Вариатор н.п.ефимова

 

О П И С А Н И Е (31)990552

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.11.78 (21) 2685124/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.

В 60 К 17/06

Гасударственный квинтет

Опубликовано 23.01.83. Бюллетень №3

Дата опубликования описания 28.01.83 (53) УДК 629.! 13-585 (088.8) по деним изобретений

- н втврмтий (72) Автор изобретения

Н..П. Ефимов (71) заявитель (54) ВАРИАТОР Н. П. ЕФИМОВА

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам бесступенчатого изменения и передачи крутяшего момента от источника к потребителю.

Известен вариатор, содержаший корпус с установленными в нем параллельно входным и выходным валами, устройство изменения расстояния между валами и редуктор, ведущий элемент которого закреплен на входном валу, а ведомый — на выходном 11) .

Недостатком известного вариатора является, использование гидромашин для изменения передаточного числа, выполнение которых сложно и недостаточно надежно.

Цель изобретения — упрощение конструкЦИИ.

Поставленная цель достигается тем, что в вариаторе редуктор дополнительно снабжен клиновыми элементами, а ведущий элемент представляет собой цилиндр с кольцевой направляющей, в которой размешены указанные клиновые элементы, подпружиненные относительно ведомого элемента редуктора, выполненного в виде зубчатого колеса, количество зубьев которого равно количеству клиновых элементов, противоположные направляющей концы которых размещены в соответствующих впадинах зубчатого колеса.

На фиг. 1 показан вариатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1.

Вариатор состоит из корпуса 1, на котором закреплены с возможностью врашения входной 2 и выходной 3 валы, продоль-. ные оси которых параллельны и смещены на величину е (эксцентриситет). Имеется устройство изменения расстояния между валами, выполненное в виде втулки 4 с, эксцентрично выполненным отверстием, в

15 котором установлен вал 3. К. втулке 4 прикреплена рукоятка 5 для осуществ-ления изменения положения втулки 4, и соответственно, выходного вала 3 относительно входного вала 2 вариатора.

На выходном валу 3 закреплено, например, посредством шпонки зубчатое колесо 6. Ведущий элемент передаточного редуктора выполнен в виде цилиндра 7, на внутренней поверхности которого образована кольцевая Т-образная направляющая

8. Выходной вал 2 жестко связан с упомянутым цилиндром. В направляющей установлены клиновые элементы 9 †. одни концы которых подпружинены пружиной 12 относительно колеса 6, так что боковая поверхность каждого клинового элемента поджимается к боковой поверхности соответствующего зуба колеса 6 (фиг. 2).

Вариатор работает следующим образом.

При вращении входного вала 2 вариатора по часовой стрелке момент и вращение передается на выходной вал 3. Каждый из контактирующих с колесом 6 клиновых элементов 8 хочет сообщить колесу 6 вращение со своей угловой скоростью, однако же момент йередает только один из клиновых элементов, а именно только тот клиновой элемент, который может сообщить выходному валу наибольшую угловую скорость. На фиг. 2 — это клиновой элемент 10.

Другие клиновые элементы будут проскальзывать относительно направляющей 8, хотя контакт их с колесом 6 будет иметь место, вследствие работы пружины 12. Передающий нагрузку клиновой элемент 10 будет заклинен на направляющей и будет вращаться вместе с входным валом как одно жесткое звено. После поворота входного вала 2 на некоторый угол клиновой элемент IO расклинится на направляющей, а клиновой элемент 11 заклинится.

Для плавного изменения скорости вращения выходного вала 3 необходимо по- з0 вернуть рукояткой 5 втулку 4. При этом изменится радиус начальной окружности клиновых элементов, а радиус начальной окружности колеса 6 не изменится. Поэтому изменится передаточное отношение и скорость вращения выходного вала 3. .35

Для автоматического заклинивания наиболее быстро движущегося клинового элемента IO должно выполняться одно из следующих условий (фиг. 3):

552

4 внешней поверхностями кольцевой направляющей;

jl = гв — rc — в;

f — коэффициент трения между клиновым элементом 10 и направляющей;

5 с — точка контакта клинового элемента с зубчатым колесом 6, точка через которую проходит сила взаимодействия (давления) между клиновым элементом и колесом 6.

Клиновой элемент может заклиниться надежно без проскальзывания при любом малом или большом коэффициенте трения, лишь бы соблюдалось следующее условие: а r

Ь(гд с-г )+ Ъг

Формула изобретения

45

50 где г, — расстояние от оси вала 3 до внутренней поверхности кольцевой направляющей; гв — то же, до внешней поверхности кольцевой направляющей;

t — то же, до точки контакта клинового элемента с зубчатым колесом; а — дл и на контакта кли нового элемента с внутренней поверхностью кольцевой направляющей;

Ь вЂ” расстояние между внутренней и

Для саморасклинивания этого клинового элемента в случае более медленного его движения должно соблюдаться следующее условие:

cr = arctgz ) 1 30, где — угол между перпендикуляром и касательной, восстановленных в точке заклинивания клинового элемента с направляющей.

В общем случае входным валом являться может любой из валов 2 или 3, так как вариатор обратим.

Изобретение позволит упростить конструкцию известных вариаторов.

Вариатор, содержащий корпус с установленными в нем параллельно входным и выходным валами, устройство изменения расстояния между валами и редуктор, ведущий элемент которого закреплен на входном валу, а ведомый — на выходном, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, редуктор дополнительно снабжен клиновыми элементами, а ведущий элемент представляет собой цилиндр с кольцевой направляющей, в которой размещены указанные клиновые элементы, подпр> жиненные относительно ведомого элемента, выполненного в виде зубчатого колеса, количество зубьев которого равно количеству клиновых элементов, противоположные направляющей концы кбторых размещены в соответствующих впадинах зубчатого. колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I....Хельдт П. .М. Автомобильные сцепления и коробки передач. М., Машгиз, 1960, с. 401, фиг. 237 (прототип).

990552

Составитель С. Белоусько

Редактор Л- Шандор Техред И. Верес Корректор О. Билак

3aказ 11070/24 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вариатор н.п.ефимова Вариатор н.п.ефимова Вариатор н.п.ефимова Вариатор н.п.ефимова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх