Планетарная коробка передач (ее варианты)

 

1. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причтем входной вал соеди:нен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и яятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, третьим и четверТ м тормозами, отли чающаяся, т«м, что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой,.водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, а водило и эпицикл второго -ряда соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом. /J J ff ffiji f7 ff fTr т .if t2 /« fff u u u 29 20 28 Л. T 22 ts 2S. tti.f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1 l) 3 F 16 H 3/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Э Ь

4 (21) 3459806125-.28 (22) 02.07.82 (46) 07,11.83. Бюл. V 41 (72) В.Б. Альгин, В.В. Грицкевич, О.Л. Косткин, В.П. Меленцевич, И.С. Цитович, И.Г. Иейнкер, С.А. Альгина, А.А. Бобров, С ° Н. Поддубко и О.П. Царев (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авто" мобильный завод (53) 629.113-535.127(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

4 962700, кл. F 16 Н 3/44, 1980.

Патент CtJA t 3505907, кл. F 16 Н 5/02, 1970 (прототип).-(54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ .(EE ВАРИАНТЫ). (57) 1. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соеди нен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым,. третьим и четвертйм тормозами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой,. водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, а водило и эпицикл второго -ряда соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом.

10,>2

2. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал соединен с водилом пятог-o ряда, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с пер7C) l

1 вым, вторым, третьим и неTBppTblH тор" мозами,о личающаясягем. что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены межцу собой, водило первого ряда соединено с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, водило и эпицикл второго ряда соединены соответственно с эпициклом пер" вого ряда и входным валом, последний соединен с солнечной шестерней пято го ряда, а водило четвертого ряда имеет парные сателлиты и соединено с водилом третьего ряда и эпициклом пятого ряда.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве планетарной коробки передач в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Известна планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, четыре управляемых тормоза, муфту свободного хода и пять планетарных рядов, включающих каждый солнеч ную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, которые кинематически связаны между собой валами, тормозами и муфтой свободного хода. Коробка обеспечивает получение шести передач переднего хода (1) .

К недостаткам указанной коробки относится невозможность получения количества передач более шести.

Наиболее близкой к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных У5 рядов, включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого щ и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, трет ьим и чет вертым тормозами. . В этой коробке водило первого ряДа соединено с входным валом, эпицикл второго ряда связан с пятым тормозом и посредством второй муфты с солнечной шестерней этого же ряда, которая соединена.с солнечной шестерней третьего ряда, эпицикл которого соединен с водилом второго ряда. Коробка обеспечивает получение шести передач переднего хода и одной передачи заднего хода (2) .

К недостаткам известной коробки передач относится невозможность получения передач переднего хода более шести, а также невысокая долговечность муфт вследствие встречцого вращения дисков муфт на низких передачах переднего хода и на заднем ходу.

Цель изобретения - увеличение количества передач.

Указанная цель по первому варианту достигается тем, что в планетарной коробке передач, содержащей входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной

1052761

IUf Tñ" рн, и и: т f34. рт го ряда, выходной

<; водилами p T Rp pTQ o и рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым тормозами, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой а водило и эпицикл второго pR да соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом.

По второму варианту в планетарной коробке передач, содержащей входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов,,включающих. каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал сое- динен с водилом пятого ряда, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны .первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы треть.его, четвертого и пятого рядов связа ны соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым тормозами, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, водило первого ряда соединено с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, водило и эпицикл второго ряда соеди нены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом, последний соединен с солнечной шестерней пятого ряда, а водило четвертого ряда имеет парные сателлиты и соединено с водилам третьего ряда и эпициклом .пятого ряда.

На фиг. 1 изображена кинематичес кая схема планетарной коробки передач, первый вариант; на фиг. 2 - то же, второй вариант.

Планетарная коробка передач содер" жит входной вал 1, выходной вал 2, управляемые тормоза 3-7, управляемые муфты 8 и 9, планетарные ряды, включающие солнечную шестерню t О, водило

11 с сателлитами !2 и эпицикл 13 первый ряд; солнечную шестерню 14, водило 15 с сателлитами 16 и эпицикл

17 - второй ряд, солнечную шестерню

18, водило 19 с сателлитами 20 и эпицикл 21 - трети" ; солнечную шестерню 22, водило 23 с сателлитами 24 и эпицикл 25 - четвертый ряд; солнечную шестерню 26, водило 27 с сателлитами 28 и эпицикл 29 - пятый ряд.

Согласно первому варианту (фиг.1) в коробке передач входной вал l сое.динен с солнечной шестерней 22, выходной вал 2 соединен с водилами 23 и 27, солнечная шестерня 10 и водило

11 связаны муфтой 8, эпицикл 13 сое- динен с солнечной шестерней 18, водило 19 соединено с эпициклом 25 и солнечной шестерней 26, солнечная шестерня 1О и эпициклы 21, 25 и 29 связаны соответственно с тормозами 3-6, солнечные шестерни 10 и 14 соединены между собой, водило 1t связано с тормозом 7, солнечная шестерня 18 и водило 19 связаны муфтой 9, водило 15 соединено с эпициклом 13, а эпицикл

17 соединен с входным валом 1.

Согласно второму варианту (фиг.2) в коробке передач водило 23 четвертого ряда имеет дополнительно сателлиты

30, парные с сателлитами 24, входной вал 1 соединен с солнечной шестерней

22, выходной вал 2 соединен с водилом

27, солнечная шестерня 10 и водило 11 связаны муфтой 8, эпицикл 13 соединен с солнечной шестерней t8, солнечная шестерня 10 и эпициклы 21, 25 и 29 связаны соответственно с тормозами 3-,6, солнечные шестерни 10 и 14 соединены между собой, водило 11 соединено с тормозом 7, солнечная шестерня 18 и водило 19 связаны муфтой

9, водило 15 соединено с эпициклом

13, эпицикл 17 соединен с входным валом 1, последний соединен с солнеч ной шестерней 26, а водило 23 соединено с водилом 19 и эпициклом 29.

Планетарная коробка передач работает следующим образом.

При включении двух элементов управления из числа указанных тормозов и муфт звенья планетарных рядов соединены в определенную силовую схему для получения соответствующего пере.даточного отношения . Для коробки согласно первому варианту (фиг. 1) пе) 052761

Включаемые элементы

Передаточные

5 отношения

Передачи

5,0

3 5

2,85

2 5

f,25

1,0

VI 1 Vl I I

-6,0 редачи переднего хода получаются привключении следующих пар элементов управления: тормозов 5 и 7, тормозов 4 и 7, тормозов 3 и 4, муфты 8 и тормоза 4, муфты 9 и тормоза 7, муфты 9 и тормоза 3, муфт 8 и 9, Передача заднего хода получается при включении тормоза 6.

В таблице приведены порядковые номера передач, включаемые при этом 10 элементы управления (обозначены крестиками), и значения передаточных отношений при следующих соотношениях чисел зубьев эпициклов и солнечных шестерен планетарных рядов: z y /z1 = .15

- 3 * ц/z q= 3 z<== 4; zing/zing= 1,75.

Согласно второму варианту фиг.2} для коробки передач переднего хода в порядке возрастания их номеров получается при включении следующих пар элементов управления: тормозов 6 и 7, тормозов 4 и 7, тормозов 3 и 4, тормоза 4 и муфты 8, тормоза 7 и муфты 9, тормоза 3 и муфты 9, муфт

8 и 9.. Передача заднего хода получается при включении тормоза 5. При указанном порядке включения элементов управления и тех же соотношениях чисел зубьев эпициклов и солнечных шестерен, кроме z /z>> = 3 получаются те we значения передаточных отношений для передач прямого хода, приведенные в таблице, на восьмой передаче заднего хода передаточное отношение получается равным минус пяти.

Предлагаемое выполнение планетарной коробки передач позволяет увеличить количество передач прямого хода до семи, а также повысить долговечность муфт путем обеспечения попутного вращения дисков при включении муфт.

1052761

Тираж 925 Подписное..

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Заказ 8828/30

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель О. Косарев

Редактор А. Власенко ТехредМ.Гергель КорректорА. Ференц

Планетарная коробка передач (ее варианты) Планетарная коробка передач (ее варианты) Планетарная коробка передач (ее варианты) Планетарная коробка передач (ее варианты) Планетарная коробка передач (ее варианты) 

 

Похожие патенты:

Привод // 1025943

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к планетарным коробкам передач для трансмиссий автомобилей и гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым преимущественно в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в машиностроении, станкостроении и приборостроении

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в промышленности, при выпуске высокопроизводительного станочного оборудования с возвратно-поступательным перемещением рабочего инструмента непрерывного действия

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств
Наверх