Транспортное средство

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Соцмапистическик

Республик

<1н943022 (61) Дополнительное к авт. свид-ву % 829457 (51)М. Кл.

В 60 К 41/28 (22) Заявлено 31. 12,80(21) 3227838/27-11 с присоединением заявки М

9вуйэрстеекай кемитет

СССР ве делам юееретеник и открмткк . (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.82. Бюллетень Фе 26

Дата опубликования описания 17.07.82 (53) УДК 629.113-592. 1 (088.8)

В. В. Гуськов, Н. B. Богдан, А. М. Расолько и П. A. Степко 1 (72) Авторы изобретения!

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (2! ) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к системам управления тормозами и муфтой блокировки дифференциала трактора.

По авт. св. М 829457 известно тран5 спортное средство, содержащее ведущий мост, состоящий из оборудованных основными тормозами полуосей и размещенных в картере центральной передачи муфты блокировки дифференциала, имеющий ведущие и ведомые диски, связанныв соответственно с одной из полуосей и кор-. пусом дифференциала, и дополнительного тормоза с рукояткой управления, связывающего муфту блокировки с картером центральной передачи, при этом упомянутая полуось выполнена полой, связь ведомых дисков с корпусом дифференциала осуществлена посредством шлицевого вала, пропущенного сквозь полую полуось 20 и связанного с крестовиной дифференциг ала, а бустер муфты блокировки дифференциала подключен к золотнику управления, соединенному с датчиком блокировки, при этом золотник управления кинематически связан с рукояткой управления дополнительного, тормоза (1 .

Однако это транспортное средство ха-. рактеризуется недостаточной эффективностью торможения при длительных стоянт; ках на грунтах с различным коэффициентом сцепления под задними колесами.

Так на стоянках, если под правым задним колесом коэффициент сцепления мал (скользкий грунт), а под левым - высок, необходимо, чтобы дифференциал был за« блокирован. В противном случае, за счет такого свойства дифференциала как равенство моментов на колесах, момент под левым колесом будет равен моменту под правым колесом, что значительно снижает эффективность стояночной тормозной системы. Поскольку давление в гидросистеме при длительных стоянках отсутствует, то в известном транспортном средстве дифференциал на стоянках не заблокирован и поэтому система обладает вышеуказанным недостатком.

3022

50

3 94

1Яель изобретения — повышение эффективности торможения при длительных стоянках на грунтах с различным коэффициентом сцепления под задними колесами.

Указанная цель достигается тем, что в бесштоковой полости бустера блокировки дифференциала устаноВлена пружина сжатия, усилие сжатия которой равно усилию для блокирования дифференциала при отсутствии давления в штоковой полости, при этом последняя соединена с источником давления.

На чертеже изображены ведущий мост и система управления тормозами и муфтой блокировки дифференциала транспортного средства.

Транспортное средство содержит картер 1 с установленными в нем центральной передачей 2, полуосями 3 и 4, дифференциалом 5 и муфтой 6 блокировки дифференциала 5.

С полуосями 3 и 4 взаимосвязаны основные тормоза 7, бортовые передачи

8 и дополнительный тормоз 9.

Дифференциал 5 содержит сателлиты

10, установленные на крестовине 11 с возможностью вращения, а также солнечные шестерни 12, выполненные за одно целое с полуосями 3 и 4.

Муфта 6 блокировки дифференциала 5 содержит корпус 13, связанный с крестовиной 11 шлицевым валом 14, проходящим в полуоси 3, нажимной диск 15 с бустером 16, ведомые и ведущие дисе ки 17 и 18, соединенные соответственно с полуосью 3 и корпусом 13 муфты

6 блокировки.

Корпус 13 может быть связан фрикционным элементом 19 тормоза 9 с картером 1 заднего моста.

Имеется золотник 20 управления, который кинематически связан с рукояткой

21 управления дополнительного тормоза

9 и гидравлически соединен трубопроводом 22 с датчиком 23 блокирования, управляемым рейкой 24 рулевого механизма. Кроме того, золотник 20 соединен с источником 25 давления и посредством трубопроводов 26 и 27 соответственно соединен с штоковой 28 и бесштоковой 29 полостями бустера 16.

При этом в упомянутой бесштоковой полости 29 установлена пружина 30 сжатия. Поаледняя развивает усилие, достаточное для блокирования дифференциала при отсутствии давления в штоковой полости. Гранспортное средство работает следующим образом.

При движении транспортного средства на прямом участке с низким коэффициентом сцепления датчик 23 блокирования подает посредством трубопровода 22 сигнал на золотник 20 управления. Последний занимает позицию, при которой рабочая жидкость под давлением поступает в бесштоковую полость 29 бустера

16, который блокирует ведущие 18 и ведомые 17 диски муфты 6 посредством воздействия на нажимной диск 15. Блокирование происходит потому, что совмест« ная .сила пружины 30 и давления жидкости в полости 29 выше силы, развиваемой давлением масла в полости 28.

При этом крутящий момент передается центральной передачей 2 через дифференциал 5, полуоси 3, 4 и бортовые передачи 8 на колеса трактора. В этом случае солнечная шестерня 12 с крестовиной 11 дифференциала 5 вращается как одно целое.

Когда водитель прикладывает усилие . к основным тормозам, то происходит затормаживание полуосей 3 и 4. Поскольку полуоси 3 и 4 соединены передачами 8 с колесами, то происходит эатормаживание колес.

При переходе на режим движения на грунте с высоким коэффициентом сцепления можно вручную воздействием на датчик 23, подавать сигнал на золотник

20 управления или за счет воздействия рейки 24 на датчик 23 при повороте.

Последний занимает позицию, при которой бесштоковая полость 29 сообщается со сливом, но поскольку штоковая полость 28 соединена с источником 25 давления и сила, развиваемая давлением в этой полости, выше силы пружины 30, то муфта 6 разблокирует дифференциал.

В этом случае солнечная шестерня 12 незаблокирована с крестовиной 11 и колеса могут вращаться с разной угловой скоростьюв

При торможении дополнительным тормозом 9 водитель прикладывает усилие к рукоятке 21 управления. В результате фрикционный элемент 19, соединенный с картером 1 заднего моста, взаимодействует с корпусом 13 муфты 6 блокировки, останавливая его. Одновременно, за счет кинематической связи рукоятки

21 с золотником 20 уцравления, он занимает позицию, при которой в бесштоковую полость 29 подается рабочая жид22

5 9430 кость под давлением. Поскольку суммар ная сила пружины 30 давления жидкости в полости 29 выше силы, развиваемой в полости 28, то ведущие и ведомые диски 17 и 18 муфты 6 сжимаются, а значит дифференциал 5 блокируется. В этом случае тормозной момент передается на полуось 3, разгружая шлицевой вал 14 от действия динамических нагрузок. 1О

При длительных стоянках двигатель транспортного средства не работает, а значит источник 25 не развивает давления. И этом случае давление в полостях

28 и 29 бустера 16 отсутствует, но за счет усилия пружины 30 ведущие и ведомые диски 17 и 18 муфты 6 сжаты, а значит и на стоянке дифференциал 5 заблокирован. В результате крестовина

11 не может вращаться и левое и правое задние колеса не могут вращаться с разной угловой скоростью, а при воздействии на рукоятку 21 управления стояночный тормоз 9 не позволяет колесам вращаться вообще.

2j

Использование изобретения позволяет повысить эффективность торможения при длительных стоянках на грунтах с различными коэффициентами сцепления под задними колесами на 20-30%.

Фор мула изобретения

Транспортное средство по авт. св.

N829457,,о.т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения при длительных стоянках на грунтах с различным коэффициентом сцепления под задними колесами, в бесштоковой полости бустера блокировки дифференциала установлена пружина сжатия, усилие сжатия которой равно усилию для блокировки дифференциала при наибольшей разнице коэффициентов сцепления левого и правого задних колес, при этом штоковая aonoerb соединена с источником давления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N. 829457, ка, В 60 К 41/28, 1979.

943022

Составитель А. Хабаров

Редактор С. Залесочный Текред А .Бабинец . Корректор Л. Бокшан

Заказ 4979/21 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., n. 4/5 филиал ЦПП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения
Наверх