Люковое закрытие судового отсека

 

1. ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ СУДОВОГО ОТСЕКА, заполненного газом под давлением, содержащее установленную с возможностью Перемещения крышку, сопрягаемую с горизонтальной полкой уступа, выполненного на комингсе, закрепленном на опорной части, узел уплотнения крьлпки, включакшдай эластичный уплотнительный элемент, смонтированный на указанной горизонтальной полке уступа комингса и образую1Щ1Й замкнутый уплотнительный контур, сопрягаемый с нижней стенкой крышки, контур герметизирукмцего узла крышки в верхней ее части, образующий совместно со стенками комингса, боковыми стенками крьонки и ее уплотнительным замкнутым контуром герметичную полость, сообщенную через патрубок посредством арматурного элемента с источником сжатого рабочего тела . и соответственно с дренажным трубопроводом , узел задраиьания крышки, включаклций шарнирно связанные с комингсом посредством горизонтальных осей накидные прижимные элементы, сопрягаемые с верхней стенкой крышки, а также дополнительную защитную водонепроницаемую крышку, расположенную над первой крышкой, отличающееся тем, что, с целью повьш1ения надежности в эксплуатации при аварийных ситуациях, оно снабжено дополнительным узлом уплотнения крышки, включающим выполненные на боковых стенках первой крышки в верхней ее части выступы и закрепленный на них дополнительный эластичный уплотнительный элемент,, расположенный по периметру крышки и образующий дополнительный замкнутый контур уплотнения , сопрягаемый с верхней полкой комингса, при этом нижняя стенка первой крышки и опорная стенка указанного уступа на комингсе снабжены закрепленными на них регулирующи ш упорными пластинами, сопрягаемыми между собой, а первая крьшка снабже (Я на дополнительным узлом ее задраивания , включающим шарнирно связанные одними концами с комингсом посредством горизонтальных осей крюкообразнЫе рычаги и кинематически связанные с последними наж1шные приводы их поворота , причем дополнительньо замкнутый контур уплотнения охвачен контуром 00 герметизирующего узла, а изогнутые СХ5 головки крюкообразных рычагов выполсо нены сопрягаемымя с верхней стенкой 00 О) крышки на участке ее выступов. 2. Закрытие по п. 1, отличающееся тем, что каждый из указанных нажимных приводов поворота крюкообразных рычагов выполнен в виде талрепа, шарнирно закрепленного одним концом на опорной части закрытия , другим концом шарнирно связанного с изогнутой головкой крюкообразного рычага и снабженного установленными на нем контргайками.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (191 (11) А уа33 В 63 В 19(14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2962007/27-11 (22) 18.07.80 (46) 30.04.84. Бюл. 33 16 (72) А. Г. Мещеряков (53) 629.12.033.84(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

33 992307, кл. В 63 В 19/14, 36.07.80 (прототип). (54)(57) 1. Л30КОВОЕ ЗАКРЫТИЕ СУДОВОГО ОТСЕКА, заполненного газом под давлением, содержащее установленную с возможностью перемещения крышку, сопрягаемую с горизонтальной полкой уступа, выполненного на комингсе, закрепленном на опорной части, узел уплотнения крышки, включающий эластичный уплотнительиый элемент, смонтированный на укаэанной горизонталь-е ной полке уступа комингса и образующий замкнутый уплотнительный контур, сопрягаемый с нижней стенкой крышки, контур гериетизирующего узла крышки в верхней ее части, образующий совместно со стенками комингса, боковыми стенками крынки и ее уплотнительным замкнутым контуром герметичную полость, сообщенную через патрубок посредством арматурного элемента с источником сжатого рабочего тела . и соответственно с дренажным трубопроводом, узел задраиьания крьпнки, включающий шарнирно связанные с коиингсом посредством горизонтальных осей накидные прижимные элементы, сопрягаемые с верхней стенкой крышки, а так" же дополнительную защитную водонепроницаемую крышку, расположенную над первой крышкой, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации при аварийных ситуациях, оно снабжено дополнительныи узлом уплотнения крышки, включающим выполненные на боковых стенках первой крыщки в верхней ее части выступы и закрепленный на них дополнительный эластичный уплотнительный элемент,. расположенный по периметру крышки и образующий дополнительный замкнутый контур уплотнения, сопрягаемый с верхней полкой комингса, при этом нижняя стенка первой крышки и опорная стенка указанного уступа на комингсе снабжены закрепленными на них регулирующими упорныии пластинаии, сопрягаемыми между собой, а первая крьннка снабжена дополнительным узлом ее задраивания, включающим шарнирно связанные одними концами с комингсом посредством горизонтальных осей крюкообраэнь!е рычаги и кинематически связанные с последними нажииные приводы их поворота, причем дополнительный замкнутый контур уплотнения охвачен контуром герметизирующего узла, а изогнутые головки крюкообразных рычагов выполнены сопрягаемыии с верхней стенкой крышки на участке ее выступов.

2. Закрытие по и. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что каждый из указанных нажимвых приводов поворота крюкообразных рычагов выполнен в виде талрепа, шарнирно закрепленного одним концом на опорной части закрытия, другим концом шарнирно связанного с изогнутой головкой крюкообразного рычага и снабженного установленными на нем контргайками.

1088986

Изобретение относится к судостроению, в частно ти к люковым закрытиям судовых отсеков, заполненных, газом под давлением.

Известно люковое закрытие судово- 5 го отсека, заполненного газом под давлением, содержащее установленную с возможностью перемещения крышку, сопрягаемую с горизонтальной полкой уступа, выполненного на комингсе, за- о крепленном на опорной части, узел уплотнения крынки, включающий эластичный уплотнительный элемент, смонтированный на указанной горизонтальной полке уступа комингса и образую" щий замкнутый уплотнительный контур, сопрягаемый с нижней стенкой крьппки, контур герметизирующего узла крьппки в верхней ее части, образующий совмесТНо со стенками комиигса, боковыми стенками крьппки и ее унлотиительным замкнутым контуром герметичную полость, сообщенную через патрубок посредством арматурного элемента с источником сжатого рабочего тела и соответственно с цренажным трубопроводом, узел задраивания крышки, вклю\ чающий шарнирно связанные с комингс посредством горизонтальных осей накидные прижимные элементы, сопряга" N емые с верхней стенкой крышки, а также дополнительную защитную водонепроницаемую крышку, расположенную над первой крьппкой (Ц .

Недостатком известного люкового закрытия судового отсека является малая надежность в эксплуатации при аварийных ситуациях.

Цель изобретения - повышение на дежности люкового закрытия в зксплу- 4О атации при аварийных ситуациях. доставленная цель достигается тем, Ъ что люковое закрытие судового отсека> заполненного газом под давлением, 45 содержащее установленную с возможностью перемещения крышку, сопрягаемую . с горизонтальной полкой уступа, выполненного на комингсе, закрепленном на опорной части, узел уплотнения крышки, включающий эластичный уплотнительный элемент, смонтированный на указанной горизонтальной полке уступа комингса и образующий замкнутый уплотнительный контур, сопрягаемый с нижней стенкой крышки, контур герметизирующего узла крышки в верхней ее части, образующий совместно со стенками комингса, боковыми стенками крышки и ее уплотнительным замкнутым контуром герметичную полость, сообщенную через патрубок посредством арматурного элемента с источником сжатого рабочего тела и соответственно с дренажным трубопроводом, узел задраивания крышки, включаннций шарнирно связанные с комингсом посредством горизонтальных осей накидные прижимные элементы, сопрягаемые с верхней стенкой крышки, а также дополнительную защитную водонепроницаемую крьппку, расположенную над первой крышкой, снабжено дополнительным узлом уплотнения крышки, включающим выполненные на боковых стенках первой крышки в верхней ее части выступы и закрепленный на них дополнительный эластичный уплотнительный элемент, расположенный по периметру крынки и образующий дополнительный замкнутый контур уплотнения, сопрягаемый с верхней полкой комингса, при этом нижняя стенка первой крышки и опорная стенка указанного уступа на комингсе снабжены закрепленными на них регулирующими упорными пластинами, сопрягаемыми между собой, а первая крышка снабжена дополнительным узлом ее задраивания, включающим шарнирно связанные одними концами с комингсом посредством горизонтальных осей крюкообразные рычаги и кинемати" чески связанные с последними нажимные приводы их поворота, причем дополнительный замкнутый контур уплотнения охвачен контуром герметизирующего узла, а изогнутые головки крюкообраэ" ных рычагов выполнены сопрягаемыми с верхней стенкой крьппки на участке ее выступов.

Кроме того, каждый иэ указанных нажимных приводов поворота крюкообразных рычагов выполнен в виде талрепа, шарнирно закрепленного одним кон цом.на опорной части закрытия, друI гим концом шарнирно связанного с изогнутой головкой крюкообразного рычага и снабженного установленными на нем контргайками.

Т

На фиг. I показано люковое закрытие судового отсека, .заполненного га« зом под давлением, продольный разрез; на фнг. 2 — то же, при снятой дополнительной водонепроницаемой крьппке, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2 дополнительный узел задра. ивания крьппки); на фиг. 4 - схема

1088986 закрепления крышки люкового закрытия на комннгсе отсека с учетом теплового расширения крышки в аварийной ситуации; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 6 — разрез В-В на 5 фиг. 3; на фиг. " — разрез Г-Г на фиг. 3.

Прочноплотная крышка 1 .люкового закрытия установлена с возможностью перемещения на горизонтальной верхней 10 полке 2 комингса.отсека 3, заполненного газом под давлением и при высокой температуре. Крышка I закрывает люк 4 отсека 3. Размеры люка 4 определяются габаритами оборудования, устанавливаемого в отсеке 3 при постройке судна, Крышка 1 выполнена в виде объемной металлоконструкции, содержащей обшивку 5 (фиг. 3 и 5), несущие ребра же- 20 сткости 6 (длина которых составляет не менее 1/3 от наименьшего габаритного размера крышки 1 в плане) и местные ребра жесткости 7. Ребра жесткости 6 обеспечивают необходимую 2s общую прочность крьппки 1 нри испытаниях отсека 3 на прочность и в аварийной ситуации, когда отсек 3 заполнен газом, находящимся под давлением и при высокой температуре. 30

Комингс отсека 3 образован вертикальной стенкой 8 и горизонтальной верхней полкой 2.

Крышка 1 закреплена на полке 2 основным и дополнительными узлами эадраивання, выполненными соответст-» венно в виде накидного прижимного элемента 9 (например, накидного болтового соединения, показанного на фиг. 5) и накидного крюкообразного 40 рычага 10. Прижимные элементы 9 размещены равномерно по периметру крьппки 1 и закреплены на верхней полке 2 комингса отсека 3 с помощью шарниров осей) 11. Накидные крюкообразные ры-4> чаги 10 размещены в плоскости несущих ребер жесткости 6 крьппки 1 и закреплены одними концами с помощью фундамен-, тов 12 и шарниров, утолщенных горизонтальных осей) 13 на вертикальной стенке 8 комингса и на ребрах жесткости 14 отсека 3.

Изогнутая головка крюкообразного рычага 10 соединена с выступающей

С частью фундамента 12 через нажимной привод 15 поворота рычага (фиг. 1), один конец которого закреплен на крюкообразном рычаге 10 с помощью шарнира (оси) 16.н двух щек 17 (фиг, 3 и 6). Другой конец привода

15 закреплен с помощью шарнира (оси)

l8 на фундаменте 12 опорной части закрытия.

Нажимной привод 15 поворота рыча" га может быть выполнен в виде талрепа 19 с установленными на нем контргайками 20 (фнг. 3 и 6), На участках поверхности талрепа 19 в районе контакта с контргайками 20 и на самих контргайках 20 нанесены риски 21 (фиг. 3 и 6), Нажимной привод 15 поворота рычага может быть выполнен в виде винтового, реечного или гидравлического домкрата, т.е. в виде простейшей грузоподъемной машины. Привод домкраЪ та может быть ручным, гидравлическим, пневматическим или электрическим.

На верхней горизонтальной полке 2 комингса отсека 3 размещен дополнительный эластичный уплотнительный элемент 22 (фиг. 3 и 5).. Нижняя часть комингса выполнена с уступом

23, на опорной стенке которого размещен основной эластичный независимьп уплотнительный элемент 24 узла уплотнения крышки, образующий замкнутый уплотнительный контур. На обшивке 5 крышки 1 установлен уплотпительный бурт 25. Фасонный профиль 26 (например, швеллер) ограничивает "растекание" уплотнительного элемента 24 при вдавливании в него бурта 25 и при

его разогреве в аварийной ситуации.

В районе установки накидных крюкообразных рычагов 10 в плоскости несущих ребер жесткости б крьппки 1 уступ

23 подкреплен ребрами жесткости 27 (фиг. 3). Зазор 28 (фиг. 3 и 4) между крышкой 1 и уступом 23 регулируется с помощью сменных металлических пластин 29 и 30 (фиг. 3), закрепленных на нижней стенке крышки 1 н опорной стенке уступа 23.

При тепловом расширении крьппки 1 в аварийной ситуации уступ 23 в. районе ребер жесткости 27 образует дополнительную опору 31 (фиг. 4) для крышки 1.

На внешней поверхности крышки 1 в месте ее контакта с накиднымн крюкообразными рычагами 10 установлены пластины (технологические утолщения)

32 (фиг. 2 и 3).

1088986

На верхней горизонтальной полке

2 комингса между крьппкой 1 и узлами ее задраивания с элементом 9 и крюкообраэным рычагом 10 размещен контур резервного узла герметизации, выпол- 5 ненного в виде упругого гнутого металлического листа 33 и угольника 34 (фиг. 3 и 5), При необхсдимости лист

33 и угольник 34 могут быть соединены сварным швом 35.

Внешняя поверхность обшивки 5 крьппки 1 вместе с комингсом отсека

3 и уплотнительными элементами 22 и

24 образуют замкнутую изолированную полость 36 (фиг. 1, 3 и 5), объем которой очень незначителен (не более

2-3 м ) и определяется, главным образом, величиной расстояния между крышкой 1 и вертикальными стенками

8 комингса отсека 3.

Крьппка 1 поднимается (открывается) при помощи привода 37, выполненного в виде гидромотора или электродвигателя с редуктором.

Участок вертикальной стенки 8 комингса отсека 3 между уплотнительными элементами 22 и 24 выполнен с отверстиями 38, в которых установлены прубки 39 и 40 (фиг. 3 и 5). Патрубок 39 соединен трубопроводом 41 ЗО (фиг. 1) через трехходовой кран 42 арматурного элемента с источником 43 сжатого рабочего тела, используемого при испытаниях отсека 3 на герметичность (газоплотность), В качестве источника 43 сжатого рабочего тела может быть использован компрессор или баллон со сжатым воздухом. Кран

42 обеспечивает также подключение изолированной полости 36 через дре 4О нажный трубопровод 44 к судовой системе вентиляции, очистки и контроля состава среды в изолированной полости 36.

На трубопроводе 41 установлен 4 к ьнометр 45 (фиг. 1), а в патрубке

40 — термопара или термометр 46 (фиг. 5) для измерения температуры рабочего тела или другой среды, заполняющей изолированную полость 36.

Для случая использования отсека

3, например, для перевозки контейнеров с радиоактивными отходами, на крьппке 1 установлены съемные блоки

47 биологической защиты (фиг. 1 и 3).>>

При использовании достаточно мощного привода 37 для открывания крьнпки 1 блоки 47 биологической защиты могут быть размещены на внутренней поверхности крышки !, как показано на фиг. 5.

На открытой палубе 48 вокруг прочноплотной крьппки l, узлов ее эадраивания и привода 37 установлен водонепроницаемый комингс 49 с защитным люковым закрытием крышки 1, выполненным в виде дополнительной секционной водонепроницаемой откидной крышки.

На фиг. 1 показана откидная дополнительная защитная крьппка, состоящая нз секций 50-52, которые соединены .между собой при помощи шарниров 53.

Секция 52 закреплена на комингсе 49 при помощи шарниров 54, Средняя секция 51 выполнена с отверстием 55, на которое установлено легкое водонепроницаемое закрытие 56. Закрытие

56 может быть выполнено в виде закрытия обычного судового люка и водонепроницаемой двери.

Прочноплотная крышка 1, узлы ее задраивания и люковое закрытие в ви" де дополнительной защитной секционной крьпнки (50-56) используются следующим образом.

Секция 52 откидной защитной крьпп" ки поворачивается на шарнире 54 и

> люковое закрытие прочноплотной крышки i складывается гармошкой.

С помощью судового крана или стре лы снимаются съемные блоки 47 биологической защиты. Приводится в действие нажимной привод 15, и крюкообразные рычаги 10 освобождают крышку 1.

Отдаются ганки на накидных прижимных элементах 9, Привод 3? поднимает крьппку 1 в положение "Открыто" (показано штрихпунктиром на фиг. 1). Затем секции

51 и 52 откидной защитной крышки вдзвращаются в исходное положение, а секция 50 остается в откинутом положении(показано штрихпунктиром на фнг., 1). Через отверстие 55 выгружаются малогабаритные контейнеры, например контейнеры с радиоактивными отходами или токсичными веществами, На периоды, когда окончено очередное перемещение контейнеров .через отверстие 55, оно закрывается легким закрытием 56 и, таким образом, отсек

3 и установленное в нем оборудование защищены от попадания влаги, снега, случайных предметов и т.д.

Люковое закрытие используется следующим образом.

1088986

25

35

50.55

Перед закрытием крышки 1 секции . 50-52 дополнительного защитного люкового закрытия опять складываются в гармошку и обеспечивают воэможность крышке 1 опуститься на штатное место (закрыть люк 4). Затем секции 50-52 .защитного люкового закрытия устанавливаются в положение "По-походному".

Устанавливаются и затягиваются накидные прижимные элементы 9. Приводится в действие нажимной привод 15, и накидные крюкообраэные рычаги 10 надежно закрепляют крышку 1 на верхней полке 2 комингса отсека 3.

Если нажнмные приводы 15 поворота рычагов выполнены в виде талрепа 19, то достигнутая величина силового контакта между крюкообразными рычагами 10 и крьппкой 1 фиксируется контргайками 20. Отмечается положение рисок 21 относительно друг друга.

В дальнейшем по положению рисок 21, т.е. внешним осмотром, может быть проверено закрепление крьнпки 1.

Приводится в действие источник 43 рабочего тела и по манометру 45 контролируется повышение давления рабочего тела в изолированной полости 36.

По достижении требуемого при испытаниях на герметичность крышки 1 давления сжатого рабочего тела перекры вается кран 42. По показаниям манометра 45 и термометра 46 определяется степень герметичности, обеспечиваемая уплотнительными элементами 22 и 24.

Если испытания показывают неудовлетворительную величину падения давления в изолированной полости 36 а определенный промежуток времени, то заменяются уплотнительные элементы

22 и 24. В экстренных случаях используется резервный узел герметизации..

Сварной шов 35 надежно соединяет лист

33 и угольник 34 и обеспечивает до- 45 статочно высокую степень герметичности крьппки 1.

Установка узлов задраивания с прижимньпчи элементами 9 и рычагами 10 происходит не на открытой палубе, а в помещении, образованном секциями

50-52 водонепроницаемого защитного люкового закрытия. При этом и крышка

1, и узлы ее задраивания, и блоки 47 биологической защиты, и привод 37 защищены от неблагоприятного воздействия снега, влаги, экстремальных отрицательных или положительных температур и т.д.

Замеряется величина зазора 28 между крьппкой и уступом 23 и устанавливается соответствующая сменная пластина 30, которая позволяет получить требуемую величину зазора 28. Величина зазора 28 определяется расчетным путем с учетом теплового расширения крышки 1 при аварийной ситуации, когда отсек 3 заполняется газом, находящимся под высоким давлением и при высокой температуре. В аварийной ситуации происходит тепловое расширение крышки 1 (обозначено штрихпунктиром на фиг. 4) и между несущими ребрами жесткости 6 крышки 1 и уступом 23 комингса отсека 3 возникает силовой контакт на опорах 31 (фиг. 4) . Опоры

31 обеспечивают жесткое защемление несущих ребер жесткости 6 на опорном контуре, что повышает их несущую способность и увеличивает прочность крышки 1 в аварийных ситуациях.

Накидкой крюкообразный рычаг 10 и шарнир (ось) 13 в отличие от прижимных элементов 9 могут быть выполнены достаточно большого размера.

Такая конструкция узлов задраивания крышки 1 позволяет обеспечить требуемую прочность закрытий отсека 3 в исключительных аварийных ситуациях.

Эффективность от внедрения изобретения заключается в повышении надежности прочноплотной крышки отсека при обеспечении герметичности отсека с учетом малой вероятности одновременного отказа двух независимых уплотнительных элементов, которые защищены от неблагоприятного воздействия внешней среды (влаги, снега, экстремальных температур и т.д.).

Кроме того, обеспечивается возможность контрольного надува, т.е. проведения испытаний уплотнения прочноплотной крышки с помощью стационарных судовых устройств (компрессора или баллона со сжатым воздухом) в любое время, в том- числе и в рейсе при загруженном отсеке н;.IH действующем оборудовании отсека, и отпадает необходимость заполнения всего отсека рабочим телом при испытаниях на герметичность.

Повышается также прочность и герметичность прочноплотной крьппки в аварийных ситуациях.

108898Ü

Опасный для экипажа и окружающей среды газ в аварийной ситуации даже в случае снижения качеств материала уплотняющей прокладки, фильтруется не в атмосферу, а в изолированную по- 5 лость малого объема, откуда он может быть удален и очищен судовой системой вентиляции и контроля. При этом косвенным образом, по величинам дав" ления и температуры газа, заполнившего 1б изолированное пространство, можно судить о тяжести аварии и ее веро,ятных последствчях. Повышается также удобство эксплуатации закрытий отсека и, в особенности, узлов задраивания прочноплотной крышки и ее привода, которые защищены от неблгоприятного воздействия внешней среды дополнительным водонепроницаемым люковым закрытием.

При погрузке и выгрузке малогабаритного груза или съемных частей оборудования отсека при открытой прочноплотной крышке отсека последний также защищен от неблагоприятного воздействия внешней среды и попадания в него случайных предметов °

1088986

1088986

1088986 (Риг. 6

1088986

Г-/

Составитель В. Старых

Редактор A. Огар Техред Л.Микеш Корректор А. Зимокосов

Заказ 2848/16 Тираж 456 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека Люковое закрытие судового отсека 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в корпусных конструкциях, судовых надстройках и т.д

Изобретение относится к судостроению и может использоваться в судовых корпусных конструкциях, надстройках и т

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания-закрывания люков, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к люковым закрытиям, имеющим устройство уравновешивания крышки, и может быть применено как в судостроении, так и в других областях техники

Изобретение относится к судостроению, а именно к люкам подводных транспортных средств

Изобретение относится к объемным гидравлическим приводам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для открывания люков подвижными щитами или крышками, и может быть применено в судостроении

Изобретение относится к устройствам для приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе подводной лодки, необходимым для выравнивания давления по обеим сторонам крышки и дальнейшего ее безопасного открывания

Изобретение относится к области судостроения, в частности к гидравлическим приводам люковых закрытий

Изобретение относится к области космической техники, а именно к устройствам, обеспечивающим открытие или закрытие входа в герметичные отсеки космических аппаратов
Наверх