Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) В 60 К 41/06.ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Н АВТОРСК(ЭЬЬ СВЩфГГЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3378607/27-11 (221 05.01.82

° °

46) 30.05.83. Бюл. 9. 20

72 В.И.Соколовский, В.М.Стародубцев, Ю.С.Шурлапов и A.И.Сарибан (7i) Московский автомобильный завод им. И.A.Ëèõà÷åâà (Производственное объединение ЗИЛ ) (53} 629.113 585.1(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 850417, кл. В 60 К 41/06, 1979.

2. Авторское-свидетельство СССР

Ф 852648, кл. В 60 К 12/00, 1981 ,(прототип 1 (541 (5W СИСТЕМОЮ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОИЗЩНИЧЕСКОИ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТ

HOKE СРЕДСТВА, содержащая клапан ручного управления фрикционными муфтами включения высшей. и низшей ступеней редуктора-делителя, вход которого связан с источником давления, а выход — со сливом и с вхо-. дами клапанов с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения ступеней делителя и авто матической блокировки гидротрансфор; матора,. управляющие полости которого связаны с датчиками загрузки двигателя и скорости транспортного средст ва, выходы клапана автоматического переключения ступеней связаны co»- сливом, полостями фрикционных муфт,SU„„10202? 1 А включения высших и низших стуненей делителя и через дроссели и обратные клапаны — с клапанами блокировки . гидротрансформатора, снабженными

:реле времени, выход которого связан с волостью фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора,о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения. надежности работы, она снабжена клапаном отключейия датчика нагрузки двигателя, вход которого связан с датчиком нагрузки двигателя, выходы — со сливом и с одной из торцовых камер клапана автоматической блокировки гидротрансформатора, а управляющая полость через дроссель — с полостью фрикциоиной r8 муфты включения низшей ступени делителя, при этом датчик нагрузки двигателя дополнительно сообщен с одной из торцовых управляющих камер клапана автоматического переключения ступеней делителя через упомянутый клапан ручного управления, а датчик ввв скорости транспортного средства непос редственно сообщен с другой торцовой 4ю управляющей камерой клапана автома- фф ,тического переключения ступеней де-. лителя и через клапан блокировки гид- 4Р ротрансформатора с другой торцовой фф управляющей камерой клапана автоматической блокировки трансформатора.

I®@ad

1020271 тельно сообщен с одной из торцовых управляющих камер клапана автоматического переключения ступеней делителя через упомянутый клапан ручного управления, а датчик скорости ,5 транспортного средства непосредственно сообщен с другой торцевой управляющей камерой клапана автоматического переключения ступеней делителя и через клапан блокировки гидро ð трансформатора с другой торцовой управляющей камерой автоматической блокировки гидротрансформатора.

Не чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия с элементами системы упРавления. Клапаны системы управления показаны в положении, соответствующем движению транспортного средства на высшей передаче двухступенчатого редуктора-делителя и блокированном гндротрансформаторе.

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1, фрикционной муфты 2 блокировки гид. ротрансформатора, связанного с двуступенчатым редуктором-делителем 3, содержащим Фрикционные муфты 4 и 5 переключения ступеней и ступенчатой коробки 6 передач с ручным управлением.

Система управления гидромеханиЗО ческой трансмиссией содержит источ.Ник 7 давления рабочей жидкости

{насос ), датчик 8 нагрузки двигателя и датчик 9 скорости транспортного средства, клапан 10 ручного управле35 ния Фрикционными муфтами, гидравлически связанный с клапаном 11 автоматического переключения ступеней редуктора-делителя с торцовыми управляющими камерами 12 и 13 и с клапа-4д ном 14 автоматической блокировки гидротрансформатора с торцовыми управляющиьж камерами 15 н 16, клапан

17 блокировки гидротрансформатора с торцовыми управляющими камерами 18 и

4 19, сообщенный с реле времени 20, дросселями 21, обратными клапанами

22, и клапан 23 отключения датчика нагрузки двигателя с торцовой управляющей камерой 24.

Рабочая жидкость от насоса 7 подводится к Фрикционным муфтам 4 н 5 переключения передач делителя 3 последовательно через клапаны 10 и 11, а к Фрикцнонной муфте 2 блокировки гидротрансформатора 1 - последова55 тельно через клапаны 10 и 14. Для управления клапаном 11 к торцовой камере 12 через клапан 10 подведено

Изобретение относится к транспорт ной технике, а именно к системам правления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.

Известна система управления гиДромеханическими трансмиссиями транспортного средства, содержащая клапан ручного управления фрикционными м„ Ф-. тами высшей и низшей ступеней редуктора-делителя, вход которого связан с источником давления, а выходысо сливом и с входами клапанов с торцовыми управляющими камерами автоматического переключения ступеней,целителя и автоматической блокировки гидротрансформатора, управляющие полости которого связаны с датчиком загрузки двигателя и скорости транспортного средства, выходы клапана автоматического переключения ступеней связаны полостями фрикционных муфт включения высших и низших ступеней делителя н через дросселя и обратные клапаны - с.клапаном блокировки гидротрансформатора, снабженным реле времени, выход которого связан с полостью фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора (1) и f2/.

Недостаток известной системы управления заключается в том, что она допускает воэможность длительного движения транспортного средства на неблокированном гидротраисформаторе, что снижает топливно-экономические показатели. такой режим дви жеиия возникает при включении вниз неправильно подобранной передаче в ступенчатой коробке передач с ручным управлением. 8 этом случае гидро трансформатор не достигает режима гидромуфты и, следовательно, автоматически не заблокируется.

Кроме того, при автоматическом включении передач делителя вверх блокировка гидротраисформатора осуществляется по реле времени и может происходить иа режимах его работы с большим скольжением, что приведет к резким динамюческйм нагрузкам в трансмиссии.

Цель изобретения — повышение на« дежности работы

Указанная цель достигается тем, что система управления гидромехаии.ческой трансмиссией снабжена клапаном отключения датчика нагрузки двигателя, вход которого связан с датчиком нагрузки двигателя, выходысо сливом и с одной иэ торцовых камер клапана автоматической блокировки гидротраисформатора, а управляющая полость через дросеель - с полостью фрикционной муфты включения низшей ступени делителя, при этом датчик нагрузки:двигателя дополнидавление датчика 8 нагрузки двигателя, а к торцовой камере 13 - давление датчика 9 скорости. Взаимодействие управляющих сигналов давлений датчиков 8 и 9 определяет одно из возможных крайних положений клапана 11, s результате чего рабочая жидкОсть направляВтся к ОднОЙ иэ

1020271 фрнкционных муфт (4 или 5 ), чем н достигается включение той или иной передачи делителя.. Для управления клапаном 14 автоматической блокировки гидротрансформатора к торцовой камере 15 подведено давление датчи- 5 ка 8 нагрузки двигателя через клапан 23, а к торцовой камере 1б— давление датчика 9 скорости через клапан 17. Для управления клапаном .

17 блокировки гидротрансформатора к 10 . его торцовым камерам 18 и 19 подве дено давление, возникающее в псластях фрикционных муфт 4 и 5, через дросселя 21 и обратные клапаны 22. управляющим -давлением для клапана 35

23 является давление возникающее s полости фрикционной муфты 5 включения низшей передачи делителя, для этого его торцовая камера 24 соединена через обратный клапан 22 и дроссель 21 щ с полостью муфты 5.

Трансмиссия работает следующим образом.

При трогании с места водитель воздействует на клапан 10 ручного управления он занимает положение, р котором прерывается связь клапанов

11 н 14 с источником 7 давления, а торцовая камера 12 клапана 11 отключается от датчика 8 нагрузки и соединяется с гидробаком. При этом клапан

11 находитая в положении, при котором полость фрикционной муфты 15 сообщается с гкдробаком, а полость фрикциоиной муфты 4 через клапаны 11.и

10 также соебщается с гидробаком.Таким образом обеспечивается разобще.ние.двигателя и трансмиссии. Фрик цнонная муфта 2 блокировки гидротраисформатсра через клапаны 14 и

10 сообщается с гидробаком, обеспе- . 4© чивая разблокировку гидротрансфсрматора.

Связанные с нолостями фрнкцион-. ных муфт 4.и 5 камеры 18 и 19 клапана 17 блокировки гвдротрансформатора и торцовая полость клапана 23 также соединяется с гидробйком. Клапан . 17 завимает среднее лопожение, прй которщ» угрй ииияйл камера 16 клй» пана 14 автоматической блокировки 6 отключается от датчика 9 скорости и соединяется с гащх баком. Прн этом клапан 14 занимает положение, при котором полость,фрикциснной муфты

2 блокировки гидротрйнаформаторй отклвЧается от клапана 10.и сообщается с хидрабахоМ,. т.е. положение, соответствующее раэблакировке гидротрансформйтора.

После включения в коробке б передач необходимой передачи водитель 46 прекращает воздействие на клапан 10, который занимает.исходное положение.

При этом полость фрикционной муфты

4 .соединяется через клапаны 11 и 10 с насосом 7, а полость фрикционной муфты 5 остается соединенной с гнд: робаком, так как включается высшая передача делителя. Транспортное средство тронется с места на высшей передаче делителя н разблокированном гндротрансформаторе.

Клапан 17 блокировки гидротрансформатора под воздействием давления в полости фрнкционной муфты 4 занимает соответствующее крайнее положение, при котором клапан 14 соединяется с датчиком 9 скорости. Таким образом, к клапану 14 автоматической блокировки гидротрансформатора будут

:подведены оба управляющих давления датчика скорости и датчика нагрузки двигателя. При определенной скорости ! движения усилие, создаваемое давлением датчика 9 скорости и действу- ющее на клацая 14,- преодолеет ycs» . лне, создаваемое давлением датчика

8 нагрузки двигателя, клапан переместится в противоположное крайнее положение и соединит полость фрикцнонной муфты 2.с источником 7 давления. Произойдет блокировка гкдротрансформатора. Движение. транс» портного средства будет происходить на высшей передаче делителя -н блокированном гидротраисформаторе.

При. увеличении сонротквления движению скорость транспортного средства уменьшается и в определенный момент под воздействием давления датчйка В нагрузки двигателя клапан 11 занимает другое крайнее положение, при котором полость фрикционной муфты 4 соединяется с гндробаком, а полость фрикцненнсм муфты 5 .- с насосом 7, т.е. включается низшая кередйча делителя. нрн переключении передач делителя клапан 17 блокйровки занимает среднее нейтральное положение, прн котором управляющая полость 16 кла- . пана автоматической блокировки 14 откдючйетсл от датчика 9 скорости и клапан 14 разблокирует гндротранс форматер. процесс переклияения с иередйчи нй передачу будет прснсхсдить .щж РйзблОкировйниом РидрОФрйнсформйторе. Блокировка его произойдет через некоторое время, определяемое реле. времени 20, после окончания процесса лереклвчевня иередйч пра помощ клйййнй 17 и 14 Щрн вкличении низшей передйчи делителя дев ление из полости ее фрикцйонной муфты 4. подается в улравляиа ув камеру

24 клапана 23 отключения датчика нагрузки. Клйпйв 23 переместится в другое крайнее пслсаенйе и соединит камеру 15 клапйнй 1% автоматической блокировки с дндробакам, отключив ее Ът датчика Э ийгрузкл. Таким образоМ, блокировка гидротрансформаторй при включении низшей переда«. чи делителя происходит принуди>020271 тельно, по истечении определенного времени, а. не по двум параметрамскорости и нагрузке двигателя транспортного средства, как в предыдущем случае. Транспортное средство будет двигаться на низшей передаче делителя и заблокированном гидротрансформаторе.

При уменьшении сопротивления движению скорость транспортного средства увеличится и в определенный момент под .воздействием давления датчика 9 скорости клапан 11 включит высшую передачу делителя, соединив полость фрикционной муфты 4 с насосом,,а по- . лость фрикционной муфты 5 - с гидробаком. Клапан 17 займет среднее по ложение, отключив управляющую камеру

16 клапана автоматической блокировки 14 отдатчика 9 скорости и клапан

14 разблокирует гидротрансформатор.

При выключении низшей передачи, т.е. при подключении полости фрикционной муфты 4 к гидробаку, управляющая камера 24 клапана 23 отключения датчика нагрузки также соединится с гидробакОм. Клапан 23 переместится в другое крайнее положение, подключив полость 15 клапана 14 автоматической блокировки к датчику 8 нагрузки двигателя. После окончания процесса переключения передач делителя клапан 17 займет соответствующее крайнее положение и подключит камеру 16 клапана автоматической блоки ровки 14 к датчику 9 скорости. Так как к клапану 14 будут подведены оба управляющих давления - датчика скорости и датчика нагрузки двигателя, блокировка гидротрансформатора на высшей передаче делителя происходит по двум параметрам.

При переключении передач в основной коробке 6 передач с ручным управлением 6<водитель выключает клапан

10 ручного управления, разобщая тем самым двигатель и коробку передач, включает необходимую передачу в коробке 6 передач и возвращает в исходное положение клапан 10. При этом возможны следующие случаи.

При включении передачи вверх и при правильно подобранной передаче вниз в основной коробке передач раз1 гон транспортного средства и работа системы управления при этом проис5

20 ходят аналогично случаю трогания с места, описанному выше, с блокиров -. кой гидротраснформатора по двум параметрам.

При включении передачи вниз в ос» новной коробке передач, в случае ее неправильного под бора, делитель автоматически переключится c высшей передачи на низшую с последующей блокировкой гидротрансформатора по реле времени.

ИспЬльэование предлагаемой системы управления обеспечивает"разгон транспортного средства при трогании с места и после переключения передач в коробке передач с ручным управлением на разблокированном гидротрансфор= маторе и высшей передаче делителя с последующей блокировкой его по двум параметрам в режиме гидромуфты, а также исключение воэможности длительного движения транспортного средства на неблокированном гидротрансформаторе после переключения передач в коробке передач с ручным управлением.-.;

Разгон транспортного средства на неблокированном гидротрансформаторе с последующей его блокировкой и исключение длительного движения на неблокированном гидротрансформаторе повышает топливоэкономические показатели

З0 и динамические качества транспортного средства.

Квтоматическое переключение передач делителя по заданной программе, например вверх — при максимальном

35 значении мощности двигателя при раэличных его нагрузках,а вниз — при максимальных значениях крутящего момента, устраняет субъективный характер выбора момента переключения пе40 редач, яро приводит к увеличению средней скорости движения„ уменьшению переключений в основной коробке передач, облегчению труда водителя;

Кроме того, автоматическая раз45 блокировка гидротрансформатора при переключениях передач делителя с последующей автоматической йлокировкой его по двум параметрам при включении вверх и по времени при включении вниз приводит к снижению динамических нагрузок, уменьшает работу буксования фрикционных муфт, т.е. повышению долговечности трайс- миссии. 1020271

Составитель A Бардейков

Редактор Н. Безроднаи Техрел ВДалекорей .- МОРРектор A.Rm sN юа ююююю юввюВ ююю в

Заказ 3791/14 Тирам 675 .. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35,.Раувская наб., a. 4/5 ю ююююю ю ю «Ююaale» ю вю a ю ю ю ю

Филиал ППП "Патент", г. УМиород, ул. Проектная, 4

Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх