Коробка передач транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<о770862

+ »

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 140676 (21) 2371733/27-11 с присоединением заявки HP (23) Приоритет

Опубликовано 151080.Бюллетень Й9 38

Дата опубликования описания 153.080 (5 ) } / К л 3

В 60 К 17/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585.1(088.8) (72) Авторы изобретения

А. М. Баринов, В. Г. Выборнов, Ю. В. Качанов, В. И. Микин, A. П. Недялков, В. А. Петрушов, A. И. Сиренченко, И. А. Стригин и В. В. Таболин

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт и Кременчугский ордена Ленина автомобильный завод им. 50-летия Советской украины (71) Заявители (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА той 1 ).

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к коробкам передач.

Известна коробка передач, содержащая входной вал со свободно установленной на нем шестерней, соединяемой с ним муфтой, расположенной соосно входному валу, выходной вал со свободно установленными на нем шестернями, зацепленными с шестернями промежуточных валов, и муфты для связи входного и выходного валов, а также промежуточных валов, при этом шестерни промежуточного вала расположенного параллельно входному валу, зацепленные с шестернями входного и выходного валов, закреплены на этом промежуточном валу, а одна из шестерен,, установленная на другом промежуточном валу, имеет возможность соединения с ним муфОсновным недостатком этой коробки передач является сложность системы управления ими,причем для обеспечения определенного передаточного отношения требуется включение трех элементов управления и большие осевые размеры.

Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, в котором расположены вхОдной вал со свободно установленной шестерней, первый промежуточный вал, расположенный соосно входному валу, с жестко установленным зубчатым колесом и расположенными на нем шестернями, второй промежуточный вал, расположенный параллельно входному валу, с жестко установленным зубчатым колесом, входящим в зацепление с шестерней входного вала, и со вторым зубчатым колесом, входящим в зацепление с зубчатым колесом первого промежуточного вала, выходной вал, расположенный соосно второму промежуточному валу, на котором расположены зубчатые колеса, управляемые муфты для соединения соосных валов, управляемые муфты для соединения зубчатых колес с соответствующими валами и реверсивный механизм (2 ).

25 Недостатком этой коробки передач является большой осевой размер и вес, а также сложность конструкции. Это связано с тем, что для обеспечения, например, шести передач, требует30 ся шесть муфт.

770862

15

2S

Целью изобретения является уменьшение осевых размеров и веса коробки передач путем сокращения числа элементов управления.

Это достигается тем, что в предлагаемой коробке .передач транспортного средства шестерни первого промежуточного вала жестко установлены на нем, а зубчатые колеса выходного вала установлены с возможностью осевого соединения с соответствующими управляемыми муфтами, расположенными на выходном валу.

Реверсивный механизм выполнен в виде трехзвенного планетарного ряда, солнечная шестерня которого жестко соединена со вторым промежу, точным валом, оси сателлитов закреплены на корпусе, а коронная шестерня свободно установлена в корпусе с возможностью соединения через управляемую муфту с выходным валом.

При таком выполнении коробки передач для получения в ней шести передач используются только пять муфт, т. е. меньше, чем в известной.

На фиг. 1 показана кинематическая схема коробки передач, обеспечивающей шесть передач; на фиг. 2 силовые потоки в коробке передач, изображенной ыа фиг. 1; на фиг. 3 механизм управления коробкой передач, изображенной на фиг. 1; на фиг. 4 — кинематическая схема коробки передач с дополнительным рядом шестерен, обеспечивающей восемь передач; на фиг. 5 — силовые потоки в коробке передач, изображенной на фиг. 4.

Коробка передач содержит корпус

1, в котором расположен входной вал

2 со свободно установленной на нем шестерней 3, соединяемой с ним муфтой 4. Соосно входному валу 2 расположен первый промежуточный вал 5 с жестко установленным на нем зубчатым колесом б и шестернями 7 и 8. Шестерня 3 и зубчатое колесо б зацеплены 45 с колесом 9 и шестерней 10 соответственно, закрепленными на втором промежуточном валу 11, установленном параллельно входному валу 2. Выходной вал 12 расположен соосно с валом 50

11. Для связи этих валов служит управляемая муфта 13. На выходном валу 12 свободно установлены зубчатые колеса 14 и 15, зацепленные с шестернями 7 и 8 соответственно. Для соеди- 55 ненни зубчатых колес 14 и 15 с выходным валом 12 служат управляемые муфты 16 и 17 cooòâåòcòâåííî.

Реверсивный механизм выполнен в виде трехзвенного планетарного ряда, $0 солнечная шестерня 18 которого соединена со вторым промежуточным валом

11, ось с сателлитом 19 закреплены на корпусе 1, а коронная шестерня

20 .связана с выходным валом 12. g5

Для связи первого промежуточного вала 2 служит муфта 21.

В корпусе коробки передач установлены шток 22 (фиг. 3), соединенный с управляемым сервоцилиндром

23 и вилкой 24, а также штоки 25, 26 и 27, на которых размещены поводки 28, 29 и 30, имеющие возможность взаимодействия с рычагом переключения передач (на чертеже не показан), и вилки 31, 32 и 33 переключения.

Для включения заднего хода в коробке передач служит управляемая муфта 34.

На базе шестиступенчатой коробки передач, изображенной на фиг. 1 создана восьмиступенчатая коробка передач, изображенная на фиг. 7. Помимо элементов, упомянутых при описании шестиступенчатой коробки передач, она содержит зацепленные между собой шестерни 35 и 36, первая из которых закреплена на первом промежуточном валу 5, а вторая свободно установлена на выходном валу 12. Для соединения шестерни 36 с валом имеется муфта 37.

Коробка передач работает следующим образом.

Вращающийся момент подается на вал 2. При подаче рабочего тела в сервоцилиндр 23 перемещается шток 22 и вилка 24, что вызывает включение муфты 4 и тем самым блокировку вала

2 и шестерни 3. Для включения первой передачи рычаг переключения передач воздействует на повородки 29 и перемещает шток 25 и вилку 32 вправо, это обеспечивает включение муфты 17 и блокировку зубчатого колеса 15 с валом 12. В этом случае вращающий момент проходит следующим путем: вал

2, муфта 4, шестерня 3, вал 11, шестерня 10, колесо б, вал 5, шестерня

8, зубчатое колесо 15, муфта 17 и, наконец, выходной вал 12 (cM. Фиг. 2).

Для включения второй передачи сервоцилиндр 23 перемещает вправо шток

22 и вилку 24, что вызывает включение муфты 21 и блокировку валов

2 и 5. В этом случае вращающий момент проходит следующим путем: вал

2, муфта 21, вал 5, колеса 8 и 15, муфта 17 и, наконец, выходной вал

12.

Для включения третьей передачи сервоцилиндр 23 перемещает влево шток 22 и вилку 24, что вызывает включение муфты 4 и тем самым блокировку вала 2 и шестерни 3. Рычаг переключения передач воздействует на поводки 29 и перемешает шток 25 и вилку 32 влево, что обеспечивает включение муфты 16 и блокировку зубчатого колеса 14 с выходным валом

12. В этом случае вращающий момент проходит следующим образом: вал 2, муфта 4, шестерня 3, колесо 9, вал

11, шестерня 10, колесо б, вал 5, 770862 колесо 7 и 14, муфта 16, и наконец, выходной вал 12.

Для включения четвертой передачи сервоцилиндр 23 перемещает шток 22 и вилку 24 вправо, что вызынает включение муфты 21 и тем самым блокировку налов 2 и 5. 5

В этом случае вращающий момент проходит следующим путем вал 2, муфта

21, вал 5, колеса 7 и 14, муфта 16 и, наконец, выходной вал 12 °

Для включения пятой передачи сервоцилиндр 23 перемещает шток 22 и вилку 24 влево, что вызывает включение муфты 4 и тем самым блокировку вала

2 и шестерни 3. Рычаг переключения передач воздействует на поводок 30 15 и перемещает шток 26 и вилку 31 влево, что обеспечивает включение муфты

13 и блокировку валов 11 и 12. В этом случае вращающий момент проходит следующим образом: вал 2, муф- 2О та 4, шестерня 3, колесо 9, вал 11 и, наконец, выходной вал 12.

Для включения шестой передачи сервоцилиндр 23 перемещает шток 22 и вилку 24 вправо, что вызывает включение муфты 21 и тем самым блокировку валов 2 и 5. В этом случае вращающий момент проходит следующим образом: вал 2, муфта 21, колесо 6, шестерня 10, вал 11, муфта 13 и, наконец, выходной вал 12. ЗО

Для получения первой передачи заднего хода серноцилиндр 23 перемещает шток 22 и вилку 24 влево, что вызывает включение муфты 4 и тем самым блокировку вала 2 и шестерни З.Рычаг переключения передач воздействует на поводок 28 и перемещает шток 27 и вилку 33 нпрано, что обеспечивает включение муфты 34 и блокировку вала 12 с коронной шес- 4О терней 20. В этом случае вращающий момент проходит следующим образом: вал 2, муфта 4, шестерня 3, колесо 9, вал 11, солнечная шестерня 18, сателлит 19, коронная шестерня 10, муфта 34 и, наконец, выходной вал 12.

Для получения второй передачи заднего хода сервоцилиндр 23 перемещает шток 22 и вилку 24 вправо, что вызывает включение муфты 21 и тем самым блокировку валов 2 и 5. В этом случае вращающий момент проходит следующим образом: вал 2, суфта 21, вал 5, колесо 6, шестерня 10, вал 11, солнечная шестерня 18, сателлит 19, коронная шестерня 20, муфта 34 и, 55 наконец, выходной вал 12.

Работа восьмиступенчатой коробки передач протекает аналогично шестиступенчатой. Механизм управления может быть выполнен одним и тем же как для д шестиступенчатой., так и восьмисту пенчатой коробок передач.

Благодаря меньшему числу муфт описанные коробки передач имеют меньшие осевые размеры и вес, чем известные коробки передач с тем же числом ступеней. Они проще конструктинно, вследствие чего затраты на их изготовление ниже.

Формула изобретения

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, расположенный в корпусе входной вал со свободно установленной шестерней, первый промежуточный вал, расположенный соосно входному валу, с жестко установленным зубчатым колесом и расположенными на нем,шестернями, второй промежуточный вал, расположенный параллельно входному валу, с жестко установленным зубчатым колесом, входящим н зацепление с шестерней входного вала, и со вторым зубчатым колесом, входящим в зацепление с зубчатым колесом первого промежуточного вала, выходной вал, расположенный соосно нторому промежуточному валу, на котором размещены зубчатые колеса, управляемые муфты для соединения соосных валов, управляемые муфты для соединения зубчатых колес с соответствующими валами и реверсивный механизм, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения осевых размеров и веса коробки передач путем сокращения числа элементов управления, шестерни первого промежуточного вала жеотко установлены на нем, а зубчатые колеса выходного нала установлены свободно с возможностью соединения с соответствующими управляемыми муфтами, расположенными на выходном валу.

2. Коробка передач по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что реверсивный механизм выполнен в виде трехзвенного планетарного ряда, солнечная шестерня которого жестко соединена со вторым промежуточным валом, оси сателлитов закреплены на корпусе, а коронная шестерня свободно установлена в корпусе с воэможностью соединения с выходным валом посредством управляемой муфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3400963, кл. 74 — 360, 1971.

2. Патент ФРГ Р 928214, кл. 63 с 8/01, 1955.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх