Мотор-колесо транспортного средства

 

МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус, колесо , тормоз, электродвигатель, планетарную зубчатую передачу, солнечное колесо которой кинематически связано с ротором электродвигателя, отличающееся тем, что с целью повышения надежности и долговечности мотора-колеса, в статоре электродвигателя над лобовыми частями установлены по внутреннему и наружному диаметрам ярма кольца из электроизоляционного материала , на центральной втулке статора - ступенчатое кольцо, снабженное форсунками, а в корпусе мотора - колеса установлена ступенчатая втулка, снабженная форсунками и перфорацией и образующая с ним две изолированные друг от друга кольцевые полости, внутри солнечного колеса выполнен канал подачи масла для смазки планетарной зубчатой передачи и охлаждения ротора электродвигателя , при этом сателлитодержатель планетарной зубчатой передачи своим хвостовиком закреплен в ступице колеса, установленной в корпусе на подшипниках. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д) В 60 К 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,, К A BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3395981/28-11 (22) 15,02.82 (46) 15.01.84. Бюл. № 2 (72) А. А. Михайлов, В. А. Вершигора, С. Д. Усов и О. А. Черненко (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 629.113.012.351 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 808340, кл. В 60 К 7/00, 1975 (прототип) . (54) (57) МОТОР-КОЛЕСО ТРАНСНОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее корпус, колесо, тормоз, электродвигатель, .планетарную зубчатую передачу, солнечное колесо которой кинематически связаио с ротором электродвигателя, отличающееся . тем, что, „„SU„„1066847 A с целью повышения надежности и долговечности мотора-колеса, в статоре электродвигателя над лобовыми частями установлены по внутреннему и наружному диаметрам ярма кольца из электроизоляционного материала, на центральной втулке статора — ступенчатое кольцо, снабженное форсунками, а в корпусе мотора — колеса установлена ступенчатая втулка, снабженная форсунками и перфорацией и образующая с ним две изолированные друг от друга кольцевые полости, внутри солнечного колеса выполнен канал подачи масла для смазки планетарной зубчатой передачи и охлаждения ротора электродвигателя, при этом сателлитодержатель планетарной зубчатой передачи своим хвостовиком закреплен в ступице колеса, установленной в корпусе на подшипниках.

1066847 1

Изобретение относится к силовым передачам транспортных средств, в частности к моторам-колесам.

Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее колесо, тормоз, электродвигатель и планетарную зубчатую передачу, солнечное колесо которой кинематически связано с ротором электродвигателя (1).

Охлаждение электродвигателя осуществляется за счет отвода тепла от ярма статора через стенку статора и далее в охлажденную жидкость, а от обмоток (лобовых частей) статора через воздушные промежутки, через стенку статора и далее в охлаждающую жидкость.

Смазка редуктора барботажная, т.е. маслом, вытекающим из опорного подшипника ротора и разбрызгиваемым ротором и шестернями редуктора.

Используемая в этом устройстве система охлаждения электродвигателя не является эффективной при эксплуатации мотором-колеса на повышенных режимах из-за недопустимо высокого нагрева обмоток статора вследствие неэффективного отвода тепла, так как большие воздушные зазоры. между нагретыми частями статора и охлаждающей жидкостью являются по существу тепловым экраном.

Часть масла, идущего на смазку и охлаждение редуктора и ротора, увлекается ротором во вращательное движение внутри корпуса, что приводит к увеличению гидравлических потерь и отрицательно влияет на расход электроэнергии и КПД электродвигателя. Барботажная смазка шестерен редуктора недостаточна для обеспечения надежной работы их на повышенных режимах, что отрицательно влияет на ресурс работы мотор-колеса.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности мотора-колеса.

Поставленная цель доститается тем, что в моторе-колесе транспортного средства, содержащем корпус, колесо, тормоз, электродвигатель и планетарную зубчатую передачу, солнечное колесо которой кинематически связано с ротором электродвигателя, в.статоре электродвигателя яад лобовыми частями установлены по внутреннему и наружному диаметрам ярма кольца из электроизоляционного материала, на центральной втул-. ке статора-ступенчатое кольцо, снабженное форсунками, а в корпусе мотора-колеса установлена ступенчатая втулка, снабженная форсунками и перфорацией и образующая с ним две изолированные друг от друга кольцевые полости, внутри солнечного колеса выполнен канал подачи масла для смазки планетарной зубчатой передачи и охлаждения ротора электродвигателя, при этом. сателлитодержатель планетарной зубчатой передачи своим хвостовиком закреплен в ступице колеса, установленной в корпусе на подшипниках. торой солнечное колесо кинематически свя10 зано с ротором электродвигателя, электро50

2

На фиг. 1 представлено мотор-колесо в сборе, продольный разрез; на фиг. 2 — нижняя половина мотора-колеса, продольный разрез.

Мотор-колесо представляет собой устройство, содержащее собственно колесо 1 в виде обода, жестко связанного с у(иском, планетарный редуктор 2, представляющий собой планетарную зубчатую передачу, в кодвигатель 3, ступицу 4 с тормозным устройством 5 (тормозом).

В корпусе 6 мотора-колеса по фланцу закреплен электродвигатель 3, содержащий статор 7 и ротор 8, установленный на подшипниках во внутренней расточке центральной втулки статора 7. На наружный диаметр упомянутой центральной втулки напрессовано ступенчатое кольцо 9 с форсуночными отверстиями (форсунками) и закреплено кольцо 10.из электроизоляционного материала, aa наружном диаметре ярма 11 установлено кольцо 12. На торец статора 7 установлен фланец 13 с трубкой-маслопроводом 14. Во внутренней полости мотора-колеса между корпусом 6 и ротором 8 установлена наружная ступенчатая втулка 15, снабженная форсуночными отверстиями (форсунками), перфорированным пояском на вНутреНяем меНьшем диаметре, т.е. цилиндрической частью, имеющей по диаметру перфорацию. Ступенчатая втулка 15 выполнена таким образом, что после установки ее в мотор-колесо между втулкой и корпусом 6 образуются две изолированные между собой кольцевые полости А и Б: полость А служит маслосборником откачиваемого из мотораколеса масла, полость Б — маслоприемником подачи масла к форсункам.

В корпусе 6 установлены подшипники 16 ступицы 4, соединенной с колесом 1 и хвостовиком сателлитодержателя 17 редуктора..

Сателлиты 18 редуктора 2 размещены в сателлитодержателе 17 и сцепляются с венцовой шестерней 19, закрепленной в корпусе 6, и с солнечной шестерней 20, которая соединена с ротором 8 электродвигателя 3 кинематически. На статоре электродвигателя размещены штуцер 21 подачи масла в мотор-колесо, штуцер 22 откачки масла из мотора-колеса и силовой кабель 23.

Устройство работает следующим образом.

По силовому кабелю 23 и обмоткам статора 7 подводится ток. В результате взаимодействия электромагнитных колес статора 7 и ротора 8 на роторе создается момент вращения. Этот момент передается соединенной с ротором 8 солнечной шестерне 20 планетарного редуктора 2, от которой через сател- . литы 18, размещенные в сателлитодержателе 17 и опирающиеся на венцовую шестерню 19, вращение передается сателлито1066847

18

16

17

19 держателю 17 и соединениой с иим ступи. це 4 с колесом 1.

Ьдновременно с этим от бортового насоса через штуцер 21 подается масло в кольцевую полость Б и далее к форсункам в ступенчатой втулке 15 на охлаждение активных -> лобовых частей статора 7. Пройдя статор, нагретое масло стекает в полость А, при этом кольца 10 и 12 предотвращают попадание масла в рабочий зазор (между тор. цом ярма статора и ротора).

В то же время масло из штуцера 21 поступает во фланец 13 и трубку 14 к форсункам смазки редуктора 2 и охлаждения ро. тора 8, после чего оно втекает в полость А, при этом наличие на наружной ступенчатой втулке 15 перфорированного пояска над ротором 8 и радиальных отверстий в ней обеспечивает слив масла из полости вращающих5 ся деталей в спокойную для откачки масла полость А, предотвращая возможность увлечения масла во вращательное движение ротором 8 электродвигателя и редуктором 2.

Это обеспечивает уменьшение гидравлических потерь. Крепление мотора-колеса к раме

10 транспортного средства осуществляется по фланцу 24.

Изобретение позволяет повысить надежность и долговечность мотора-колеса.

1066847

Составитель Е. Бокова

Редактор Л. веселовская Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 10789/19 Тираж 442 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства Мотор-колесо транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх