Устройство для отделки зубчатых колес

 

Союз Сееетскнх

Сецнаинстнческнх

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 24. 08. 81 (21} 336 8382/25-08

{ii>998027

Р М К,,1 з .

8 23 F 19/02 с приСоединением заявки М9Государственный комитет

СССР яо делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2302,83, Бюллетень М2 7 (53) УДК б 21 . 924-589.8:621.. .833.2 (088.8) Дата опубликования описания 23. 02. 83 (72) Автор изобретения

Н.В. Товстенко (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к зубообработке.

Известно устройство для отделки зубчатых колес зубчатым притиром с механизмом круговой осцилляции, включающим соосно размещенный с притиром ди ск g1).

При отделке на этом устройстве матриц форм литых колес получается низкое их качество, каждая сторона профиля впадины колеса обрабатывается независимо после реверса кинематической цепи притирочного станка, что отражается на точности взаимного расположения обеих сторон профиля.

Кроме того, сопряжение зубьев притира и заготовки имеет статистический и непрерывный характер, что ограничивает доступ абразивной массы к точке, контакта притира и заготовки и препятствует интенсификации процесса притирки.

Цель изобретения - улучшение качества отделки, преимущественно матриц форм, литых колес.

Для достижения цели механизм осцил-. ляции представляет собой призматичес- кий, подпружиненный, остроконечный толкатель, установленный с возможностью радиального перемещения относительно обрабатываемого колеса, и взаимодействия с вновь выполненными на его диске зубьями треугольного профиля, причем число зубьев многократно превышает число зубьев притира, но не кратно им.

На фиг. 1 приведено устройство, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг, 3 - вид Б на фиг. 1.

Обрабатываемое колесо 1 установлено в головке 2 устройства, сообщающей ей реверсируемое движение вращения по стрелке С и возвратно-посту15 нательное движение по стрелке в радиальном направлении. Притир 3, находящийся в постоянном зацеплении с колесом 1, получает помимо вращения возвратно-поступательное движение

20 Е-в осевом направлении. На валу 4 притира смонтировано зубчатое колесо

5, вращающееся в подшипниках 6, препятствующих его осевому перемещению.

С помощью скользящей шпонки 7, закрепленной на валу 4, крутящий момент может передаваться с притира 3 на колесо 5 и обратно. Колесо 5 снабжено заостренными зубьями 8, число которых во много раз превыаает число зубьев 9 притира 3, но не кратно этому числу. В неподвижном корпусе 10 ус998027 тановлен с возможностью радиального перемещения относительно колеса 5 остроконечный призматический толкатель 11, поджимаемый к колесу 5 пружиной 12 и взаимодействующий гранями

13 и 14 своей заостренной части с гранями 15 и 16 зубьев 8 колеса 5.

Устройство работает следующим образом.

При вращении головки 2, например по часовой стрелке, она приводит во вращение колесо 1, зацепляющийся с последней притир 3 и через шпонку 7 колесо 5 в том же направлении. При этом пружина 12, прижимая грань 14 толкателя 11 к грани 15 зуба 8 колеса

5, создает сопротивление указанному вращению. Благодаря этому притир 3 контактирует левой частью профиля зуба 9 с соответствующей стороной профиля впадины обрабатываемого колеса 1 под натягом пружины 12, переда- 20 ваемым через грани 14 и 15, колесо 5, шпонку 7 и вал 4, причем с противоположной стороны зуба 9 имеет место в этот момент боковой зазор Д.

Таким образом, отделка по левой стороне профиля зуба 9 осуществляется при этом с принудительным прижимом сопрягаемых профилей обрабатываемого колеса 1 и притира 3. В процессе даль-, нейшего вращения притира .3 и колеса 5 по часосовй стрелке грань 15 зуба 8 колеса 5, скользя по грани 14 толкателя 11, отжимает последний в радиальном направлении от колеса 5 до тех пор, пока вершина зуба 8 не перейдет через вершину толкателя 11.

После этого грань 13 толкателя попадает на грань 16 зуба 8. При этом пружина 12, перемещая толкатель 11 в обратном направлении к центру колеса 40

8, за счет взаимного скольжения граней 13 и 16 сообщает колесу 5, а с ним и притиру 3 дополнительное круговое перемещение F по часовой стрелке с большей скоростью. В результате притир 3 обгоняет колесо 1 до выбора зазора с правой стороны зуба 9, и правая сторона профиля последнего с легким ударом входит в соприкоснове- ние с соответствующей стороной профи- о ля впадины колеса 1, а пружина 12 в течение всего времени скольжения грани 13 толкателя 11 по грани 16 зуба

8 поддерживает натяг в указанном сопряжении и обеспечивает притирку противоположной ранее обрабатывающей стороны профиля впадины колеса 1. Это продолжается до тех пор, пока в конце взаимного скольжения граней 13 и

16 вершина толкателя не попадет во впадину-колеса 5. В этот момент коле- 60 со 5 с притиром на краткое время останавливается, а колесо 1 продолжает вращаться до тех пор, пока зазор 8 вновь не образуется с правой стороны профиля зуба 9, а левая сторона . 65

его не войдет снова в соприкосновение с колесом 1 с легким ударом, воспринимаемым пружиной 12, вслед за чем цикл осциллирующего движения F повторяется. Поскольку число зубьев 8 во много раз больше числа зубьев 9, за период сопряжения каждого зуба прити- . ра 3 с колесом 1 происходит несколько циклов осциллирующего движения F с динамическими входами притираемых поверхностей в сопряжение, перемежаемыми притиркой под натягом пружины

12, и, следовательно, равномерная и интенсивная отделка обеих сторон профиля впадин колеса 1. После осуществления реверса .движения С процесс происходит аналогично в обратном направлениИ ввиду симметричности профилей зубьев 8 и толкателя 13. Так как числа зубьев 8 и 9 не кратны между собой, динамическое сопряжение зубьев притира 3 и колеса 1 в. циклах осциллирующего движения происходит каждый раз после реверса движения С в новых точках профилей сопрягаемых зубьев притира 3 и колеса 1, что также способствует равномерности отделки. Кроме того, наличие прерываемого и восстанавливаемого контакта в точках сопряжения колеса и притира способствует подводу к этим точкам абразивной массы, что также увеличивает интенсификацию и, следовательно, эффективность процесса.

Применине способа притирки с помощью предлагаемого устройства позволяет существенно в 2,5-3 раза повысить производительность при притирке зубчатых деталей внутреннего зацепления, в частности матриц форм литья под давлением деталей наружного зацепления, изготовленных из высококачественных цианируемых сталей, а также улучшить качество притираемой поверхности за счет большей равномерности и, следовательно, точности обработки.

Формула изобретения

Устройство для отделки зубчатых колес зубчатым притиром с механизмом круговой осцилляции, содержащим соосно размещенный с притиром диск, о т л и ч а ю щ е е с я тем,что, с целью улучшения качества отделки, преимущественно матриц форм литых колес, механизм осцилляции представляет собой призматический, подпружиненный, остроконечный толкатель, установленный с возможностью радиального перемещения относительно обрабытываемого колеса и взаимодействия с вновь выполненными, на его диске зубьями треугольного профиля, причем число зубьев многократно превышает число зубьев притира, но не кратно им.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетльство СССР

9 445538, кл. B 23 F 19/02, 1972.

998027

Онд Я

3 фиа2

Составитель В. Слиткова

Редактор- В. Данко Техред A.Áàáèíåö Коррек ор кто Г. Orap

Заказ 1021/21 Тираж 1104 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Устройство для отделки зубчатых колес Устройство для отделки зубчатых колес Устройство для отделки зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к технологии упрочняющей обработки и нанесения покрытий на зубчатую поверхность цилиндрических деталей машин

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к инструментам для обработки зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач

Изобретение относится к области обработки конических зубчатых колес резанием и тонким пластическим деформированием

Изобретение относится к области финишной обработки деталей, а именно к приработке зубчатых пар на установках по схеме замкнутого контура, составленного из элементов зубчатой с инструментами , с использованием электроммпупьскых, электроэрозионных и подобных методов обработки
Наверх