Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11)

3(51) Н 0 2 P 7/ 36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3501283/24-07 (22) 15.10.83 (46) 15.01.84. Бюл. Р 2 (72) A.Ñ. Калинин и С.Н. Солнцев (53) 621.316 ° 718. 5 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 773871, кл. Н 02 М 7/537, 1980.

2. Тарасов В.Н. Миниатюризация устройств перевозбуждения гистерезисных электродвигателей. Труды

МЭИ, "Электромеханика гироскопа", вып. 291, 1976. (54)(57) 1. ТРЕХФАЗНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ПИТАНИЯ ГИСТЕРЕ .

ЗИСНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий мостовой инвертор, в первой фазе которого последовательно с первьач транзистором включен дополнительный диод, а последовательно с возвратньв(диодом . этого же транзистора включен вспомо.гательный транзистор, электронный переключатель, управляющий вхбд которого соединен с выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения, накопительный конденсатор, у которого первая обкладка подключена к выходу первой фазы мостового инвертора, а вторая -.к выходу зарядной цепочки, составленной из последовательно соединенных диода и резистора, и к первому силовому электроду электронного переключателя, блок управления инвертором, выходы которого связаны с управляющими электродами транзисторов инвертора и с входом схе)ы дозирования параметров импульса перевозбуждения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности устройства .путем устранения высокопотенциальных перепадов между выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения и управляющим входом .электронного переключателя, в него введены два логических элемента И и логический элемент НЕ, причем вход зарядной цепочки соединен.с вторым Фазньаа выходом мостового инвертора, второй силовой электрод электронного переключателя соединен с общей шиной питания мостового инвертора, а управляющие входы второго транзистора в первой фазе мостового иивертора и противополож- е ного ему транзистора во второй фазе этого инвертора соединены с соответствующими выходами блока управления через первый и второй логические элементы И, причем первые входы их соединены с соответствующими выходами блока управления, а вторые через логический элемент

НЕ - с выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения.

2. Преобразователь по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что во второй фазе, мостового инвертера последовательно с транзистором, .противоположным транзистору с последовательно включенным диодом первой фазы, включен второй дополнительный диод, непосредственно соединенный с выводом фазного выхода мостового ,инвертора, общая же точка силового транзистора и дополнйтельного диода соединена с входом зарядной цепочки.

1, 1067582

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при построении источников электропитания гистерезисных электродвигателей.

Известен трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя, содержащий выходной усилитель, выполненный в . виде мостового инвертора напряжения, управляющие входы которого соеди- 10 иены с распределителем импульсов, синхронизованпым задающим генератором, импульсный источник постоянного тока с блоком управления, подсоединенный через управляемый ключ 15 параллельно двум выходам инвертора, и разъединительный ключ, а также логические элементы.НЕ и И, причем разъединительный ключ включен последовательно в цепь питания инвертора, по крайней мере один логический элемент И включен между одним выходом распределителя и угравляю- щим входом плеча инвертора, соответствующий выход которого соединен с одним из полюсов импульсного источника постоянного тока, а выход блока управления импульсного источника соединен через логический элемент

НЕ с другим входом логического элемента И 13 .

Недостатком такого преобразователя является наличие "подвешенного" т.е. не имеющего общего вывода на

"общую массу", импульсного источника постоянного тока, .что существенно затрудняет управление электронными ключами этого источника.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является преоб разователь напряжения для питания 40 гистерезисного двигателя, содержащий мостовой инвертор, в первой фазе которого последовательно с первым силовым транзистором включен дополнительно диод, а последователь- 45 но с возвратным диодом этого же транзистора включен транзистор, электронный переключатель, управляющий вход которого соединен с выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения, накопительный конденсатор, у которого первая обкладка подключена к выходу первой фазы мостового инвертора, а вторая — к выходу зарядной цейочки„ составленной из последовательно соединенных диода и резистора, и к первому силовому электроду электронного переключателя, блок управления инвертором, выходы которого связаны с управляющими электродами транзис- 60 торов инвертора и с входом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения Г21.

Недостатком этого преобразователя является также сложность управления s 65 одним из электронных- переключателей„ что -усложняет схему преобразователя и снижает ее надежность и технологичность.

Цель изобретения — повышение надежности и технологичности схемы преобразователя напряжения для питания гистерезисного двигателя путем устранения высокопотенциальных перепадов между выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения и управляющим входом электрон» кого переключателя.

Поставленная цель достигается тем, что в трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезиского двигателя, содержащий мостовой инвертор, в первой фазе которого последовательно с первым силовым транзистором включен дополнительный диод, а последовательно с возвратным диодом этого же транзистора включен вспомогательный транзистор, электронный переключатель, управляющий,вход которого соединен с выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения, накопительный конденсатор, у которого первая обкладка подключена к выходу первой фазы мостового инвертора, а втораяк выходу зарядной цепочки, составленной из последовательно соединенных диода и резистора, и к первому силовому электроду электронногр переключателя, блок управления инвертором, выходы которого связаны с управляющими электродами транзисторов инвертора и с входом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения, введены два логических элемента И и логический элемент НЕ, при этом вход зарядной цепочки соединен с вторым фазным выходом мостового инвертора, второй силовой электрод электронного переключателя соединен с общей шиной питания мостового инвертора, а управляющие входы. второго транзистора в первой фазе мостового инвертора и противоположного ему транзистора во второй фазе этого инвертора соединены с соответствующими выходами блока управления через первый и второй логические элементы И, причем первые входы их соединены с соответствующими выходами блока управления, а вторые через логический элемент НŠ— с выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения.

Во второй фазе мостового инвертора последовательно .с транзистором, противоположным транзистору с последовательно включенным диодом первой фазы, включен второй дополнитель. ный диод, непосредственно соединенный с выводом фазного выхода мостового инвертора, общая же точка силового транзистора и дополнительного

1067582 диода соединена с входом зарядной цепочки.

На фиг. 1 приведена схема трехфаз. ного преобразователя напряжения для питания гистерезисного двигате- ля, на фиг. 2 — выполнение блока управления; на фиг. 3 — временные диаграммы.

Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистереэисного двигателя содержит мостовой инвертор 1, выполненный на попарно последовательно включенных силовых тран. зисторах 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7 с возвратными диодами 8 и 9, 10 и 11,.

12 и 13 между полюсами источника 35 постоянного тока, средние точки каждой пары которых являются выходными выводами 14, 15 и 16 соответственно первой, второй и третьей фаэ;

° Последовательно с силовым транзис-2О тором 3 первой фазы моста включен дополнительный диод 17, а последовательно возвратному диоду 9 того же транзистора 3 включен вспомогательный транзистор 18. Вход зарядной 25 цепочки 19 соединен с выходным выводом 15 второй фазы. Накопительный конденсатор 20 первой обкладкой подключен к выходному выводу 14 первой фазы мостового инвертора 1, а второй — к выходу зарядной цепочки 19. Общая точка соединения накопительного конденсатора 20 и выхода зарядной цепочки 19 через электронный переключатель 21 соединена с общей шиной питания мостового ин35 вертора 1. Управляющие входы силовых 2-7 и вспомогательного 18 транзисторов мостового инвертора 1 связаны с соответствующими выходами блока управления 22, причем для транзисторов 2 и 5 эта связь осуществляется через логические элементы

И 23 и 24, вторые входы которых через логический элемент HE 25 соединен с выходом схемы доэирова- 45 ния параметров импульса перевозбуждения 26, с которым также соединен управляющий вход электронного переключателя 21..

Схема управления вспомогатель ным транзистором 18 включает в себя два базовых резистора, один из которых 27 установлен между базой и эмиттером транзистора 18, а другой базовый резистор 28 соединяет базу . того же транзистора 18 с полюсом вспомогательного источника питания через транзистор 29. Управляющий же вход транзистора 29 связан с тем же выходом блока управления 22, что и 60 управляющий вход транзистора 4 во второй фазе инвертора 1.

Второй дополнительный диод 30 может быть включен во вторую фазу 65 инвертора последовательно с транзистором 4.

Двигатель 31 подключен к выходным выводам 14, 15 и 16 инвертора.

Схема блока управления 22 фиг. 21 состоит из последовательно включенных генератора стабильной частоты 32, делителя частоты 33 и распределителя импульсов 35, выполненного на трех ДК-триггерах 36-38, включенных по кольцевой схеме.

Схема дозирования параметров импульса перевозбуждения 26 состоит иэ последовательно включенных делителя частоты 34, вход которого связан с соответствующим выходом распределителя импульсов 35, и элемента формирования временных интервалов 39.

Трехфазный преобразователь работает следующим образом.

Управляющие сигналы.с выхода блока управления 22 осуществляют коммутацию транзисторов 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7 мостового инвертора 1. Они сдвинуты по фазе на 120, благодаря чему на выходе мостового инвертора 1 (выходные выводы 14-16) формируется трехфазное переменное напряжение прямоугольное по форме с "паузой" в 60 (фиг. 31. Замыкание цепи реактивных токов нагрузки обеспечивается возвратными диодами

8-13 и.вспомогательным транзистором

18, включенным одновременно с силового транзистора 4. Необходимая длительность управляющего сигнала на включение вспомогательного транзистора 18 определяется возможным значением реактивного тока нагрузки и всегда меньше одной полуволны. питающего напряжения.

В процессе работы мостового инвертора 1 через зарядную цепочку 19 импульсами. напряжения с амплитудой и частотой выходного напряжения мостового инвертора 1 периодически, частотой питания гнромоторов.происходит заряд конденсатора 20 через силовые транзисторы 3 и 4.

Схема дозирования параметров импульса перевозбуждения 26 имеет на входе делитель частоты 34, вход которого подключен к одному из выходов блока управления 22. Благодаря этому частота импульса перевозбуждения нике основной частоты питания гиромоторов и определяется емкостью счетчика делителя частоты 34. Фаза же импульса перевозбуждения в основном определяется местом подключения входа делителя частоты 34. Окончательная подстройка фазы, а также формирование временного интервала, соответствующего длительности импульса перевозбуждения, производится элементом формирования временных ин1067582 тервалов 39, что может быть:обеспечено как на спусковых схемах, так и на обычных логических схемах. При этом в последнем случае должна быть связь с более высокочастотным выходом делителя 33 дополнительного входа элемента 39.

Сформированный таким образом импульс напряжения в элементе формирователя временных интервалов 39 приводит к включению электронного пере- 10 ключателя 21 и в то же время через логические. элементы 23 и 24 к запиранию силовых транзисторов 2 и 5 мостового инвертора 1.. Благодаря этому обмотки двигателя (гиромотора 31 15 между выходными выводами 16 и 14 инвертора 1 оказываются под суммарным напряжением от источника питания мостового инвертора 1 и накопленной электрической энергии в конден-. 20 саторе 20, которая может достигать значения упомянутого источника.

Возможное эаьыкание реактивного тока нагрузки в момент формирования импульса перевозбуждения во второй, 25 фазе (вывод 15)) зарядной- цепочки

19 „может быть устранено вторым дополнительным диодом ЗО, установленным последовательно с силовым транзистором 4 в той же фазе.

Таким образом, обеспечение стабилизации электромеханических характеристик гистерезиснрго электродвигателя и повышение энергетических показателей обеспечивается более простыми средствами, исключающими из схемы устройства такие элементы как трансформаторы напряжений, а в управлении электронными переключате лями не требуется гальванической развязки, кроме того, отсутствуют высокие потенциальные перепады напряжений между сигналами управления и входами электронных переключателей, что упрощает схему управления.

Установленные же дополнительные диоды последовательно силовым транзисторам незначительно снижают КПД мостового инвертора. Однако благодаря их включению силовые транзисторы, последовательно с которыми включены эти дополнительные диоды, надежно защищены от инверсного их включения, характерного для работы мостовых инвертаров с нагрузкой индуктивно-активного. характера, что является положительным фактором и в какой-то степени компенсирует снижения ЕПД. Отсутствие высокопотейциальных перепадов между выходом схемы дозирования параметров импульса перевозбуждения и управляющим входом электронного переключателя повышает надежность и упрощает изготовление.

1067582

1067582

Фи.

Составитель В. Тарасов

Редактор м.днями. текредс.легеэа кор3 ектор и.муска юаьююа ююаваень аэ<В4ю а е\юю аююваФаювюююю» e»w« »

° Ю ею

Заказ 11225/56 ..Тира в 671, Поднисное

ВВИИПИ осударственного,комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

ВЮ ЬЮЮ ° М еюю ю е юю е

Филиал ШЗП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя Трехфазный преобразователь напряжения для питания гистерезисного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области добычи нефти и других пластовых жидкостей и может быть использовано в процессе эксплуатации скважин эпектропогружными насосами

Изобретение относится к электротехнике и позволяет повысить надежность регулирования напряжения и уменьшить потери энергии в двигателе и питающей сети

Изобретение относится к электротехнике и радиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в установках, требующих плавного и автоматического регулирования скорости механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к системам управления реактивным индукторным электродвигателям для автомобильной техники

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электроприводу переменного тока повышенной частоты с асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электроприводу на основе асинхронных электрических машин и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к локомотивостроению

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электроприводам переменного тока с асинхронными электродвигателями
Наверх