Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее рулевой ме: ханизм и гидрораспределитель, установленные иа одной секции транспортного средства , следящий рычаг, щарнирно установленный на другой секции и щарнирно соединенный с тягами, связанными с рулевым механизмом и гидрораспределителем, и гидроцилиндры поворота, шарнирно связанные с обеими секциями, причем ось качания следящего рычага смещена относительно оси шарнирного соединения секций, отличающееся тем, что, с целью повыщения точности управления и уменьшения автоколебаний секций при движении транспортного средства , ось качания следящего рычага расположена между щарнирами соединения этого рычага и упомянутыми тягами. (Л

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,.SUÄÄ 1044533 A

3(5ц В 62 D 1300

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ".,- "i," х,, g4" : "

Т : . Ы ц-;.- „, :: ь

4 11 1®., „, Н А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t (21) 3308738/ 27-11 (22) 01.07,81 (46) 30.09.83, Бвл. № 36 (72)-В. А. Иванов, Е. Ф. Журавлева, И. А. Стригин, С. С. Малов, В. В. Редчиц, В. В. Таболин, А. В. Абросимов, Л. Ю. Бабаева, В. В. Горский, В. И. Котляренко, А. С. Краснов и В. К. Левский (71) Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Кременчугский ордена Ленина автомобильный завод им. 50-летия Советской Украины (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) 1. Патент США № 3340949, кл. 180-79.2 1967.

2. Патент США № 3866705, кл. 180-79.2, 1975 (прототип).

1 (54) (57) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее рулевой механизм и гидрораспределитель, установленные на одной секции транспортного средства, следящий рычаг, шарнирно установленный на другой секции и шарнирно соединенный с тягами, связанными с рулевым механизмом и гидрораспределителем, и гидроцилиндры поворота, шарнирно связанные с обеими секциями, причем ось качания следящего рычага смещена относительно оси шарнирного соединения секций, отличающееся тем, что, с целью повышения точности управления и уменьшения автоколебаний секций при движении транспортного средства, ось качания следящего рычага расположена между шарнирами соединения этого рычага и упомянутыми тягами.

1044533

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эф- 40 фекту является рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее рулевой механизм и гидрораспределитель, установленные на одной секции транспортного средства, следящий рычаг, шарнирно установленный на другой секции и 4 шарнирно соединенный с тягами, связанными с гидрораспределителем и рулевым механизмом, и гидроцилиндры поворота, шарнирно связанные с обеими секциями, причем ось качания следящего рычага смещена.относительно оси шарнирного соединения секций (2).

Однако такое рулевое управление способствует снижению точности управления и увеличению автоколебаний секций сочлененного транспортного средства, что ограни- 55 чивает скорость безопасного движения. Это объясняется тем, что при самопроизвольном повороте секций относительно друг друга

Изобретение относится к механизмам рулевого управления транспортных средств и, в частности, к рулевым управлениям шарнирно сочлененных транспортных средств, имеющих раму, части которой связаны шарниром.

Известно рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства, содержащее рулевой механизм, гидрораспределитель, гидроцилиндры поворота, следящий рычаг, закрепленный поворотно на оси, смещенной относительно вертикальной оси шарнирного соединения, секций, причем следящий рычаг соединен с обеими секциями транспортного средства: одним концом он связан с рулевым механизмом, установленным на одной секции, а другим — с распределителем или осью, установленными на другой секции (1).

Недостатком рулевого управления является необходимость соединения следящего рычага с обеими секциями, что не позволяет осуществить наиболее рациональную с точки зрения обеспечения наименьших автоколебаний жесткую установку распределителя вблизи оси шарнирного соединения секций транспортного средства на одной его секции, имеющей механизм рулевого управления. Невозможность передачи движения при отклонении секций транспортного средства друг относительно друга к гидрораспределителю, конструктивно совмещенному с рулевым механизмом, непосредственно от тяги и следящего рычага, а не через систему тяг и рычагов и механизм рулевого управления, наличие сил трения и зазоров в механизме рулевого управления, а также податливость тяги большой длины приводят к запаздыванию действия гидро. распределителя, что способствует снижению точности управления и увеличению автоколебаний транспортного средства.

35 (отклонении от заданного, направления движения) следящий рычаг, шарнирно закрепленный на соответствующей секции, сме11 ается относительно другой секции. При этом из-за наличия сил трения в беззазорных шарнирных соединениях следящего рычага с тягами этот рычаг перемещается поступательно вместе с тягами до тех пор, пока позволяют зазоры в рулевом механизме. Поступательное перемещение тяги, соединяющей следящий рычаг со штоком гидрораспределителя, управляющего поворотом секций, приводит к тому, что сразу включаются в работу гидроцилиндры поворота. Однако направление происходящего смещения штока гидрораспределителя в известном рулевом управлении не совпадает с направлением, необходимым для возврата секций в исходное положение. В результате этого вступающие в работу гидроцилиндры вызывают еще большее складывание секций. И только после того, как будут выбраны зазоры в рулевом механизме, следящий рычаг начинает поворачиваться вокруг шарнира,соединяющего его с тягой рулевого механизма, и перемещать тягу и шток гидрораспределителя в обратном направлении, .при котором гидроцилиндры переключаются на поворот секций в исходное положение.

Все это приводит к снижению точности управления сочлененным транспортным средством и увеличению автоколебаний секций, ухудшающих безопасность его движения.

Цель изобретения — повышение точности управления и уменьшение автоколебаний секций при движении транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в рулевом управлении шарнирно сочлененного транспортного средства, ось качания следящего рычага расположена между шарнирами соединения этого рычага с упомянутыми тягами.

На фиг. 1 показано рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 — установка следящего рычага; на фиг. 3 — рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства, вид сверху; на фиг. 4— направление перемещения следящего рычага и штока гидрораспределителя при повороте шарнирно сочлененного транспортного средства направо за счет гидроцилиндров поворота; на фиг. 5 — направление перемещения следя,цего рычага и штока гидрораспределителя при самопроизвольном отклонении задней секции вправо от прямолинейного движения.

Рулевое управление (фиг. 1, 2 и 3) содержит рулевой механизм 1 и гидрораспределитель 2, которые установлены на секции 3 транспортного средства. Гидрораспределитель установлен вблизи шарнирного соединения 4 секций 3 и 5. Такое рас1044533 положение гидрораспределителя является наиболее рациональным, так как позволяет сократить количество и длину шлангов высокого давления, влияющих на возникновение автоколебаний.

Рулевое управление имеет гидроцилиндры 6 поворота, шарнирно связанные с секциями 3 и 5, и следящий рычаг 7, установленный на секции 5 транспортного средства и шарнирами 8 и 9 соединенный с тягами

10 и 11, связанными соответственно с ру- 10 левым механизмом 1 и гидрораспределителем 2. При этом ось 12 качания следящего рычага 7 смещена относительно оси 13 шарнирного соединения 4 секций 3 и 5 и расположена между шарнирами 8 и 9 соединения рычага 7 с тягами 10 и 11.

Рулевое управление работает следующим образом.

При повороте рулевого колеса вправо или влево рулевой механизм 1 перемещает соответственно назад или вперед тягу 10, шарниром 8 соединенную со следящим рычагом 7, который, поворачиваясь вокруг оси

12, перемещает вперед или назад тягу 11, соединенную со штоком гидрораспределителя 2, управляющего гидроцилиндрами 6 поворота. В результате происходит поворот секций 3 и 5 друг относительно друга.

На фиг. 4 показан поворот шарнирно сочлененного транспортного средства направо за счет гидроцилиндров поворота. В этом случае тяга 10 рулевого механизма 1, перемещаясь назад, поворачивает вокруг оси

12 следящий рычаг 7, который смещает тягу 11 и шток гидрораспределителя 2 вперед на величину а, При самопроизвольном отклонении одной из секций 3 или 5 друг относительно друга смещается ось 12 качания следящего рычага 7 относительно рулевого механизма.

От этого смещения и наличия сил трения в шарнирах 8 и 9 соединения следящего рычага 7 с тягами 10 и 11 следящий 40 рычаг 7, перемещаясь поступательно вместе с тягами 10 и 11, сразу смещает шток гидрораспределителя 2, управляющего гидроцилиндрами 6 поворота, в направлении, при котором жидкость от насоса поступает в соответствующие полости гидроцилиндров

6, которые повернут секции 3 и 5 в направлении, обратном направлению самопроизвольного их поворота, что приведет к уменьшению угла поворота секций относительно друг друга. После того, как выберутся зазоры в рулевом механизме 1, следящий рычаг 7, поворачиваясь вокруг оси шарнира

8, не изменит направление перемещения штока гидрораспределителя. В результате поворот секций будет продолжаться в том же направлении, пока шток гидрораспределителя 2 не займет нейтральное положение, при котором угол поворота секций относительно друг друга равен заданному.

На фиг. 5 показано самопроизвольное отклонение секции 5 относительно секции 3 вправо. При этом следящий рычаг 7 перемещается поступательно, пока выбираются зазоры в рулевом механизме 1, и смещает шток гидрораспределителя 2 на величину в назад, т.е. в направлении, при котором гидроцилиндры 6 повернут секцию 5 влево.

Таким образом, предлагаемое рулевое управление путем расположения оси качания следящего рычага между шарнирами соединения его с тягами, связанными с гидрораспределителем и рулевым механизмом, даже при незначительном самопроизвольном отклонении секций относительно друг друга сразу обеспечивает перемещение штока гидрораспределителя в таком направлении, при котором гидроцилиндры повернут секции в направлении, обратном отклонению их относительно друг друга, что уменьшает отклонение автомобиля от заданного направления.

Это способствует повышению точности управления и уменьшению автоколебаний, что в итоге обеспечивает повышение надежности управления шарнирно сочлененным транспортным средством в целом и позволяет повысить его максимальную и среднюю техническую скорости движения.

1044533

У

12

Ю

1044533

Редактор О. Сопко

Заказ 7443/16

Составитель В. Калмыков

Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Ти раж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления большегрузных седельных автопоездов, и может быть использовано для упрощения конструкции и повышения универсальности звеньев автопоезда

Изобретение относится к области коммунального машиностроения, в частности к многофункциональным малогабаритным машинам для содержания территорий общественного пользования в жилых городских массивах

Изобретение относится к блоку односкатного колеса, выполненному с возможностью управления поворотом, в частности для использования с тяжелыми транспортными прицепами, имеющими группы односкатных колес
Наверх