Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием и устройство для его осуществления

 

СОЮЗ ООВЕТСНИХ

МАК

РЕСПУБЛИК

359 G 01 М 17 02 р»

Т

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

К АВТОРСКОМУ ОВКВВТВВЬОТВУ

1 г

I .Ъ".

- -,. А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОВРЕТЕНИЙ И QlHPblTHA (21) 3459777/27-11 (22) 28.06.82 (46) 07.12.83. Бюл. 9 .45 (72) Ю.С.Карих, M.È.Ôðèìøòåéí и С.В.Чекушин (71) Государственный дорожный проектно»изыскательский и научно-исследовательский институт (53) 620.179.118.002..5(088 ° 8) (56) 1. Васильев A.Ï., Фриматейн М .И.

Управление движением йа автомобильных дорогах. М., "Транспорт", 1979, с. 126-132 (прототип). (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСЛ С ДОРОЖНИМ ПОКРЫТНЕМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ . (57) 1 ° Способ определения коэффици- i ента сцепления колеса с дорожным покрытием, состоящий в том, что осуществляют торможение прокатываемого по дороге колеса до начала проскальзывания его относительно дорожного . покрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения процесса, торможение осуществляют поочередным прижатием к, колесу эталонных пластин с известными. относительно колеса коэффициентами сцепления с усилием, равным усилию прижатия колеса к дорожному покрытию, начиная с пластин, имеющих наименьший коэффициент сцепления. б

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее испытуе- мое колесо, связанное шарнирно тра: версой с транспортным средством, узел торможения и сигнализатор проскальзывания испытуемого колеса, отличающееся тем, что оно снабжено шарнирно связанным с транспортным средством рычагом, на котором установлены узел торможения, выполненный в виде набора эталонных пластин с известными относи-! тельно колеса коэффициентами сцепления, нагружающие грузы с приводом их перемещения вдоль рычага и упор для перевода в транспортное положение траверсы с испытуемым колесом, а на траверсе с возможностью перемещения вдоль нее смонтирован противовес.

3. Устройство по п. 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения процесса смени эталонных пластин, узел торможения выполнен в виде установленной с возможностью вращения призмы, на гранях которой закреплены эталонные пластины с известными отличающимися друг от дру га на величину требуемой точности определения коэффициентами сцепления колеса с дорожным покрытием.

1059471

Изобретение относится в испытательной технике, а именно, к способам определения коэффициента сцеп- ления испытательного колеса с дорожным покрытием. Такой способ может быть использован для.контроля коэффициента сцепления при строительстве и реконструкции верхнего слоя дорожной одежды, а также при анализе дорожно-транспортных происшествий и при определении в различных автоматизированных системах управления движением допустимых скоростей дви10 жения автомобилей по заданному участку дороги.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным

15 покрытием, состоящий в том, что осуществляют торможение. прокатываемого по дороге колеса до начала проскальзывания его относительно дорожного покрытия.

Этот способ реализуется с помощью цепа по дороге вносятся погрешности, 40 связанные с воздействием вибраций, температуры, влажности и т.д. Для уменьшения погрешности приходится периодически устраивать совместные испытания различных прицепов, что усложняет процесс определения коэффициента сцепления.

Цель изобретения - повышение точности и упрощение процесса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием, состоящим в том, что осуществляют торможение прокатываемого по дороге колеса до начала проскальзывания его относительно дорожного покрытия, торможение осуществляют поочередным прижатием к колесу эталонных пластин с известными относительно колеса

55 коэффициентами сцепления с усилием„ равным усилию прижатия колеса к дорожному покрытию, начиная с пластин, имеющих наименьшее значение коэффициента сцепления. 65 устройства, содержащего испытуемое колесо, связанное шарнирно траверсой с транспортным средством, узел торможения и сигнализатор проскальзывания испытуемого колеса. В этом устройстве узел торможения выполнен в виде электрического порошкового тормоза, что делает более управляе- 30 мьм процесс торможения испытуемого колеса (1) .

Указанные способ и устройство не обеспечивают достаточной точности определения коэффициента сцепления, 35 .так как в измеряемые величины тормозных характеристик (силы тяги, тормозного момента, проскальзывания и пр.) в условиях движения приПоставленная цель .достигается тем, что устройство для осуществления способа, содержащее испытуемое колесо, связанное шарнирно траверсой с транспортным средством, узел торможения и сигнализатор проскальзывания испытуемого колеса, снабжено шарнирно связанным с транспортным средством рычагом, на котором установлены узел торможения, выполненный в виде набора эталонных пластин с известными относительно колеса коэффициентами сцепления, нагружающие грузы с приводом их перемещения вдоль рычага, и упор для перевода в транспортное положение траверсы с испытуемым колесом,,. а на траверсе с возможностью перемещения вдоль нее смонтирован противовес.

Кроме того, с целью упрощения процесса смены эталонных пластин, узел торможения устройства выполнен в виде установленной с возможностью вращения призмы, на гранях которой закреплены эталонные пластины с известными отличающимися друг от друга на величину требуемой точнос.ти определения коэффициентами сцепления колеса с дорожным покрытием.

На фиг. 1 схематично изображено устройство, вид сзади; на фиг, 2 то же, вид сбоку,. на фиг. 3 - то же, вид сбоку в транспортном положении.

B предлагаемом устройстве для определения коэффициента сцепления может быть использовано одно или несколько испытуемых колес, которые могут быть размещены либо на прицепе, либо на самом транспортном средстве.

Устройство состоит из испытуемых колес 1 и эталонных пластин 2, которые имеют известные относительно колеса коэффициенты сцепления.

Эталонные пластины с заданным коэффициентами сцепления, от минимальных до максимальных его значений,могут бить изготовлены заранее в лабора-: тории или получены путем вырезания иэ дорожных покрытий с известными коэффициентами сцепления, определенными ранее.

Испытательные колеса 1 с помощью траверсы 3 шарнирно прикреплены к стойке 4, которая жестко укреплена на раме 5 транспортного средства (или прицепа).

На траверсе 3 установлен с возможностью перемещения по ней противовес б. Пластины 2 установлены на рычаге 7, на котором закреплен груз

8, перемещаемый вдоль рычага с помощью привода 9, вращающего ходовой винт 19, закрепленный в подшипниковом упоре 11. Проскальзывание испытательного колеса 1 по дорожному покрытию определяется с помощью датчи1059471 ка 12. Блок торможения может быть выполнен в виде поворотной призмы

13, на которой закреплены эталонные пластины 2. При этом коэффициенты сцепления соседних пластин отличаются друг от друга на величину требуе- 5 мой точности определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием. Для поворота и фиксации а нужном положении призма 13 имеет привод 14. Для подъема испытуемого 30 колеса в транспортное положение на рычаге 7 установлен упор 15.

Устройство работает следующим образом.

До проведения измерений колеса

1 с помощью противовеса 6, перемещаемого по траверсе 3, разгружают до нулевого давления на дорожное покрытие. Затем, включая привод 9, перемещают груз 8 по рычагу 7 и прижимают эталонную пластину 2 к колесу 1 с необходимым усилием. Начинают движение транспортного средства. Если колесо 1 проскальзывает по. пластине 2 (то свидетельствует о том, что величина коэффициента сцепленйя пластины. меньше величины коэффициента сцепления дорожного покрытия), то колесо переводят в транспортное положение, прижимают к нему другую пластину и начинают тор- 30 можение со следующей эталонной пластиной 2 с большим коэффициентом сцепления. Этот процесс повторяют до тех пор, пока колесо 1 не начнет проскальзывать по дорожному покрытию. Проскальзывание колеса определяется с помощью датчика 12;

При наличии нескольких испытательных колес 1 торможение может осуществляться одновременно всеми колесами и коэффициент сцепления определяется по наименьшему значению коэффициента сцепления эталонных пластин, заблокировавших колеса.

Для перевода колеса 1 в транспортное положение груз 8 перемещают приводом 9 до тех пор, пока упор 15 не нажмет на противовес б,поворачивая траверсу 3.

Управление приводом осуществляют из кабины водителя.

Способ определения коэффициента сцепления и устройство для его осуществления могут найти применение при оценке сцепных качеств дорожных покрытий, которая проводится во время строительства и реконструкции автомобильных дорог, а также при технической экспертизе дорожно-транспортных происшествий.

Применение предлагаемого способа и устройства для его осуществления позволяет отказаться от использования на йспытательной установке измерительных систем, работающих в сложных условиях, существенно повысить точность определения коэффициента сцепления и уменьшить трудозатраты на обработку получаемых данных.

10594 И

Составитель М.Ляско!

Редактор П.Макаревич Техред H,Èåòåëåâà КоРРектоР Ю,Макаренко

2й»««» Ы

Заказ 9821/48 Тираж 873 Подписное

ВННН0Н Государственного комитета СССР по делам изобретений и открнтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.

««« «В«» «« « «« » » Ь»«««»

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием и устройство для его осуществления Способ определения коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытания упругих элементов, в том числе пневматических шин, транспортных средств для определения статических и динамических упругих характеристик и виброзащитных свойств испытуемых элементов, а также характеристик бокового увода и сопротивления качению шин

Изобретение относится к испытанию автомобильных шин

Изобретение относится к области испытания шин транспортных средств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к технике измерения сил и моментов, действующих на колесо при стендовых испытаниях, а также для определения параметров движения колеса

Изобретение относится к испытательной технике в автомобильной промышленности
Наверх