Трансмиссия гусеничного транспортного средства

 

ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая ступенчатую коробку передач с гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза с механическим приводом и систему управления,включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход Которого связан с гидробаком , а выход - с первым входом гидрораспределителя остановки, выход которого связан гидролинией с первым входом гидрораспределителя реверса, гидрораспределитель переключения передач, выходы которого гидролиниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения § металлоемкости, выход источника давления рабочей жидкости связан гидролинией (Л с вторым входом гидрораспределителя реверса , бустеры реверса и вход гидрораспределителя переключения передач связаны , соответственно с выходами гидрораспределителя остановки, второй и третий входы которого связаны гидролиниями с источником давления рабочей жидкости и с третьим входом гидрораспределителя реверса. О5 00 00 ю

СО)ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1076332 А

1. цю В 60 К 41/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3531027/27 — 11 (22) 29. 12.82 (46) 28.02.84. Бюл. № 8 (72) В. Л. Довжик, В. И. Дворчик, П. Г. Гуськова, А. С. Суетин, Ю. Д. Никитин, А. С. Марычев и В. H. Селькин (71) Челябинский филиал Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского тракторного института (53) 629. 113-585 (088.8) (56) 1. Горбунов П. П. и др. Гидромеханические трансмиссии тракторов. М., «Машиностроение», 1966, с. 241, рис. 109, с. 245, рис. 110, с. 249, рис. 111.

2. Злотиик М. И., Кавьяров И. С. Трансмиссии современных промышленных тракторов, М., «Машиностроение» 1971, с. 1617, рис. 7.

3. Инструкция по эксплуатации трактора Т-330, Челябинск, 1975 (прототип). (54) (57) ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая ступенчатую коробку передач с гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза с механическим приводом и систему управления; включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход которого связан с гидробаком, а выход — с первым входом гидрораспределителя остановки, выход которого связан гидролинией с первым входом гидрораспределителя реверса, гидрораспределитель переключения передач, выходы . которого гидролиниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости, выход источника давле- щ с ния рабочей жидкости связан гидролинией с вторым входом гидрораспределителя реверса, бустеры реверса и вход гидрораспределителя переключения передач связаны, соответственно с выходами гидрораспределителя остановки, второй и третий входы Я которого связаны гидролиниями с источником давления рабочей жидкости и с третьим входом гидрораспределителя реверса. () 1076332

Изооретение огносится к транспортному л1ишиностроению и может быть использова но в тракторах иром ышлеш1ого и аз начения, г1рс ил1у1цественно с трансл1иссиями, имею1цими бортовые коробки передач с механизмами реверса на выходном валу.

Известна трансмиссия, включающая коробку передач, связанную с двумя бортовыми вальными механизмами реверса, снабженная бустерами фрикционов передач и реверса и гидравлической системой 10 управления (1) .

Трансмиссия проста, но ограничивает маневренность трактора, так как возможны только повороты вперед и назад при одной заторможенной гусенице или поворот при встречном движении гусениц на одноименной передаче.

Известна также трансмиссия гусеничного транспорного средства двухдиапазонная, четырехскоростная, содержащая демультипликатор и две двухскоростные бортовые коробки передач с вальными меха20 низмами реверса, связанными с ведущим валом, снаб>кенная бустерами фрикционов передач и реверса и гидравлической системой управления (2) .

Трактор с такой трансмиссией имеет хорошую маневренность, так как обеспечивает поворот вперед и назад при одной заторможенной гусенице, поворот при встречном движении гусениц»а любой передаче каждого борта в одном диапазоне скоростей. 30

Однако для смены диапазонов скоростей демультипликатором требуется останонка трактора, кроме того, трансмиссия. имеет повышенную металлоемкость и пониженный КПД за счет большого количества зубчатых зацеплений в коробке с валь- Ç5 ным механизмом реверса.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является трансмиссия гусеничного транспортного средства, содержащая ступенчатую коробку передач с гпдропод>кимными фрикционными муфта40 ми переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми механизмами реверса с гидроподжимными фрикциониыми муфтами, стояночные тормоза с ме- ханическим приводом и систему управления, 45 включающую в себя источник давления рабочсй жидкости, вход которого связан с гидробаком, а выход — с входом гидрораспределителя остановки, выход которого связан гидролинией с входом гидрораспределителя реверса, гидрораспределитель пе- 50 реключения передач, выходы которого гидролнниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, перекл1очепия передач связаны с гидробаком (3). 55

Трансмиссия обеспечивает высокую маневренность трактора при безостановочном перекл!очении любой 11ередачи на ка>кдом борту. Кроме того, в результате применения планетарного механизма реверса с меньшим числом зубчатых зацеплений на переднем ходу трансмиссия имеет меньшую металлоемкость и более высокий КПД при движении вперед.

Однако недостатком трансмиссии является ее достаточно высокая металлоемкость и сложность конструкции, обусловленная наличием остановочных тормозов с гидравлическим управлением.

Цель изобретения — упрощение конструкции и снижение металлоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что в трансмиссии гусеничного транспортного средства, содержащей ступенчатую коробку передач с гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач, выходной вал которой связан с бортовыми меxà11èçMàMè реверса с гидроподжимными фрикционными муфтами, стояночные тормоза с механическим приводом и систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, вход которого связан с гидробаком, а выход -- с первым входом гидрораснределителя остановки, выход которого связан гидролинией с первым входом гидрораспределителя реверса, гидрорасппеделитель переключения передач, выходы которого гидролиниями связаны с бустерами коробки передач, бустеры реверса, при этом гидрораспределители остановки, реверса, переключения передач связаны с гидробаком, выход источника давления рабочей жидкости связан гидролинией с вторым входом гидрораспределителя реверса, бустеры рсверса и вход гидрораспределителя перекл1очения передач связаны соответственно с выходами гидрораспределителя остановки, второй и третий входы которого связаны гидролиниями с источником давления рабочей жидкости и с третьим входом гидрораспределителя реверса.

На чертеже изображена гидрокинематическая схема одного борта (другой идентичен1 трансмиссии гусеничного транспортного средства.

Трансмиссия содержит бортовую коробку 1 передач, планетарный механизм 2 реверса, включающий в себя фри кционную муфту 3 переднего хода и тормоз 4 реверса, стояночный тормоз 5 с механическим приводом, установленные на выходном валу

6, насос питания 7 гидравлической системы управления, гидрораспределитель 8 реверса, гидрораспределитель 9 остановки и поворота, гидрораспределитель 10 передач, бустера 11 и 12 фрикционов механизма реверса, бустера 13 фрикционов передач, гидролинии 14, связывающие бустера 13 фрикционов передач с гидрораспределителем

10 передач, гидролинии 15 и 16, связывающие бустера ll и !2 фрикционов механизма реверса с гидрораспределителем остановки и поворота 9, гидролиник> 17, связываю1076332

3 щую гидрораспределитель 10 передач с гидрораспределителем 9 остановки и поворота, гидролинии 18 и 19, связывающие гидрораспределитель 9 остановки и поворота с гидрораспределителем 8 реверса, гидролинии 20-23, связывающие гидрораспредепитель 8 реверса и гидрораспределитель 9 остановки и повопота с насосом 7 питания.

Через редукционный клапан 24 и радиатор

25 с предохранительным клапаном 26 масло поступает в систему смазки трансмиссии 10 (не показана). Масло от насоса 7 питания в систему управления и систему смазки поступает из бака 27 через фильтр 28.

Трансмиссия работает следующим образом.

В исходном положении, когда трактор 1 стоит, гидрораспределители находятся в позиции 1. Рабочая жидкость от насоса 7 питания через фильтр 28 и гидролинии 23 и 22 направляется в полость гидрораспределителя 8 реверса, одновременно жидкость . по гидролиниям 20 и 21 направляется в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота, а от него по гидролинии 17 в гидрораспределитель 10 передач. Подвод жидкости к бустерам ll — 13 закрыт и рабочая жидкость, преодолевая усилие пружины редукционного клапана 24, через радиатор 25 поступает в систему смазки. При повышении давления жидкости (например, при работе на непрогретом масле) часть ее сливается через предохранительный клапан

26 в бак 27. 30

Для осуществлении движения трактора вперед на обоих бортах устанавливают гидрораспределитель 8 реверса в позицию 11, а гидрораспределитель 10 передач — в одно из положений 1! — 1У. Рабочая жидкость по гидролинии 23 и 22 поступает в полость гидрорагпределителя 8 реверса, откуда по гидролинии 18 поступает в floлость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и по гидролинии 16 — в бустер

11 фрикционной муфты 3 переднего хода.

Одновременно рабочая жидкость по гидро 4O линии 21 поступает в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и по гидролинии 17 — в гидрораспределитель 10 передач, откуда в зависимости от переключения гидрораспределителя передач во 11-IV позиции, соответствующее 1 — 111 передачам, поступает в один из бустеров 13 фрикционов передач по гидролинии 14. В результате этого включаются фрикционная муфта 3 переднего хода и один из фрикционов передач. Осуществляется движение тракто- д> ра вперед на выбранной передаче.

Для осуществления движения трактора назад гидрораспределитель 8 реверса на обсих бортах устанавливают в позицию 1И. при этом гидрораспределитель 9 остановки и поворота и гидрораспределитель 10 пере55 дач зйиимают те же позиции, что и при движении вперед. Рабочая жидкост» по I.Hjlролиниям 23 и 22 направляюгся в полость гидрораспределителя 8 реверса, откуда по гидролинии 19 — в полость гидрораспределителя 9 остановки и поворота и затем по гидролинии 15 — в бустер 12 тормоза

4 реверса. Одновременно рабочая жидкость из бустера 11 фрикционной муфты 3 переднего хода через гидролинию 16. гидрорас. пределитель 9 остановки и поворота, гидролингио 18, гидрораспределитель 8 реверса направляется на слив в бак 27. В результате этого включается тормоз 4 реверса и отключается муфта 3 переднего хода, и машина движется назад.

При осуществлении поворота гидрораспределитель 9 остановки и поворота одного борта под действием управляющего усилия { например, от педали) перемещается в позицию 1!, нри этом бустер 13 включенной передачи через гидролинию !ч,гидрораспределитель !О, передач гидролннию 17 и гидрораспределитель 9 остановки и поворота сообщается со сливом. В результате этого фрикционы передач отключаются. Одновременно рабочая жидкость по гидролиниям 23 и 20 через гидрораспределитель

9 остановки и поворота, гидролнниям 15 и 16 подводится к бустерам 11 и 12 механизма 2 реверса одного борта, что приводит к включению фрикционной муфты 3 переднего хода и тормоза 4 реверса. Планетарный ряд механизма реверса одного борта блокируется, выходной вал 6 тормозится и машина осуществляет поворот.

Для остановки машины необходимо установить гидрораспределители 9 остановки и поворота в позицию 11 на обоих бортах.

Для осуществления движения после остановки снимается усилие с гидрораспределителя 9 остановки и поворота, при этом под воздействием пружины гидрораспределитель занимает позицию 1, и положение системы до начала торможения восстанавливается .

Для стоянки машины с отключенным двигателем или в случае выхода из строя гидравли олеской системы управления торможение осуществляется стояночными тормозами 5 с механическим приводом.

Использование предлагаемого изобретения позволяет в сравнении с базовой транссмиссией трактора Т-330 упртостить конструкцию трансмиссии и уменьшить металлоемкость путем ликвидаци . гидропривода остановочного тормоза, при этом исключа- . ются бустера останоночног0 тормоза и гид- ролинии к бустерам, так как горможение трактора или одного из его бортов осуществляется одновременным нкл юная нисч фрикционов механизма реверс а.!

076332

Редактор С. Юско

Заказ 618/! 7

Составитель О. Богословский

Техред И. Верес Корректор !!. Муска

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Трансмиссия гусеничного транспортного средства Трансмиссия гусеничного транспортного средства Трансмиссия гусеничного транспортного средства Трансмиссия гусеничного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения
Наверх