Способ доводки конических зубчатых колес

 

СПОСОБ ДОВОДКИ КОНИЧЁСК И1Х ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС % ларе, эклк. .чающий установку рабочего бокового зазора и взаимное обкатывание колес, от ли ч а ю щ и и с я тем, что, с целью уменьшения момента сопротивления и неравномерности вращения к&лес пары, перед обкатыванием выбира1от бо& зазор на концах рабочего участка линии зацепления относительным пер&мещенкем колес вцопь полюсной пинии. СО 00 IN9

„„SU„„1038121

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3(я) В 23 Р 19/02 т

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "- - .

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВЪГ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2771108l25-08 (22) 28.05.79 (46) 30. 08. 83.(Бюл, №:32 (72) А. А. Ковалев и И. В. Ершов (53) 621.923. 7: 621. 833.2 (088.8) (56) 1. Кораблев А. И. Решетов Д. Н.

Повышение несущей способности и .долговечнос гй:зубчатых передйч. . М., Машиностроение", 1968, с. 106-121.

2. Кедринский В. Н. и ар. Станки для обработки конических зубчатых колес. М., «Машиностроенид, 1967, с. 538 542 (прототип). (54)(57)СПОСОБ ДОВОДКИ КОНИЧЕС .

ЦИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС в паре, вклю,чающий установку рабочего бокового зазора и изаимное обкатывание колес, о т л и ч а ю ш.и -й с я тем, что, с . целью уменьшения момента сопротивлЕ ния и.неравномерности вращения колес пары, перед обкитыванием выбира от бсср ковос зазор на концах рабочего участка линии зацепления относительным перемещением колес вдоль полюсной линии.

103812 1

Изобретение относится к машиностроению. в частности к обработке высо» коточных деталей, и может быть испол зовано для доводки конических зубчатых колес. 5

Известны способы доводки коничес/ ких зубчатых колес полировальными кругами, хонинговальными брусками и другими инструментами (1 ) .

Известен также способ довоцки конических зубчатых колес в паре, вклю чающий установку рабочего бокового зазора и взаимное обкатывание колес (2 1.

Однако известные способы в недостаточной степени уменьшают момент сопротивления и неравномерность вращения конических зубчатых колес пары.

Цель изобретения - уменьшение мс . мента. сопротивления и неравномерности вращения колес пары. 20

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу доводки конических зубчатых колес в паре, включающему установку рабочего бокового зазора и взаимное обкатывание колес, перед обкатыванием выбирают боковой зазор на концах рабочего участка линии зацепления относительным перемещением колес вдоль полюсной линии.

На фиг, 1 изображена схема обработ- З0 ки конических зубчатых колес; на фиг. 2сечение, проходящее по линии зацепления.

На фиг. 1 и 2 обозначены конические зубчатые колеса 1 и 2,. оси 3 и 4 их вращения, направления 5 и 6 установочного перемещения конических зуб чатых колес на контрольно-обкатных станках, вершина 7 зацепления, рабочий участок линии 8 зацепления, крайние точки 9 и 10 рабочего участка линии за- 40 цепления и полюс 11 зацепления.

Способ осуществляют следующим образом.

Поворачивают конические зубчатые колеса 1 и 2 вокруг осей 3 и 4 до их контакта в полюсе 11. Перемещением колес 1 и 2 по направлениям 5 и 6 устанавливают заданную величину бокового зазора, контролируя ее индикатором при покачивании, колеса 1 отноо сительно заторможенного колеса 2, Поворачивают колеса 1 и 2 вокруг осей 3 и 4 до их контакта в одной иэ крайних точек рабочего участка линии 8 зацепления, например в точке 9. Перемеща нием колес 1 и 2 по направлениям 5 и 6 вдоль полюсной линии смещают вершины 7 конических зубчатых колес на величину, обеспечивающую беззазорный контакт рабочих поверхностей зубьев в точке 9 линии зацепления. Намазывают мелкозернистой абразивной пастой, например алмазной пастой зернистостью

АСМ1, рабочие поверхности зубьев колес 1 и 2. Вращением зубчатых конических колес 1 и 2 вокруг осей 3 и 4 производят их взаимное обкатывание с направленным съемом обрабатываемого материала с наиболее удаленных от полюса участков рабочих поверхностей зубьев.

Выборка зазора на концах рабочего участка линии зацепления позволяет производить направленный съем обрабатываемого материала на концах линии зацепления, где контактируют межцу собой головки и ножки зубьев, и значительно уменьшить съем обрабатываемого материала в полюсе зацепления, где рабочие поверхности зубьев контактируют по средней линии с минимальным моментом сопротивления, обусловленным преобладанием трения качения.

В результате направленного съема материала на концах рабочего участка линии зацеплени: при обкатывании конических зубчатых колес происходит лерераспределение силы давления с ее увеличением в зоне преобладания трения качения и уменьшением в зоне преобладания трения скольжения, что в конечном итоге, приводит к уменьшению момента сопротивления конических зубчатых пар и повышению точности их вращения.

Предлагаемый способ позволяет уменьшать момент сопротивления конических зубчатых пар в 1, 2«1, 5 раза и циклическую погрешность их вращения в 2 и более раэ.

1038 121

Составитель А. Сер твев

Техред М.Надь Корректор А. Posx

Редактор A. Огар

Заказ 6105/14 Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ доводки конических зубчатых колес Способ доводки конических зубчатых колес Способ доводки конических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к технологии упрочняющей обработки и нанесения покрытий на зубчатую поверхность цилиндрических деталей машин

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к инструментам для обработки зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки конических зубчатых колес резанием и тонким пластическим деформированием

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки
Наверх