Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания

 

) Авторы изобретения

) - P. А. Ивашев и Л. Ю. Когосов (?1) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к приборостроению, в частности к устройствам для виброакустической диагностики диэельнБЙ двигателей вйутреннего сгорания.

По основному авт. св. % 932347 известно устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик верхней мертвой точки, формирующий каскад, триггер, формирователь опорного напряжения, датчик вибраций, избирательный усилитель, пороговый элемент и формирователь импульсов, причем датчик верхней мертвой точки связан через формирующий каскад с входом триггера и управляющим входом формирователя опорного напряжения, сигнальный вход которого связан через избирательный усилитель с выходом датчика вибраций и сигнальным входом порогового элемента, опорный вход, которого соединен с вькодом формирователя опорного напряжения, а выход - с входом формирователя импульсов, а так2 же переключатель, блок сравнения и селектор импульсов, причем выход формирователя импульсов через переключатель . связан с первым.и вторым входом блока сравнения, выход которого связан с 1

5 первым управляющим входом селектора импульсов, второй управляющий вход которого соединен с выходом триггера и с управляющим входом переключателя, а щ сигнм1ьный вход селектора импульсов связан с выходом формирующего каскада и с синхрониэирующим входом блока сравнения. Блок сравнения содержит.элемент памяти, два лемента запрета, реверсйв1g ный .счетчик, два дешифратора и управляющий триггер, причем первый и второй входы элемента памяти служат первым и . вторым входами блока, выходы которого через соответствукатие элементы эапреь. та соединены с соответствукхцими входами реверсивного счетчика, выход кото рого соединен с входами дешифраторов, выход каждого из которых соединен с

002870 . 4

Одним из недостатков известного устройства является сравнительно низкая надежность формирования импульсов опор-: ной последовательности. Этот недостаток вызывается тем, что при неисправном узле-источнике вибросигнала, на который установлен датчик вибраций, илк при установке последнего с нарушением о технологии (неправильно выбрано место установки ориентация оси чувствительности датчика и дф значение отношения сигнал помеха на выходе датчика вибраций становится настолько малым, что разность интенсивностей появления импульсов на входах блока сравнения меньше значения его гистерезиса. Кроме того, при недостаточно жестком креплении датчика вибраций к переходному устройству или самого перекодного устройства к дивгностируемому обьекту, или наконец, при неисправности самого датчика вибрации или просто при неуста3 1 управлякецим входом соответствующего элемента запрета и с первым и вторым входами управлякацего триггера, третий вход которого, обьединвнный с третьим входом элемента памяти, и выход служат соответственно синхрониэирующим входом и выходом! блока (1), Известное устройство производит выбор иэ двух импульсов на выходе датчика верхней мертвой точки (в,м,т.), возникающих эа цикл работы двигателя, одного, принятого эа опорный, например, импульса, передний фронт (начальная фаза колебания) которого соответствует моменту в. м.r. первого цилиндра на такте сжатия. Соответственно на выходе устройства формируется сигнал синхронизации -опорная последовательность импульсов с частотой, равной частоте циклов работы двигателя, и с начальной фазой колебания соответствующей определенной фазе цикла работы двигателя, например, моменту в.м. т. первого цилиндра на такте сжатия. Выбор опорных импульсов производится по управляющему сигналу блока сравнения, сравнивающего частоты появления импульсов в смежных полуциклах работы двигателя . (интенсивноси появления сигнала и помехи) на выходе датчика синхронизации, s качестве которого используется датчик вибраций, Выходные импульсы устройства являются импульсами опорной последовательности, если разность интенсивностей сигнала и помехи, превышает значение гистерезиса блока сравнения.

36

26

И

36

46

56

S$ новке его на обьект падает не только m ношение сигнал-помеха, но и амплитуда сигнала не. выходе датчика вибраций и соответственно на вьжоде избирательного усилителя, При этом сигнал на выходе последнего становится близким или меньшим порога чувствительности формирователя опорного напряжения, пороговый элемент не срабатывает и импульсы на входах блока сравнения вообще.не возникают. В результате в обоях рассмотренных выше случаях управляющий сигнал на выходе блока сравнения принимает одно иэ двух возможных значений случайым образом, Соответственно фаза начала колебаний импульсов на выходе устройства также- случайна и, следовательно, может не соответствовать фазе начала колебаний импульсов требуемой опорной последовательности. Т .е, устройство случайным образом может формировать ложную "последовательность

I импульсов с частотой, равной частоте циклов работы двигателя, но начальная фаза колебаний которых соответствуют в,м.т. первого цилиндра на такте сжатия и, следовательно, сдвинута по фазе относительно импульсов требуемой опорной последовательности на 36(f угла поворота коленчатого вала двигателя.

Появление "ложной" опорной последовательности вызывает неверный результат (сбой) измерения, что снижает достоверность диат ностирования и, следовательно, надежность процесса диагностирования.

Целью изобретения является повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит анализатор сигналов, блок сигнализации и элемент запрета, а блок сравнения снабжен дополнительным выходом, причем первый вход анализатора сигналов связан с выходом избирательного усилителя, а второй вход - с дополнительным выходом блока сравнения, первый и втс рой выходы анализатора сигналов соединены соответственно с первым и вторым входами блока сигнализации, третий вход которого служит для управляющего сигнала, третий выход анализатора сигналов соединен с первым входом элемента запрета, второй вход которого соединен с выходом селектора импульсов, причем выход элемента запрета служит выходом устро йства.

При этом блок сравнения доаолнительно содержит коммутатор, сигнальные

5 1002 входы которого соединены с выходами элемента памяти, входы управления — с выходами дешифратора, а выход коммутатора служит дополнительным выходом блока сравнения. 5

Анализатор сигналов содержит компаратор напряжения, два компаратора частоты, два инвертора, элемент запрета и собирательный элемент, причем вход компаратора напряжения служит первым 10 входом анализатора сигналов, а его выход через последовательно соединенные первый компарагор частоты и первыйинвертор соединен с первыми входами элемента запрета анализатора и собира- З тельного элемента и служит первым выходом анализатора сигналов, Вход второго компарагора частоты служит вторым

) входом анализатора сигналов, а его выход последовательно через второй инвер- 20 тор соединен с вторым входом элемента запрета анализатора, выход которого соединен с вторым входом собирательного элемента, который одновременно служит Вторым выходом анализатора сигна- 2$ лов, а выход собирательного элемента служит третьим выходом анализатора сигналов.

Кроме того, блок сигнализации содержит последовательно соединенные уп- З0 равляемый генератор импульсов,инвергор, -ключ и индикатор, причем первый . и второй входы генератора импульсов и вход управления ключа образуют соответственно первый: вгорой и третий вхо-. ды блока сигнализации.

879 d выходом формирующего каскада 2 и с синхронизирующим входом блока 10.

Блок 10 содержит элемент 12 памяти, элементы 13 и 14 запрета, реверсивный счетчик 15, дешифраторы 16 и 1 7, триггер 18 и введенный в блок коммутатор 19. Выходы элеменюа 12 памяти соединены с входами коммутатора 19 и через элементы 13 и 14 запрета подключены к суммирукщему и вычигающим входам реверсивного счетчика

15, выход которого подключен к входам дешифраторов 16 и 17. Выход дешифратора .16 связан с управляющим входом элемента 13, одним управляющим входом коммутатора 19 и с единичным Входом триггера 18. Выход дешифратора

17 связан с улравлякеццм входом эле-.

:мента 14, другим управляющим входом коммутатора 19 и нулевым входом триггера 18. Первый и второй входы элемента 12 служат первым и вторым входами блока 10, третий вход триггера 18„

: обьединенный с третьим входом элемен.та 12 служит синхронизируквцим входом блока 10, а выход триггера 18 и выход коммугатора 19 служит соответственно управляющим и дополнительным выходами блока 10.

Устройство содержит анализатор 20 сигналов, блок 21 сигнализации и элМ менг 22 запрета. Первый вход 23 анализатора 20 соединен с выходом избнрагельного усилителя 6, второй вход 24и дополнительным выходом блока 10, перВый 25 и второй 26 выходы анализатора

20 связаны с одноименными входами блока 21, а третий выход 27 — с входом управления элемента 22, вхсд кото рого подключен к выходу селектора 11) при этом на третий вход 28 блока подан: управляккций сигнал. Устройство содержит также выход 29.

Анализатор 20 сигналов содержит компаратор 30 напряжения, компарато30 через последовательно соединенные компаратор 31 и инвергор 33 соединен с входом управления элемента 35 и входом собира>ельного элемента 36, другой вход которого соединен с выходом элемента 35, вход которого через инвертор 34 связан с выходом компаратора

32. На опорный вход 37 компарагора

30 подан опорный сигнал чд, а на опорные Входы ЗЗ и 39 компарагоров

На чертеже представлена структурная электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчик 1 веркней мертвой точки соединенный через формирующий каскад 2 с триггером 3 и управляющим входом формирователя 4 опорного напряжения, сигнальный вход которого связан с выходом датчика 5 вибраций через избирательный усилитель

6 и с сигнальным входом порогового элемента 7, опорный вход которого соединен с выходом формирователя 4, а выход — с входом формирователя 8 имйуль сов, выход которого через переключатель

9 связан с первым и вгррым входами блока 10 сравнения, выход которого соединен с одним иэ управляющих входов селектора 11 - импульсов, другой управляк)-. щий вход которого соединен с выходом триггера 3 и с управляющим входом переключателя 9, а сигнальный вход - с ры 31 и 32 частоты, инвергоры 33 и

34, элемент 35 запрета и собирательный элемент 36. Выход компаратора

7 1002

31 и 32 поданы соответственно опорные сигналы 4„„и 4 (ис гочники опорных сигналов не показаны).

Блок 21 сигнализации содержит последовательно соединенные управляемый 5 генератор 40 импульсов, инвертор 41, ключ 42 и индикатор 43, выполненный в виде источника света.

Значение опорного сигнала v постоянно превышает уровни смешения, опреде» ляюшйе пороги, чувствительрости порогового элемента 7 и формирователя 4 опорного напряжения.

Значение опорного сигнала 4 постоянно, определяется цикловой нестабильностью уровня сигнала на выходе датчика

5 вибраций, вызываемой нестабильностью процессов впрыска топлива ) и выбирает» ся, в соответствии с выражением. 26

С П1

1 и„- g

46

Сигнал датчика 5 вибраций, устанавленного на форсунке второго цилиндра, через избирательный усилитель 6, осушествляюший усилие и частотную селекцию сигнала, поступает на сигнальные входы пороговго элемента 7, формирователя 4 опорного напряжения и на вход

23 анализатора 20 сигналов.

Пусть амплитуда значения Чщ сигналов на выходе избирательного усилителя 6 превышают опорный уровень Ча (Ч „Ъ Ч,„), a aerms ч„„появления аких сигналов превьпдает опорный уровень где N -число повторяющихся циклов рабо-2$ и ты двигателя, s которых пороговый эле.мент 7 не срабатывает, что вызывает потерю" сигнала; „- частота циклов работы двигателя, соответствуюшая нижней частоте вра- З6 щения вала двигателя.

Значение опорного сигнала тп, посто янно, определяется временем срабатывания блока 10 сравнения, определяемое в свою очередь цикловой нестабильно стью и отношением сигнал/помех на выходе датчика 5 вибрации, и выбирается в соответствии с выражением

Г где Nrr -число повторякацихся циклов работы двигателя, в которых под воздействием помехи происходит ложное срабатывание порогового элемента 7>

Q- гистерезис блока 10.

На вход i 28 блока 21 сигнализации подается логический сигнал. При нуле56 вом значении этого сигнала блок 21 блокируется, что обеспечивает п )ограммное управление устройства.

Селектор 11 представляет собой логическую схему и моЖет быть выполнен, например, в виде двух последовательно

И соединенных переключателей, выходы первого из которых соединены с входами второго.

Устройство работает следуюшим образом.

Пусть датчик 5 вибраций установлен на форсунке второго цилиндра четырехцилиндро. во о двигателя с последовательностью работы цилиндров l-1(-п1-ф-ц, а датчик

1 в.м.т. вырабатывает сигналы в моменты прохождения в.м.т. поршнями первого и четвертого цилиндра на тактах сжатия, т.е. ра один IlHKn работы двигателя датчик.

1 вырабатывает два сигнала в.м.т. Соответственно по сигналам с датчика 1 формирующий каскад 2 формирует за цикл работы двигателя два узких прямоугольных импульса, передние фронты которых соответствуют моментам прохождения в.м.т. В качестве опорного сигнала выбран импульс, передний фронт которого соответствует моменту в.м.т, первого цилиндра на такте сжатия.

Импульсы с выхода формируюшего каскада 2 поступают на вход селектора

11 импульсов и одновременно на счет ный вход триггера 3, на управляюший вход формирователя 4 опорного напряжения и на синхронизируюший вход блока

10 сравнения.

Селектор 11 импульсов пропускает на вход элемента 22 запрета за один цикл работы двигателя один из двух импульсов формируюшего каскада 2 при по- стоянном сигнале на выходе блока 10 в зависимости от значения этого сигнала и фазы работы триггера 3, срабатывакхцего по заднему фронту импульса формируюшего каскада 2. При этом импульс опорного сигнала поступает на вход элемента 22 при единичном значении сигнала на выходе блока 10, если импульсом опорного сигнала на,выходе триггера 3 устанавливается нулевой сигнал, и при нулевом значении сигнала на

° выходе. блока 10, если импульсом опорного сигнала на выходе триггера 3 устанавливается единичный сигнал. !

9 -1002

1 Лч х))„) . Тогда анализатор 20 срабатывает и на его выходе 25 формируется нулевой сигнал, поступающий.на соответствукхций вход блока 21 сигнализации аформироватепь 4 по каждому второму 5 импульсу с выхода формируйлцего каскада

2, т.е. через интервал времени, равный циклу работы двигателя, формирует на опорном axoäå порогового элемента 7 постоянное напряжение пропорциональное, но меньше по уровню MBKGHMB!Ibnol значения вибрационного сигнала эа истекший интервал времени, равный циклу работы двигателя. При превышении сигналом, образуюшимся на выходе усилителя 6, уровня на опорном входе порогового элемента 7, последний срабатывает, и на выходе формирователя 8 возникает импульс, поступак)ший на вход переключателя 9. Положение переключателя 9 изменяется синхронно с изменением значения сигнала на выходе триггера 3 так, что в одном иэ попуцикпов работы двйгатепя выход формирователя 8 подключен к одному, а в другом попуцикпе - к друго- 5

Му входу блока 10. При этом на первый вход .бпока 10 импульс с формирователя

8 поступает при единичном, à HB второй вход — при нулевом сигнале на выходе триггера 3.

Блок 10 изменяет свое состояние на одну единицу счета в конце каждого полуципиндра работы двигателя по сигналу с формирующего каскада 2, если в течение этого попуцикпа на его соответствую-55 ший вход поступил один ипи более импульсов т.е;.фиксирует наличие хотя бы одного срабатывания порогового элемента 7 в в попуцикпе работы двигателя. Дпя простоты изложения допустим, что пороговый 46 элемент 7 в течение попуцикпа работы дыигатепя срабатывает не более одного раза. Обозначим М и йя число импульсов, поступающих соответственно íà первый и второй входы блока 10.

Если через некоторое число циклов работы двигателя число. импульсов на од ном из входов бпока 10 превысит чис- ло импульсов на другом входе на величину, равную гистерезису М блока 10, М то последний переходит в одно из своих крайних состояний и по заднему фронту импульса формирук)щего каскада 2, поступающего на его синхрониэируюший вход. изменяет значение сигнала на своем выходе. При этом, если Й -N<7r+

55 то на выходе блока 10 устанавпивается единичный сигнал и, если ц -g >re то на

Я. 1 ) выходе блока 10 устанавливается нулевой

879 10 сигнал. Соответственно прн) -й Мна . дополнительном выходе блока 10 появпя-

/ ются импульсы пост тающие на вход

24 анализатора 20 с частотой следования $, равной разности частот следования импульсов последовательностей

Й и Hg, а при Й -Ц 7г В- импульсы с частотой следования %z, равной разности частот следования импульсов последовательностей Н< и и . При этом значения этих частот превышает опорный уровень анализатора 20. Последний срабатывает и на его вьиоде 26 также, как и на выходе 25 образуется нулевой сигнал, поступакщий на соответствующий вход бцока 21 сигнализации. При единичном значении сигнала на жопе

28 последний срабатывает и формирует сигнал Норма . Одновременно на третьем выходе блока 20 также образуется нулевой сигнал, разбпокирукиаий элемент

22 запрета.

Пусть фаза работы триггера 3 такова, что по импульсу опорного сигнала с выхода формирукщего каскада 2 на выходе триггера 3 устанавливается нулевой сигнал. Тогда попезный сигнал датчика 5 вибраций, возникающий при впрыске топлива в форсунку второго цилиндра, образуется на интервапе единичного сигнапа на выходе триггера 3. Следовательно импульсы формирователя 8, возникающие при срабатывании порогового элемента

7 в попуцнкпах полезного сигнала датчика 5 вибраций. поступают только на первый вход бпока 10. -Соответственно на второй вход жока 10 поступают импульсы, возникакзцие в попупиклах, смежных с попуцикпами полезного сит нала, если уровень помехи вызывает срабатывание порогового элемента 7.

Через некоторое число циклов работы двигателя вследствие большей интенсии . ности цЬпезного сигнала число импульсов Ц, превысит число импульсов и так, что й.)-й ъ М, и на выходе бпока 10 усгановится единичный сигнал. Последний б переводит селектор 11 в режим селекции импульсов формирующего каскада 2, устанавпиваимпих на выходе триггера 3 нулевой сигнал. В результате селектор

11 за цикл работы двигателя пропускает на выход только импульс опорного сигнала, поступакаций ч)эрез разбпокиоованиый, элемент 22 на выход 29. Спедоватега но, на выходе 29 устройства образуется последовательность импульсов с частотой следования, равной частоте цик02879 12 блокирует выход устройства, а блок 21 также формирует сигнал "Уровень меньше, если уровень сигнала на выходе избирательного усилителя 6 превышает

S опорный сигнал Ч„, но частота появления сигнала мала и не превышает опорный сигнал $ . Сигнал Уровень менья ше сигнализирует о недостаточном уровне сигнала на выходе датчика 5 вибраций © и информирует оператора о необходимости проверить жесткость крепления датчика

5 к переходному устройству или переходного устройства к диагностирующему обьекту.

Пусть амплитудное значение Ч„„сигнала на выходе избирательного усилителя 6 больше опорного уровня Ч„, .частота его появления превышает опорный уровень Еп, но разность чисел импульсов

26 нв входах блока 10 сравнения не превышает его гистерезиса (,/К -й с М ). В результате блок 10 н аходится в промежуточном состоянии и, следовательно, сигнвл на его выходе, управляющий селект тором 11, имеет случайное значение, независящее от сигнала датчика 5 вибраций, а сигнал на его дополнйтельном выходе отсутствует. Анализатор 29 не срабатывает по входу 24 и на его выходе

30 26, а также на третьем его выходе образуются единичные сигналы. Единичный ° сигнал, обраэукщийся нв третьем выходе анштиэвтора 20 блокирует элемент 22 и„следовательно, поступление импульсов на выход устройства, а по единичному сигналу на выходе 25 блок 21 формирует сигнал Отношение меньше, Этот сигнал сигнализирует о том, что отношение сигнал/помеха на выходе дат4в чика вибраций мало, и информирует опервторв о необходимости проверить, пра- . вильность места установки датчика, ориентацию его оси чувствительности или исправность узла-источника вибросигналв.

11 10 пов работы двигателя, и передний фронт которых соответствует моменту в,м.т. первого цилиндра нв такте сжатия. Тв ким ооразом, на выходе устройства образуется последовательность импульсов, которая является опорной для устройств диагностики; измеряющих фазовые характеристики двигателей, осушествлякших временную селекцию за цикл работы двигателей и т.д. . Опорная последовательность импульсов образуется на выходе устройства также и при другой фазе работы триггера

3, поскольку при этом импульсы, образующиеся при срабатывании порогового элемента 7 в полуцикле полезного сигнала, поступают нв второй вход блока

10 и на его выходе обрвзуе"гся нулевой сигнал, изменяющий режим работы селектора 11 в соответствии с другой фазой работы триггера 3.

Установившееся значение сигнала на выходе блока 10, а следовательно, и режим работы селектора 11 не изменяются до тех пор, пока не произойдет соответствующее изменение разности чисел импульсов на входах блока 10, что при соответствукмпем выборе значения гистерезиса блока 10 обеспечивает при г усто вую работу устр не только при "потерях" импуцы:ув в полуциклах полезного сигнала, но и при одновременном появлении импульсов в смежных и олупиклах.

Пусть амплитудное значение ч, сигна. ла на выходе избирательного усилителя

6 меньше опорного сигнала Ч„(Ч Чд).

Тогда пороговый элемент 7 не срабатывает, импульсы на входах блока 10 or сутствуют и сигнал на его выходе, уцравлякиций селектором 11, имеет случайное значение, независящее от сигнала датчика 5 вибраций. Соответственно ,на выходе селектора 11 может образсМ о ваться как опорная последовательность импульсов, так и "ложная" последовательность импульсов, сдинутвя относительно опорной на 360 угла поворота

6 вала дшп.ателя. Анализатор 20 также не срабатывает и на его выходе 25 и на третьем выходе образуются единичные сигналы. Единичный сигнал с третьего выхода анализатора 20 блокирует элемент 22 и, следовательно, поступление . импульсов на выход устройства, в по единичному сигналу нв выходе 25 блок 21 формирует сигнал Уровень меньше".

Анализатор 20 не срабатывает также и

Блок 10 сравнения работает следующим образом.

При поступлении импульса на первый вход блока 10 срабатывает элемент 12 памяти и на выходе элемента 13 запрета и на соответствующем входе коммутатора 19 появляется единичный сигнал.

В конце полуцикпв по заднему фронту и -. пульса, поступакацего нв сийхронизируюший вход блока 10, на выходе элемента

12 образуется нулевой сигнал. Таким образом, независимо от числа импульсов, поступивших в текущем полуцикпе

13 100 на первый вход блока 10, на вход элемента 13 и на соогветствуюший вход коммутатора 19 поступает один импульс.

Аналогичным образом формируется импульс на входе элемента 14 и на соответствуюшем входе коммутатора 19 при поступлении импульсов на второй вход блока 10. Импульсы через элементы

13 и 14 поступают соответственно на суммируюший и вычитаюший входы ре- 1 версивного счетчика 15 емкостью М .

Значение И определяет гистеризис М блока 10. Дешифраторы 16 и 17 срабатывают при установке счетчика 15 соответственно в состояние Й-1 и О. Если на некотором интервале времени число на суммируюшем входе счетчика 15 превысит число импульсов, поступакацих на его вычитакщий вход на величину

Я-l, то в счетчике 15 зафиксируется 20 число и -l. Дешифратор 16 срабатывает и на его выходе устанавливается единичный сигнал, блокирующий элемент 13, коммутнруюший первый вход элемента

12 на выход коммутатора 19 и посту- 2 паюший на единичный вход триггера 18.

В результате блок 10 устанавливается в крайнее состояние К-1 и по заднему фронту импульса, поступаюшего на синхронизирукеций вход блока 10 триггер щ

18 срабатывает и на его выходе, а следовательно, и на выходе блока l0 уста- навливается единичный сигнал..Вновь появляюшиеся импульсы на первом входе не изменяют состояние счетчика 15, а следовательно, и значение сигнала на выходе блока 10, поскольку элемент 13 заблокирован, и через коммутатор 19 -поступают на дополнительный выход блока.

Число,s счетчике 15 изменится и станет рввным Й-2, если теперь импульс поступит на вычитаюший вход счетчика

15. Va выходе дешифратора 16 вновь образуется нулевой сигнал и элемент

13 разбпокируется, а коммутатор 19 блокируется. Импульс, поступаюший на синхронизируюший вход блока 10, не изменяет .состояние триггере 18, поскольку на его единичном и нулевом входах сигналы имеют нулевое значение.

Если частота следования 1 импульсов, появлякицихся на первом выходе элемента 12, превышает частоту следования импульсов, пояЬля ошихся на втором выходе элемента 12, то счетчик 15 перйоцически вновь устанавливается в состояние Й-1 и на выходе дешифратора 16вновь образует2879 14 ся единичный сигнал. В результате ла выход коммутатора 19 поступают импуль сы с первого выхода элемента 12, а их частота равна разностной частоте

5 1 2

Если счетчик 15 переходит в нулевое состояние, то срабатывает дешифратор 17, блокируюший элемент 14 и подключакщий второй выход элемента 12 и через коммутатор 19 к дополнительному выходу блока. Ка нулевом выходе триггера 18 устанавливается единичный сигнал и импульсом, поступаккцим на синхронизирукиций вход блока 10, на вы ходе триггера 18, а следовательно, и на выходе бпока 10 устанавливается нулевой сигнал. Вновь появлякп иеся импульсы на втором входе блока 10 не изме няют состояние счетчика 15, а следовательно, и значение сигнала на выходе блока 10, поскольку элемент 14 заблокирован, и через коммутатор 19 посту- пают на дополнительный выход блока.

Если. импульсы на втором входе блока

5 10 чередуются с импульсами на первом входе, то на дополнительном выходе блока 10 устанавливается сигнал разностной частоты

Если разность чисел мпульобв на входшс блока "10 не превйшает его гистерезиса(/Я ф (ц), тЬ счетчик 15 остается постоянно в пфомежуточном; . состоянии, на выходах дешифраторов

16 и 17 сигналы имеМг, нулевое значе, ние, коммутатор 19 забпокирован и,. .ф следовательно, импульсы ; на дополнитель ном выходе" отсутс:твуют.

Анализатор 20 сигналов рабстает следующим образом.

Сигнал Ч„;, с выхода избирательного усилителя 6 через вход 23 поступает на шщд компаратора 30 напряжения, на . опорный вход 37 которого подан опорм и чя- В д . рура 30 подключен к входу компаратора 31 частоты, иа опорный вход 38 которого подан опорныйсигнал %л . Сигнал разностной частоты %p сдополнительного выхода блока 10 через жод 24 поступает на вход компаратора 32 частоты, на опорный вход 39 которого подан опорный сигнал Е„ .

При ч сЧ„сигнал на выходе компаратора 30 имеет нулевое значение. Соответственно нулевой сигнал образуеч ся на выходе компаратора 31. При этом на выходе инвертора 33 образуется единичный сигнал, который поступает

2879 16

15 10 на выход 25 и через собирательный эле мент 36 на третий выход анализатора, а также блокирует элемент 35 запрета.

В результате, независимо от значения сигнала на входе элемента 35 на втором выходе анализатора образуется нулевой сигнал. Значения сигналов на выходах компаратора 31, инвертора 33 и, следовательно, на выходах анализатора не изменяются, если Ч„, Ч„, но часто10 та срабатываний компаратора 30 не превышает опорный сигнал %п .

Пусть „, Ч„частота следования сигнала Ч,„, превышает опорный сигнал 1п„. Тогда компаратор 30 сраН

15 батывает и на его выходе образуюся импульсы частотой следования 1 „„ 1п ,Компаратор 31 срабатывает, и на его выходе образуется единичный сигнал.

Соответственно на выходе инвертора

33 и на выходе анализатора образуются нулевые сигналы, а элемент 35 разблокируется. При этом значения сигналов на втором и третьем выходах анализатора определяются значением сигнала разностной частоты fp на выходе компаратора 32.

Если fp

Еслч1р 7 и,, то компаратор 32 срабатывает и на втором и третьем выходе анализатора образуютс нулевые сигналы.

0 дикатор 43, вызывая редкое мигание его лампы.

При единичном сигнале на втором входе блока на выходе генератора 40 образуются импульсы с большей часто40

Блок 21 сигнализации работает следукицим образом.

Сигналы с первого 25 и. второго 26 выходов анализатора 20 поступают на одноименные входы управляемого генератора 40. При нулевом сигнале на вхо де 28бяока ключ 42 заблокировани нулевым сигналом навходе индикатора 43 его лампа выключается. При единичном сигнале на входе 28 ключ 42 разбпокирован и лампа индикатора 43 включается по сигналам, поступающим с выхода управляющего генератора 40 через инвертор

41. . При единичном сигнале на первом входе блока на выходе генератора 40

55 образуются импульсы с малой частотой (например 1Г ц ) и скважностью, равной двум. Эти импульсы поступают на интой (например, 5 Гц) и скважностью, равной двум. Лампа индикатора 43 при этом мигает с большей частотой.

При нулевых сигналах не первых двух входах блока на выходе генератора 40 образуется нулевой сигнал. На выходе инвертора 41 при этом образуется единичный сигнал, который вызывает равное горение лампы индикатора 43.

Таким образом, введение анализатора сигналов, блока сигнализации и элемента запрета, а также введение коммутатора в блок сравнения исключает прохождение на выход устройства "ложной последовательности импульсов, сдвинутой по фазе относительно опорной последовательности, а также формирует сигналы, позволяющие оператору получить на выходе устройства требуемую опорную последовательность, т. е. повышает надежность процесса формирования импульсов опорной последовательности и, следовательно, .надежность процесса диагностирования.

Формула изобретения

1 . Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания по авт. св. % 932347, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, .гто, с целью повышения надежности устройство дополнительно содержит анализатор сигналов, блок сигнализации и элемент запрета, а блок сравнения снабжен дополнительным выходом, причем первый вход анализатора сигналов связан с выходом избирательного усилителя, а второй вход — с доцолнительным выходом блока сравнения, первый и второй выходы анализатора сигналов соединены соответственно с первым и вторым входами блока сигнализации, третий вход которого служит для подачи управляющего сигнала, третий выход анализатора сигналов соединен с первым входом элемента запрета, второй вход которого соединен с выходом селектора импульсов, причем выход элемента запрета служит выходом устройства.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а— ю ш е е с я тем, что блок сравнения дополнительно содержит коммутатор, 17 1002 сигнальные входы которого соедийены с выходами элемента памяти, входы управления — с выходами дешифратора, а выход коммутатора служит дополнительным выходом блока сравнения. S . 3. Устройство по пп. 1, и 2 о тличаюшееся тем, чтоанализатор сигналов содержит компаратор, напряжения, два компаратора частоты, два инвертора, элемент запрета и соби- о рательный элемент, причем вход компаратора напряжения служит первым входом анализатора сигналов, а его выход, через последовательно соединенные первый компаратор частоты и первый инвертор соединен с первыми входами элемента запрета анализатора и собирательного элемента и служит первым выходом анализагора сигналов, вход второго компа ратора частоты служит вторым входом анализатора сигналов, а его выход пос ледовательно через второй инвертор сое879 18 динен с вторым входом элемента. запрета анализатора, выход которого соедине с вторым входом собирательного.элемента, который одновременно служит вторым вых одом анализатора сигналов, а выход собирательного элемента служит третьим выходом анализатора сигналов.

4. Устройство по пп; 1-3, о т л ич а ю.щ е е с я тем, что блок сигнализации содержит последовательно соединенные управляемый генератор импульсов, инвертор, ключ и индикатор, причем первый и второй входы генерато- . ра импульсов и вход упршления ключа образукл соответственно первый, второй и третий входы блока сигнализадни

Источники информадив, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 932347, кл. 6 01М 15/00, 1980.

1002879

Тираж 871 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . no делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 1 534/22

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4

Союц10. Ф н

РедакторО. К)ркофецкая Техред . А . Бабинец I Корректор О. Билак

Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх