Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, ; содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок сравнения и блок вывода учебной информации и последовательно соединенные блок памяти, блок определения полноты ответа и блок оценки, второй вход которого подключен к второму выходу блока памяти, вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответов, третий выход которого подключен к второму входу блока вывода учебной информации, третий вход которого соединен -с вторым выходом блока определения полноты ответа, второй вход которого подключен к первому выходу блока сравнения,.о тличающееся тем, что, с целью расширения его дидактических возможностей, в него введен блок определения варианта ответа, состоящий из последовательно включенных элементов И первой группы, триггеров группы, первого элемента ИЛИ и инвертора , последовательно ,9оединенных регистров первой группы, элементов И второй группы и второго элемента ИЛИ и последовательно включенных распределителя импульсов и элемен- - тов И третьей группы, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих элементов И первой группы, вторьоми входами соответствующих элементов И второй группы и третьим входом блока определения полноты ответа, вторые входы элементов И третьей группы подключены к выходам соответствующих триггеров группы, входы регистров первой группы соединены с третьим выходом блока памяти, вторые входы элементов И первой группы подключены к второму выходу блока сравнения, выход второго элемента ИЛИ соединен с вторым входом блока сравнения и четвертым входом блока вывода учебной информации, выход инвертора подключен к третьему входу блока определения полноты ответа и пятому @ входу блока вывода учебной информа (Л ;Ции, вход распределителя импульсов I соединен с третьим выходом блока определения полноты ответа. 2. Устройство по п.1, о т л ичающееся тем, что блок определения полноты ответа содержит последовательно соединенные регистры второй группы, элементы И четвертой 05 группы, третий элемент ИЛИ, дешифратор и сумматор, последовательно :л включенные регистры третьей групX пы, элементы И пятой группы и четвертый элемент ИЛИ, выход которого 35 соединен с вторым входом сумматора, ;о последовательно включенные счетчики первой группы, элементы И шестой группы, пятый элемент ИЛИ и шестой элемент ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом сумматора, и последовательно соединенные элементы И седьмой группы, счетчики второй группы, элементы И восьмой группы и седьмой элемент ИЛИ, выход которого подключен к второму входу дешифратора, входы регистров второй и третьей групп являются первым вхо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

О И

РЕСПУБЛИК

З(Я) С 09 В 7 02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3486932/18-24 (22) 26 08 82 (46) 07.01.84. Бюл. Р 1 (72) Т.В. Попова, В.Н. Радкевич и В.М. Гиндеров (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 625229, кл. 0 09 В 7/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3347423/18-24, кл. 0 09 В 7/02, 1981 (прототип) (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕHhR H КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, содержащее последовательно включен- ные блок ввода ответов, блок сравнения и блок вывода учебной информации и последовательно соединенные блок памяти, блок определения полноты ответа и блок оценки, второй вход которого подключен к второму выходу блока памяти, вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответов, третий выход которого подключен к второму входу блока вывода учебной информации, третий вход которого соединен с вторым выходом блока определения полноты ответа, второй вход которого подключен к первому выходу блока сравнения,.о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения его дидактических возможностей, в него введен блок определения варианта ответа, состоящий из последовательно включенных элементов И первой группы, триггеров группы, первого элемента ИЛИ -и инвертора, последовательно,соединенных регистров первой группы, элементов И второй группы и второго элемента ИЛИ и последовательно включенных распределителя импульсов и элементов И третьей группы, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих элементов И первой группы, вторыми входами соответствующих элементов И второй группы и третьим входом блока определения полноты ответа, вторые входы элементов И третьей группы подключены к выходам соответствующих триггеров группы, входы регистров первой группы соединены с третьим выходом блока памяти, вторые входы элементов И первой группы подключены к второму выходу блока сраннения, выход второго элемента ИЛИ соединен с вторым входом блока сравнения и четвертым входом блока вывода учебной информации, выход инвертора подключен к третьему входу блока определения полноты ответа и пятому 3 входу блока вывода учебной информа; ции, вход распределителя импульсов

: соединен с третьим выходом блока оп ределения полноты ответа.

2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок определения полноты ответа содержит последовательно соединенные регистры второй группы, элементы И четвертой группы, третий элемент ИЛИ, дешифратор и сумматор, последовательно включенные регистры третьей группы, элементы И пятой группы и четвертый элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом сумматора, последовательно включенные счетчики первой группы, элементы И шестой группы, пятый элемент ИЛИ и шестой элемент ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом сумматора, и последовательно соединенные элементы И седьмой группы, счетчики второй группы, элементы И восьмой группы и седьмой элемент ИЛИ, выход которого подключен к второму нходу дешифратора, входы регистров второй и третьей групп являются первым вхо1065869 дом блока, вторые входы элементов И шестой группы и первые входы элементов И седьмой группы являются вторым входом блока, вторые входы элементов И четвертой, пятой, седьмой и восьмой групп, входы счетчиков первой группы, третьи входы элеменИзобретение относится к техническим средствам обучения, предназначенным для Обучения и проверки знаний учащихся, и может быть использовано в учебных заведениях различного уровня и профиля для проверки и закрепления знаний учащихся по различным дисциплинам.

Известно устройство, содержащее блок предъявления информации, блок ввода ответа, блок управления, блок памяти, блок оценки и дешифраторы (1) .

Недостаток данного устройства ограниченные дидактические возможности, так как оно работает по жесткой программе, сравнение ответа происходит на дешифраторах в после.— довательности, заложенной в эталонном ответе. Этим устройством можно контролировать ограниченный круг задач, а ответы оцениваются малодифференцируемыми оценками.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее блок ввода ответов, блок памяти, блок сравнения, блок вывода информации, ограничитель неверных ответов, блок оценки и блок определения полноты ответов(23.

Недостатком известного устройства являются ограниченные дидактические возможности, так как оно не позволяет анализировать различные варианты ответа на вопрос и определять степень оптимальности ответа.Правильность ответа в устройстве определяется как однозначное совпадение его с единственным по этому вопросу эталонным ответом. В качестве эталонного ответа, как правило, используется оптимальный вариант.

Следовательно, если учашийся отвечает на вопрос правильно, но не оптимальным образом, то устройство определит такой ответ как неверный.

В практике обучения различным дисциплинам (математике, физике, химии, программированию и т.д.) в большинстве случаев ответ на вопрос (ход. решения задачи) может быть неоднозначным. Например, при решении

50 тов И шестой группы и второй вход шестого элемента ИЛИ являются треть им входом блока, выходы сумматора, пятого элемента ИЛИ и шестого элемента ИЛИ являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока. задач методами теоретической и прикладной математики, а также выполнения последовательности действий оператором для достижения заданной цели практически всегда существует несколько вариантов решения. При этом варианты могут быть как равноценными, так и отличающимися друг от друга степенью оптимальности. Причем оптимальность варианта в каждом конкретном случае зависит от заданных критериев оптимальности.

Педагогически правильным следует считать анализ предложенного учащимся варианта ответа и в зависимости от степени оптимальности его произвбдить оценку знаний.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет анализа варианта ответа и учета степени оптимальности ответа.

Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок сравнения и блок вывода учебной информации и последовательно соединенные блок памяти, блок определения полноты ответа и блок оценки, второй вход которого подключен к второму выходу блока памяти, вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответов, третий выход которого подключен к второму входу блока вывода учебной информации, третий вход которого соединен с вторым выходом блока определения полноты ответа, второй вход которого поцключен к первому выходу блока сравнения, введен блок определения варианта ответа, состоящий из последовательно включенных элементов И первой группы, триггеров группы, первого элемента ИЛИ и инвертора, последовательно соединенных регистров первой группы, элементов И второй группы и второго элемента ИЛИ и последовательно включенных распределителя импульсов и элементов И третьей группы, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих

1065869 элементов И первой группы, вторыми входами соответствующих элементов И второй группы и третьим входом блока определения полноты ответа, вторые входы элементов И третьей группы подключены к выходам соответствующих триггеров группы, входы регистров первой группы соединены с третьим выходом блока памяти, вторье входы элементов И первой группы подключены к второму выходу блока сравнения, l0 выход второго элемента ИЛИ соединен с вторым входом блока сравнения и четвертым входом блока вывода учебной информации, выход инвертора подключен к третьему входу блока опре- !5 деления полноты ответа и пятому входу блока вывода учебной информации, вход распределителя импульсов соединен с третьим выходом блока определения полноты ответа. 20

Блок определения полноты ответа содержит последовательно соединенные регистры второй группы, элементы И четвертой группы, третий элемент ИЛИ, дешифратор и сумматор, последователь-25 но включенные регистры третьей группы, элемент И пятой группы и четвертый элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом сумматора, последовательно включенные счетчики первой группы, элементы И шестой группы, пятый элемент ИЛИ и шестой элемент ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом сумматора, и последовательно соединенные элементы И седьмой группы, счетчики второй груп-З5 пы, элементы И восьмой группы и седьмой элемент ИЛИ, выход которого подключен к второму входу дешифратора, вхбды регистров второй и третьей групп являются первым входом блока, 40 вторые входы элементов И шестой группы и первые входы элементов И седьмой группы являются вторым входом блока, вторые входы элементов И четвертой, пятой, седьмой и восьмой 45 групп, входы счетчиков первой группы, третьи входы элементов И шестой . группы и второй вход шестого элемента ИЛИ являются третьим входом блока, выходы сумматора, пятого эле- 50 мента HJIH и шестого элемента ИЛИ являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока.

В устройстве хранятся несколько возможных вариантов ответа на вопрос, дифференцированных степенью оптимальности, и ответ учащегося последовательно сравнивается с каждым вариантом ответа, локализуется вариант ответа и учитывается степень его оптимальности.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства на фиг.2 - функциональная схема блока ввода ответов, на фиг.3 — функциональная схема блока сравнения, на фиг.4 — функциональная схема блока определения варианта ответа; на фиг.5 — функциональная схема распределителя импульсов; на фиг.6 — функциональная схема блока определения полноты ответа; на фиг.7 — функциональная схема дешифратора; на фиг.8 — функциональная схема блока оценки, на фиг.9 — функциональная схема блока вывода учебной информации; на фиг. 10 — контрольный билет.

Устройство содержит блок 1 ввода ответов, предназначенный для считывания номера билета, номера вопроса в билете и формирования ответов учашихся, блок 2 памяти, предназначенный для хранения кодов эталонных ответов, числа вопросов в билете, эталонного числа действий в ответе и степени оптимальности варианта .ответа, блок 3 сравнения, предназначенный для поразрядного сравнения кодов вводимых учащимся ответов с кодами эталонных ответов, блок 4 определения варианта ответа, блок 5 определения полноты ответа, блок 6 оценки, предназначенный для формирования и индикации оценки, и блок 7 вывода учебной информации, предназначенный для индикации верности сделанного действия, номера вопроса и подсказки учащемуся эталонного ответа.

Блок 1 ввода ответов (фиг.2) содержит узел 8 считывания номера билета, состоящий из фотоприемников

9, наборное поле 10 с контактами

11 и 12 (номеров вопросов, операндов и операций), щуп 13, предназначенный для подачи на контакты

11 и 12 наборного поля 10 потенциала, генератор 14 импульсов, предназначенный для выработки сигналов сопровождения и устранения дребезга при снятии щупа 13 с контактов 11 и 12 наборного поля 10, шифратор

15, предназначенный для преобразования позиционного кода номера вопроса в параллельный двоичный код, шифратор 16, предназначенный для преобразования позиционного кода ответа в параллельный двоичный код, регистр 17, предназначенный для промежуточного хранения кодов номера билета в номера вопроса, регистр

18, предназначенный для промежуточного хранения кода и ответа.

Блок 2 памяти представляет собой оперативное запоминающее устройство.

Блок 3 сравнения в соответствии (фиг.З) содержит элементы И 19,элементы И 20, предназначенные для поразрядного сравнения кодов вводимых учащимся ответов с эталонными ответами и формирования сигнала "Да", инвертор 21, предназначенный для

1065869

65 формирования сигнала "Нет" о несравнении кода вводимого учащимся ответа с кодом эталонного ответа.

Блок 4 определения варианта ответа (фиг.4 ) содержит регистры 22, предназначенные для промежуточного хранения эталонных ответов возможных вариантов ответов, элементы И

23 и элемент ИЛИ 24, предназначенные для поочередного прохождения кодов эталонных ответов каждого варианта в блок 3 сравнения, распределитель 25 импульсов, предназначенный для формирования распределенных во времени импульсов опроса вариантов ответа, элементы И 26, предназначенные для поочередного формирования сигналов опроса вариантов ответа, триггеры 27, элементы И

28, предназначенные для формирования сигнала запрета дальнейшего onроса того варианта, код эталонного ответа которого не совпал с ответом, вводимым учащимся, а также элементы ИЛИ 29 и инвертор 30, предназначенные для формирования сигнала при несовпадении ответа учащегося ни с одним эталонным ответом из всех возможных вариантов ответа.

Распределитель 25 импульсов (фиг.5) содержит триггер 31 (счетный) выполненный из элементов И-НЕ

32, и инверторов 33, генератор 34, предназначенный для формирования импульсов с частотой следования

6+3 Гц и выполненный.по схеме симметричного мультивибратора с емкостными связями, элементы ИЛИ 35 и И 36, а также инвертор 37, предназначенные для формирования сигнала разрешения прохождения импульсов с выхода генератора 34 на вход триггера 31, и элементы И 38 и триггеры 39 предназначенные для формирования распределенных во времени импульсов опроса вариантов.

Блок 5 определения полноты ответа (фиг.б) содержит регистры 40, предназначенные для промежуточного хранения числа действий в ответе, регистры 41, предназначенные для промежуточного хранения кода степени оптимальности ответа, элементы И 42 и ИЛИ 43, предназначенные для поочередного опроса регистров

40, элементы И 44 и ИЛИ 45, предназначенные для поочередного опроса регистров 41, счетчики 46, предназначенные для подсчета числа сделанных действий по каждому варианту ответа и работающие в режиме вычитания, элементы И 47 и ИЛИ 48 и 49 предназначенные для формирования сигнала окончания ответа на вопрос, элементы И 50, счетчики 51, предназначенные для подсчета числа вернс сделанных действий в ответе

Z5

55 по каждому варианту, и работающие в режиме сложения единиц, элементы И

52 и ИЛИ 53, предназначенные для поочередного опроса счетчиков 51, дешифратор 54, предназначенный для определения полноты ответа, и сумматор 55, предназначенный для учета степени оптимальности ответа и выполненный в виде параллельного многоразрядного сумматора, работающего в режиме сложения.

Дешифратор 54 (фиг.7) содержит группу 56 элементовИ 57, группу 58 элементов ИЛИ 59, предназначенные для формирования баллов в зависимости от отношения числа верно выполненных действий к эталонному числу действий в ответе.

Блок б оценки (фиг.8) содержит регистр 60, предназначенный для промежуточноГо хранения эталонного количества вопросов в билете, сумматор 61, предназначенный для накопления суммы баллов по ходу ответов на вопросы, дешифратор 62, выполненный аналогично дешифратору

54 и содержащий группу элементов И, группу элементов ИЛИ, предназначенных для формирования оценки по соотношению суммы баллов к количеству вопросов, причем элементы ИЛИ выполнены с открытым коллектором и подключены к элементам индикации и .группу 63 элементов 64 индикации, предназначенную для индикации оценки.

Блок 7 вывода учебной информации (фиг.9) содержит регистр 65, предназначенный для промежуточного хранения кода эталонного ответа, триггеры бб, предназначенные для про хождения эталонного ответа на элементы индикации при необходимости консультации, триггеры 67-69,предназначенные для запоминаний информации о верности каждого действия и ответа на вопрос в целом, триггеры

70, предназначенные для запоминания номера вопроса, на который отвечает учащийся, причем триггеры 66-70 выполнены с открытым коллектором и подключены к элементам индикации и элементы 71-75 индикации, предназначенные для предъявления учащемуся эталонного ответа, информации о правильности ответа и номера вопроса.

Устройство работает следующим образом.

Перед началом работы устройство устанавливается в исходное состояние сигналом, вырабатываемым при включении питания. Схема выработки сигнала на чертежах не показана. Уча.щемуся выдают билет, на котором написаны вопросы. Билет имеет номер в виде расположенных в определенной

1065869

Учащийся формирует ответ на вопрос, воздействуя на контакты 12 (операций и операндов) наборного поля 10 блока 1, и по сигналу ввода код ответа через шифратор 16 и

65 последовательности отверстий. Основное поле билета состоит из поля вопросов и поля ответов и имеет ряд отверстий с надписями номеров вопросов, операций и операндов. Учащийся накладывает билет на наборное поле блока 1 так, чтобы отверстия основного поля билета совпадали с контактами 11 и 12 наборного поля 10.

Номер билета считывается в блоке 1 фотоприемниками .9 узла 8,заносится 10 в регистр 17 и является начальным адресом массива в блоке 2 памяти. В массиве в определенном порядке хранятся число вопросов в билете,эталонные ответы по всем вариантам 15 ответов на каждый вопрос, эталонное число действий в каждом варианте ответа и степень оптимальности каждого варианта ответа. Учащийся может отвечать на .вопросы билета в любой 20 последовательности, но перед ответом он воздействует щупом 13 на контакт 11 наборного поля того вопроса, на который будет отвечать.

Контакты 11 вопросов наборного по- 75 ля выполнены таким образом, что, отвечая на один билет, можно только один раз воздействовать на контакт, т.к. исключена возможность умышленного формирования оценки путем ответа на один и тот же известный учащемуся вопрос билета. Сигнал номера вопроса с контакта 11 наборного поля 10 блока 1 поступает в блок 7 вывода информации на один из триггеров 70 и далее на соответствующий элемент 75 индикации. С выхода генератора 15 сигнал сопровождения поступает на шифратор 13 через тот вход, на который поступает потенциал от контакта 11 набор- 40 ного поля 10.

Код контакта с выхода шифратора

15 поступает в регистр 17 и является начальным адресом зоны в заданном массиве блока 2. По указанному адре- 45 су из блока 2 считываются коды эталонных ответов по всем возможным вариантам ответов на вопрос или на первое действие, которые поступают в регистры 22 блока 4. Если вариант ответа на вопрос один, то эталонный ответ заносится во все регистры 22.

Эталонное число действий в ответе по каждому варианту ответа поступает в регистры 40 и счетчики 46 блока 5.

В регистры 41 из блока. 2 поступает код степени оптимальности каждого варианта. Число вопросов в билете из блока 2 поступает в блок 6 оценки (в регистр 60). регистр 18 поступает в блок 3 сравнения на первые входы элементов 19.

Одновременно по сигналу ввода в блоке 4 на выходе элемента И 36 появляется сигнал, поступающий на вход счетного триггера 31 и разрешающий прохождение импульсов с генератора 34 на счетный вход триггера 31. С выхода элемента 38 сигнал опроса первого варианта поступает на вход элемента И 26.

Так как исходным состоянием триггера 27 является единичное состояние, т.е. на выходах триггеров установлены сигналы, разрешающие прохождение сигнала через все элементы 26, то сигнал опроса первого варианта через первый элемент

26 поступает на вход первого зле мента 23 и является разрешающим для прохождения эталонного ответа по первому варианту ответа из регистра

22 через элемент ИЛИ 24 в блок 3 сравнения на вторые входы элементов И 19. Одновременно сигнал опроса первого варианта поступает с выхода элемента 26 на вход элемента 28 и в блок 5 на входы первых элементов 42, 44, 47, 50 и 52, а также на вычитающий вход первого счетчика 46. Так как в счетчике

46 первоначально было установлено эталонное число действий в ответе по первому варианту, то сигнал, поступивший на его счетный вход, уменьшает его содержимое на единицу.

Если код ответа, введенного учащимся, не соответствует эталонному коду ответа по первому варианту, то в блоке 3 на выходе инвертора 21 появляется сигнал "Нет", поступающий в блок 4 на входы всех элементов 28. Однако этот сигнал проходит только через первый элемент 28,так как только на его входе есть разрешающий сигнал опроса первого варианта (с выхода первого элемента И 26).

Сигнал с выхода элемента 28 поступает на вход установки в нулевое состояние первого триггера 27.

На выходе триггера 27 появляется сигнал, запрещающий дальнейшее прохождение сигналов опроса первого варианта с выхода распределителя через элемент И 26. Такое состояние триггера 27 сохраняется до перехода к ответу на следующий вопрос билета.

Следующий импульс с выхода генератора 34 поступает на счетный вход триггера 31. С выхода элемента И 38 сигнал опроса второго варианта поступает через элемент 26 на вход элемента 23 и является разрешающим для прохождения эталонного ответа по второму варианту ответа из второго регистра 22 через эле1065869 мент ИЛИ 24 в блок 3 сравнения.

0РНоаРВМеННо сиГпал ОИРОса ВТОРОГО варианта поступает с Выхода элемента 26 HB r xoJ: элемента И 28 и н блок

5 на входы вторых элементов 42» 44, 47„ 50 и 52, а также на вычитаюший вход второго счетчика 46,, Так как в счетчике 4 б ((ерво«}с> (ад(:ь110 былс» усràíîaJIeHO эталонное число действий в ответе по второму варианту, то сигнал, поступивший на вход счетчика 46, уменьшает его содержимое на единицу. Если код ответа, введенного учащимся, не соответстнует эталонному коду ответа. ло второму варианту, ТO в блоке 3 сравнения на выходе иннертора 21 появляется сигнал "Нет"> поступас>щ«(й в бл01(4 на }««хо}.-.>.i >,.-.е: «лем }H i Ов И

) 8 Одна(СО ЗТО Г С. И, Нал }цЭО, Д т только через второй эдеме(>т 28»так (сс(к толькО нь(e}. с> " де е(. ть Раз решающий сигHB>i опроса зт(>рогo варианта (с выхода элемента И 26 1, C«(r(IBJ(с «зыхода элемента 28 постуГ(аЕТ HB ВХОД УС га 10al(.1 }» }Iy»}eaOe

cooT0H iiie три}. гера 27, HB триг\"epB 27 г>оявляется сигпал, запрещающий дальнейшее прохождение с ггналов опроса второго нарианта с выхода распредех(ител>(25 через элемент И 26 Такое состояние триггер 27 сохраняет до перехода к отаегу (а следующий зоп(рос билета.

Лна(лог>(ч(—;1-.:м образом сравнивается ответ, 1}веденный у(аь((имся, с

ЭтаЛОННЫМИ ОтнeтаМИ В«.ЕХ С:(Та}1},НЫХ вариантов. TBêèì образом, происходит перебор всех нариei!TOH ответа.

Если ответ учашегосн нс ссответстн} еТ ни Одно! iy I(з вариBHroa зталон— ных ответов, то и.(Гь-ходе инвертора 30 блока 4 появляется сигнал, поступающий а ТРГГГ(эр 69 блокB 7

H д«(лее 1»(а « 1(BMe i»r б 4 и«}дик ации . 7B ким образом„. У(ащийcR полуHBcг информацию о том, что его Qraeò новеpell . ОДИО>з >еь eнн0 сигнал с вь}хОДа и(»в«ртора 30 пог.ту>-1 }е; г! блс>1. =: }B в.:ОД элемента ИЛИ 49 и Дат:ee .-} а ,Hie(I(((}i»BT0p 5 4 . 1»,: i«!(/Iиб>рс(iо(эе 5 4 н

3 ТО!. «1ОМС НТ На О,(i i}i(}С В (Одак (}Г(«МСI»" . T0a И 57 группы .: б на;((}Д(ится этаJioHH0e чис(0 деис "(яи-. В последнем

Из 0 ID0(1IO:,::. г -»с эи((Н"..0; 01 нота „а на вторых вход<и з.-;e;(питон И 57

Гpy".Iï«JI 5(> — чiic. 10 ((р»д«Зи,(}ь(;:О (- д(»л(анных деистви((н,аii«Ом eпу (ае IIOJ!b ), «

0Ë(e,!»,OaB ». («,(la fi»>, i» У ММB i С}})(:. а > !l ( х(}дится 1(Q}J бал i(а > с (,opi (((РОВ 1 1 н(>1 О элементами ИЛИ (>9,о>,.ппы .=.8 .«} зан«(симости от соот((01(з.и> (числа зерНо сделанных дейс(>з(и к эталонному числу действий в ответе. Сигнал, поступивший в суммато.> 55 с выхода э.((е 1е((т.-. И.(((И 49!, ра з>эе(гает выдат-ь зодер.;:исое су. (м:::. «Ог B 5 в блок б

1G

>..

3 3

50 5>

60 оценки (н сумматор 61). Одновременно сигнал с выхода элемента ИЛИ

49 поступает в блок 5 (н распределитель 25) и через инвертор 37 на вход элемента И 36, на выходе «соторого появляется сигнал, запрещающий дальнейшее прохождение импульсов с Генератора 34 на счетный вход триггера 31.

После того, как учащийся г(олучает информацию о том, что ответ на вопрос неверен, он переходит к ответу на следующий вопрос билета, воздействуя щупом 13 на контакт 11 того вопроса, на который будет отвечать, При этом блоки 4-7 устанавливаются н исходное состояние. По номеру вопроса из блока 2 считываются коды эталонных ответон r!o всем возможным вариантам ответов на вопрос, которые поступают в блок 4 (в регистры 22). Эталонное число действий в отнете по каждому варианту ответа поступает в блок

5 (в регистры 40 и счетчики 46), а код степени Оптимальности каждого варианта поступает в регистры 41.

Если ответ, введенный учащимся, сонпа«л с одним из вариантов эталонных ответов, то сигнал "Ла" с выхода элемента И 20 блока 3 сравнения поступает в блок 7 (в триггер 67 и далее на элемент 72 инди}саци«(), Этот же сигнал pB" поступает в олок « на входь(элементов И 47 и 50

}с далее в тот счетчик 51, который соответствует номеру варианта. ответа, увеличивая его содержимое на единицу. Если при этом ответ на вопрос должен формироваться одним дей-, ствием, то в соответствующем счетсике 46 на Гыходе появляется едини"

7 (a триггер 68 и далее HB элемент

73 индикации). учащийся получает информацию.о том, что его ответ верен и может переходить к ответу на следующии вопрос. Одновременно сигнал с выхода элемента ИЛИ 48 через эле(лент ИЛИ 49 поступает в

::лок 4, запрещая дальнейшее прохождение импульсов с генератора 34 на счетный три>ге»р 31, и на вход матора 55, разрешая выдачу балла, сформированного в сумматоре 55 в

=BaII0Iiì0ñrè От числа верно выполHeHH(» действий и эталонного числа действий (н данном случае один к одному) и степени оптимальности

=ар:-;аята Ответа, поступа«тщей н сумматор 55 .; з соответствующего регистра 41 через соответствующий элеÄeHT и 44 >i элемент или 45, в блок б Оценки (в сумматор 61), Если От ier «IB-вопрос должен фор;иронаться не одним дейстнием (за1065869 горается лампа 72 и не загорается лампа 73), то из блока 2 эталонные ответы по всем вариантам на следующее действие поступают в блок 4 (в регистры 22). Учащийся вводит ответ на следующее действие, в блоке

4 поочередно спрашиваются только те регистры из группы 22, эталонные ответы по первому действию в которых совпали с ответом учащегося по первому действию. Если при очередном действии учащийся сформирует ответ, не совпадающий ни с одним иэ эталонных ответов, то сигнал с выхода инвертора 30 поступает в блок 5 и через элемент ИЛИ

49 на вход сумматора 55, разрешая выдачу балла, сформированного в сумматоре 55 в зависимости от полноты и степени оптимальности ответа, в блок 6. (в сумматор 61). Таким образом, учащийся отвечает на все вопросы билета. Если при этом он не знает ответа на какой-то вопрос, то он формирует сигнал "Не знаю", который поступает на элемент ИЛИ 35 и далее через элемент И 36 на вход счетного триггера 31, разрешая прохождение импульсов из генератора 34. А так как при этом учащийся не формирует ответа, то на выходе инвертора 21 блока 3 появляется сигнал "Нет".

Следовательно, устройство работает аналогично случаю, когда ответ учащегося не совпал ни с одним эталонным ответом из возможных вариантов.

Таким образом, в пределах ответа на вопрос в сумматоре 55 блока 5 формируется балл в зависимости от полноты и оптимальности ответа,. а в пределах ответа на билет в сумматоре 61 блока 6 формируется балл ,в зависимости от совокупности отве тов на вопросы билета.

После ответа учащегося на все известные ему вопросы билета, он формирует сигнал "Оценка", по которому в блоке 6 анализируется соотношение суммарного балла (сумматор

61) к числу вопросов в билете (регистр 60),и на выходе дешифратора

62 формируется та или иная оценка, которая индицируется на соответствующем элементе 64 и, таким образом, предъявляется учащемуся.

В режиме обучения учащийся, отвечая на тот или иной вопрос, может обратиться за консультацией. При поочередном опросе регистров 22 эталонные ответь. поступают в регистр

65 блока 7. Если учащийся не знает ответа на вопрос (или на очередное

10 действие),то он формирует сигнал

"Консультация",. который разрешает запись содержимого регистра 65 в триггеры 66. Код эталонного ответа индицируется на соответствующих 5 элементах 71 и, таким образом, предъявляется учащемуся.

Устройство устанавливается в исходное состояние либо сигналом

"Сброс", либо при переходе к следующему билету.

Схемы формирования управляющих

ЗО

40 сигналов "Сброс",. "Ввод" "Консультация", "Не знаю", "Оценка" не показаны.

Предлагаемое устройство, обладая той же универсальностью, что и базовый объект (вся учебная информация заносится в ЗУ), позволяет расширить дидактические возможности устройства за счет выбора варианта и определения оптимальности ответа.

Наличие блока определения варианта ответа позволяет выбрать вариант ответа из множества возможных ответов, а введение в блок определения полноты ответа анализа оптимальности ответа позволяет более правильно оценивать знание обучаемого.

Кроме того, достигается расширение области применения устройства, т.е. устройство используется в тех областях науки и техники, где при обучении и контроле знаний необходимо решать вопросы с многовариантными и многозначными ответами.

Таким образом, предлагаемое устройство благодаря возможности выбора варианта ответа и определения оптимальности ответа позволяет качественнее оценивать значение обучаемого в режиме контроля и исключать случаи„ приводящие к неверной оценке знаний.

1065869

1065869

1065869

1065869

1065869 айаг. 7

1065869

7Я 74

/йылга

4иУ

3 Х

Фиг.У йадпвси отраиий и апераи8о5

Фи8./О

Составитель A. Карлов

Редактор Ю. Ковач Техреду. Гергель Корректор A °

Заказ 11049/50 Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх