Муфта свободного хода

 

МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА, со держащая концентрично устанстленные полумуфты , между которыми размешены заклнннваюшие ролики, на внутре шей полумуфте расположены чередующиеся выступы и клиновидные пазы, образованные пересекающимися вогнутыми рабочими Н опорными шигандрическнми псяерхностями, а верштаы выступе расположены в точках пересечения окружиост|{, отсекашцен часть радиуся ролика, с проведенны-. tat из центра муфты лучами, ограничивакяцимя клиновидный наз я отстоящими по разные стороны от луча, проходящего через линию пересечения (мюртой я рабочей поверхностей, от лячающаяся тем, что, с целью увеличения нагруэо шЫ1 способности и надежности, окружность отсекает от ролика 0,3 - 0,4 его радауса, а отношение углов между лучами составляет 0,3 - 0,4. : со СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО (ИХ

РЕСПУБЛИК (1И (И) А

3(ЮF 16 04107

Э

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ..

У

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3418641/25-27 (22) 07.04.82 (46) 07,12.83. Бюл. 1Р 45 (72) А. В. Зимин, А. Н. Клемин, .

Е. Г. Самарин, Д. Н. Устинов, К. Б. Чернов и А. С. Кутиков (53) 621.825.5 (088;8) (56) 1. Патент Сй1А Ne 3072233, 192-45, 1963.

2. Пилипенко М. Н. Механизмы свободного хода. М., "Машиностроение", с. 11, фиг.4 (прототип). (54) (57) МУФТА СВОБОДНОГО ХОЛА, со.,держащая концентрично установленные полумуфты, между которыми размещены эак>пп ивающие ролики, на внутренней полумуфте расположены чередующиеся выступы н клиновщiные пазы, образованные пересекающимися вогнутыми рабочими и опорнымн цишпщрнческими поверхностями, а верпппты выступов расположены в точках пересечения окружности, отмкающей часть радиуса ролика, с проведенны-, ми нз центра муфты лучами, ограничивающими клиновидный паэ и отстоящими по разные стороны от луча, проходящего через линию пере. сечения опорной и рабочей поверхностей, о тли чающая с я тем,что, сцелью увеличения нагрузочкой способности.н надежности, окружность отсекает от ролика 0,3 — 0,4 его радиуса, а отношение углов между лучами со. ставляет 0,3 — 0,4.

Поставленная цель достигается тем, что в муфте свободного хода, содержащей концентрично усхановленные полумуфты, между которыми размещены заклинивающие ролики, на внутренней полумуфте расположены чередующиеся выступы и клиновидные пазы, образованные пересекающимися рабочими и опбрными цилиндрическими поверхностями, а вершины выступов расположены в точках пересечения окружности, отсекающей часть радиуса ролика, и проведенными из центра муфты лучами, ограничивающими клиновидный паз и отстоящих по разные стороны от луча, проходящего через линию пересечения опорной и рабо. чей поверхностей, окружность отсекает от ролика 0,3 — 0,4 его радиуса, а отношение углов между лучами составляет 0,3 — 0,4.

На фнг. 1 показана муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг, 3— основные геометрические элементы муфть!.

1 105931

Изобретение относится к машиностроению а может найти применение, например, в комплексных гидротрансформаторах, установленных в трансмиссиях колесных и гусеничных машин. 5

Известна муфта свободного хода, содержащая концентрнчно располЬженные обойму и звездочку с клиновидными полостями,. разделенными выступами и ролики, размещенные

s клиновидных полостях 11). 10

Нагрузочная способность такой муфты ограничивается количеством роликов, которые можно разместить в клиновидных полостях. Увеличить количество роликов не возможно, так как уменьшение высоты выступов между клино-. 15 видными полостями снижает надежность муф-. ты при обгоне.

Известна также муфта свободного хода, содержащая концентрично установленные полумуфты, между которыми размещены эаклини- 20 вающие ролики, на внутренней полумуфте расположены чередующиеся выступы и клиновидные пазы, образованные пересекающимися вогнутыми рабочими и опорными цилиндрическими поверхностями, а вершины выступов рас- 25 положены в точках пересечения окружности, отсекающей часть радиуса ролика, и проведенными из центра муфты лучами, ограничиваюшими клиновидный паз и отстоящих по разные стороны от луча, проходящего через линию пересечения опорной и рабочей поверхностей (2).

Однако в такой муфте количество роликов ограничивается наличием высоких выступов между клиновидными полостями, что снижает погрузочную способность муфты.

Целью изобретения.является увеличение ее надежности и нагрузочной способности.

Муфта свободного хода состоит иэ обоймы 1, звездочки 2 и вставленных между ними роликов 3. Звездочка имеет выступы 4, опорные 5 и рабочие 6 поверхности, которые образуют ряд парных клиновидных полостей 7 и 8, расположенных по окружности между обоймой 1 и звездочкой 2. Ролики З.свободно, но теоретически беззазорно устанавливаются в каждой. паре клиновидных полостей 7 и 8, создавая три 7цчкн контакта — две на звездочке 2 и одну на обойме 1. Опорные и заклиннраняцие поверхности выступов 4 очерчены вогйутыми по отношению к роликам 3 поверхности, геометрические параметры которых выбраны таким образом, что вершины выступов 9 расположены на окружности радиусом Го, отсекающим 0,3 — 0,4 радиуса ролика г, в точках пересечения ее с лучами, проведенными из центра 10 муфты и делящими полости 7 и 8 в отношении p1 jf2 0,30,4 по угловому размеру. На фиг. 3 в качестве примера показана муфта, с профилем выступов 4, очерченными дугами окружностей, радиусы которых 8< и К2 проведены иэ центров, выполненных со смещением 8< и 0>. При этом радиусы опорных и рабочих поверхностейзвездочки могут быть равны по величине. Угол подъема опорнок поверхности более 20, a рабочей поверхности ф,, лежит в пределах 4 6

4 6 .

Муфта свободного хода работает следующим образом.

Включение муфты происходит при вращении обоймы 1 относительно звездочки 2 по всовой стрелке, или наоборот, звездочка 2 относительно обоймы 1 против часовой стрелки. При этом ролики 3 под действием сил трения увлекаются в узкую часть клиновид-. ных полостей 8 н заклиниваются, соединяя в одно целое обойму и звездочку.

Выключение муфты происходит при смене направления вращения основных элементов относительно друг друга. При этом ролики увлекаются в клиновидные полости 7 и взаимодействуют с опорными поверхностями 5.

Вогнутые поверхности выступов в сочетании с укаэанным выше отличительным признаком позволяют в тех же конструктивных размерах увеличить по сравнению с известным, до необходимой величины высоту опорных поверхностей и исключить опасность преждевременного выхода из строя муфты при свободном ходе нэ-за подмятия низкой опорной поверхности и последующего заклинивания.

В результате проведенных исследований, подтвержденных экспериментально, были найдены оптимальные значения высоты опорных поверх остей и отношения полостей по угловому раэ меру, позволяющие размещать максимально

3 возможное число роликов без опасности их заклинивания на свободном ходе.

Для подтверждения положительного эффекта были испытаны муфты, имеилпие одинаковые параметры кроме радиуса окружности выступов. При отсечении от радиуса ролика 0,26 и 0,3 его радиуса этой окружности муфты по казали разную долговечность. В первом случае

1059314 4

cwnse выступов не обеспечивало требуемой долговечности, во втором случае зти требова-, ния соблюдались Нуа этом угловое соотноше- . ние составляло 0,3. Верхний предел 0,4 установжн из условия разме тения в заданном объеме предельного числа pomncos, когда расстояние между Фентрами соседних роликов не превышает 1,15 диаметра ро щка.

1059314

Составитель Л. Атрушкевич

Техред М.Костик

Корректор Ю. Макаренко

Редактор А. Шандор

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9800/40 Тираж 925

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх