Способ определения радиального зазора шарикоподшипника

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ШАРИКОПОЩШПНИКА, заключающийся в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого л // /////////////y////// //77/ /y///////////// f , подшипника и прикладывают к наружно му кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, отличающийся тем, что, с целью повыше .шш точности определения, перед нагруткением жестко закрепляют сепаратор подш1пника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от О до 360 и измеряют угол поворота наружного кольца, при этом величину радиального зазора подшипника определяют по формуле D.H об Е i где Е - радиальный зазор; W Ийдиаметр желоба наружного кольца под11гип1шка; , С 0. - угол Поворота наружного кольца подшипника. сл 4 О д

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УЬЛИН

„„SU„„1051404 (д), G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 3310691/25-27 (22). 23.06.81 (46) 30.10.83. Бюл. В.40 (?2) В.М. Суминов, В.И. Акилин, И;А. Баранов, Д.Н. Козлов и Е.А. Перель (71) Московский авиационный технологический институт им. К.Э. Циолковского (53) 658.562.012.7(088.8) (56) l Авторское свидетельство СССР

h» 242415, кл. 6 01 М 13/04, 1969.

2. Жолдак С.А. Технология изготовления малогабаритных гиромоторов.

Л., Судпромгиз, 1961, с..160 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ШАРИКОПОДЛИПНИКА, заключаюцийся в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого подшипника и прикладйвают к наружному кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что, с целью повышения точности определения, перед нагружением жестко закрепляют сепаратор подшипника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от

0 до 360 и измеряют угол поворота наружного кольца, при этом величину радиального зазора подшипника определяют по формуле

D.„cC

3 00 где Д вЂ” радиальный зазор; — диаметр желоба наружного

H кольца подшипника;

CL — угол поворота наружного кольца подшипника.

10514.04

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к подшипниковой промышленности.

Известен способ определения радиального зазора по углу контакта 5 шарикоподшипника, заключающийся в определении и сравнении периода биений контролируемого и эталонного шарикоподшипника (1, Однако способ имеет большую по- 1О грешность из-за влияния динамической пленки масла и центробежных сил как в контролируемом, так и в эталонном шарикоподшипниках.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения радиального зазора шарикоподшипника, заключающийся в том, кто жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого подшипника и прикладывают к наружноIIy кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют рбразовавшийся зазор $2).

Однако этот способ имеет низкую точность определения, так как не учи" тывает относительного положения шариков и колец контролируемого подшипника.

Цель изобретения — повышение точности определения радиального зазора подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения радиального зазора шарикоподшипника, заключающегося в том, что жестко закрепляют внутреннее кольцо испытуемого под- 35 шипника и прикладывают к наружному кольцу постоянную по величине радиальную нагрузку и определяют образовавшийся зазор, перед нагружением жестко закрепляют сепаратор подшип.ника, непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки по окружности наружного кольца от 0 до 360 и измеряют угол поворота наруж ного кольца, при этом величину ра- 45 диального зазора подшипника определяют по формуле о,„ а

3ТО где — радиальный зазор; 50 — диаметр желоба наружного

Н кольца подшипника;

0" — угол поворота наружного кольца подшипника.

На фиг. дапа конструктивная схема устройства, реализующего способ; на фиг, 2 — с::ема шарикоподшипIIIINQ °

На станине с помощью упругих элементов 2 смонтирован корпус 3, в котором соосно установлены жестко закрепленные фиксатор 4 внутреннего кольца контролируемого подшипника 5, электромагнит 6 и подвижные в осевом направлении упор 7 внутреннего кольца подшипника 5 и два подпружиненных упора 8 и 9 сепаратора, расположенных на фиксаторе 4 и. упоре 7. внутреннего кольца подшипника 5., !а корпусе также смонтированы фотодатчик 10 для измерения угла поворота наружного кольца подшипника 5, вибродатчик

11 для измерения количества циклов нагружения и фиксатор 12 упора 7.

" Способ осуществляют следующим об разом..

Иестко закрепляют внутреннее кольцо и сепаратор подшипника 5 фиксатором 4 и упорами 7-9 в корпусе 3.

Прикладывают к наружному кольцу подшипника 5 вращающуюся с постоянной скоростью радиальную нагрузку с постоянной амплитудой при помощи электромагнита б, т.е. непрерывно изменяют место приложения радиальной нагрузки. При этом из-за наличия радиального зазора наружнее кольцо подшипника 5 притягивается к электромагниту 6 и обкатывает неподвижные шарики, т.е. меняется угол поворота наружного кольца.

Для увеличения точности создают электромагнитом 6 и циклов нагруженпя, измеряя их количество с помощью вибродатчика 11. Фотодатчиком

10 измеряют угол поворота наружного кольца (а п), затем этот угол находят за один цикл нагружения. И величину радиального зазора подшипника определяют по известной формуле.

Пример исполнения предлагаемого способа.

Испытания проводят на шарикоподшипниках 2Ô-150 КТ в количестве 5 штук.

Для испытаний отобраны подшипники с номинальным диаметром желоба наружного кольца подшипника DH =

= 9,0 ми и номинальным радиальным зазором 7д=9 мкм.

Электромагнит запитывают трехфазным напря><ением 6 В 50 Гц. Каждый подшипник контролируют в течение ! иин. Результаты экспериментов сведены в таблицу, 1051404

Угол поКоличество

Угол

P адиальный зазор, мкм ворота эа

1 мин циклов нагружения за 1 мин

117 ©

0,39

9,75

300

121Î

300

I19

300

121

300

0,393 9,83

118

300 фее.2

Составитель А. Коршиков

Редактор Е. Лушникова Техред Ж.Кастелевич Корректор А. Ферен

Заказ 8654/41 Тираж 873 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5 .филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,. 4

Предлагаемый способ увеличивает точность измерения радиального эазоps подшипника за счет исключения

0,403 10,08, 0,396 9)92

0,403 10,08

I влияния относительного радиальнгб.

Ю а . положения Жариков и колец пщ рщ н Д ков.

Способ определения радиального зазора шарикоподшипника Способ определения радиального зазора шарикоподшипника Способ определения радиального зазора шарикоподшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх