Коробка передач транспортного средства

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус , в котором расположены ведущий и ведомый валы, две фрикционные муфты, три тормоза и три планетарных ряда, каждый из которых включает солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, при этом водило третьего ряда связано с ведомым валом, эпицикл третьего ряда соединен с водилом первого ряда и первым тормозом, эпицикл первого ряда связан с водилом второго ряда и вторым тормозом, а солнечная П1естерня второ:О ряда соединена с третьим тормозом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, солнечная шестерня первого ряда связана с ведущим валом и через одну из фрикционных муфт с воднлом первого ряда, а эпицикл второго ряда соединен с солнечной шестерней третье1Ч) ряда и через другую (О фрикционную муфту с водилом третьего (Л ряда.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

У511 В 60 К 17/06

В .м ф ьм ф

Ij "" " 13

I F-. 1 1Ъ4Ф: Е 9g Ж «В

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

lIO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3519669/27-1 1 (22) 15.10.82 (46) 07.02.84. Бюл. ¹ 5 (72) В. Б. Альгин, В. В. Грицкевич, О. Л. Косткин, В. П. Меленцевич, И. С. Цитович, И. Г. Шейнкср, Л. В. Калацкий, С. Н. Поддубко и О. П. Царев (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113 — 582.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 606749, кл. В 60 К 17/06, 1978.

2. P. Ж. «Автомобильный и городской транспорт», 1979, ¹ 5, реф. 5А429 — 5А435 (прототип) . (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая кор„„SU„„1071467 А пус, в котором расположены ведущий и ведомый валы, две фрикционные муфты, три тормоза и три планетарных ряда, каждый из которых включает солнечную шестернк>, водило с сателлитами и эпицикл, при этом водило третьего ряда связано с ведомым валом, эпицикл третьего ряда соединен с водилом первого ряда и первым тормозом, эпицикл первого ряда связан с водилом второго ряда и вторым тормозом, а солнечная шестерня второго ряда соединена с третьич тормозоч, отличаюи(аяся тем, что, с цельк) упрощения конструкции, солнечная шестерня первого ряда связана с ведущlDl валом и через одну пз фрикционных чуфт с водилом первого ряда. а эпицикл второго ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда и через другую фрикционнук> муфту с водилом третьего ряда!

1)71 (67

Изобретение относится к тp3flcliopTHoму машинострос HltK) и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и других самоходных машин.

Широко распространены, 13 част((ости В гидромеханических трансмиссиях, коробки передач с тремя степенями свободы, у которых для получения определенной cTóïñ нп

Hcoáx0äHìo вклк)чить два элемеIIT,i управления.

Среди таких коробок можно вылслить класс коробок с повышаю!цими выси(ими передачами. Использование таких коросн>к обусловлено рядом причин. Одна из iiHx —— наметившаяся тенденция применения низкооборотных высокоэкономичных лвигdl (лей. Кроме того, при обычных двигателях использование повышающей пере.(ячи позволяет уменыпить частоту вращения коленчатого вала двигателя и, тем самым, ум flhшить расход топлива и увеличить ресурс двигателя. Сама коробка перелач в )том случае может быть выполнена меньших размеров поскольку при одном и п)м >K(лияпазоне на выходе коробки булет действовать меньший крутящий 1(foìål!T.

I j0ëó÷åIfHå иовы шан)щей передачи в планетарных коробках персдач веЛет к fl«рестройке схемы.

Известна коробка перслач транспортного средства, содержащая входной, Выходной, два промежуточных Вала, lid которых расположены взаимолейс1вующис мс жду собой шестерни пос.гoHIiflol 0 зацепления и шесть фрикциопных муфт лля олучсния пяти передач переднеп> кода и двух передач заднего хода !11.

Данная коробка пcðå>(3÷ ьч>(llолнс113 по вальной схеме и из-за этого имеет достаточно большие габариты. Кроме того, при переключении со второй на треп ю пс рсдачу, когда выключают два элемента управления и включают один, и с тр<тьси на четвертую, когда выклк>ча!От олин элемент и включают лва новых, имеют место ð3çрывы потока мощности. Это приводит к возрастанию длительности процесс;l перек Ifoчения и к повышению линамических нагрузок, лействук>щHx во время переклк>чс ния на звенья коробки передач, ITo снижает надежность коробки передач.

Наиболее близкой по технис!сской суlllности к изобретению является коробка IIP.редач, содержащая корпус, в котором расположены ведущий и ведомый валы, три фрикционные муфты, три тормоза I три планетарных ряда, включающий каждый солнечную шестерню, волило с сателлитами и эпицикл, при этом водило третьего p(i;(3 связано с ведомым валом, эпицикл третьего ряда соединен с водилом первого ряда и первым тормозом, эпицикл первого ря.(а связан с водилом второго ряда и вторым тормозом, d солн(.чная шестерня BTopol o ряда соединена с третьим тормозом 12) .

КО роо к сl и(. р<- .Тс>

О();I Ы I! ООС (I IE. Ч I! Б сlE. (IOЛ IС 1(И(. С !10 (IОIЦЫО

lfi! còH iлсм !IToB IIp3BE! liH5i пяти передач перс L»etî хода и 0.(Hoit »cppЛачи 33Лнс! о хола. Вь!сHI хода НВ.151СТС5I П013Ы П! ЯН) П ((<И. L, IH I IC PC > О, (Я " ОЛНОИ передачи IIЧЯС!C51, iilllll> IIO О, 111OXI(i.lсн!СIIT3 < П РЯБ;1(. НИ Я ЗЯ 1(f TOI О, 1TO и 3 Ка ЖЛОИ:(З П()С.1(.— дунаи(их передач ра )oT;IE олин из э,.(с мен1 О TOB Х IIPс(В<(с HH Я HPE. :(ЫЛУ HL(!i П(P(13Ч П. >ТО

00(. I IC× è ВсlСТ X ÌCIII> I IIC IHIC P;i 3,) Ы В 3 I:O Гокс(М 011(I i О С T! I I Р И 11 E. Р Е h, 1 10 Ч С Н I (Я Х .

Нслос I 31 ком данной кор<>бкll II(. pc.)а .

Я ВЛЯСТСЯ О НОСИТ(ГIЬНЯЯ CEIOXK II<> "Tf> КО НС.(РУКЦИИ !313!IЛ, ТОГО <110 l (rl flO 13 Ч(НИ Я пяти Ifcpcä3ч псрелHcã0 xo l,лfl(Й передачи заднего хода прим«няе, ся шесть с>ЛСМС!ПОВ Х ПРаВЛЕНИЯ.

1 (есп изобретен и я "li p 0 l ll(i I it <. I„ >H còрукции. ((OCT 3 l3. lC Иная !(е;(ь;(0«T,H 3< 1<051 в коробке псрелач, содержаний корпус, в котором p3cl10ложспы BE. лунц(й Всломый

Б<1 1 Ы,, (В(Сt)PIth((È0 II I 0>IP ">1 g) Г!>, 1 Pl l Т<)РМОЗЯ ll ТРИ 11.13 НС ГdPII BIX РЯ,(3, K<1. (!>1й ИЗ КОторых Включяе I сс)лпсчнх и> И(с<"I E<ð!о. воли25 л<) с сателлитами и эп!(lliiêë,,fpè этом BÎ lH,10 ГРе(1>е(0 РЯЛ<1 с l>H 3!I f1 0 с BE Loxf I>l xl HBE(ом, ->циник;1 I pñ. 1 1>(. I o ря;(я сое и н(и с Боли 10 >l нервогO ря!3 и первым тормозо.",1,;!Нцикл

П(РВОГО PH, !3 СБЯЗЯН С БОЛИЛОМ В I ОРИГ(> РЯла и Вторым тормозом, d c îHHсчн,-!Н шсстер!

lH Б 1 ОРОГО РЯ. (сl СO(ЛИ IICI13 (1 РС I Ь им TOP

3103031, СО, П!(. П1с)Я Iil(. CTC P Hß П С P Б<) 0 ) Ядс>

СВЯ:33 Н сl С В(ЛУП(И М БЯ, 1 ОЫ И ЧСP(-3 0 lf(>, ИЗ ф))II hl (Holi III>lx xix ()>т с Боли<10",>1 пс",:130! О РЯда, 3 Э ПИ((И К.> ВТОРО! 0 Р51. 13 СОС. .(И HE. Í С С0,1 НЕЧkIoij п(естc рпей Грстьс: о ряда и IE эсз лру гую фрикционпуK> муфту с Бо.(илом третьс г<> р»;(<1.

Н,> l())! С>K(> Ilзображсна !EHH(113 i H IC K

4р Короок я lip р<>.(я ч сод(> р ж и1 !3с>, (мHIH и 133, i

1, который свя 33Н через фр!!к(>!!ОНИ3 ю уфту 2 с Волилом . 1 первого ряла. Во ll*.,!о > соелltlfc!10 с тормс>зом 4 и с э!!циклом 5 третьего ряда. С Входным валом 1 связ<(на также со.i!i :0 ряла.

45 На 8<). lif.lc . > расположсны cdтс,i1 и С Б 513 с! I С TOP XI 0;5!) 3! 9 l i!0 lit. I 0 31

10 Бп>рого !)Я(3. С тс)рм03oxl 1! соели! сна солнеч!(ая 12 шестерня Второ>.о рыла. взаitXi0Ë(>йСТБ < К)(ЦЯЯ С CñlÒÑCK I H 1 lit >,,)ЯС 50 !

Н>ложснпымп ня Воли.!с 111 второг0 ряда.

Зп(>цикл 1(BToDol o р5!ла BH33H с со. IHP>1HOft ше терпей !5 трстьсго ряля, взаимс>лс йствун>щей с с Г! се(<И!тах>и 16. р (сположен-! (ыми на воли ря.(а, фрнк((lfoliная .мхфт<3 !8 связываст мсжлу «обуй солif(" 17 третьего рял 1, ко! Орое сослн(!с но с

Бсломым валом 1(1. (07(46.

КОРООKd 11(.Ре;(1 тРанспОРтнОго с()(!(. T13а

paooT BE) с. l (. (ук)1ц и и Обри 3 Ох!. пяти передач переднего хода и однои передачи заднего хода, В табл. 1 приведен порядок

i3K I К) I(. I i 1 Я ЭЛ()IС НТОВ Х Il (>2 ВЛ Е 1ПI Я 113) и, IЖ.LoI1 из передач, а также возмож!!Ы(значсI !ii )1 lIEрс татОЧ Н Ы х 111(:\. KO()O(>f(II fi(. рсд)1 !.

Включением фрикционных муфт 2, 18 и тормозов 4, 9 и 11 обеспечивается получение

Т à б л и )д а 1

В табл. 2 даны 3ff(fчеиия чисел зубьев 3Q If(>fff)(.(Снных в табл. 1 зн,)чсиий и(р((ато)п)естерен, которые ооеспечивак>т получение lihlx чисел.

Т а б л и )д а 2

Низп)ая передача переднего хода включается при помощи тормозов 9 и 11, в результате чего затормаживается эпицикл первого ряда 8 и солнечная шестерня !5 третьего ряда. Силовой поток передается через солнечную шестерню первого ряда 6 на сателлиты 7, которые обкатываясь по неподвижному эпициклу 8, приводят во вращение водило 3 и эпицикл 5 третьего ряда.

Эпицикл 5 сообщает движение сателлитам

16, которые обкатываясь вокруг неподвижной солне )ной шестерни 15, приводят во вращение водило 7 и ведомый вал 19. При переключении с первой Hd вторую передачу вклк)чается . уфта !8, а тормоз 9 остается во включенном состоянии. Так КаК эпицикл перво! 0 р5)да 8:1(i Ормож(и, То движение

45 от солнечной !3!ест(ðifè 6 передастся иа ВоДИ, 10 ), За ОДНО с KOTO()f>l м В ра п())с1 СЯ 3 lf flцикл 5 третьего ряда, фрикци(>иная муфт«1

18 бс!Окируст звенья третьего ряда 5, 15

17, КОторые Вр;I и(аются к.lK ОДНО цело( и приво )ят В дви ж(lf lie !)едомый В!1, 1 (9.

50 При переходе со второй исрсд,)чи иа т р (T h K) I I () 0113 t) o;L l l T(и ы и. 1 к ) (н и (! О р х! О 3 а

9 и Включение тормоза (.,Муфта 18 при этом Оста(тся Во В1.,)юч(.Ином состоянии.

Мои)ность на 1)сдо !Bi(1 Вал 9 передается двумя поток,;хп!. 11ервый поток fldffр:)Вл(il чср(B солнечнуlo шестерик> 6, сатсг!(п!т1,! 7

íLi BO. L1l,!О перво!0 ряда 8 И 3IIIIILfllx,"1 трс!!е! О ;) Я.LL) О. В . О!)ОИ 11, )ОВОИ НОТ он и(()(. 1071467

Составитель А. Хабаров

Редактор Г. Гербер Техред И. Верее Корректор Л. 1имокосои

Заказ! 1538/12 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35., Раугвская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дается через солнечную шестерню 6, сателлиты 7 на эпицикл первого ряда 8 и водило второго ряда 10. Так как солнечная шестерня второго ряда,Д заторможена, водило 10 приводит во вращение эпицикл второго ряда 14 и солнечную шестерню третьего ряда 15. Далее через сблокированные посредством фрикционной муфты 18 звенья 5, 16 и 17 нагрузка передается на ведомый вал

19, где и суммируется с первым силовым потоком.

При переключении с третьей на четвертую передачу выключается тормоз 11, и включается муфта 2. Муфта 18 остается во включенном состоянии. Муфты 2 и 18 блокируют все звенья коробки передач, поэтому между ведущим валом 1 и ведомым валом !9 устанавливается прямая связь.

В процессе переключения с четвертой на повышаюшую пятую передачу производится выключение муфты 18 и включение тормоза 11. Муфта 2 остается во включенном состоянии. Звенья первого ряда 3, 6, 7 и 8 сблокированы между собой через фрикционную муфту 2 и вращаются как одно целое. Мошность на ведомый вал 19 передается двумя потоками. Первый поток направлен через водило первого ряда 3 на эпицикл третьего ряда 5 и далее на водило третьего ряда 17. Второй силовой поток передается через эпицикл первого ряда 8 на водило второго ряда 10, которое приводит во вращение эпицикл второго ряда 14 при неподвижной солнечной шестерне второго ряда 12. Солнечная шестерня третьего ряда 15 передает силовой поток на водило третьего ряда 17, где on суммируется с первым силовым потоком и передается н а ведом ы и вал 9.

Для получения передачи заднего хо35 да необходимо включить тормоза 4 и 11.

Солнечная шестерня первого ряда 6 при заторможенном водиле 3 сообшает эппциклу первого ряда 8 движение в противоположном направлении по отношению к веt дущему валу .1. Водило второго ряда 10, связанное с эпициклом 8, приводит во врашение эпицикл второго ряда 14 .при неподвижной солнечной шестерне 12. Солнечная шестерня третьего ряда 15, соединенная с эпициклом 14, сообщает движение водилу третьего ряда 17 и ведомому валу 19 при заторможенном эпицикле третьего ряда 5.

Предлагаемая схема коробки передач при трех планетарных рядах и пяти элементах управления (две муфты и три тормоза) позволяет получить пять передач переднего хода, одна из которых повь1шак>щая, и одну передачу заднего хода. У прототипа для получения пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода используется шесть элементов управления (три муфты и три тормоза).

Следовательно, предлагаемая коробка передач по сравнению с известными имеет на один элемент управления меньше, чем позволяет упростить конструкцию коробки передач.

Как видно из табл. 2, солнечная шестерни 6, 12 и 15 соответственно первого, второго и третьего планетарных рядов унифицированы между собой по числу зубьев.

Таким же образом унифицированы между собой сателлиты 7, 13 и 16 и эпициклы 8, 14 и 5 всех трех планетарных рядов. При этом схема коробки передач обеспечивает получение передаточных чисел, распределенных по закону, близкому к Iåoìåòðnческому со сближенными значениями передаточных чисел высших псредач.

Таким образом, предлагаемая схема коробки передач обеспечивает получение одинаковых чисел зубьев у соответствуloLBHx зубчатых колес всех трех планетарных рядов. Это позволяет выполнить соответствующие зубчатые колеса планетарных рядов одинаковыми и, тем самым, обеспечить высокую степень унификации элементов и упростить изготовление коробки передач.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх