Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей

 

ТР ХИШПОВОЙ ШАРНИР РАВНЫХ |УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ, содержащий уста :новленную на одном из валов посред ством цилиндрической ступицы крест вину с равномерно расположенными по окружности шипами и связанную с др гим валом вилку, установленную с Фиг.1 зазором относительно крестовины и имеющую втулку на одном конце, цилиндрическая поверхность которой имеет три паза, равномерно расположенных по окружности в осевом направлении и образующих дорожки качения круглого поперечного сечения, и расположе ные в пазах сферические ролики , установленные посредством игольчатых подшипников на указанных шипах , отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, пазы выполнены тороидальными, а отношение максимального расстояния между продольной осью вилки и тродольной осью пазов к радиусу тороидальной поверхности последних находится в пределах 0,25-0,75. Г038Г5136Г27 11 / //

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

9(5П В 60 К 17 22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ.(21) 2904197/27-11 (22) 01.04.80 (31) 7908452 (32) 04.Q4.79 (33) Франция

1 (46) 23.02.84. Бюл. 9 7 (72) Мишель Апександр Орэн,(Франция) (71) Гланзер Списер (Франция) (53) 629.113-585.862(088.8) (56) 1. Заявка Франции Р 2257042, кл. F 16. D 3/84, 1974 (прототип). (54)(57) ТРЕХШИПОВОЙ ШАРНИР РАВНЫХ уГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ, содержащий уста;новленную на одном из валов посредством цилиндрической ступицы крестовину с равномерно расположенными по ee окружности шипами и связанную с другим валом вилку, установленную с

„„SU„„10 А зазором относительно крестовины и имеющую втулку на одном конце, цилиндрическая поверхность которой имеет три паза, равномерно расположенных по окружности в осевом направлении и образующих дорожки качения круглого поперечного сечения, и расположенные в пазах сферические ролики, установленные посредством игольчатых подшипников на указанных шипах, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, пазы выполнены тороидальными, а отношение максимального расстояния между продольной осью вилки и продольной осью . пазов к радиусу тороидальной поверхности последних находится в пределах g ,0,25-0,75.

1075962

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, в частности к карданным передачам и шарнирам этих передач.

Известен трехшиповой шарнир равных угловых скоростей, содержащий установленную на одном из валов посредством цилиндрической ступицы крестовину с равномерно расположенными по ее окружности шипами и связанную с другим валом вилку, установлен- 10 ную втулку на одном конце, цилиндрическая поверхность которой имеет три паза, равномерно расположенных по окружности в осевом направлении и образующих дорожки качения круглого по- 15 перечного сечения, и расположенные в пазах сферические ролики, установленные пвсредством игольчатых подшипников на укаэанных шипах j1j .

Недостатком известного шарнира является низкий КПД, вызванный большими механическими потерями.

Сравнительные лабораторные измерения показали, что шарниры с треугольной крестовиной описанного типа 25 при правильной их конструкции приво-. дят к самым малым механическим потерям под действием вращающего момента.

Эти потери порядка 5/10.000 для рабочего угла, равного 5О, и 2/10.000 для рабочего угла, равного 3 . И нао против, те же измерения показывают, что механические потери довольно быстро возрастают с увеличением угла.

Например, рабочему углу в 10 соответствуют механические потери, равные 25/10.000, проТиводействие скольжению становится соответственно более значительным и шарнир с треугольной крестовиной теряет, таким образом, частично свое преимущество пе- 4О ред другими типами телескопических соединений.

Целью изобретения является повышение КПД.

Поставленная цель достигается 45 тем, что в шарнире пазы выполнены тороидальными, а отношение максимального расстояния между продольной осью вилки и продольной осью пазов к Радиусу тороидальной повеРхности gp ,последних находится в пределах

0,25-0,75.

На фиг. 1 представлен частичь разрез по оси классического шарнира с треугольной крестовиной; на фиг.2 схема, соответствующая шарниру по фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по оси предлагаемого шарнира, на фиг. 4 разрез А-A на фиг. 3, на фиг. 5 схема, соответствующая шарниру по 60 фиг. 3 и 4, на фиг. 6 - то же, второй вариант положения деталей шарнира.

Синхронный шарнир 1 (фиг. 1) содержит вилку 2 и трехцапфовый узел (треугольную крестовину ) 3, закрепленный на имеющем протовку конце трансмиссионного вала 4 с продольной осью Z-Z

Вилка 2 имеет втулку 5 с осью X-x и выполнвнной внутри проточкой. От этой втулки отходят три выступа 6, соседние продольнйе края которых выполнены таким образом, чтобы определять между двумя находящимися рядом выступами дорожки качения 7 круглого сечения, расположенные на равном расстоянии (равные углы) один от другого. Ось Y-Õ каждой дорожки качения 7 прямолинейна и параллельна оси Х-Х;

Крепление треугольной крестовины на вале 4 осуществляется посредством ступицы 8 цилиндрической формы с выполненной внутри нее проточкой.

От этой ступицы в радиальном направлении расходятся три рукава или шипы 9 круглого сечения. На каждом шипе 9 имеется ролик 10 с внешней активной поверхностью 11 сферической формы. Между шипом 9 и роликом 10 установлен игольчатый подшипник 12, удерживаемый в осевом направлении посредством предохранительного устройства, образованного соответствующими шайбами,13 и 14 и стопорным кольцом 15, которое входит в предусмотренную на конце шипа 9 выемку.

Треугольная крестовина 3 свободна

te осевом направлении внутри вилки 2.

Снаружи вилка 2 имеет круглую форму. Непроницаемая упругая гармошка 16 закреплена одним концом на поверхности втулки 5, окружает выступы 6, затем подходит к проточенным пазам 17 для крепления, предусмотренным на вале 4. Гармошка 16 вместе с вилкой 2 ограничивает непроницаемую оболочку 18, которая задерживает смазывающее вещество и защищает механизм.

Когда величина угла, образуемого осью Е-Z вала 4 с осью Х-Х мала, движение осевого скольжения треугольной крестовины под действием вращающего момента осуществляется простым качением, с одной стороны, роликов на шипах посредством игольчатог(4 подшипника и, с другой стороны, сферической поверхности роликов по дорожкам качения вилки. B этих условиях возвратно-поступательное движение роликов на их шипах 9, являющееся результатом вращения шарнира под углом, а также общее поступательное движение всех трех роликов, являющееся результатом скольжения треугольной крестовины, осуществляются беэ существенного сопротивления даже при большом значении передаваемого момента вращения.

1075962

)))(e) ° ()-"— ).).)|»-" .

R R (2) СОВ QC

На фиг. 2 схематически представлено положение ролика 10, когда шарнир 1 работает под заданным углом между осями Z-Z и Х-Х.

Качению ролика в плоскости Р в предпочтительном направлении препятствует направляющая дорожка качения 7, которая заставляет этот ролик перемещаться по оси Х-Y т.е. под углом сноса (), образованным плоскостью Р ролика с осью Y-Y дорожки 7 10 относительно его естественного направления качения. Этот снос. соответствует боковому скольжению ролика, которое осуществляется одновременно, с одной стороны, между сферической 15 поверхностью ролика и путем качения, и, с другой стороны, вращением ролика относительно его шипа 9. Посколь-. ку ролик установлен на йгольчатом подшипнике, предполагается, что его 2р вращение относительно шипа 9 абсолютно свободно. Следовательно, движение скольжения по трассе может осуществляться только в плоскости, проходящей через ось шипа. 25

Если обозначить Д расстояние между центром О треугольной крестовины и центром 0(ролика, и обозначить r и расстояние между осями Х-Х и Y-Y, и выражение для элементарнОго скольжения следующее I " "4" "" 35 (. (М 4 са

Шарнир 1(фиг. 3 и 4) существенно отличается от шарнира 1 (фиг. 1) лишь в двух аспектах. Во-первых, .центральной осью Y-Y каждой дорожки. качения 7 вилки 2 является дуга, 4О благодаря чему эти дорожки качения имеют тороидальную форму. Радиус R каждого тора значительно больше максимального значения г расстояния меж- ду осью X-X и дугой Y-Y. B реэульта - 45 те такой конструкции свободное осевое скольжение треугольной крестовины 3 в вилке сопровождается скольжением роликов на их шипах, независимо от размеров угла между осями Z-Z 5Q и Х-Х. Для обеспечения этого скольжения роликов относительно их шипов, возросшего по сравнению с известной конструкцией (фиг. 1), длина игольчатого подшипника 12 превосходит 55 длину роликов, что является вторым различием между шарнирами. В представленном варианте гармошка 16 за креплена на цилиндрическом кожухе

19, который окружает выступы 6 вилки 2 на открытом конце последней.

На фиг. 5 схематически представлено положение ролика 10, когда центр О треугольной крестовины находится в своем среднем осевом положении в точке О оси Х-Х, которая соответствует максимальному расстоянию r, определенному выше, как в случае, изображенном на фиг. 3, когда шарнир 1 работает под углом. На фиг. 6 представлена аналогичная схема, соответствующая смещению h no оси Х-X между точками 0 и Од .

Угол 9, образованный плоскостью

Р ролика и касательной к траектории

У -У1 дорожки 7, меньше угла К

С хорошим приближением этот угол может быть выражен следующим отношением:

Элементарное скольжение, соответствующее приросту 6 угла Ж, задается выражением сходной с выражением (1) формы, имеющим следующий вид:

; ду):рз» ).)) e = " g»((< "-„ ч»- — ) (3)

Можно заметить, что получено отношение (1), если принять R = со, что верно, так как прямолинейные дорожки 7 могут рассматриваться как торы с бесконечным радиусом кривизны.

Для h = О (фиг. 5) отношение элементарного скольжения Cga предлагаемого шарнира к элементарному скольжению йр известного (фиг. 1)

;записывается следующим образом:

Ь вЂ” „,„()-Ыы- d»

-1

Когда h ф О, при рассмотрении ролика с углом рС и ролика с углом . оказывается, что только средняя величина 8)1, абсолютных значений со,:«ответствующих углов 9» и 6 существенна для потерь иэ-за скольжения.

Можно показать, что

М = (-t))c )

Сравнивая это отношение с приведенными отношениями (2) и (3), можно заметить, что механические потери имеют ту же величину, что и для — О, т.е. отношение (4) является ,, переменным.

Так, механическая потеря уменьг

-шается в отношении 1 — — . Иными

R словами, элементарная работа скольжения и, следовательно, элементарная механическая потеря, которая является пропорциональной этой работе, могут быть для любого угла 46 значительно более низкими при использовании предлагаемого шарнира 1 (фиг. 3). В результате достигается легкость скольжения каждого ролика, когда шарнир работает под углом, благодаря чему обеспечивается лучшая

107596 2 изоляция, например, кабины автомобиля от двигателя агрегата, который является источником вибраций, и меньшая чувствительность к трению, а значит большее удобство, в частности для значительных рабочих углов. 5

Например, для соотношения — =

r 1

R 7 и производит толчки в осевом направлении, вызванные вибрацией движущихся и ведомых деталей. И напротив, при использовании одного или двух шарниров 1 (фиг. 3) с кольцеобразными путями качения качающийся вал имеет тенденцию к самоцентрированию относительно сил, сохраняя до упора свободные пространства, равные для каждого из этих концов.

С другой стороны, при нарушении центрирования треугольной крестовины относительно оси ролика 10 приближаются к центру треугольной крестовины, и одновременно расстояние h возрастает, пока не упрутся в выступ

20 шипов 9, ограничивающий скольжение роликов в направлении к середине. 3ra особенность может дать преимущество при использовании для осевого фиксатора безопасности таким р образом можно избежать потери управления роликов на концах выступов вилки без введения каких-бы то ни было дополнительных устройств фиксации, а значит простым и экономичным способом. Для этого достаточно, чтобы длина дорожек качения 7 была достаточной для того, чтобы при растяжении шарнира 1 (фиг. 3) ролики 10 упирались в выступы 20 до того, как достигнут открытого конца этих дорожек качения.

В этом случае для. того, чтобы избежать шумного контакта роликов с выступами 20 треугольной крестовины между каждым роликом и соответствующим выступом может быть установлена пружинная шайба типа гофрированной шайбы или диска тарельчатой пружины, или кольцо из эластомера.

В этом месте можно также установить гофрированное стопорное кольцо, которое можно вставлять после сборки треугольной крестовины внутри вилки (такая амортизирующая деталь не показана).

Изобретение позволяет повысить

КПД шарнира. ав 1 получим — = —.. Сопротивление перекр 2 10 мещению ролика по его дорожке качения уменьшается тогда примерно на

50%, прямым следствием чего является весьма значительный выигрыш в плане свободы, скольжения под воздействием 15 вращающегося момента и, следовательно, удобства. Теоретически можно увеГ личить соотношение — до 1 и при этом

R условии механические потери были бы практически равны нулю. Однако за пределами определенной величины сопротивление скольжению не оказывает больше никакого неприятного воздействия, а с другой стороны, увеличиг вая соотношение — до 1 существенR р ным образом можно уменьшить возможность осевого скольжения предлагаемого шарнира..Вот почему, в зависимости от конкретного случая применения, с учетом наиболее распространенной величины рабочего угла и требуемой для треугольной крестовины длины осевого скольжения, соотГ

35 ношение — будет, как правило, ограничено пределами от 1/4 до 3/4.

Другие преимущества достигаются благодаря этому усовершенствова <ню шарниров с треугольной крестовиной. 40

В том случае, когда два шарнира с треугольной крестовиной каждый известного типа, представленные на фиг. 1" установлены на концах качающегося трансмиссионного вала, вал, 45 естественно, соприкасается в конце хода с внутренней частью одного из шарниров с треугольной крестовиной

1075962

1075962

Составитель С. Белоусько

Редактор Н. Джуган Темред M ° Гергель Корректор О. Билак

Заказ 534/53 ТИраж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11,3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей Трехшиповой шарнир равных угловых скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к приводам транспортных машин и стационарных установок, где между ведущими и ведомыми агрегатами возможны относительные перемещения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам колес автотранспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к карданным валам наземных транспортных средств, и может быть использовано в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, трамваев и железнодорожных транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено в основном для конструкций с малыми расстояниями между соединяемыми агрегатами

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей, приводах подвижного состава железных дорог и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к конструкциям машин и может быть использовано в различных устройствах в качестве вала привода различных исполнительных механизмов
Наверх