Лопастный водоходный движитель транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,:. ; ):.";„, К АВТОРСКОМУ СВИДЕ ГЕЛЬСТВУ (21) 3521826/27-11 (22) 15.12.82 (46) 30,03.84, Вюл. М 12 (72) Ю„M.Шухман и Л.Е.Чимерис (71) Луцкий автомобильный завод (53) 629.124.9 ° 0002.54(088.8) (56) 1. Патент CIIlA 9 2758562, кл. 115-1, 1956.

2. Патент Германии 9.4889, кл. 65 f, 1878 (прототип). (54)(57) 1. ЛОПАСТНЫЙ ВОДОХОДНЫЙ

ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно амфибии, содержащий копир, корпус и установленные на нем лопасти с приводом периодического открывания и удержания лопастей в определенном положении и механизмом возврата их в исходное положение, отличающийся

69> (11) д

SU тем, что, с целью упрощения конструкции, привод содержит свободно перемещающиеся в установленных на корпусе направляющих толкатели, каждый из которых одним концом сопряжен с копиром, а другим связан с соответствующей лопастью.

2. Движитель по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что механизм возврата лопастей в исходное положение выполнен с нажимным упругим элементом.

3. Движитель по п.1, о т л и ч аю щ-и и с я. тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен вращающимся тормозным барабаном и неподвижным тормозным щитом, с которым cg

С2 копир выполнен заодно и Им образовано лабиринтное уплотнение с барабаС:

1082633

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для передвижения на плаву.

Известны движители — гребные. винты с лопастями-спицами, находящимися под различными углами к направлению движения (lj

Данные движители могут быть легко установлены на колеса транспортных средств, но при полном погружении в воду, как у амфибии, не созда- t0 ют тяги, так как образованное верхними загребными лопастями положительное усилие компенсируется тормозящим усилием нижних лопастей.

Известен также лопастный водоходный движитель транспортного средства, преимущественно амфибии, содержащий.копир, корпус и установленные на нем лопасти с приводом периодического открывания и удержания лопастей в определенном положении и механизмом возврата их в исходное положение (2) .

Недостатком известного движителя является сложность конструкции, по. скольку открывание и закрывание лопастей производится с помощью громоздкой прямоугольной (или квадратной) в сечении ступенчатой крестовины, скользящей по полукольцам копира„ которые должны иметь высокую степень частоты и твердость сопрягаемых поверхностей при высокой точности кинематического соответствия взаимодействующих деталей.

Другим недостатком движителя яв- З5 ляется невозможность его установки на транспортные средства, предназначенные для передвижения на плаву, например амфибии, без дополнительных устройств, беэ изменения 40 трансмиссии автомобиля.

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем,что в лопастном водоходном движителе транспортного средства, преимущественно амфибии, содержащем копир, корпус и установленные на нем лопасти с приводом периодического открывания и удержания лопастей в 50 определенном положении и механизмом возврата их в исходное положение, привод содержит свободно перемещающиеся в установленных на корпусе направляющих толкатели, каждый иэ ко- 55 торых одним концом сопряжен с копиром, а другим связан с соответствующей лопастью.

Кроме того, механизм возврата лопастей в исходное положение вы- © полнен с нажимным упругим элементом, Кроме того, с целью повышения надежности движитель снабжен вращающимся тормозным барабаном и неподвижным тормозным щитом, с которым копир выполнен заодно и им образовано лабиринтное уплотнение с барабаном.

На фиг.l изображен в аксонометрической проекции лопастный водоходный движитель, установленный на колесо транспортного средства, часть трансмиссии и подвески колеса; на фиг.2 — лопастный водоходный движитель, установленный на колесе, и часть трансмиссии в разрезе.

Движитель содержит лопасти 1, свободно вращающиеся на осях 2 во втулках 3 щита 4, и нажимные упругие элементы 5, которые через упоры 6 прижимают толкатели 7 со свободно вращающимися завальцованными шариками 8 к копиру 9. Копир 9 выполнен заодно с тормозным щитом 10.

Профиль копира 9 выполнен ступенчатым с плавными переходами, обеспечивающими максимальное открытие лопастей 1 при их движении по нижней части траектории и безударное их закрытие при движении по верхней части траектории.

Тормозной барабан 11, несущий на себе направляющие втулки 12, вращается относительно неподвижного тормозного щита 10 с укрепленными на нем тормозными колодками 13 и имеет кольцевой прилив 14, который образует с внешним контуром копира 9 лабиринтное уплотнение 15, предохраняющее от попадания грязи и посторонних предметов в полость, образуемую тормозным щитом 10, выполненным заодно с копиром 9, и тормозным барабаном 11, в результате чего повышается надежность движителя.

Тормозной барабан 11 образует. посредством диска 16 с установленным на нем щитом 4, закрепленным при помощи гаек 17, единую с колесом транспортного средства систему, несет на себе втулки 12 с толкателями 7, образуя по закону копира 9 вращение всей системы в возвратно-поступательное движение толкателей 7. Толкатели 7, воспринимая шарики 8 профиль копира 9, передают осевое усилие на упоры 6 лопастей 1, заставляя их в нижней части траектории раскрываться, сообщая тем самым транспортному средству, находящемуся на плаву, тяговую силу.

В верхней части траектории 7 под воздействием усилия упругих элементов 5, а на плаву и под воздействием встречного потока воды на лопасти 1 безударно закрывают их, предотвращая тем самым появление вредных тормозящих и погружающих сил.

Равное количество лопастей 1, одинаковая программа профиля копира 9 водоходных движителей, установ1082633 ленных слева и справа на ведущих

<олесах, имеющих равное число оботов обеспечивают транспортному л с обеих средству равную тяговую силу с сторон, стабилизируя направлени движения, исключая эффект рыскания на плаву.

Установка водоходных движителей а управляемых ведущих колесах

:ранспортного средства повышает ско10 рость выполнения маневра.

Извлечением легкосъемных толкателей 7 из втулок 12 возможно отключение устройства и сухопутное передвижение транспортного средства на небольшой скорости с установленными водоходными движителями.

Предлагаемый водоходный движитель может быть использован в качестве основного или дополнительного источника тяговой силы транспортного средства на плаву.

Водоходный движитель легко устанавливается на ведущих колесах трано и гаек 1/ спортного средства при помощи снимается и перевозится в кузове или салоне транспортного средства.

1082633

Составитель М.Ляско

Редактор Н.Стащишина Техред A.Êêêåìåçåé Корректор О.Тигор

Заказ 1646/15 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Лопастный водоходный движитель транспортного средства Лопастный водоходный движитель транспортного средства Лопастный водоходный движитель транспортного средства Лопастный водоходный движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Амфибия // 1039740

Амфибия // 844391

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Изобретение относится к переработке вторичных материалов, а более конкретно к устройствам, предназначенным для работы по сбору металлолома и переработке металлосодержащих объектов, в том числе и полузатонувших судов, в условиях бездорожья, заболоченности местности и на мелководье

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к амфибиям

Изобретение относится к транспортной технике универсального назначения и касается создания амфибийных транспортных средств для перемещения в воздушной среде, по грунту, по воде и при движении в промежуточных положениях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается создания рулевого управления автомобиля, перемещающегося по суше и воде

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания транспортных средств-амфибий с обычным негерметичным кузовом

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам и касается создания гидрокоптеров

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания амфибийных транспортных средств с негерметичным кузовом
Наверх