Способ распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолётов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для распознавания в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) направления самонаведения пущенной в переднюю полусферу по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (РГС). Достигаемый технический результат – повышение точности распознавания. Способ заключается в измерении и оценке в БРЛС на каждом i-м самолете из состава их группы (; N - количество самолетов в группе) угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - i-й самолет группы» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, которые по «i-j»-м каналам связи (i, , j≠i) передаются в БРЛС j-х самолетов группы (, j≠i), в БРЛС каждого i-го самолета группы сравниваются оцененные значения угловых скоростей вращения линий визирования и с переданными по каналам связи оцененными значениями угловых скоростей вращения линий визирования и (, j≠i), если в БРЛС на i-м самолете группы выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х (, j≠i) самолетов группы, то принимают решение о самонаведении пущенной ракеты на данный i-й самолет из состава их группы соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскости, т.е. «на меня», если ни одно из условий и относительно j-х (, j≠i) самолетов группы не выполняется, то принимают решение о том, что самонаведение пущенной ракеты не осуществляется, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на данный i-й самолет из состава их группы, т.е. «не на меня». 2 ил.

 

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для распознавания в бортовой радиолокационной станции (БРЛС) направления самонаведения пущенной в переднюю полусферу по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (РГС).

Известен способ функционирования импульсно-доплеровской БРЛС, заключающийся в формировании и излучении в пространство зондирующих импульсов, приеме, усилении, преобразовании на промежуточные частоты сигналов, отраженных от воздушной цели, каковой может являться пущенная в переднюю полусферу противником ракета с РГС, селекции сигналов по дальности и доплеровской частоте, их преобразовании в цифровую форму, измерении и оценке дальности до цели, скорости сближения с нею и угловых координат с их производными [1].

Недостатком данного способа является невозможность с его помощью распознать в БРЛС направления самонаведения пущенной ракеты с РГС в переднюю полусферу по группе самолетов.

Известен способ распознавания направления самонаведения пущенной по одиночному самолету ракеты с РГС, заключающийся в измерении и оценке в БРЛС угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях при самонаведении ракеты в переднюю полусферу в соответствии с методом пропорционального наведения, сравнении полученных оценок и с их пороговым значением ωпор, при выполнении условия или принимается решение о самонаведении ракеты на самолет, т.е. «на меня» в соответствующей плоскости, в противном случае - решение о не самонаведении пущенной ракеты в соответствующей плоскости, т.е. «не на меня» [2].

Недостатком данного способа является невозможность с его помощью распознать по принципу «на меня - не на меня» в БРЛС каждого самолета из состава их группы направления самонаведения пущенной ракеты в переднюю полусферу по группе самолетов, разрешаемых по угловым координатам в радиолокационной головке самонаведения ракеты.

Это обусловлено тем, что при пуске противником ракеты в переднюю полусферу в направлении группы самолетов и ее самонаведении в соответствии с методом пропорционально наведения она может быть обнаружена, измерены и оценены угловые скорости вращения линий визирования «ракета-самолет» в соответствующих плоскостях в БРЛС каждого i-го самолета (где ; N - количество самолетов в группе) из состава их группы. При этом из-за влияния таких факторов, как различные положения самолетов в пространстве, различные их скорости, влияние турбулентности и т.д., условия и могут быть либо выполнены, либо ошибочно не выполнены сразу в нескольких БРЛС самолетов группы. В этом случае определить однозначно, на какой же именно самолет из состава их группы осуществляется самонаведение пущенной ракеты не представляется возможным.

Цель изобретения - распознать по принципу «на меня - не на меня» в бортовой радиолокационной станции каждого самолета группы направления самонаведения в соответствии с методом пропорционального наведения пущенной ракеты в переднюю полусферу по группе самолетов, разрешаемых по угловым координатам в ее радиолокационной головке самонаведения.

Указанная цель достигается тем, что в способе распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с РГС, заключающемся в измерении и оценке в БРЛС одиночного самолета угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях при самонаведении ракеты в переднюю полусферу в соответствии с методом пропорционального наведения, параллельно измеряют и оценивают в БРЛС не на одном, а на каждом i-м самолете из состава их группы (; N - количество самолетов в группе с БРЛС с идентичными точностными характеристиками измерения и оценивания угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях) угловые скорости вращения линии визирования «ракета - i-й самолет группы» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, которые по «i-j»-м каналам связи (i, , j≠i) передают в БРЛС j-х самолетов группы (, j≠i), в БРЛС каждого i-го самолета группы сравнивают оцененные значения угловых скоростей вращения линий визирования и с переданными по каналам связи оцененными значениями угловых скоростей вращения линий визирования и (j, , j≠i), если в БРЛС на i-м самолете группы выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х (j, , j≠i) самолетов группы, то принимают решение о самонаведении пущенной ракеты на данный i-й самолет из состава их группы соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскости, т.е. «на меня», если ни одно из условий и относительно j-х, (j, , j≠i) самолетов группы не выполняется, то принимают решение о том, что самонаведение пущенной ракеты не осуществляется, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на данный i-й самолет из состава их группы, т.е. «не на меня».

Новыми признаками, обладающими существенными отличиями, являются.

1. Параллельное измерение и оценивание с идентичными точностными характеристиками в БРЛС на каждом i-м самолете из состава их группы (; N - количество самолетов в группе с БРЛС с идентичными точностными характеристиками измерения и оценивания угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях) угловые скорости вращения линии визирования «ракета - i-й самолет группы» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, которые по «i-j»-м каналам связи (i, , j≠i) передаются в БРЛС j-х самолетов группы (, j≠i).

2. Сравнение в БРЛС каждого i-го самолета () группы оцененных значений угловых скоростей вращения линий визирования и с переданными по каналам связи оцененными значениями угловых скоростей вращения линий визирования и (, j≠i) и принятие в БРЛС на каждом i-м самолете решения о самонаведении пущенной противником ракеты «на меня» в случае, если выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х, (, j≠i) самолетов группы, в случае не выполнения хотя бы одного из данных условий - принятие решения о самонаведении ракеты «не на меня».

Данные признаки обладают существенными отличиями, так как в известных способах не обнаружены.

Применение новых признаков позволит распознать по принципу «на меня - не на меня» в БРЛС каждого самолета группы направления самонаведения ракеты в соответствии с методом пропорционального наведения и пущенной в переднюю полусферу по группе самолетов, разрешаемых по угловым координатам в ее РГС.

На рисунке 1 представлена кинематическая схема взаимного перемещения в горизонтальной плоскости (аналогично и в вертикальной плоскости) ракеты, пущенной в направлении группы самолетов в переднюю полусферу, на рисунке 2 - блок-схема, поясняющие предлагаемый способ.

Способ распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с РГС реализуется следующим образом. При самонаведении со скоростью Vp (рисунок 1) пущенной ракеты в направлении разрешаемых по угловым координатам в ее радиолокационной головке самонаведения N самолетов, летящих в составе группы со скоростями Vi (где), относительно каждого i-го самолета группы будут иметь место соответствующие угловые скорости () вращения линии визирования «ракета - i-й самолет группы» (аналогично в вертикальной плоскости - ) и точки встречи ТВi ракеты с i-м самолетом группы. Эта информация об угловых скоростях линий визирования в вертикальной и горизонтальной плоскостях будет содержаться в отраженном от ракеты радиолокационном сигнале, который (рисунок 2) одновременно поступает на входы приемников БРЛС всех N самолетов группы, в каждом из которых он усиливается, преобразуется на промежуточные частоты, преобразуется в цифровую форму (блоки усиления и преобразования на рисунке 2 не показаны) и на промежуточной частоте с выхода усилителя промежуточной частоты (УПЧ) поступает на измеритель 1 угловой скорости вращения линии визирования «ракета - i-й самолет группы». Параллельно измеренные (с идентичными точностными характеристиками измерения) значения угловых скоростей вращения линий визирования и (на рисунке 2 обозначены, как ) поступают на входы соответствующих фильтров 2 сопровождения, на выходах которых в каждой БРЛС формируются оценки угловых скоростей и (с идентичными точностными характеристиками оценивания, на рисунке 2 - ) вращения линий визирования, которые, во-первых, по «i-j»-м каналам 3 связи (i, , i≠j) передаются в БРЛС остальных j-х самолетов группы) (, j≠i) и, во-вторых, поступают на первые входы блоков 4 сравнения, на вторые входы, которых поступают оцененные значения угловых скоростей вращения линий визирования и (, Так, согласно рисунку 2, на второй вход блока 4 сравнения поступают следующие оценки угловых скоростей вращения линий визирования:

в БРЛС 1-го самолета ;

в БРЛС i-го самолета ;

в БРЛС j-го самолета ;

в БРЛС N-го самолета .

Результаты сравнения угловых скоростей поступают на входы решающих блоков 5 соответствующих БРЛС, в каждом из которых принимается решение о самонаведении пущенной противником ракеты «на меня» в случае, если выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х (, j≠i) самолетов группы, в случае не выполнения хотя бы одного из данных условий принимается решение о самонаведении ракеты «не на меня».

Таким образом, применение предлагаемого изобретения позволит распознать по принципу «на меня - не на меня» в БРЛС каждого самолета группы направления самонаведения в соответствии с методом пропорционального наведения пущенной ракеты в переднюю полусферу по группе самолетов, разрешаемых по угловым координатам в ее радиолокационной головке самонаведения.

Источники информации

1. Авиационные радиолокационные комплексы и системы: учебник для слушателей и курсантов ВУЗов ВВС / П.И. Дудник, Г.С. Кондратенков, Б.Г. Татарский, А.Р. Ильчук, А.А. Герасимов. Под ред. П.И. Дудника. - М: изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006, страницы 639-641 (аналог).

2. Пат. 2408031 Российская Федерация, МПК G01S 13/52 (2006.01). Способ сопровождения пилотируемой воздушной цели / Богданов А.В., Андронов А.В., Голубенко В.А., Киселев В.В., Кучин А.А., Синицын А.В., Филонов А.А., Черваков В.О. - №2009103242/09, заявл. 02.02.2009; опубл. 10.08.2010, бюл. №36 (прототип).

Способ распознавания направления самонаведения пущенной по группе самолетов ракеты с радиолокационной головкой самонаведения, заключающийся в измерении и оценке в бортовой радиолокационной станции одиночного самолета угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях при самонаведении ракеты в переднюю полусферу в соответствии с методом пропорционального наведения, отличающийся тем, что параллельно измеряют и оценивают в бортовой радиолокационной станции не на одном, а на каждом i-м, где ; N - количество самолетов в группе с бортовыми радиолокационными станциями с идентичными точностными характеристиками измерения и оценивания угловых скоростей вращения линий визирования «ракета - самолет» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, самолете из состава их группы угловые скорости вращения линии визирования «ракета - i-й самолет группы» в вертикальной и горизонтальной плоскостях, которые по «i-j»-м каналам связи, где , j≠i, передают в бортовые радиолокационные станции j-х самолетов группы,

где , j≠i,

в бортовой радиолокационной станции каждого i-го самолета группы сравнивают оцененные значения угловых скоростей вращения линий визирования и с переданными по каналам связи оцененными значениями угловых скоростей вращения линий визирования и , где , j≠i, если в бортовой радиолокационной станции на i-м самолете группы выполняется хотя бы одно из условий или относительно j-х, где , j≠i, самолетов группы, то принимают решение о самонаведении пущенной ракеты на данный i-й самолет из состава их группы соответственно в вертикальной или горизонтальной плоскости, т.е. «на меня», если ни одно из условий и относительно j-х, где , j≠i, самолетов группы не выполняется, то принимают решение о том, что самонаведение пущенной ракеты не осуществляется, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на данный i-й самолет из состава их группы, т.е. «не на меня».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокации, радиосвязи, радионавигации и радиоуправления и может быть использовано в системах радиолокационного опознавания с шумоподобными сигналами.

Изобретение относится к технике радиолокации, радиосвязи, радионавигации и радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах для выработки признака государственной принадлежности объектов (целей).

Изобретение относится к технике радиолокации, радиосвязи, радионавигации и радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах для решения задачи обнаружения сигналов, снижения загрузки линий передачи данных и повышения достоверности принятого решения.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при обнаружении воздушной цели. Достигаемый технический результат - обеспечение скрытности работы импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) на излучение при обнаружении воздушной цели - носителя станции радиотехнической разведки (РТР).

Изобретение относится к радиолокационным методам и может быть реализовано и применено в системах отождествления аэродинамических летательных аппаратов, использующих наряду с другими признаками векторный отличительный признак, именуемый импульсной характеристикой (ИХ) объекта и формируемый на основе когерентной обработки сигналов с перестройкой несущей частоты, называемых иначе сигналами с синтезом спектра.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки радиолокационных сигналов. Технический результат - повышение эффективности классификации и бланкирования дискретных пассивных помех.

Изобретение относится к технике радиолокации, радиосвязи, радионавигации и радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах для выработки признака государственной принадлежности объектов (целей).

Изобретение относится к способам обработки сигналов в радиолокационных станциях. Достигаемый технический результат - однозначное измерение дальности до метеорологического объекта (МО).

Изобретение относится к технике радиолокации, радиосвязи, радионавигации и радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах для решения задачи обнаружения сигналов.

Изобретение относится к радиолокационной технике и предназначено для автокомпенсации доплеровских сдвигов фазы пассивных помех. Достигаемый технический результат - повышение точности автокомпенсации.

Изобретение относится к области резонансной радиолокации, основанной на известном явлении резкого возрастания амплитуды отраженного от летательного аппарата (ЛА) зондирующего радиосигнала сигнала с длиной волны, равной удвоенному значению размера корпуса ЛА и/или резонирующих элементов, например крыльев и подвесных конструкций, и может быть использовано в системе управления воздушным движением. Достигаемый технический результат – повышение производительности резонансной радиолокации по обслуживанию воздушного движения ЛА и расширение количества обслуживаемых типов ЛА. Указанный результат достигается за счет того, что осуществляют предварительный выбор полосы частот, охватывающих диапазон резонирования одновременно аэродинамических и баллистических ЛА; периодический частотный обзор воздушного пространства на прием, отбор и ранжирование в выбранной полосе допустимых частот зондирования, свободных от радиопомех; ранжирование допустимых частот зондирования, свободных от радиопомех, в порядке их близости по частоте к центру полосы резонирования ЛА; последовательное излучение в каждом такте зондирования по дальности длинного и короткого радиоимпульсов на разнесенных частотах в допустимом в текущий момент времени диапазоне частот для обнаружения ЛА в дальней зоне и разрешения отметок от ЛА в ближней зоне обнаружения соответственно; уменьшение расходимости радиолуча в угломестной плоскости в моменты излучения длинных радиоимпульсов для увеличения плотности энергии в радиолуче и дополнительного увеличения дальности обнаружения ЛА; автоматический переход на запасные частоты в порядке их ранжирования при появлении активных помех на частоте зондирования; параллельная обработка резонансных сигналов по всему выделенному полю воздушного пространства. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх