Коробка передач

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, в котором размещены входной , промежуточный и выходной валы, связанные между собой посредством зубчатых передач постоянного зацепления с различным передаточным отиощением, и установленную на выходном валу зубчатую муфту для связи выходного вала соответственно со звеном входного вала н шестерней реверсивной передачи, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности путем обеспечения автоматического изменения передаточного числа, каждая щестерня входного вала связана с последним через инерционно-импульсную передачу, с ведомым звеном которой она связана через муфту свободного хода, ведущее звено которой кинематически связано с входным валом, при этом ведущее звено первой передачи жестко соединено с входным валом, ведущие звенья каждой последующей жестко связаны с ведомыми звеньями предыдущих передач, а ведомое звено последней передачи связано с указанной зубчатой муфтой. (Л Од ю 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„.I 076328 зов В 60 K 17/06.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3501132/27-11 (22) 26.08.82 (46) 28.02.84. Бюл. № 8 (72) И. М. Данильченко (53) 629.! 13-585 (088.8) (56)1. Медведков В, И. и jlp. Автомобили

КамАЗ-5320 и Урал-4320. М., ДОСААФ, 1981, с. 150 (прототип). (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, в котором размещены входной, промежуточный и выходной валы, связанные между собой посредством зубчатых передач постоянного зацепления с различным передаточным отношением, и установленную на выходном валу зубчатую муфту для связи выходного вала соответственно со звеном входного вала и шестерней реверсивной передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения автоматического изменения передаточного числа, каждая шестерня входного вала связана с последним через инерционно-импульсную передачу, с ведомым звеном которой она связана через муфту свободного хода, ведущее звено которой кинематически связано с входным валом, нри этом ведущее звено первой пе редачи жестко соединено с входным валом, ведущие звенья каждой последующей жестко связаны с ведомыми звеньями предыдущих передач, а ведомое звено последней передачи связано с указанной зубчатой муфтой.

1076328

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин, преимущественно в трансмиссиях транспортных и тяговых машин.

Известна коробка передач, содержащая корпус, в котором размещены входной, промежуточный и выходной валы, связанные между собой посредством зубчатых передач постоянного зацепления с различным передато иным отношением, и установленную «а выходном валу зубчатую муфту для связи выходного вала соответственно со звеном входного вала и шестерней реверсивной передачи (11.

Коробка передач не изменяет автоматически передаточное число в зависимости от нагрузки на выходном валу и имеет сложный механизм управления, включающий три зубчатые муфты для переключения передач, муфту сцепления для разобщения входного вала от двигателя в момент переключения передач, ручной и ножной органы управления.

Цель изобретения — повышение эффективности путем автоматического изменения

:передаточного числа.

Указанная цель достигается тем, что в коробке передач, содер>кащей корпус, в котором размещены входной, промежуточный и выходной валы, связанные между собой посредством зубчатых передач постоянного зацепления с различным передаточным отношением, и - установленную на выходном валу зубчатую муфту для связи выходного вала соответственно со звеном входного вала и шестерней реверсивной передачи, каждая шестерня входного вала связана с последним через инерционно-импульсную передачу, с ведомым звеном которой она связана через муфту свободного хода, ведущее звено которой кинематически связано с входным валом, при этом ведущее звено первой передачи жестко соединено с входным валом, ведущие звенья каждой последующей жестко связаны с ведомыми звеньями предыдущих передач, а ведомое звено последней передачи связано с указанной зубчатой муфтой.

На фиг. 1 схематично изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 — автоматическая инерционно-импульсная передача, поперечный разрез.

Коробка передач содержит корпус 1, размещенные в нем входной 2, промежуточный 3» выходной 4 валы с неподвижны. ми осями, кинематически связанные с вход ным валом 2 ведущие шестерни 5 — 7, а с выходным валом 4 — ведомые шестерни

8 и 9, и соединенные с промежуточным валом 3 шестерни 10 — 14, взаимодействующие соответственно с шестернями 5 — 8 и через промежуточную шестерню 15, установленную подвижно на оси 16, с ведомой шестерней 9, Шестерни образуют несколько механических передач с. разными перед;.точными числами: шестерни 5, !О, 13 и 8 образуют первую передачу, шестерни 6, 11, 13 и 8 — вторую, шестерни 7, 12, 13; и 8— третью, а шестерни 14, 15 и 9 — реверсив ную передачу. Имеется также на выходном валу 4 управляемая двухпозиционная зубчатая муфта 17, связывающая с выходным валом в одной позиции шестерню 8, 0 в другой — шестерню 9, поворотно установленную на выходном валу.

Первая, вторая и третья шестеренчатые передачи снабжены соответственно механизмами !8 — 20 свободного хода и последовательно соединенными с ними автоматическими инерционно-импульсными передачами 21 — 23, а прямая(четвертая) передача образована инерционной передачей

24. Ведущие звенья 25 — 28 инерционных передач кинематически связаны с входным

20 валом 2, а ведомые звенья 29 — 31 понижающих передач связаны через механизмы 18 — 20 свободного хода соответственно с ведущими шестернями 5 — 7. Ведомое звено 32 прямой передачи 24 соединено с ведомой шестерней 8, взаимодействующей 25 с шестерней 13, неподвижно закрепленной на промежуточном валу 3 и посредством зубчатой муфты 17 связано с выходным валом 4.

Кинематическая связь ведущих звеньев 25-28 инерционных передач с входным 30 валом выполнена по схеме последовательного соединения инерционных передач между собой, по которой ведущее звено 25 первой передачи соединено с входным валом

2, а каждое ведущее звено других передачступенчато с ведомым звеном низшей передачи, а именно ведущее звено 26 второй, передачи связано с ведомым звеном 29 пер вой передачи, ведущее звено 27 третьей передачи — с ведомым звеном 30 второй передачи и т. д.

Ведущее звено 25 — 28 каждой инер40: ционной передачи выполнено в виде звездочки 33 (фиг. 2), а ведомое 29 — 32 в виде кулачка 34, составленного двумя, имеющими диаметрально противоположные эксцеитриситеты полукольцевыми элементами 35 и Зб, с которыми взаимодей, ствуют приводимые в движение звездочкой

ЗЗ инерционные элементы — ролики 37, связанные между собой при помощи пальцев 38 и серег 39 в бесконечную цепь.

Вместо инерционно-импульсных передач могут быть применены автоматичес кие центробежные или гидравлические муфты, а вместо механизмов свободного хода— другие заклинивающиеся механизмы, а зубчатая муфта может быть снабжена синхронизатором.

Коробка передач работает следующим образом

При вращении входного вала 2 с ведущим звеном 25 инерционной передачи 21

1076328

Составитель А. Хабаров . Texpea И. Верес Корректор М. Ленчик

Тираж б57 Подлис кое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Юско

Заказ 6) 8/17 и наличии сопротивления на выходном валу 4 находяшиеся в зацеплении со эвез1дочками 33 ролики 37 бесконечной цепи, обкатывают внутреннюю рабочую поверхность полукольцевых элементов 35 и 36 и под действием центробежных сил инерции образуют на кулачке 34 и ведомом звене

29 крутящий момент, который передается через механизм 18 свободного .хода на ведущую шестерню 5 первой передачи и .далее через шестерню 10, промежуточный вал

3, шестерню 13, взаимодействующую с ней ведомую шестерню 8 и зубчатую муфту 17 на выходной вал 4.

После разгона ведомого звена 29 инерционная .передача 21 переходит в режим ,динамической муфты и приводит во врашение ведущее звено 26 второй инерционной передачи 22, а созданный на ее ведо;мом звене 30 крутящий момент начинает передаваться через механизм 19 свободного .хода и шестерни 6 и 11 на промежуточный вал 3, где он суммируется с крутящим моментом, поступающим от первой передачи, и передается ранее указанным

,путем на выходной вал 4, С дальнейшим ростом скорости выход:,ного вала 4 и снижением на нем момента сопротивления прекрашается передача крутящего момента на промежуточный вал 3 от второй передачи, механизм 19 свободного хода переходит в режим обгона. Вклю чается прямая инерционная передача 24, которая передает крутящий момент с ведомого звена 32 через зубчатую муфту 17 на выходной вал 4. После полного разгона выходного вала 4 инерционная передача 24 переходит в режим динамической муф. ты, передача крутяшего момента от шестерен 7 и 12 третьей передачи на промежуточный вал прекрашается, механизм 20 свободного хода переходит в режим обгона.

На прямой передаче крутяший момент от входного вала 2 на выходной вал 4 передается посредством всех последо»ательно соединенных между собой инерционных передач 21-24, каждая иэ которых работает в режиме динамической муфты.

Наличием такой связи обеспечивается сглаживание крутильных колебаний g приводе машин.

Для реверсирования выходного вала зубчатой муфтой 17 его соединяют с ведомой шестерней 9. При этом передача кру-!

5 тяшего момента от промежуточного вала

3 на выходной вал 4 производится через шестерни 14, 15 и 9. В связи с наличием в передаче промежуточной шестерни 15 вал 4 вращается в противоположную сторону относительно входного вала 2.

Торможение выходного вала 4 сниже-. нием Скорости входного вала 2 производится через инерционные передачи 21 — 24 вследствие их необратимости.

Нерабочее состояние коробки передач обеспечивается выключением муфты 7 в нейтральное положение.

Управление коробкой передач сводится к включению муфты 17 в начале работы и выключении ее в нейтральное положение в конце работы.

Применение изобретения позволяет повысить эффективность коробки передач путем обеспечения автоматического переключения передач и упрощения управления коробкой.

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач и предназначено для использования в автомобиле

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям ротационных рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве коробки передач, совмещенной с главной передачей, на автомобилях и автобусах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к механическим многоступенчатым коробкам передач с автоматическим переключением скоростей

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач

Изобретение относится к переключаемой под нагрузкой коробке передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств и может быть использовано для остановки паркуемого транспортного средства
Наверх