Способ определения окончания приработки пар трения

 

О П И С А Н И Е <цдоо2воя

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Сеаатскик

Сециалистичесиик

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 23. 12. 81(21) 3371429/25-28 с присоединением заявки Я—. (5l)M. Кл.

6 01 М 3/56

Гвсудлрстелввьй кеавтвт

CCCP ке аллам кзвврлтелкй к втлрыеЖ (23 }ПриоритетОпубликовано 07.03.83. Бтоллетень М 9

Дата опубликования описания 07 . 03 . 83 (53) УДК 620. 178 (088.8) Ивано-Франковский институт нефти и газа (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКОНЧАНИЯ

ПРИРАБОТКИ ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение относится к технике исследования триботехнических характеристик пар трения .и касается способа определения окончания приработки пар трения.

Известен способ определения окончания приработки пар трения, заключающийся в том„ что прирабатывают пару трения, регистрируют во времени характерный параметр процесса изнашивания, а об окончании приработки судят по моменту стабилизации во..времени этого параметра. В известном способе в качестве характерного параметра используют показатель шеро" ховатости трущихся поверхностей

Недостаток этого способа состоит в его большой трудоемкости, обусловленной тем, что необходимо время от времени прерывать процесс приработки и измерять с помощью специальных средств показатели шероховатости трущихся поверхностей.

Цель изобретения - упрощение способа.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу определения окон.чания приработки пар трения, заключающемуся в том, что прирабатывают пару трения, регистрируют во времени ю характерный параметр процесса изнашивания, а об окончании приработки судят по моменту стабилизации во времени этого параметра, в контактную зону пары трения подают инертный газ под постоянным давлением, превышающим атмосферное давление на 100- 00 Па, а за характерный параметр принимают расход газа.

На чертеже представлено устройсти во, реализующее способ определения приработки пар трения.

Устройство состоит из баллона 1 с инертным газом, редуктора 2, ресивеФормула изобретения

3 1002 ра 3 с клапаном 4, ротаметра 5, тру бопроводов 6, образцовых манометров 7 и вентилей 8. Трубопровод 6 соединяет устройство с неподвижным элементом пары трения, в котором выполнено % сквозное отверстие 10, обеспечивающее доступ газа в зону контакта неподвижного элемента 9 пары трения с подвижным элементов 11.

Способ реализуется следующим об- 3D разом.

Способ основан на том, что в процессе приработки на поверхностях трения фоомируется стабильная во времени шероховатость|, что равносильно обра- 1з зованию стабильной пористой структуры контакта, которая, естественно, оказывает постоянное сопротивление прогеканию через нее газа, обеспечивая таким образом неизменный во времени расход его через. зону контакта. Инертный газ из баллона 1 через редуктор 2 поступает в ресивер 3.

Клапан 4 поддерживает в ресивере постоянное давление, превышающее агмосфе.".ное на 100-500 Па. Далее через ротаметр 5 и отверстие 1О газ поступает в зону контакта лары трения.

В процессе приработки меняется расход газа из-за изменения шероховатос- ЗВ ти контактирующих тел. Окончание приработки определяют, как тот момент времени, в который устанавливается стабильный расход газа.

898 4

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность определения приработочных свойств материалов поскольку не требует демонтажа пары трения что отрицательно сказы1 вается на качестве экспериментов.

Способ позволяет изучать приработку на реальных узлах трения без остановки машин.

Способ определения окончания приработки пар трения заключающийся в том, что приоабатывают пару трения, регистрируют во времени характерный параметр процесса изнашивания, а об окончании приработки судят по моменту стабилизации во времени этого- пара- . метра, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа, в контактную зону пВрН трения подают инертный газ под постоянным давлением, превышающим атмосферное давление на

100"500 Па, я за характерный параметр принимают расход газа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Карасик И.И. Прирабатываемость материалов для подшипников скольжения. И., "Наука", 1978, с.88-89 (прототип).

1002898

Составитель И.Добычин

Редактор Т.Киселева Техред А. Бабинец Корректор M.Øàðîøê

Заказ 1536/23 . : .Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения окончания приработки пар трения Способ определения окончания приработки пар трения Способ определения окончания приработки пар трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх