Патенты автора Богданов Александр Викторович (RU)

Изобретение относится к области радиоэлектронной борьбы и может быть использовано для постановки помех при групповых действиях истребителей. Технический результат – обеспечение эффективности постановки помех при действиях пары истребителей. В заявленном способе импульсно-доплеровские бортовые радиолокационные станции (БРЛС) группы из двух истребителей объединяются в систему с каналами обмена информацией, истребители пары оснащаются станциями активных помех. В каждой БРЛС измеряются дальности до самолета противника. Определяется истребитель-лидер на основе сравнения измеренных дальностей R1 и R2 соответственно между первым истребителем и самолетом противника и вторым истребителем и самолетом противника. При этом атакующим истребителем назначается самолет, находящийся ближе к самолету противника, а другой самолет - истребителем прикрытия. На атакующем истребителе работает бортовая радиолокационная станция на излучение с выключенной станцией активных помех, а на истребителе прикрытия включена станция активных помех и выключена на излучение БРЛС. На атакующем истребителе вычисляется требуемый курс истребителя прикрытия, учитывающий пространственное положение атакующего истребителя, который с атакующего истребителя по каналу обмена информацией передается на истребитель прикрытия, осуществляющий командное наведение в соответствии с алгоритмом траекторного управления до тех пор, пока параметр рассогласования между текущим и требуемым курсами истребителя прикрытия не будет равен нулю. 5 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных (РЛ) сигналов и может быть использовано для распознавания типового состава групповой воздушной цели (ГВЦ) из класса «самолеты с турбореактивными двигателями (ТРД)». Технический результат заключается в обеспечении постоянства вероятности распознавания типового состава ГВЦ не ниже заданной за счет оптимизации решающего правила, позволяющего адаптировать процесс распознавания к различному характеру полета ГВЦ. Заявленный способ заключается в том, что РЛ сигнал, отраженный от ГВЦ из класса «самолеты с ТРД», на промежуточной частоте подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуется в амплитудно-частотный спектр, составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от планеров самолетов группы и вращающихся лопаток первых ступеней рабочих колес компрессоров низкого давления их силовых установок. Далее вычисляют отсчет доплеровской частоты центроида Fц как среднее значение отсчетов доплеровских частот локальных максимумов, соответствующих отражениям РЛ сигналов от планеров самолетов группы, определяют отсчеты доплеровский частот Fкij первых компрессорных составляющих спектра сигнала, где i=1, …,I; I - количество самолетов в группе; j=1, …,J; J - количество типов самолетов с ТРД в группе. Вычисляют разносы ΔFij отсчетов доплеровских частот между центроидом Fц ГВЦ и каждым отсчетом Fкij в соответствии с динамической моделью разносов ΔFij доплеровских частот, по которым в течение K тактов осуществляется предварительное обучение нейронной сети для различных типов целей с различным характером их полета, имеющих соответствующий разнос доплеровских частот ΔFij (k+1). В процессе распознавания типового состава ГВЦ по РЛ сигналу, отраженному от ее элементов, с помощью каждого ij-го калмановского фильтра, функционирующего с соответствующей динамической моделью при различном характере полета самолетов группы, осуществляют фильтрацию отсчетов разносов доплеровских частот, в результате чего на выходе каждого ij-го калмановского фильтра формируют оценки разносов доплеровских частот, которые поступают на входы нейронной сети для принятия за K тактов работы калмановских фильтров предварительного решения о наличии в группе i-го самолета j-го типа с соответствующей вероятностью Pij, которая сравнивается с пороговым значением Рпор, при выполнении условия для каждого значения вероятности Pij≥Рпор принимается окончательное решение о том, что в группе находится i-й самолет j-го типа, в противном случае принимается решение об отсутствии данного типа самолета в группе. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способу сопровождения вертолета в импульсно-доплеровской радиолокационной станции (РЛС). Для сопровождения вертолета сигнал, отраженный от вертолета на промежуточной частоте в импульсно-доплеровской радиолокационной станции, подвергают узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуют в амплитудно-частотный спектр, составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от фюзеляжа вертолета, подвижных частей его силовой установки и вращающихся лопастей его несущего винта, определенным образом осуществляют фильтрацию доплеровских частот и формируют их оценку. Обеспечивается бессрывное сопровождение вертолета в импульсно-доплеровской РЛС. 2 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на заданный тип самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) из состава их разнотипной пары при воздействии уводящих по скорости помех. Достигаемый технический результат - формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на заданный тип самолета с ТРД из состава их разнотипной пары при воздействии уводящих по скорости помех. Способ заключается в том, что в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты осуществляется измерение и получение оценки угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам и дальности разнотипная пара самолетов с ТРД» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с помощью акселерометра измеряются собственные ускорения ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в автоселекторе скорости РГС ракеты формируются по два планерных и компрессионных отсчета доплеровских частот, в автоселектор скорости ракеты вводится предстартовое целеуказание о распознанном в ней типе самолета с ТРД, формируются отсчеты центроидов планерных и компрессорных отсчетов доплеровских частот, осуществляется формирование их оценок, вычисляется оценка доплеровской частоты, вычисляются разности оценок, вычисляется производная модуля разности оценок планерного и компрессорного центроидов доплеровских частот, которая сравнивается с пороговым значением, близким к нулю, далее принимается решение о воздействии уводящих по скорости помех или их отсутствии, в случае наличия воздействия - осуществляется вычисление параметров рассогласования в РЭСУ ракетой в горизонтальной и вертикальной плоскостях. 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и радиоэлектронной борьбы и может быть использовано для повышения помехозащищенности бортовой радиолокационной станции (БРЛС) при постановке прицельных по частоте помех станцией активных помех (САП). Технический результат заключается в повышении помехозащищенности БРЛС при воздействии прицельной по частоте помехи. Заявленный способ предусматривает формирование зондирующих сигналов на одной из выделенных частот в пределах рабочего диапазона и осуществление параллельно с обнаружением переотраженного от воздушной цели сигнала обнаружения прицельной по частоте помехи. При этом в пределах рабочего диапазона частот БРЛС выделяется две группы рабочих частот. При воздействии помехи осуществляется определение и запоминание направления на источник помехи, и БРЛС работает на одной из частот второй группы частот. После пропадания помехи на время разведки частоты станцией радиотехнической разведки (РТР) в составе САП бортовая радиолокационная станция осуществляет переход на одну из частот первой группы рабочих частот. После завершения разведки частоты станцией РТР в составе САП и возобновления постановки помехи с запомненного направления осуществляется переход БРЛС на частоту второй группы рабочих частот. 4 ил.

Изобретение относится к области радиоэлектронной борьбы и может быть использовано для повышения эффективности групповых действий истребителей. Техническим результатом является повышение эффективности групповых действий истребителей за счет постановки активных помех и выдерживания требуемых параметров боевого порядка. В заявленном способе импульсно-доплеровские бортовые радиолокационные станции группы из двух истребителей объединяются в систему с каналами обмена информацией, определяется истребитель-лидер. В каждой бортовой радиолокационной станции измеряются дальности до самолета противника и передаются по каналу обмена информацией в бортовую вычислительную систему истребителя-лидера. Истребители пары оснащаются станциями активных помех. В бортовой вычислительной системе истребителя-лидера на основе сравнения измеренных дальностей Д1 и Д2 соответственно между первым истребителем и самолетом противника и вторым истребителем и самолетом противника в случае, если Д1<Д2, ударным истребителем назначается первый самолет, на котором работает бортовая радиолокационная станция на излучение с выключенной станцией активных помех, а истребителем прикрытия - второй самолет, на котором включена станция активных помех и выключена на излучение бортовая радиолокационная станция. В противном случае, при Д1>Д2, второй истребитель назначается ударным самолетом с работающей на излучение бортовой радиолокационной станцией и выключенной станцией активных помех, а первый истребитель - самолетом прикрытия с включенной станцией активных помех и выключенной на излучение бортовой радиолокационной станцией. При этом истребитель прикрытия осуществляет выдерживание формы боевого порядка «фронт» с интервалом L между истребителями пары. 4 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) импульсно-доплеровских бортовых радиолокационных станций (БРЛС) группы истребителей при их совместной работе на излучение. Техническим результатом является обеспечение ЭМС системы импульсно-доплеровских БРЛС группы истребителей при их совместной работе на излучение без изменения взаиморасположения истребителей в группе. Заявленный способ заключается в том, что все импульсно-доплеровские бортовые радиолокационные станции истребителей группы объединяются в единую радиолокационную систему с каналами взаимного обмена информацией, в группе назначается один истребитель-лидер с его бортовой радиолокационной станцией. При работе всех БРЛС на излучение на истребителе-лидере, с учетом переданной информации о направлении полета каждого истребителя, его пространственном положении и секторе обзора основным лепестком диаграммы направленности антенны, осуществляется формирование данных о нахождении каждого i-го приемника БРЛС истребителей группы в секторе обзора основным лепестком диаграммы направленности антенны импульсно-доплеровской радиолокационной станции, оснащенной j-м передатчиком. При нахождении i-го приемника БРЛС в секторе обзора основным лепестком диаграммы направленности антенны импульсно-доплеровской радиолокационной станции, оснащенной j-м передатчиком, осуществляется анализ совместимости частот данных БРЛС. В случае несовместимости рабочих частот данных БРЛС на БРЛС, оснащенной j-м передатчиком, осуществляется запрет на излучение в направлении БРЛС, оснащенной i-м приемником. Далее БРЛС каждого истребителя группы осуществляет обзор пространства с учетом запретов на излучение в направлении соответствующих истребителей группы. 2 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на заданный тип самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) из состава разнотипной их пары. Способ заключается в измерении и получении в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам пара самолетов» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измерении с помощью акселерометра собственного ускорения ракеты в горизонтальной Jг и вертикальной Jв плоскостях, формировании в автоселекторе скорости РГС ракеты путем узкополосной доплеровской фильтрации двух планерных отсчетов Fп1 и Fп2 доплеровских частот, обусловленных соответственно скоростями сближения ракеты с первым и вторым самолетами разнотипной пары, и двух компрессорных отсчетов Fк1 и Fк2 доплеровских частот, обусловленных скоростями сближения ракеты с первыми ступенями компрессоров низкого давления соответственно первого и второго самолетами разнотипной пары, вычислении возможных комбинаций разностей между планерными и компрессорными отсчетами доплеровских частот. Технический результат: формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на заданный типа самолета с ТРД из состава разнотипной их пары. 1 ил.

Изобретение относится к способам обработки сигналов в метеорологических радиолокационных комплексах (МРЛК) и может быть использовано для обнаружения зон обледенения в секторах взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА). Достигаемый технический результат – повышение эффективности обнаружения зон обледенения в секторах взлета и посадки ЛА. Способ заключается в том, что с помощью метеорологической радиолокационной станции ближней аэродромной зоны (МРЛС БАЗ), входящей в состав МРЛК и устанавливаемой непосредственно на аэродроме, в секторе взлета и посадки ЛА осуществляют сканирование атмосферы в азимутальной и угломестной плоскостях, оценивают мощность отраженного сигнала. Далее для каждого импульсного объема вычисляют отражаемость Z* атмосферы, устанавливают порог отражаемости Zпор, соответствующий метеопродукту - слабый дождь. При превышении порога фиксируются минимальная и максимальная дальности с высокой отражаемостью с соответствующими высотами H1 и Н2. Затем с помощью теплового профилемера, входящего в состав МРЛК, измеряется значение высоты нулевой изотермы НТ=0. После чего при одновременном выполнении условий Z≥Zпор, Нтек≥НT=0, H1≤Нтек≤Н2 (где Нтек - текущее значение высоты полета ЛА в секторе взлета и посадки) принимают решение о наличии зоны обледенения, в противном случае принимают решение об ее отсутствии. 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) импульсно-доплеровских бортовых радиолокационных станций (БРЛС) группы истребителей при работе их на излучение в условиях возможной постановки противником активных помех. Техническим результатом является обеспечение ЭМС системы импульсно-доплеровских БРЛС группы истребителей при работе их на излучение в условиях постановки противником активных помех. В способе функционирования системы импульсно-доплеровских бортовых радиолокационных станций группы истребителей при обеспечении их электромагнитной совместимости в условиях воздействия помех все импульсно-доплеровские бортовые радиолокационные станции истребителей группы объединяются в единую радиолокационную систему с каналами взаимного обмена информацией. В группе назначается один истребитель-лидер с его бортовой радиолокационной станцией. При работе всех БРЛС на излучение на истребителе-лидере с учетом переданной информации о направлении полета каждого истребителя и его рабочей частоты оценивается ЭМС путем разбиения области пространства возможного нахождения истребителей группы на подобласти возможного нахождения каждого истребителя группы и вычисления для каждой комбинации возможного нахождения каждого истребителя группы по подобластям и каждого значения рабочих частот БРЛС суммарной мощности непреднамеренной помехи на входе приемника каждой БРЛС системы, создаваемой другими БРЛС системы, и сравнением полученной величины с пороговым значением. При этом комбинация, в которой превышение допустимого значения мощности над суммарным ее значением выполняется для всех истребителей группы, принимается за комбинацию, в которой обеспечена ЭМС системы БРЛС. С истребителя-лидера, в соответствии с принятой комбинацией по каналам обмена информации передается информация о требуемых значениях рабочих частот каждой БРЛС системы и номера подобластей, в которых необходимо находиться для обеспечения ЭМС. Каждая БРЛС перестраивается на требуемую рабочую частоту и формирует рекомендации летчику в виде номера подобласти для обеспечения ЭМС. При воздействии помехи с подавленных БРЛС на истребитель-лидер передается информация о запрещенных частотах для учета их при расчете требуемых значений рабочих частот БРЛС. 2 ил.

Изобретение относится к области вторичной обработки радиолокационных (РЛ) сигналов и может быть использовано для распознавания в импульсно-доплеровской радиолокационной станции (РЛС) типа самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) при воздействии имитирующих (уводящих по дальности и скорости) помех. Достигаемый технический результат - распознание в импульсно-доплеровской РЛС с вероятностью не ниже заданной типа самолета с турбореактивным двигателем при воздействии уводящих по дальности и скорости помех. В способе сигнал, отраженный от самолета с турбореактивным двигателем, подвергают узкополосной доплеровской фильтрации, преобразуют в амплитудно-частотный спектр. Далее в первом калмановском фильтре определяют оценку доплеровской частоты обусловленной отражениями сигнала от планера самолета, во втором калмановском фильтре определяют оценку доплеровской частоты обусловленной отражением сигнала от наступающих лопаток, а в четвертом калмановском фильтре от отступающих лопаток рабочего колеса первой ступени компрессора низкого давления силовой установки самолета. Сравнивают модуль производной оценки разности между оцененными значениями доплеровских частот с пороговым значением ε, близким к нулю, и принимают решение о наличии либо отсутствии воздействия уводящей по скорости помехи. В третьем калмановском фильтре сравнивают модуль разности между оценкой производной дальности до самолета и оценкой скорости сближения носителя РЛС с сопровождаемым ею самолетом с порогом ε1, модуль разности между оценкой дальности и вычисленной дальностью Д*(k) - с порогом ε2. В зависимости от результатов сравнения с пороговыми значениями принимают решение о наличии или отсутствии воздействия уводящих по скорости и дальности помех с/без функционально-связанным законом увода. Весь диапазон возможных значений оценок разностей разбивают на Q неперекрывающихся поддиапазонов в зависимости от значения величины оборотов вращения ротора силовой установки, вычисляют вероятность Pq попадания величины в каждый из сформированных q-х поддиапазонов. Максимальное значение вероятности сравнивается с пороговым значением, и при Pqmax≥Рпор принимается решение о распознавании q-го типа самолета с турбореактивным двигателем с вероятностью Pqmax не ниже заданной. 4 ил.

Изобретение относится к области вторичной обработки радиолокационных сигналов. Достигаемый технический результат - обеспечение возможности распознавания в импульсно-доплеровской РЛС с вероятностью, не ниже заданной, тип самолета с ТРД при воздействии уводящей по скорости помехи. Способ заключается в том, что сигнал, отраженный от самолета с ТРД, с выхода приемника импульсно-доплеровской РЛС на промежуточной частоте подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье (БПФ) и преобразуется в амплитудно-частотный спектр отражений сигнала от планера самолета с ТРД и вращающихся лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления (КНД) его силовой установки. Определяется отсчет доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала отражений от планера самолета. В первом калмановском фильтре осуществляется оценка доплеровской частоты отражений сигнала от планера самолета, во втором калмановском фильтре - оценка доплеровской частоты отражений сигнала от лопаток рабочего колеса ервой ступени КНД силовой установки самолета, в третьем калмановском фильтре - оценка дальности до самолета, вычисляется модуль разности оценок и на основе производной оценки дальности, его сравнение с порогом, близким к нулю. При непревышении порога - вывод об отсутствии воздействия уводящей по скорости помехи, в противном случае - решение о воздействии уводящей по скорости помехи. Диапазон значений оценок разностей разбивается на Q неперекрывающихся друг с другом поддиапазонов. При решении об отсутствии воздействия уводящей по скорости помехи вычисляется вероятность Pq попадания величины в каждый q-й поддиапазон, а при решении о воздействии уводящей по скорости помехи вычисляется вероятность Pq попадания величины в каждый q-й поддиапазон. Максимальное значение вероятности сравнивается с пороговым значением вероятности распознавания типа самолета. При превышении порога - решение о распознавании q-го типа самолета с ТРД с вероятностью Pq max. 5 ил.

Изобретение относится к области радиолокации. Достигаемый технический результат - повышение достоверности распознавания типа самолета с турбореактивным двигателем в импульсно-доплеровской радиолокационной станции при его полете на различных высотах. Способ заключается в том, что радиолокационный сигнал, отраженный от самолета с ТРД, подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье (БПФ) и преобразуется в амплитудно-частотный спектр (АЧС) отражений сигнала от планера самолета с ТРД и вращающихся лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления (КНД) его силовой установки. Путем пороговой обработки АЧС сигнала формируют только те отсчеты доплеровских частот Fi с соответствующими амплитудами спектральных составляющих, которые превысили установленный порог. Одновременно за время Т каждого обзора пространства измеряют два значения дальности Д1 и Д2 до самолета с ТРД и вычисляют частотную позицию доплеровской частоты Fп, зависящую от скорости сближения носителя импульсно-доплеровской РЛС с планером самолета с ТРД. Определяют в АЧС сигнала позицию доплеровской частоты с максимальной по амплитуде спектральной составляющей, превысившей установленный порог, которая соответствует значению доплеровской частоты Fк, обусловленной скоростью сближения носителя импульсно-доплеровской РЛС с вращающимися лопатками первой ступени КНД силовой установки самолета с ТРД, и вычисляют разность доплеровских частот ΔFпк=(Fп-Fк). Дополнительно за время Т каждого обзора пространства измеряют значения бортовых пеленгов ϕг азимута и ϕв угла места, среднюю дальность, вычисляют высоту полета самолета с ТРД. Для каждой высоты Н полета самолета с ТРД диапазон разностей ΔFпк разбивают на Q неперекрывающихся поддиапазонов. При попадании разности доплеровских частот ΔFпк в q-й поддиапазон принимают решение о q-м типе самолета с ТРД, летящем на высоте Н. 4 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов. Достигаемый технический результат - обеспечение бессрывного сопровождения вертолета в импульсно-доплеровской радиолокационной станции. Способ заключается в параллельном сопровождении на основе узкополосной доплеровской фильтрации и процедуры быстрого преобразования Фурье отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от фюзеляжа вертолета и вращающихся лопастей несущего винта вертолета. Затем определяют отсчет Fф доплеровской частоты спектральной составляющей с максимальной амплитудой Аф, превысившей первый порог U1 и соответствующий отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета. Полученные последовательные в дискретном времени отсчеты доплеровских частот фильтруют в первом фильтре сопровождения. Определяют отсчеты Fi, где i=1, …, I; I - общее количество амплитуд спектральных составляющих, превысивших второй порог U2, соответствующих отражениям сигнала от лопастей несущего винта вертолета, за исключением спектральной составляющей с максимальной амплитудой Аф и соответствующей отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета. Величина второго порога U2 в n раз меньше величины первого порога U1. Вычисляют отсчеты Fэ доплеровской частоты, соответствующий энергетическому центру отражений сигнала от лопастей несущего винта вертолета, и фильтруют их во втором фильтре. При наличии отсчетов доплеровских частот спектральных составляющих, превысивших первый порог U1 и соответствующих отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета, формируют оценки параметров движения вертолета при его сопровождении по отражениям сигнала от его фюзеляжа. При наличии отсчетов доплеровских частот спектральных составляющих, превысивших второй порог U2 и не превысивших первый порог U1, формируют оценки параметров движения вертолета при его сопровождении по отражениям сигнала от лопастей несущего винта. 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обеспечения энергетической скрытности работы на излучение импульсно-доплеровских бортовых радиолокационных станций (БРЛС) истребителей при их групповых действиях и обнаружении группы самолетов противника, оснащенных станциями радиотехнической разведки (РТР). Достигаемый технический результат - обеспечение энергетической скрытности работы на излучение импульсно-доплеровских БРЛС всех истребителей группы с заданной вероятностью при обнаружении самолетов противника, оснащенных станциями РТР. Способ функционирования системы импульсно-доплеровских БРЛС при групповых действиях истребителей заключается в том, что в каждой i-й импульсно-доплеровской БРЛС i-го истребителя группы формируется высокочастотная последовательность зондирующих импульсов, осуществляется их усиление по мощности, излучение в направлении группы из М самолетов противника, каждый из которых оснащен станцией РТР, прием, усиление, преобразование отраженных от группы самолетов противника сигналов на промежуточные частоты, их селекция по дальности и доплеровской частоте, преобразование сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом. При этом все импульсно-доплеровские БРЛС N истребителей группы объединены в единую радиолокационную систему с каналами взаимного обмена информацией, и один из истребителей выбран в качестве истребителя-лидера. В БРЛС истребителя-лидера формируются требуемые значения управляемых параметров функционирования каждой i-й БРЛС каждого i-го истребителя группы: средней излучаемой мощности передатчика i-й БРЛС, времени облучения группы самолетов противника, оснащенных станциями РТР, времени когерентного накопления сигнала в приемнике i-й БРЛС, которые передаются в каждую БРЛС каждого истребителя. Далее формируется параметр рассогласования при управлении в каждой БРЛС каждого истребителя между требуемыми и текущими значениями управляемых параметров, управление которыми осуществляется до тех пор, пока параметр рассогласования в каждой БРЛС каждого истребителя группы не будет равен нулю. 2 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано для сопровождения и распознавания типа воздушной цели (ВЦ)-самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) при воздействии сигналоподобной с модуляцией доплеровской частоты помехи типа DRFM (цифровая радиочастотная память). Достигаемый технический результат - распознавание с вероятностью не ниже заданной типа сопровождаемой ВЦ-самолета с ТРД при воздействии сигналоподобной с модуляцией доплеровской частоты помехи типа DRFM. Способ заключается в том, что отраженный от ВЦ-самолета с ТРД радиолокационный сигнал с помощью процедуры быстрого преобразования Фурье преобразуется в амплитудно-частотный спектр, составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от планера сопровождаемой ВЦ и вращающихся частей компрессора низкого давления (КНД) ее силовой установки, а также воздействием сигналоподобной с модуляцией доплеровской частоты помехи типа DRFM. В области планерных составляющих доплеровских частот, во-первых, определяется первый отсчет доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала, который поступает на вход первого калмановского фильтра, во-вторых, определяется второй отсчет доплеровской частоты, соответствующий амплитуде, соизмеримой со спектральной составляющей спектра сигнала, имеющей максимальную амплитуду в области планерных доплеровских частот, который поступает на вход второго калмановского фильтра, в-третьих, определяется отсчет доплеровской частоты, соответствующий максимальной амплитуде спектральной составляющей спектра сигнала, находящейся слева на единицы кГц по доплеровской частоте относительно первого и второго отсчетов доплеровских частот, который поступает на вход калмановского фильтра сопровождения первой компрессорной составляющей спектра сигнала, обусловленной отражениями сигнала от лопаток рабочего колеса первой ступени КНД. На каждом такте работы трех калмановских фильтров определяются соответственно оценки разности между оцененными первыми значениями доплеровских частот и лопаток рабочего колеса первой ступени КНД воздушной цели-самолета с ТРД и между оцененными вторыми значениями доплеровских частот и лопаток рабочего колеса первой ступени КНД. Определяются производные модулей оценок разностей, которые сравниваются с пороговым значением ε, близким к нулю. Весь диапазон возможных значений оценок разностей априорно разбивается на Q неперекрывающихся друг с другом поддиапазонов. За К промежуточных тактов работы всех трех калмановских фильтров определяется вероятность Pq попадания сформированной величины в каждый из априорно сформированный q-й поддиапазон. Определяется номер q-го поддиапазона, для которого величина вероятности Pq максимальна. Это максимальное значение величины Pq max сравнивается с заданным пороговым значением вероятности распознавания типа цели Рпор. Если Pq max≥Рпор, принимается решение о распознавании q-го типа сопровождаемой ВЦ-самолета с ТРРД с вероятностью Pq max, не ниже заданной, в противном случае принимается решение о невозможности распознать тип сопровождаемой ВЦ с заданной вероятностью. 2 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на вертолет при различном характере его полета с соответствующей ему динамикой. Способ формирования параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух» при ее самонаведении на вертолет при различном характере его полета, заключается в том, что в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты осуществляется оценка угловых скоростей вращения линии визирования «ракета-вертолет», оценка пеленгов вертолета, определяются приращения угловых скоростей вращения линии визирования «ракета-вертолет», обусловленные маневром вертолета соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с помощью акселерометра измеряются собственные ускорения ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В автоселекторе скорости РГС параллельно в каждом оптимальном калмановском фильтре их матрицы осуществляется сопровождение вертолета по дальности и доплеровской частоте при различных априорных данных, принятых при фильтрации в каждом оптимальном калмановском фильтре относительно m-го характера полета вертолета и соответствующего для каждого характера полета j-го варианта динамики его полета. При этом по строкам матрицы оптимальных фильтров располагаются фильтры, в которых в качестве априорных сведений приняты динамические модели для различных гипотез относительно m-го характера полета вертолета, а по столбцам - фильтры с динамическими моделями для различных гипотез относительно j-x вариантов динамики полета вертолета при соответствующем его m-м характере полета, по критерию хи-квадрат Пирсона находится оценка характера полета вертолета, а по критерию минимума обобщенной дисперсии реальных ошибок фильтрации находится оценка варианта динамики полета вертолета для оцененного значения характера его полета. Технический результат - формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на вертолет при различном характере его полета (стационарном полете, полете с ускорением, полете с торможением и полете в режиме «висение»). 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) для селекции полезного сигнала, отраженного от воздушной цели-носителя станции радиотехнической разведки (РТР), и воздействия по основному лепестку диаграммы направленности антенны (ДНА) сигналоподобной помехи с модуляцией доплеровской частоты (СПМДЧ) типа DRFM (цифровая радичастотная память). Достигаемый технический результат - обеспечение селекции полезного сигнала, отраженного от воздушной цели - носителя станции РТР, и воздействие по основному лепестку ДНА СПМДЧ типа DRFM. Способ заключается в формировании первой пачки высокочастотной когерентной последовательности (ВКП) зондирующих импульсов (ЗИ), их усилении по мощности, излучении в направлении воздушной цели - носителя станции РТР совместно с СПМДЧ типа DRFM, приеме отраженных сигналов от воздушной цели - носителя станции РТР совместно с СПМДЧ типа DRFM, их усилении, преобразовании на промежуточные частоты, селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом на основе алгоритма быстрого преобразования Фурье, определении и запоминании ширины спектров отраженных сигналов от воздушной цели-носителя станции РТР и СПМДЧ типа DRFM, формировании и излучении в направлении воздушной цели – носителя станции РТР и СПМДЧ второй пачки ВКП ЗИ, приеме отраженных сигналов, их усилении, преобразовании на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму, с последующим их спектральным анализом на основе алгоритма быстрого преобразования Фурье, определении и запоминании ширины спектров отраженных сигналов от воздушной цели – носителя станции РТР и СПМДЧ типа DRFM, сравнении величин ширины спектров отраженных сигналов и принятии решения по результатам сравнения о том, что данный спектр сигнала принадлежит его отражению непосредственно от воздушной цели - носителя станции РТР И СПМДЧ типа DRFM, на основе которого формируется отсчет доплеровской частоты полезного сигнала и осуществляется его индикация, или о том, что данный спектр сигнала обусловлен воздействием СПМДЧ типа DRFM по главному лепестку ДНА и ее индикация не осуществляется. 3 ил.

Изобретение относится к области первичной обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) истребителя для расширения ее функциональных возможностей при обнаружении групповой воздушной цели (ГВЦ) в условиях воздействия помех типа DRFM по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны (ДНА). Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей БРЛС истребителя при обнаружении ГВЦ за счет распознавания воздействия по боковым лепесткам ДНА прицельных по частоте помех типа DRFM, количества самолетов-постановщиков помех в составе группы, принадлежности каждого самолета группы к самолету-постановщику помех и обеспечения обработки полезного сигнала с одновременной режекцией помех. Способ функционирования БРЛС истребителя при обнаружении ГВЦ заключается в идентификации помех типа DRFM по боковым лепесткам ДНА, определении количества постановщиков помех из состава группы, определении принадлежности каждого самолета из состава группы к самолету-постановщику помех на основе совместного анализа амплитуд и положения спектральных составляющих спектров радиолокационного сигнала, принятого в основном и компенсационном каналах, и обеспечении дальнейшей обработки полезного сигнала с одновременной режекцией частотных позиций, соответствующих помехам типа DRFM. 3 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для распознавания в импульсно-доплеровской радиолокационной станции (РЛС) типа самолета с турбореактивным двигателем (ТРД). Достигаемый технический результат - повышение достоверности распознавания типа самолета с ТРД. Способ распознавания типа самолета с ТРД в импульсно-доплеровской РЛС заключается в том, что радиолокационный сигнал, отраженный от самолета с ТРД, с выхода приемника РЛС на промежуточной частоте подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуется в амплитудно-частотный спектр (АЧС), спектральные составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от планера самолета с ТРД и вращающихся лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления (КНД) его силовой установки, путем пороговой обработки АЧС сигнала формируют только те отсчеты доплеровских частот, которые превысили установленный порог, за время Т каждого обзора пространства измеряют два значения дальности Д1 и Д2 до самолета с ТРД, по которым предварительно вычисляют частотную позицию доплеровской частоты , обусловленной скоростью сближения носителя РЛС с планером самолета с ТРД, в АЧС сигнала определяют ближайшее к предварительно вычисленной частотной позиции доплеровской частоты значение доплеровской частоты с соответствующей амплитудой спектральной составляющей, превысившей установленный порог, которое окончательно определяет доплеровскую частоту сигнала Fп в его АЧС, обусловленную скоростью сближения носителя РЛС с планером самолета с ТРД, определяют в АЧС сигнала позицию доплеровской частоты (j=1, …, (i-1), (i+1), …, N), на которой находится спектральная составляющая, превысившая установленный порог и имеющая максимальную амплитуду Aj (j=1, …, (i-1), (i+1), …, N), которая соответствует значению доплеровской частоты Fк, обусловленной скоростью сближения носителя РЛС с вращающимися лопатками первой ступени КНД силовой установки самолета с ТРД, вычисляют разность доплеровских частот ΔFпк=(Fп-Fк), априорно разбивают диапазон разностей ΔFпк на Q неперекрывающихся q поддиапазонов соответствующих q-му типу цели, при попадании разности доплеровских частот ΔFпк в q-й поддиапазон принимают решение о q-м типе самолета с ТРД. 4 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для измерения скорости полета беспилотного летательного аппарата малого класса типа мультикоптер (МК) и дальности до него в дальней и ближней зонах (ДЗ и БЗ) относительно охраняемого объекта (ОБ). Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей радиолокационной системы (РЛС), объединяющей импульсно-доплеровскую (ИД) радиолокационную станцию и радиолокационную станцию с непрерывным излучением (НИ), при измерении скорости полета МК и дальности до него в ДЗ и БЗ относительно ОБ. Способ заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов на несущей частоте fн(ИД), их усилении, излучении с помощью первой приемо-передающей антенны в направлении воздушной цели - мультикоптера (ВЦ-МК) при его первоначальном полете в ДЗ относительно ОБ, приеме, усилении, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, измеренная текущая дальность ДТЕК до МК сравнивается с верхней границей дальности ДБЗ ближней зоны относительно ОБ, при ДТЕК>ДБЗ на выходе РЛС формируются значения скорости полета МК и дальности до него при функционировании РЛС в ИД режиме, при ДТЕК=ДБЗ дополнительно к ИД режиму работы РЛС включается режим ее работы с НИ зондирующего сигнала, для чего формируется модулированный по периодическому закону непрерывный высокочастотный зондирующий сигнал с несущей частотой fн(НИ), осуществляется его усиление и излучение с помощью второй приемо-передающей антенны в направлении ВЦ-МК при его полете в БЗ относительно ОБ, осуществляется прием отраженных от МК сигналов, их усиление, преобразование на промежуточные частоты и выделение сигнала разностной частоты fp=(2FмΔf м ДТЕК/с)+fд(НИ), где Fм и Δf м - соответственно частота модуляции и величина девиации частоты; с - скорость света; fд(НИ)=2 V fн(НИ)/c - доплеровская частота, обусловленная скоростью V полета МК в БЗ и работе РЛС в режиме НИ зондирующих сигналов, измерение разностной частоты fp, компенсация доплеровской частоты fд(НИ) с помощью РЛС, функционирующей в ИД режиме, путем введения поправки fд(НИ)=fн(НИ)fд(ИД)/fн(ИД), где fд(ИД)=2Vfн(ИД)/с - доплеровская частота, обусловленная скоростью V полета МК в БЗ и работе РЛС в ИД режиме, преобразование скомпенсированной по доплеровской частоте разностной частоты fp(к) в дальность до МК при его полете в БЗ в соответствии с выражением ДТЕК=с fp(к) / 2FмΔf м, формирование при полете МК в БЗ относительно ОБ на выходе РЛС значений скорости полета МК при функционировании РЛС в ИД режиме и дальности до него при совместном функционировании РЛС в ИД режиме и режиме с НИ зондирующего сигнала. 3 ил.

Изобретение относится к области оптико-электронных систем (ОЭС) и может быть использовано для панорамного обзора пространства при наблюдении с высоким угловым разрешением объектов, характеризующихся значительной линейной протяженностью, типа взлетно-посадочные полосы, автомобильные трассы, участки границ и т.д. Заявленный способ панорамного обзора пространства оптико-электронной системой заключается в формировании составного поля зрения с помощью симметрично расположенных относительно центра поля зрения ОЭС трех слева и трех справа идентичных макрооптических видеокамер с многоэлементными приемниками излучения и различными увеличениями, причем, максимальное увеличение имеют видеокамеры, ориентированные на удаленные участки зоны обзора пространства, а минимальное - видеокамеры, ориентированные на центр зоны обзора пространства. При этом, используется монотонное и безразрывное изменение масштаба изображения по всему полю зрения ОЭС, которое, как для трех правых камер, так и левых камер аппроксимируется кривой третьего порядка. Устранение различий масштабов изображения на стыках смежных видеокамер осуществляется координатно зависимым цифровым масштабированием, выравнивающим увеличение изображения вдоль линии сшивки для трех видеокамер, расположенных слева и трех видеокамер, расположенных справа относительно центра поля зрения ОЭС. Технический результат - формирование панорамы с монотонным и безразрывным изменением масштаба изображения по всему полю зрения ОЭС, характеризующейся повышенным угловым разрешением на краях зоны обзора пространства и пониженным разрешением в центре зоны обзора пространства. 7 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на самолет из состава их пары по его функциональному назначению по принципу «ведущий-ведомый». Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе формирования параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на самолет из состава их пары по его функциональному назначению по принципу «ведущий-ведомый». Для этого способ заключается в измерении и получении в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам пара самолетов» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измерении с помощью акселерометра собственного ускорения ракеты в горизонтальной Jг и вертикальной Jв плоскостях, осуществлении в автоселекторе скорости РГС ракеты узкополосной доплеровской фильтрации на основе алгоритма быстрого преобразования Фурье, формировании оценок и траекторий доплеровских частот, обусловленных скоростями сближения ракеты с ведущим и ведомым самолетами пары, вычислении автокорреляционных функций и их параметров - времени корреляции τ1 и τ2, собственной частоты f01 и f02 автокорреляционной функции, среднеквадратического отклонения σ1 и σ2 флюктуаций доплеровской частоты, анализе параметров автокорреляционных функций, при выполнении условий принимается решение о том, что оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведущим самолетом пары, а оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведомым самолетом пары, в этом случае при предстартовом целеуказании (ЦУ) о наведении ракеты на ведущего самолета параметры рассогласования в РЭСУ в горизонтальной Δгвщ и вертикальной Δввщ плоскостях будут формироваться в соответствии с выражениями где λ - рабочая длина волны РГС ракеты; N - навигационная постоянная, при предстартовом ЦУ о наведении ракеты на ведомый самолет параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями при выполнении условий принимается решение о том, что оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведомым самолетом пары, а оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведущим самолетом пары и при предстартовом ЦУ о наведении ракеты на ведущий самолет параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями а при предстартовом ЦУо наведении ракеты на ведомый самолет из состава пары параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) для обеспечения энергетической скрытности ее работы на излучение при обнаружении воздушной цели-носителя станции радиотехнической разведки (РТР). Достигаемый технический результат - формирование управления излучением зондирующего сигнала и приемом отраженного от воздушной цели-носителя станции РТР сигнала в импульсно-доплеровской БРЛС истребителя, позволяющее обеспечить энергетическую скрытность работы БРЛС истребителя на излучение с заданной вероятностью при обнаружении воздушной цели-носителя станции РТР. Сущность способа функционирования импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции истребителя при обеспечении энергетической скрытности ее работы на излучение заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов, их усилении по мощности, излучении в направлении воздушной цели - носителя станции радиотехнической разведки, приеме, усилении, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом, при этом формируются сигналы управления, пропорциональные параметрам рассогласования Δi ( - количество управляющих сигналов) в БРЛС при управлении средней мощностью излучения Рбрлс передатчика и временами когерентного накопления сигнала Ткн в приемнике и облучения Тобл воздушной цели - носителя станции РТР, в соответствии с определенным выражением. 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для расширения функциональных возможностей импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС). Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей БРЛС за счет распознавания воздействия по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны (ДНА) из вынесенной точки пространства прицельной по частоте помехи типа DRFM при обнаружении воздушной цели (ВЦ), прикрываемой самолетом-постановщиком помех, и, в случае ее воздействия, обработки полезного сигнала в БРЛС с одновременной режекцией помехи типа DRFM. Способ заключается в сканировании пространства главным лучом ДНА с компенсационным каналом по боковым лепесткам при обнаружении ВЦ с помощью импульсно-доплеровской БРЛС, установке коэффициента усиления в основном канале меньшим и соизмеримым с коэффициентом усиления сигнала в компенсационном канале, преобразовании сигналов в основном и компенсационном каналах в соответствующие амплитудно-частотные спектры, при этом при облучении ВЦ главным лучом ДНА импульсно-доплеровской БРЛС амплитуды A1 и А2 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f1, обусловленной доплеровским смещением несущей частоты БРЛС вследствие взаимного перемещения ее носителя и облучаемой ВЦ, при облучении самолета-постановщика помехи типа DRFM - цифровая радиочастотная память, оснащенного станцией радиотехнической разведки (РТР), главным лучом ДНА импульсно-доплеровской БРЛС амплитуды А3 и А4 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f2, обусловленной доплеровским смещением несущей частоты БРЛС вследствие взаимного перемещения ее носителя и облучаемого самолета-постановщика помехи типа DRFM, при облучении ВЦ главным лучом ДНА и постановке самолетом-постановщиком помехи прицельной на ранее разведанной с помощью станции РТР частотной позиции f2 помехи типа DRFM по боковым лепесткам ДНА амплитуды A1 и А2 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f1, амплитуды Ап1 и Ап2 спектральных составляющих помехового сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f2, осуществляется анализ расположения спектральных составляющих сигнала и их амплитуд, в зависимости от его результата осуществляется обработка только полезного сигнала БРЛС или обработка полезного сигнала в БРЛС с одновременной режекцией помехи типа DRFM на частотной позиции f2. 3 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для повышения помехозащищенности импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) при ее работе на излучение и обнаружении воздушной цели (ВЦ) - носителя станций радиотехнической разведки (РТР) и активных помех (АП). Достигаемый технический результат - обеспечение помехозащищенности импульсно-доплеровской БРЛС при работе ее на излучение и обнаружении ВЦ - носителя станций РТР и АП. Способ заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов на первоначальной несущей частоте f1, их усилении по мощности, излучении в направлении ВЦ - носителя станций РТР и АП, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом, при каждом приеме сигнала, отраженного от ВЦ - носителя станций РТР и АП, измеренное значение дальности обнаружения DБРЛС сравнивают с максимальным значением дальности обнаружения DPTP станцией РТР излученного БРЛС сигнала на несущей частоте f1, при выполнении условия DБРЛС>DPTP принимают решение о том, что скрытность БРЛС при ее работе на излучение обеспечена и станция РТР не обнаруживает и не распознает структуру и параметры излученного БРЛС сигнала на несущей частоте f1, в этом случае обеспечивается помехозащищенность БРЛС, поскольку постановка помех со стороны станции активных помех (САП) осуществляться не будет, в противном случае - одновременно с увеличением в n раз, где n - целое или дробное число, большее единицы, времени когерентного накопления сигнала в приемнике БРЛС, уменьшением в n раз средней излучаемой мощности передатчика БРЛС, осуществляют переход на другую несущую частоту fi, где i=2, I, где I - общее количество несущих частот зондирующего сигнала, до тех пор, пока не будет выполнено условие DБРЛС>DPTP, что свидетельствует об обеспечении помехозащищенности импульсно-доплеровской БРЛС. 1 ил.
Изобретение относится к области авиастроения, в частности к элементам конструкции многофункциональных истребителей, использующим средства снижения радиолокационной заметности. Достигаемый технический результат - уменьшение эффективной площади рассеяния фонаря кабины пилота многофункционального истребителя. Фонарь многофункционального истребителя представляет собой остекление из органического стекла, внутренняя часть которого имеет радиоотражающее покрытие из металлизированного слоя пленки золота с объемной концентрацией золота, превышающей порог протекания и нанесенной в вакуумной камере методом реактивного магнетронного распыления на постоянном токе в смеси рабочих газов - аргона и кислорода высокой чистоты, с нанесенным на него методом центрифугирования в регулируемом тепловом режиме защитным полимерным слоем.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для сопровождения групповой воздушной цели из класса «самолеты с турбореактивными двигателями» при воздействии уводящих по скорости помех. Достигаемый технический результат - повышение достоверности оценок доплеровских частот (ДЧ), обусловленных скоростью сближения носителя РЛС с каждым самолетом группы при воздействии уводящих по скорости помех. Способ заключается в параллельном сопровождении на основе калмановской фильтрации отсчетов ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от планеров самолетов группы и центроида отсчетов ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления двигателей самолетов; идентификации воздействия или отсутствия уводящих по скорости помех на основе вычисления модулей производных оценок разностей между оценками ДЧ, обусловленными отражениями сигнала от планера каждого самолета группы и центроидом ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от лопаток рабочего колеса первых ступеней компрессора низкого давления двигателей самолетов группы; сравнении модулей производных оценок разностей ДЧ с порогом; при их непревышении установленного порога, что соответствует отсутствию воздействия уводящих по скорости помех, на выходе формируются оценки ДЧ, вычисляемые в соответствии с процедурой калмановской фильтрации на основе наблюдения, в противном случае принимается решение о воздействии уводящих по скорости помех и на выходе наряду с оценками ДЧ, которые не идентифицированы как уводящие по скорости помехи, формируются оценки ДЧ, вычисляемые на основе модели взаимного перемещения носителя РЛС и того самолета группы, отраженный от которого сигнал изначально еще не был идентифицирован как уводящая по скорости помеха. 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для распознавания в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) направления самонаведения пущенной в переднюю полусферу по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (РГС). Достигаемый технический результат – повышение точности распознавания. Способ заключается в измерении и оценке в БРЛС на каждом i-м самолете из состава их группы (; N - количество самолетов в группе) угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - i-й самолет группы» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, которые по «i-j»-м каналам связи (i, , j≠i) передаются в БРЛС j-х самолетов группы (, j≠i), в БРЛС каждого i-го самолета группы сравниваются оцененные значения угловых скоростей вращения линий визирования и с переданными по каналам связи оцененными значениями угловых скоростей вращения линий визирования и (, j≠i), если в БРЛС на i-м самолете группы выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х (, j≠i) самолетов группы, то принимают решение о самонаведении пущенной ракеты на данный i-й самолет из состава их группы соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскости, т.е. «на меня», если ни одно из условий и относительно j-х (, j≠i) самолетов группы не выполняется, то принимают решение о том, что самонаведение пущенной ракеты не осуществляется, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на данный i-й самолет из состава их группы, т.е. «не на меня». 2 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам обработки радиолокационных (РЛ) сигналов в радиолокационных станциях (РЛС) и может быть использовано для измерения скорости полета воздушного объекта (ВО). Достигаемый технический результат – расширение функциональных возможностей. Способ заключается в параллельном приеме и обработке отраженных от ВО сигналов в трех приемных каналах - суммарном, вертикальном разностном и горизонтальном разностном, в каждом из которых РЛ сигнал усиливают, когерентно детектируют, стробируют по дальности и выделяют один дальностный канал с одинаковым номером дальностного канала во всех трех приемных каналах, в каждом из приемных каналов вычисляется спектр сигнала для выделенного канала дальности, осуществляется выбор вертикального или горизонтального разностного канала приема РЛ сигнала в качестве измерительного на основе измерения средних значений амплитуд спектра сигнала на их выходах, вычисление разности этих амплитуд и вращения антенны вокруг оси излучения с излучением зондирующего РЛ сигнала до тех пор, пока разность средних значений амплитуд спектров сигнала не достигнет максимального значения, моноимпульсным методом рассчитывают значение угла прихода сигнала в плоскости, соответствующей выбранному разностному каналу, по каждому спектральному отсчету с выхода выбранного разностного канала и суммарного канала методом линейного регрессионного анализа рассчитывают значения радиальной и тангенциальной составляющих скорости полета ВО в плоскости, соответствующей выбранному разностному каналу. РЛС для реализации способа содержит передатчик, три приемных канала - суммарный и два разностных канала в горизонтальной и вертикальной плоскости, каждый из которых содержит усилитель, когерентный детектор, устройство стробирования по дальности, аналого-цифровой преобразователь, вычислитель спектра сигнала, моноимпульсную антенно-фидерную систему, циркулятор, два измерителя средних значений амплитуд спектра сигнала, блок вычитания, анализатор разности амплитуд, коммутатор, вычислитель и блок управления антенной, определенным образом соединенные между собой. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при обнаружении воздушной цели. Достигаемый технический результат - обеспечение скрытности работы импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) на излучение при обнаружении воздушной цели - носителя станции радиотехнической разведки (РТР). Способ заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов, их усилении по мощности, излучении в направлении воздушной цели - носителя станции РТР, приеме, усилении, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующем их спектральным анализом, при каждом приеме отраженного от воздушной цели - носителя станции РТР сигнала измеренное значение дальности обнаружения DБРЛС сравнивают с максимальным значением дальности обнаружения DPTP станцией РТР излученного БРЛС сигнала, при выполнении условия DБРЛС>DPTP принимают решение о том, что скрытность БРЛС при ее работе на излучение обеспечена и станция РТР не обнаруживает излученный БРЛС сигнал, при этом средняя излучаемая мощность передатчика БРЛС, время облучения воздушной цели - носителя станции РТР и время когерентного накопления сигнала в приемнике БРЛС остаются неизменными, в противном случае одновременно увеличивают в n раз, где n - целое или дробное число, большее единицы, время облучения воздушной цели - носителя станции РТР и время когерентного накопления сигнала в приемнике БРЛС и уменьшают в n раз среднюю излучаемую мощность передатчика БРЛС до тех пор, пока не будет выполнено условие DБРЛС>DРТР, которое свидетельствует об обеспечении скрытности работы БРЛС на излучение. 2 ил.

Изобретение относится к области радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах радиоуправления при ближнем наведении истребителя в наивыгоднейшую, упрежденную точку встречи, на групповую воздушную цель (ГВЦ) с дополнительным созданием условия для обеспечения требуемого линейного разрешения целей в группе в бортовой радиолокационной станции истребителя за счет эффекта радиолокационного синтезирования апертуры антенны. Технический результат - в процессе ближнего наведения истребителя в горизонтальной плоскости на групповую воздушную цель (ГВЦ) в наивыгоднейшую упреждающую точку встречи создать условия для обеспечения в его бортовой радиолокационной системе (БРЛС) требуемого линейного разрешения целей в группе на основе эффекта радиолокационного синтеза апертуры (РСА). 4 ил.

Изобретение относится к способам обработки сигналов в радиолокационных станциях. Достигаемый технический результат - однозначное измерение дальности до метеорологического объекта (МО). Способ заключается в излучении первой последовательности импульсов с частотой повторения Fи1, в которой период повторения Tи1 в несколько раз меньше базового периода Т0, выбираемого из условия однозначного измерения расстояний в пределах всего возможного диапазона дальностей до наблюдаемых МО, излучении в последующий интервал Т0 второй последовательности импульсов с частотой повторения Fи2, причем Fи1=z1F0 и Fи2=z2F0, где F0=1/Т0; величины z1 и z2 некратные друг другу и не имеют общего делителя, определении совокупности наблюдаемых задержек tдн1i, где ; I - общее количество наблюдаемых задержек отраженных от МО импульсов относительно каждого k-го, ; K - количество излученных импульсов в первой пачке, излученного импульса в их первой пачке, вычислении величины средней наблюдаемой задержки t1 ср отраженных импульсов от МО относительно каждого излученного k-го импульса в их первой пачке, определении совокупности наблюдаемых задержек tдн2j, где ; J - общее количество наблюдаемых задержек отраженных от МО импульсов относительно каждого p-го, ; P - количество излученных импульсов во второй пачке, излученного импульса в их второй пачке, вычислении величины средней наблюдаемой задержки отраженных импульсов от МО t2 ср относительно каждого излученного p-го импульса в их второй пачке, сравнении временных задержек tдц1=mTи1+t1 cp и tдц2=nТи2+t2 ср, где m и n - количество целых периодов Ти1 и Ти2, попадающих в пределы интервала истинной задержки tдц, варьировании численных значений m и n до тех пор, пока не будет выполнено условие tдц1=tдц2 с фиксацией, при которых будет выполнено данное условие, и вычислении дальности до МО по формуле Дц=c(mфТи1+t1 ср)/2 или Дц=с(nфТи2+t2 ср)/2, где c - скорость света. 2 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки сигналов в радиолокационной станции (РЛС) и может быть использовано для сопровождения и распознавания типа воздушной цели из класса «самолет с турбореактивным двигателем» при воздействии уводящей по скорости помехи. Достигаемый технический результат - повышение достоверности выходной информации. Способ заключается в: параллельном сопровождении на основе калмановской фильтрации отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от планера цели и вращающихся структур компрессора низкого давления ее силовой установки; вычислении разности между полученными значениями доплеровских частот; вычислении модуля производной разности и сравнении ее с порогом, близким к нулю; разбиении всего диапазона разностей на неперекрывающиеся поддиапазоны, каждый из которых соответствует только одному типу цели; вычислении за несколько промежуточных тактов работы обоих калмановских фильтров вероятности попадания оценки разности частот в каждый из априорно сформированный поддиапазон; определении номера поддиапазона, для которого величина этой вероятности максимальна и ее сравнении с заданным порогом вероятности распознавания; принятии решения о распознавании типа цели с вероятностью, не ниже заданной; в случае непревышения модуля производной разности планерной и компрессорной составляющих доплеровских частот порога, близкого к нулю (при отсутствии воздействия уводящей по скорости помехи), формировании выходной информации в виде оценки типа цели и доплеровской частоты на основе динамической модели в калмановских фильтрах и входного сигнала, в противном случае (при превышении модуля разности порога - воздействии уводящей по скорости помехи) - в виде оценки типа цели, распознанного до воздействия помехи, и доплеровской частоты только на основе динамической модели планерной составляющей спектра сигнала. 3 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано для сопровождения и распознавания типа воздушной цели (ВЦ) из класса «самолет с турбореактивным двигателем (ТРД)»

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для сопровождения пилотируемой воздушной цели (ВЦ) и отделившихся от нее управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух»

Изобретение относится к области радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах самонаведения управляемых ракет класса «воздух - воздух» при их наведении на элементы групповой воздушной цели, летящие в плотной группе

Изобретение относится к области обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано для сопровождения разрешаемых по доплеровской частоте элементов групповой воздушной цели (ГВЦ) и распознавания количества целей в группе, а также варианта динамики их полета

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и может быть использовано в послеоперационном периоде у больных, перенесших операции на органах брюшной полости

 


Наверх