Канатоведущий шкив

 

КАНАТОВЕДУЩИЙ ШКИВ, включающий ступицу и обод с ручьями полукруглого профиля под канат, имеющими симметричный относительно оси ручья подрез, о т ли ч а ю щ и и с я ем, что, с целью повышения надежности работы шкива путем предотвращения захвата KaHjiTa в подрезе ручья, подрез в радиальном сечении шкива имеет форму трапеции с большим основанием, iрасположенным со стороны ручья. I (Л 4i 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

OCONIHOI

РЕСПУБЛИН

3СЮ

ГОСЩАРСТВЕННЬ9 НОМИ П:Т СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OVHP6fTHA

ОЙИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<21) 3408101/29 03 (22} 18.03.82 (46) 15|09.83. Бал, 9 34 (72) С.Н,Овчиннйков, Н.М.Лохманович, Г,Г.Мирский, О.Н.Шариков, В.Г.Жилен" ков,:М.Г.Бродский и А.К.Грацианский. (71) .Центральное проектно-конструкторское,бюро по лифтам Всесоюзного промышленного объединения Союзлифт маш (53) 621.864(088.8)

{56) 1. Полковников В.С. и др. Монтаж лифтов. М., Высшая школа, 1981, с. 20, рис. 10а.

2. Киффер Л.Г., Абрамович И.И..

Грузоподъемные машины. Т. 2, М., Машгиэ, 1949, с. 532-533 (прото- . тип).,.SU„„1041482 Д (54)(57) КАНАТОВЕДУЩИЙ ШКИВ, включающий ступицу и обод с ручьями полукруглого профиля под канат, имеющими симметричный относительно оси ручья подрез, о т л н ч а ю шийся @ем, что, с целью повышения надежности. работы шкива путем предотвращения захвата канута в подрезе ручья, подрез в радиальном сечении шкива имеет форму трапеции с большим основанием, расположенным со стороны ручья.

1041492

Изобретение относится к подъемйому оборудованию и может быть использовано в лебедках шахтных грузоподьемных установок и лифтов.

Известны канатоведущие шкивы, имеющие ручьи полукруглого профиля без подреза (1) .

Недостаток этих шкивов - низкая тяговая способность.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату 10 к изобретению является канатоведущий шкив, включающий ступицу и обод с ручьями полукруглого профиля под канат,имеющими симметричный относительно оси ручья подрез 2 . 15

Однако при возникновении в аварийных ситуациях кратковременных увеличенных натяжений канатов у канатоведущего шкива канат, деформируясь в поперечном направлении, входит в под-g0 рез и захватывается там параллельными стенками подреза, т.е. сцепление каната со шкивом резко возрастает и при дальнейшем движении это может привести к нарушению работоспособнос-g5 ти вплоть до разрушения элементов установки.

Цель изобретения — повышение надежности работы шкива путем предотнращения захвата каната в подреэе ручья.

Поставленная цель достигается тем, что у канатоведущего шкива, включаю,щего ступицу и обод с ручьями полукруглого профиля под канат, имеющими симметричный относительно оси ручья подреэ, последний в радиальном сечении шкива имеет форму трапеции с большим основанием, расположенным со стороны ручья.

На фиг. 1 изображен шкив, общий 40 вид> на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (канат не показан) на фиг. 3 - схема сил, дейстнукхцих на канат от боковой стенки подреза.

Предлагаемый канатонедущий шкив 45 состоит иэ ступицы 1, на которой закреплен обод 2 при помощи болтон 3 и гаек 4. На ободе 2 имеются ручьи 5 под канаты 6. Ручьи 5 имеют н радиальном сечении шкива полукруглый про- 5 филь 4 и подреэ 6, имеющий трапецеидальную форму, где;большее основание трапеции обращейо со стороны ручья А.

Ступица 1 установлена на валу 7, а обод 2 взаимодействует с канатом 6,5 расположенным в ручье 5, Предлагаемый канатоведущий шкив работает следующим образом.

Канатонедущий шкив передает тяговое усилие от вала 7 канату 6, взаи- 60 модействующему с обоцом 2 в ручьях 5 по полукруглому профилю 4. Тяговое усилие от обода 2 канату б передается за счет сил трения между ниМи, зависящих от давления каната 6 на обод 2, с целью увеличения этого дав" лен ия и, с ледон атель но, увеличения сил трения и тяговой способности профиля ширина подреза выполняется обычно достаточно большой (на фиг. 2 изображен ручей со стандартизованным в лифтостроении соотношением ширины подреза к диаметру каната, где С вЂ” ширина подреза).

При нормальный рабочих нагрузках канат 6 .взаимодействует с полукруглой частью поперечного профиля ручья под канат б, незначительно провисая в зоне подреза 6, т.е. в этом режиме он работает так же как и прототип, При возникновении в аварийных ситу ациях кратковременных динамичесних перегрузок в канате 6 последний частично входит в подрез и начинает взаимодействовать с боковыми стенками подре. за Б, однако благодаря тому, что подрез 6 выполнен трапецеидальной формы канат б по мере вхождения н подрез 5 встречает все возрастающее сопротинление от боковых стенок за счет.нсе уменьшакщейся ширины подреза Gi вследствие чего канат 6 входит в подрез на небольшую величину (не превышающую половины диаметра каната, в то время как в прототипе канат может проваливаться на нсю глубину подреза). Когда действие динамической перегрузки в канате б прекращается, канат 6 эа счет своих внутренних упругих сил в поперечном направлении, стремящихся восстановить круглую форму каната 6, и за счет выталкивающей силы, действующей на канат 6 со стороны боковых стенок подреза б рас-, положенных наклонно, принимает свою форму в поперечном сечении, соответствующую нормальному рабочему загружению канатов б, и, следовательно, дальнейшая эксплуатация протекает в нормальных рабочих условиях.

Для гарантированного выхода каната в рабочее-положение необходимо наличие упомянутой выталкивающей силы.

Для обеспечения этой силы проекция (Нв) на радиус шкива нормальной силы (N давления боковой стенки подреза .5 на канат б должна быть больше проекции (Р ) на радиус шкива силы трения (Г) между боковой стенкой подреза 5 ручья 5 и канатом 6 (см.рис.3).

Математически это условие соответст-. вует выражению tggyp, где о" — угол наклона боковой стенки подреза коэффициент трения между канатом б и боковой стенкой подреза 6.

Так, например, при хя 0,1 )6. о

Использование изобретения позволит повысить надежность работы шкива за счет предотвращения эахватызания каната в подреэе ручья.

1041482

Фиг3

Составитель JI.×åðåïåíêèíà

Редактор М. Бандура Техред: М. Кузьма ° Корректор A-ФеРенц

Заказ 7048/22 Тираж 861, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35s Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент,, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Канатоведущий шкив Канатоведущий шкив Канатоведущий шкив 

 

Похожие патенты:

Подъемник // 1016254

Лифт // 2110467
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к шахтным подъемникам

Изобретение относится к установкам, осуществляющим перемещение грузов и людей в сосудах по наклонным и вертикальным направляющим

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема автосамосвалов на борт карьера при ведении открытых горных работ

Изобретение относится к подъемно-транспортным устройствам, в частности к наклонным подъемникам, например, самосвалов карьеров, и может быть использовано в судоподъемниках

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема автосамосвалов на борт карьера при ведении открытых горных работ

Изобретение относится к подъему и может быть использовано в горнодобывающей промышленности, например, для подъема горных пород с нижележащих горизонтов на вышележащие или при проходке вертикальных и наклонных выработок

Изобретение относится к подъемным установкам для открытых горных работ

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к комплексам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема и спуска автомобилей-самосвалов в карьер при ведении открытых горных работ
Наверх