Коробка передач транспортного средства

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной, выходной и промежуточный валы, на О которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником давления текущей среды, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьшения гидравлических потерь, источник давления текущей среды выполнен в виде одного насоса, вал привода которого расположен соОсно оси шестерни постоянного зацепления , связанного с двигателем, и снабжен подвижной шестерней с зубчатой муфтой, установленной с возможност11Ю зацепления с одной из шестерен промежуточного вала и упомянутой € шестерней постоянного зацепления. СО 18 „ fO 7 /f П

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСИУБЛИН

3(511 В 60 К 17 70

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬТИЙ (21) 3492363/27-11 (22) 09.06.82 (46) 1 5. 04 . 84. Бюл. М 14 (72) E.H. Козлов, И.Г. Мелешко, A.11. Шимко и С.A. Бравин (53) 6?9.113-585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

511236, кл. В 60 К 17/08, 1972 (прототип). (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВЛ, содержащая входной, выходной и промежуточный валы, на 11 которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикцион„„Б0„„1085862 А ные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником давления текущей среды, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения

КПД путем уменьшения гидравлических потерь, источник давления текущей среды выполнен в виде одного насоса, вал привоlG o o o o e co

Осно оси шестерни постоянного -ацепления, связанного с двигателем, и снабжен подвижной шестерней с зубчатой муфтой, установленной с возможностью зацепления с одной из шестерен промежуточного вала и упомянутой шестерней постоянного зацепления.

1085862

На чертеже приведена схема предлагаемой коробки передач.

Коробка передач для транспортного средства содержит валы: входной 1, выходной 2, промежуточный 3, нереверcèâHûé 4 и блок-шестерню 5.

На входном валу 1 расположены многодисковые, гидравлически управля- емые фрикционные муфты 6 и 7, предназначенные для переключения передач в движении, свободно сидящие

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая вход- ной, выходной и промежуточный валы, на которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на входном,валу, зубчатые муфты и управляющую гидросистему с источником дав- 10 ления текучей среды ).

Недостатком данной коробки передач является снижение коэффициента использования насосов так, как при

Ф буксировании или когда транспортное 11 средство стоит, двигатель работает, управляющую гидросистему питает один насос; увеличение гидравлических потерь, так как насосы имеют различные скоростные потоки, тормозящие 2р друг друга, иэ-эа различных скоростных режимов приводов, и сложность конструкции, т.е. обеспечение отдельным приводом каждого из насосов, что снижает общий КПД коробки передач. 2s

Цель изобретения — повышение КПД путем уменьшения гидравлических потерь.

Указанная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей входной, выходной и промежуточный валы, на которых свободно установлены шестерни постоянного зацепления, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты

35 и управляющую гидросистему с источником давления текучей среды, источник давления текучей среды выполнен в виде одного насоса, вал привода которого расположен соосно оси шестер-4 нн постоянного зацепления, связанного с двигателем, и снабжен подвижной шестерней с зубчатой муфтой, установленной с возможностью зацепления с одной иэ шестерен промежуточного ва45 ла и упомянутый шестерней постоянного зацепления. шестерни 8-11, которые постоянно зацеплены соответственно с шестернями 12-15, жестко установленными на промежуточном валу 3.

На нереверсивном валу 4 и промежуточном валу 3 установлены скользящие зубчатые муфты 16 и 17, предназначенные для выключения диапазонов.

Шестерня 18, жестко установленная на выходном валу 2, эацеплена с шестернями 19 и 20, свободно посаженными на промежуточном 3 и нереверсивном 4 валах, а шестерня 21, свободно сидящая на нереверсивном валу

4 пониженных передач, кинематически связана с шестерней 22, жестко установленной на выходном валу 2, через шестерню 23 промежуточного вала 3.

Нереверсивный вал 4 кинематически связан с промежуточным валом 3 через установленную на нем зубчатую муфту 16, шестерню 24, эацепленную с блок-шестерней 5, которая в свою очередь зацеплена с шестерней 25, жестко установленной на промежуточном валу 3. Насос 26 через шлицы подвижной шестерни 27 и оси 28 шестерни 29, а также шестерню 30, шестерню

31 полого вала 32 может быть кинематически связан с двигателем 33 или также через подвижную 27, шестерню

12 промежуточного вала 3, зубчатую муфту 17 и пары шестерен 19, 18 и 23, 22 с выходным валом 2, или через подвижную шестерню 27, шестерни 12 и 25 промежуточного вала 3, блок-шестерню

24 нереверсивного вала 4 и расположенную на нем муфту 16, а также пары шестерен 20, 18.и 21, 22 через шестерню 23 с выходным валом 2, кинематически связанным с ходовой системой.

При работающем двигателе ., когда транспортное средство находится в движении или стоит, насос .26, питающий управляющую гидросистему и обеспечивающий смазку трущихся поверхностей, приводится во вращение через поцвижную шестерню 27, расположенную на оси насоса 26 и зацепленную с осью 28 шестерни 29, которая, в свою очередь, постоянно эацеплена с шестерней 30,- получающей вращение от шестерни 31 постоянного зацепления полого вала 32; кинематически связанного с двигателем 33.

При буксировании транспортного средства насос 26, обеспечивающий смазку трущихся поверхностей короб1085862

Составитель С. Белоусько

Редактор M. Келемеш ТехредМ.Надь Корректор М. Шароши

Заказ 2146/17 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ки передач, приводится во вращение от ходовой системы через подвижную шестерню 27, расположенную на оси насоса 26 и зацепленную с шестерней t2 постоянного зацепления промежуточ- 5 ного вала 3, зубчатую муфту 17, расположенную на промежуточном валу 3 и связанных между собой шестерен 19 промежуточного вала 3 и 18 выходного вала 2 или шестерен 23 промежуточно- 10 го вала 3 и 22 выходного вала 2. Привод насоса может осуществляться также через подвижную шестерню 27, зацепленную с шестерней 25 постоянного зацепления промежуточного вала 3, )5 связанной с блок-шестерней 5, в свою очередь, связанной с шестерней 24 постоянного зацепления нереверсивного вала 4 и шестерни 18 выходного вала или последовательно зацепленных между собой шестерни 21 нереверсивного вала 4, шестерни 23 и также шестерни 22 выходного вала 2. Выходной вал 2 кинематически связан с ходовой системой транспортного средства.

Использование изобретения повышает коэффициент использования насоса в управляющей гидросистеме, снижает гидравлические потери, увеличивает КНД коробки передач транспортного средства, а также обеспечивает пол .учение регулируемой или нерегулируемой производительности насоса.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх