Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11), А

9(51) В 60 К У04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3334378/27-11 (22) 08.09.81 (46) 30.06.83. Бюл. II 24 (72) Н.A.Çàáàaíèêoâ, В.А.Корсунский, А.Н. Герасимов и С.IÎ.Иванов (71) Московское ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им.Н,Э.Баумана (53) 629.1I3-592.6(088.8) (56) 1. Патент США II 4216684, 74-751, ;1980 (прототип). (54) (57) КОМБИНИРОВАННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ

МАШИНЫ, содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным валом ступенчатой трансмиссии и маJ ховик с приводом, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения динамических качеств машины и ее экономичности путем независимого использования энергии двигателя и маховика при постоянной частоте вращения двигателя во время ускорения, замедления и при постоянной скорости движения машины, она снабжена дополнительной муфтой сцепления, ведомый элемент которой закреплен на входном валу упомянутой трансмиссии, а привод маховика включает в себя планетарный механизм, первое звено которого кинематически связано с маховиком, второе-с ведущим элементом дополнительной муфты, и гидрообъемную передачу, первая гидромашина ко. торой, выполненная регулируемой, через зубчатую передачу постоянного зацепления связана со вторым звеном планетарного механизма, а втораяс третьим звеном последнего.

1025536

Изобретение относится к иашиностроению и предназначено для использования в транспортных машинах.

Известна комбинированная энергетическая установка для транспортной машины, содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным .валом ступенчатой трансмиссии, и маховик с приводом 1 1).

Недостатком данной установки является то, что маховик связан с вход" ным валом трансмиссии и с двигателем приводом с постоянным передаточным числом, что не позволяет применять упоиянутые установки для транспортных машин с распространенными ступенчатыми трансмиссиями, Другим недостатком является то, что установка не может обеспечить независимую от скоростного режима дви- 20 гателя отдачу энергии, не позволяя стабилизировать работу двигателя и существенно повысить степень его загрузки, Систеиа управления, действующая 25 по принципу сохранения постоянства кинетических энергий машины и маховика, не позволяет отбирать одновременно энергию от двигателя и маховика ° р. ЗО

Поскольку 0,5 HV + 0,5 iAQUA

=О 5W<от, =const где М вЂ” масса машины;

Ч, — текущая и максимальная скорости машины;

35 — момент инерции маховика; угловая скорость маховика, то при уменьшении скорости машины система управления будет воздействовать на маховик, ускоряя его, Цель изобретения - повышение динамических качеств машины и ее экономичности путем независимого использования энергии двигателя и иа45 ховика при постоянной частоте вращения двигателя во время ускорения, замедления и при постоянной скорости движения машины.

Поставленная цель достигается теи

1 что комбинированная энергетическая установка для транспортной машины, содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным валом ступенчатой трансмиссии, и маховик

55 с приводои, снабжена дополнительной муфтой сцепления, ведомый элемент которой закреплен на входном валу трансмиссии, а привод маховика включает в себя планетарный механизм, первое звено которого кинематически связано с маховиком, второе - с ведущим элементом дополнительной иуфты, и гидрообъемную передачу, первая гидромашина которой выполнена регулируемой, через зубчатую передачу постоянного зацепления связана со вторым звеном планетарного механизма, а вторая — с третьим звеном последнего.

На фиг.1 приведена кинематическая схема комбинированной энергетической установки (КЭУ ); на фиг.2 графическая зависимость общего передаточного числа от передаточного числа гидрообъемной передачи; на фиг.3графики относительных мощностей, протекающих через гидравлическую и механическую ветви привода.

КЭУ состоит (фиг.1) из двигателя

1 с муфтой 2 сцепления, соединенной с помощью ступенчатой трансмиссии 3 с движителями ч машины и маховика 5, который связан с входным валом б транс. ,мисии 3 поиощью дополнительной муфты 7 сцепления. Привод 8 маховика 5 с бесступенчатыи регулированием передаточного числа состоит из, механической 9 и гидрообъемной 10 ветвей.

Передаточное число i гидрообъеиной ветви регулируется при поиощи рычага и сервоусилителя, иэиеняющего наклон шайбы регулируемой гидромашины.

Установка работает следующим образом.

При движении машины с постоянной скоростью на заданной водителем передаче двигатель работает в установившемся режиме с постоянной частотой вращения. Муфты 2, 7 и 11 сцепления замкнуты, а общее передаточное число 1 привода 8 махови- . ка определяется по формуле где щ — угловая. скорость входного вала 6 трансмиссии.

Величина 1 остается постоянной до тех пор, пока водитель считает данную скорость движения машины приеилемой, а величина момента сопротивления на движителях не меняется.

3 10

Наличие в приводе 8 маховика гидрообъемной регулируемой передачи позволяет осуществить непрерывное изменение общего передаточного числа привода в некотором диапазоне. Величина зависит от передаточного числа гидрообъемной передачи 1г, которое определяется по формуле м Ч н, Ы ф где (6 и (— угловые скорости враН И щения валов регулируемой и нерегулируемой гидромашин;

q u q - рабочие объемы упомям нутых, гидромашин.

В предположении, что передаточные числа зубчатых передач постоянного зацепления в приводе 8 маховика равны единице, величина 10 для пред-. ставленной на фиг.1 схемы определяется по формуле

Ъ = "г (<+ ")-k., где K - внутреннее передаточное число планетарного механизма.

Если максимальные рабочие объемы гидромашин равны, то величина 1г при регулировании рабочего объема одной иэ гидромашин заключена в интервале +1; -1.

Величины мощностей, протекающих по механической и гидрообъемной ветвям привода (фиг.3), определяются соответ4твенно по формулам

К+1 „.

К Г

К+1 — 1 г где Йи - мощность, подводимая к приводу 8, Относительные мощности, протекающие по механической и гидрообъемной ветвям привода, определяются по следующим зависимостям: йг

Й = — и Я=в

МЕХ Ntl Г Nn

Чтобы избежать перегрузки механической ветви 9 привода 8> целесообразно регулировать передаточное число ii- в интервале -1; О. Диапазон изменения частоты вращения маховика составит 2,25 (для к=4). Это позволяет отбирать более 80 максимальной энергии маховика.

При увеличении момента сопротивления на движителях появляется до25536

55 полнительный момент на входном валу в трансмисии, который при отсутствии регулируемого привода с маховиком и при работе двигателя на внешней характеристике приводит к уменьшению частоты вращения последнего, что вынуждает водителя переходить на пониженную передачу в трансмиссии. Наличие регулируемого привода и маховика позволяет сохранить заданную скорость движения. Для .этого при возрастании нагрузки на валу 6 водитель должен уменьшить передаточное число i Б (фиг.2) путем уменьшения рабочего объема регулируемой гидромашины, Скорость регулированияд0@(й - время) объема гидромашины в этом случае пропорциональна величина дополнительного момента на валу 6. Происходит разрядка маховика. при постоянной частоте вращения вала двигателя. В случае работы двигателя с недогрузкой и невозможности по условиям обстановки движения увеличить скорость транспортной машины, водитель осу ществляет подзарядку, увеличивая

1О {фиг.2) за счет возрастания рабочего объема регулируемой гидромашины и разгоняя маховик °

Муфта 11 служит для консервации энергии маховика при длительной стоянке машины. В процессе движения машины она постоянно замкнута.

Работа установки в динамике происходит следующим образом °

Для зарядки маховика на стоянке водитель должен установить рычаг переключения передачи в трансмиссии в нейтральное положение и завести двигатель, разъединив муфты 2 и 7.

Затем осуществляется плавное синхронное включение муфт 2 и 7 и увеличение подачи топлива в двигатель.

Одновременно с разгоном двигателя водитель увеличивает объем регулируемой гидромашины, осуществляя разгон маховика путем увеличения общего передаточного числа привода 8. Движение может быть начато при полностью так и при частично заряженном маховике. В приводе маховика устанавливается максимальное передаточное отношение i < . В трансмиссии машины устанавливается определенная передача, затем плавно включаются муфты

2 и 7. Далее водителем осуществляется уменьшение рабочего объема регулируемой гидромашины и увеличение по.

1025536 дачи топлива в двигатель. Таким образом, осуществляется разгон машины при совместном использовании энергии. маховика и двигателя, Переключение передач водитель осуществляет следующим образом: разьединяет муфты 2 и 7, сбрасывает газ при этом частота вращения двигателя падает до частоты вращения при холостом ходе), включает следующую передачу в трансмиссии, увеличивает до максимума передаточное число в приводе маховика, включает одновременно муф" ты 2 и 7 и продолжает разгон машины.

При торможении машины с помощью маховика энергия торможения машины не превращается в тепло в тормозных устройствах, а запасается в маховике и может быть использована в дальнейшем, Для этого водитель оставляет передачу в трансмиссии включенной,, муфта 2 сцепления разъединяется, а дополнительная муфта 7 остается включенной, 8одитель осуществляет увеличение передаточного числа привода маховика. На валу 6 появляется дополнительный момент, приводящий к снижению скорости машины. Если маховик имел в момент начала торможения максимальную частоту воащения, то торможение машины осуществляется обычным способом с помощью тормозов.При использовании двигателя в процессе торможения муфта сцепления 2 остается включенной.

Разгон машины с предлагаемой ус.тановкой можно также производить и при остановленном маховике и разомкнутой дополнительной муфте 7, но при

10 этом разгон будет менее интенсивным, что при совместном использовании, энергии двигателя и маховика °

Использование маховичного привода с бесступенчатым изменением переда15 точного числа по схеме (фиг.3) позBoJlRp т снизит ь мощность двигателя р повысить его загрузку, которая состав- ляет на транспортных машинах менее

50, улучшить топливную экономичность

20 двигателя на ч0-504. Число переключений передач, которое для машины со ступенчатой трансмиссией составляет в "ðåäíåì 8-10 на каждый километр пути уменьшается примерно вдвое, 1

yg что также позволит улучшить топливную экономичность двигателя. Кроме этого, снизится на 20-$03 уровень вредных эмиссий, выделяемых машиной при работе двигателя в режиме холостого хода, так как этот режим будет сведен к минимуму.

1025536

9ие 3

1025536

ФиеЗ

ВНИИПИ Заказ 4431/1I0 Тираж 675 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии электромобиля

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к автомобилю, в частности грузовому автомобилю

Изобретение относится к системам электроснабжения электродвигателей привода колес, гребных винтов и других исполнительных механизмов передвижных и транспортных средств, а также их бортовых потребителей

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в экологически приемлемых конструкциях электромобилей, использующих преобразователи газообразного топлива в электроэнергию

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для комбинированного управления передачами и сцеплением транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для установки на автомобили с механической коробкой передач для осуществления процесса отжатия-отпускания педали сцепления автомобиля в автоматическом режиме
Наверх