до 10 мм. Также описан способ очистки дизельного топлива от соединений кремния в присутствии сульфидированного катализатора, содержащего, мас.%: Мо - 5,0-7,0; Ni - 1,7-2,3; S - 3,4-4,7; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат - повышенная скорость извлечения кремния из сырья, повышенная емкость катализатора по диоксиду кремния и повышенная стойкость катализатора к дезактивации в условиях гидроочистки углеводородного сырья. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам приготовления катализаторов защитного слоя, располагаемых перед основным катализатором гидроочистки углеводородного сырья для предотвращения его отравления соединениями кремния, содержащимися в сырье гидроочистки. Описан способ приготовления катализатора, содержащего молибден и никель в форме алюмогетерополимолибдата никеля со структурой Андерсена NiH[Al(ОН)6Mo6O18] - 5,5-7,7 мас.% и в форме молибдата никеля NiMoO4 - 4,6-6,4 мас.%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Способ заключается в пропитке носителя, содержащего, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное, водным раствором биметаллического комплексного соединения [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2], с последующей сушкой, прокалкой, пропиткой водой и сушкой. Получаемый катализатор имеет удельную поверхность 245-275 м2/г, объем пор 0,50-0,55 см3/г, средний диаметр пор 80-85 , представляет гранулы в поперечном сечении в виде трилистника с размером от вершины до середины основания 2,5±0,2 мм и длиной до 10 мм. Описан также способ получения сульфидированного катализатора, содержащего мас.%: Мо - 5,0-7,0; Ni - 1,7-2,3; S - 3,4-4,7; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат заключается в получении катализатора, имеющего повышенную емкость по диоксиду кремния и повышенную стойкость к дезактивации в условиях гидроочистки углеводородного сырья. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл., 4 пр.

Изобретение относится к катализаторам защитного слоя, располагаемым перед основным катализатором гидроочистки углеводородного сырья для предотвращения его отравления соединениями кремния, содержащимися в сырье гидроочистки. Описан катализатор, содержащий молибден и никель в форме алюмогетерополимолибдата никеля со структурой Андерсена NiH[Al(ОН)6Mo6O18] - 5,5-7,7 мас.% и в форме молибдата никеля NiMoO4 - 4,6-6,4 мас.%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 245-275 м2/г, объем пор 0,50-0,55 см3/г, средний диаметр пор 80-85 , представляет гранулы в поперечном сечении в виде трилистника с размером от вершины до середины основания 2,5±0,2 мм и длиной до 10 мм. Также описан сульфидированный катализатор, содержащий, мас.%: Мо - 5,0-7,0; Ni - 1,7-2,3; S - 3,4-4,7; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат заключается в повышенной скорости извлечения кремния из сырья, повышенной емкости катализатора по диоксиду кремния, повышенной стойкости катализатора к дезактивации в условиях гидроочистки углеводородного сырья. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам получения малосернистых дизельных топлив. Изобретение относится к способу, заключающемуся в превращении смесевых и прямогонных дизельных фракций с высоким содержанием серы при температуре 340-380°C, давлении 3,5-8,0 МПа, массовом расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-500 м3/м3 в присутствии гетерогенного катализатора, содержащего, мас.%: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] - 7,7-32,0; Co2[H2P2Mo5O23] - 11,1-29,0; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное, что после сульфидирования по известным методикам соответствует содержанию, мас.%: Мо - 10,0-16,0; Со - 2,7-4,5; Р - 0,8-1,8; S - 6,7-10,8; носитель - остальное, при этом носитель содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 120-190 м2/г, объем пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм, и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,0-1,6 мм и длиной до 20 мм. Технический результат - получение дизельного топлива, содержащего менее 10 ppm серы при гидроочистке прямогонных и смесевых дизельных фракций с высоким содержанием серы. 1 з.п. ф-лы, 5 пр., 1 табл.

Изобретение относится к области катализа, а именно к катализаторам гидроочистки бензина каталитического крекинга с получением продукта - компонента товарного бензина - с низким содержанием серы при минимальном снижении октанового числа, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Описан катализатор, включающий в свой состав кобальт, молибден и носитель, содержащий, мас. %: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Мо4О11(С6Н5О7)2] - 17,4-27,4%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Аl3ВО6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; аморфный алюмосиликат - 30-50; γ-Аl2О3 - остальное. Входящий в состав катализатора аморфный алюмосиликат содержит кремний и алюминий в массовом соотношении от 0,2 до 0,3. Технический результат - повышенная гидрообессеривающая активность катализатора в гидроочистке бензинов каталитического крекинга, а также повышенная селективность катализатора, выражающаяся в снижении степени гидрирования олефиновых углеводородов и уменьшении величины падения октанового числа бензина каталитического крекинга при проведении гидроочистки. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.

Предложен катализатор гидроочистки дизельного топлива, включающий в свой состав соединения кобальта, молибдена, фосфора и носитель. Катализатор содержит, мас. %: [Со(Н2О)2(С6Н5О7)]2[Mo4O11(С6Н5О7)2] - 7,7-32,0; CO2[H2P2Mo5O23] - 11,1-29,0; носитель - остальное; носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат – получение катализатора, имеющего максимальную активность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке смесевого дизельного топлива, содержащего дистилляты вторичных процессов нефтепереработки. 2 з.п. ф-лы, 5 пр., 1 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается способа гидроочистки бензина каталитического крекинга, выкипающего в интервале от 0 до 235°С, содержащего до 0,1% серы, имеющего октановое число по исследовательскому методу до 95, заключающийся в пропускании смеси бензина каталитического крекинга и водорода через реактор при температуре 240-320°С, давлении 1,5-3,0 МПа, объемном отношении водород/сырье 150-350 м3/м3, объемной скорости подачи сырья 2-10 ч-1 в присутствии гетерогенного катализатора, включающего в свой состав кобальт, молибден и носитель, содержащего, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 17,4-27,4%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; аморфный алюмосиликат 30-50; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат - получение продукта гидроочистки бензина каталитического крекинга - компонента товарного бензина - с содержанием серы не более 10 ppm при снижении октанового числа бензина каталитического крекинга не более чем на 1,5 пункта по исследовательскому методу. 4 з.п. ф-лы, 4 пр., 1 табл.

Изобретение относится к способам приготовления катализаторов гидроочистки бензина каталитического крекинга и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Описан способ приготовления катализатора, заключающийся в пропитке носителя, который содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; аморфный алюмосиликат 30-50; γ-Al2O3 - остальное; водным раствором, содержащим биметаллическое комплексное соединение [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2], с последующей сушкой, при этом концентрации компонентов раствора таковы, что обеспечивают получение катализатора, который содержит, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 17,4-27,4; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; аморфный алюмосиликат 30-50; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат заключается в достижении повышенной гидрообессеривающей активности катализатора в гидроочистке бензинов каталитического крекинга, а также повышенной селективности катализатора, выражающейся в снижении степени гидрирования олефиновых углеводородов и уменьшении величины падения октанового числа бензина каталитического крекинга при проведении гидроочистки. 6 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способу регенерации дезактивированных катализаторов гидроочистки дизельного топлива. Описан способ регенерации дезактивированного катализатора гидроочистки, по которому дезактивированный катализатор прокаливают при температуре не более 650°С. Далее прокаленный катализатор контактируют с реактивирующим раствором, содержащим 0,55-2,7 моль/л лимонной кислоты в водном растворе, содержащем 10-20 мас. % бутилдигликоля и 10-20 мас. % диэтиленгликоля. Катализатор, выгруженный из пропитывателя непрерывным потоком, подается на сушку. В результате получают катализатор, имеющий объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, содержащий, мас. %: Co(C6H6O7) -6,3-13,0; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 8,6-11,2; Н3[Со(ОН)6Mo6O18] - 6,2-7,7; H6[P2Mo5O23] - 4,0-10,2; S042- - 0,7-2,6; PO43- - 0,5-4,4; носитель - остальное. Технический результат заключается в проведении гидроочистки дизельного топлива в присутствии катализатора заявляемого химического состава, с получением дизельного топлива, содержащего не более 10 ppm серы при невысоких стартовых температурах процесса, что прогнозирует длительный срок эксплуатации катализатора. 7 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к регенерированному катализатору гидроочистки дизельного топлива. Описан регенерированный катализатор гидроочистки, имеющий объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающий в свой состав молибден, кобальт, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, кобальт и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Со(C6H6O7), Н4[Mo4(C6H5O7)2O11], Н3[Со(ОН)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23], сера содержится в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор содержится в форме фосфат-аниона РО43- в следующих концентрациях, мас. %: Со(C6H6O7) - 6,3-13,0; Н4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 8,6-11,2; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 6,2-7,7; Н6[P2Mo5O23] - 4,0-10,2; SO42- - 0,7-2,6; РО43- - 0,5-4,4; носитель - остальное. Технический результат заключается в получении улучшенного регенерированного катализатора гидроочистки. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельных топлив, основанных на использовании регенерированных катализаторов гидроочистки. Описан способ гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390°С, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-600 м3/м3 в присутствии регенерированного катализатора гидроочистки, имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающего в свой состав молибден, кобальт, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, кобальт и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Со(C6H6O7), Н4[Мо4(C6H5O7)2O11], Н3[Со(ОН)6Mo6O18], Н6[P2Mo5O23], сера содержится в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор содержится в форме фосфат-аниона РО43- в следующих концентрациях, мас. %: Со(C6H6O7) - 6,3-13,0; Н4[Мо4(C6H5O7)2O11] - 8,6-11,2; H3[Co(OH)6Mo6O18] - 6,2-7,7; Н6[P2Mo5O23] - 4,0-10,2; SO42- - 0,7-2,6; PO43- - 0,5-4,4; носитель - остальное. Технический результат - получение гидроочищенного дизельного топлива с низким содержанием серы и азота в присутствии регенерированных катализаторов. 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам приготовления катализаторов гидроочистки нефтяных фракций с температурой начала кипения выше 360°С для получения сырья с низким содержанием серы и азота, которое далее перерабатывается в процессе гидрокрекинга. Катализатор готовят пропиткой носителя, который содержит, мас.%: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное; водным раствором, одновременно содержащим биметаллическое комплексное соединение [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] и борную кислоту в концентрациях, которые обеспечивают получение катализатора, содержащего, мас.%: [Ni(H2O)2]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 29,0-36,0; бор в форме поверхностных соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК-спектрах - 0,4-1,6; носитель – остальное.. Используют пропитку носителя по влагоемкости, либо из избытка раствора, при этом пропитку проводят при температуре 20-80°С в течение 20-60 мин при перемешивании. После пропитки катализатор сушат. Катализатор имеет удельную поверхность 130-180 м2/г, объем пор 0,35-0,65 см3/г, средний диаметр пор 10-15 нм, и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника. Технический результат - получение катализатора, имеющего максимальную активность в реакциях обессеривания и деазотирования, протекающих при гидроочистке нефтяных фракций с температурой начала кипения выше 360°С. 5 з.п. ф-лы, 7 пр., 2 табл.

Изобретение относится к катализатору гидроочистки углеводородного сырья, который содержит, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 33,0-43,0%; бор в форме поверхностных соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК-спектрах, - 0,4-1,6%, носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное. Также изобретение относится к сульфидированному катализатору гидроочистки углеводородного сырья, который содержит, мас. %: Мо - 10,0-14,0; Со - 3,0-4,3; S - 6,7-9,4; бор в форме поверхностных соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК-спектрах, - 0,5-2,0; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат заключается в достижении максимальной активности в целевых реакциях обессеривания и деазотирования, протекающих при гидроочистке углеводородного сырья. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 табл., 7 пр.

Изобретение относится к способу приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья, включающему в свой состав соединения молибдена, кобальта, бора и алюминия. Катализатор готовят пропиткой носителя, который содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное, водным раствором, одновременно содержащим биметаллическое комплексное соединение [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] и борную кислоту, с последующей сушкой, при этом концентрации компонентов раствора таковы, что обеспечивают получение катализатора, который содержит, мас. %: [Со(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 33,0-43,0; бор в форме поверхностных соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК -спектрах - 0,4-1,6; носитель - остальное. Технический результат заключается в получении катализатора, имеющего максимальную активность в целевых реакциях обессеривания и деазотирования, протекающих при гидроочистке углеводородного сырья. 7 з.п. ф-лы, 3 табл., 7 пр.

Изобретение относится к способу гидроочистки углеводородного сырья, заключающемуся в превращении углеводородного сырья с высоким содержанием серы и азота в присутствии катализатора, который содержит, мас. %: [Co(H2O)2(C6H5O7)]2[Mo4O11(C6H5O7)2] 33,0-43,0; бор в форме поверхностных соединений, соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК-спектрах - 0,4-1,6%, носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное. Также изобретение относится к способу гидроочистки углеводородного сырья в присутствии сульфидированного катализатора, который содержит, мас. %: Мо - 10,0-14,0; Со - 3,0-4,3; S - 6,7-9,4; бор в форме поверхностных соединений, соединений, характеризующихся полосами поглощения 930-1040, 1230, 1385-1450 и 3695 см-1 в ИК-спектрах - 0,5-2,0; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия Al3BO6 со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-Al2O3 - остальное. Технический результат заключается в получении нефтепродуктов с низким остаточным содержанием серы и азота при гидроочистке углеводородного сырья. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 2 табл., 7 пр.

 


Наверх