Электрическая машина с газовым охлаждением

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАОМНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ С радиально-тангенцисшьной вентиляцией,содержащая ротор с непосредственным охлаждением обмотки, подразделенный пазовыми клиньями на чередующиеся зоны входа и выхода газа, статор, включающий корпус и сердечник, разделенные в пространстве между ними продольными перегородками на четное число секторов , и аксиальные перегородки, выступающие в зазор между ротором и статором , закрепленные на внутренней поверхности статора в количестве, равном числу пар секторов, установленные равномерно по окружности и являющиеся продолжением продольных перегородок , отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, на внутренней поверхности статора по границам входных и выходных зон ротора на длине одного сектора закреплены тангенциальные перегородки, одной торцовой стороной (g примыкающие к аксиальным перегород (Л кам, образующие карманы, открытые в одну сторону, предотвращающие рециркуляцию газа в аксиальном направлении. со 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) Н 0 2 К 9 0 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ! К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

S)) .:.. (21) 3533044/24-07 (22) 07.01.83 (46 ) 15, 06. 84. Бюл. 9 22 (72) Г.М.Хуторецкий, A.Ä,Èãíàòüåâ, И,A. Пригоровский, A,È.Воронцов, Э.И.Гуревич и И,Ф.Филиппов (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение Электросила им, .С.М.Кирова (53) 6 21. 313. 713 (088. 8) (56) 1. Патент Англии 9 173245, кл. Н 2 A 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

9 875542, кл, Н 02 К 9/08, 1979 ° (54)(57) ЭЛЕКТРИ НСКАЯ МАШИНА С ГАЗО"

ВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ с раднально-тангенциальной вентиляцией, содержащая ротор с непосредственным охлаждением обмотки, подразделенный пазовыми клиньями на чередующиеся зоны входа и выхода газа, статор, включающий корпус и сердечник, разделенные в пространстве между ними продольными перегородками на четное число секторов, и аксиальные перегородки, выстулающие в зазор между ротором н статором, закрепленные на внутренней поверхности статора в количестве, равном числу пар секторов, установленные равномерно по окружности и являющиеся продолжением продольных перегородок, о тл и ч аю ща я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, на внутренней поверхности статора по границам входных и вых одных з он ротор а н а дли н е одн ого сектора з акреплены тангенциальные перегородки, одной торцовой. стороной ж

Ф примыкающие к аксиальным перегородкам, образующие карманы, отк рытые в одну сторону, предотвращающие рециркуляцию газа в аксиальном направлении. С

1098077

Изобретение .относится к электромашиностроению, н частности к электрическим машинам с газовым охлажде— нием статора и ротора.

Известна электрическая машина с

r газовым охлаждением с многоструйной радиальной вен тиляцией с продольным секциониронанием и радиально-тангенциальной вентиляцией, с газаразделительными кольцевыми перегородками, которые монтируются н крайних пакетах сердечника статора (1)

Однако в такой электрич ской ма. шине не предусматривается установка направляющих элементон с целью регулирования потоков газа в воздушном 15 зазоре электрической машины, образованном расточкой сердечника статора и наружным диаметром бочки ротора.

Кроме того, известная система не .исключает некоторого перемешинания 70 потоков горячего и холодного газа в воздушном з азоре, что снижает эффективность охлаждения ротора.

Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина с газовым„-,охлаждением с радиально-тенгенциальной вентиляцией, содержащая ротор с непосредственным охлаждением обмотки, подразделенный пазовыми клиньями на чередующиеся зоны входа и выхода газа, статор, включающий корпус и сердечник, разделенные в пространстве между ними продольными перегородками на четное число секторов, и аксиальные перегородки, выступающие в зазор между ротором и статором, закреплен- 35 ные на внутренней поверхности статора в количестве, равном числу пар секторов, установленные равномерно по окружности и являющиеся продолжением продольных перегородок (2) . 40

В данной машине охлаждающий гаэ, движущийся из-эа спинки статора по радиальным каналам, попадает н зазор между статором и ротором, где под действием последнего закручина- 45 ется, приобретая скорость с преобладающей тангенциальной составляющей и соответствующий напор. Перемещаясь по з аз ору по н аправлению вращения, за к рученный поток газа встречает на своем пути препятствие — аксиакльную перегородку, вследст вие чего происходит торможение, вызывающее повышением избыточного статического напора газа н

3 аз оре в пр омежутк ах между ак сиальнымы перегородками.

В результате чередования зон забора холодного газ а и выброса горячего газа из ротора вдоль воздушного зазора происходит рециркуляция газа в аксиальном направлении,что приводит 60 к снижению в секторах холодного газа статического напора, преимущественно в зонах забора холодного газа ротором, а это снижает скорость газа в к а н ал ах р отор а и, следов ател ь н о, уменьшает эффективность охлаждения обмотки ротора

Целью изобретения является понышение эффективности охлаждения.

Для достижения поставленной цели электрической машине с газовым охлаждением с радиально-тангенциальной вентиляцией, содержащей ротор с непосредственным охлаждением обмотки, подразделенный пазовыми клиньями на чередующиеся зоны входа и выхода газа, статор, включающий корпус и сердечник, разделенные в i.ðîñòðàíñòâå между ними продольными перегородками на четное число секторов, и аксиальные перегородки, выступающие в зазор между ротором и статором, закрепленные на внутренней поверхности статора н количестве, равном числу пар секторов, установленные равномерно по окружности и являющиеся продолжением продольных перегородок, на внутренней поверхности статора по границам нходных и выходных зон ротора на длине одного сектора закреплены тангенциальные перегородки, одной торцовой стороной примыкающие к аксижьным перегородкам, образующие карманы, открытые н одну сторону, препредотвращающие рециркуляцию газа в аксиальном направлении.

На фиг. 1 показана электрическая, машина, поперечный разрез; на фиг.

2 — вид A на фиг.1 (из расточки статора на карманы, образованные на внутренней поверхности сердечника статора) на фиг. 3 — электрическая машина, продольный разрез.

Электрическая машина содержит ротор 1, статор 2, состоящий из корпуса 3, и сердечника статора 4. Между корпусом и сердечником статора по всей активной длине размещены продольные перегородки 5, разделяющие пространство между корпусом и сердечником на чередующиеся сектора, например, холодного газа 6 и горячего

7. На внутренней поверхности сердечника статора в секторах холодного газа 6 образованы карманы 8. Продольными стенками карманов 8 янляются аксиальные перегородки 9, а поперечными — тангенциальные перегородки

10. Карманы выполнены открытыми в сторону сектора горячего газа 7. Сердечник статора 2 набран из отдельных пакетов 11, разделенных радиальными вентиляционными каналами 12.

Ротор подразделен пазовыми клиньями на чередующиеся в аксиальном направлении зоны 13 и 14 для входа и выхода охлаждающего газа из ротора.

Между сердечником статора 4 и ротором 1 образован зазор 15. На валу ротора 1 расположены центробежные вентилятора 16. В корпусе статора устанонлены газоохладители 17 и зак1098077

10 дида

11

Фиг.2

ilk

ВНИИПО Заказ 4220/44 Тираж 667 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4 рытия 1 8, отделующие пространство зазора 15 от зоны разряжения 19 вен— тилятора 16. Между корпусом 3 и газоохладителем 17 расположена зона напора газ а 20.

На фиг, 1 показано направление холодного газа: точкой — движение газового потока к нам (к газоохладителям 17), крестом — от нас (от газоохладителей 17) .

При работе электрической машины из секторов горячего газа 7 через зоны разряжения 19 вентилятором нагретый газ подается в газоохладитель

17 и далее в пространство между корпусом и сердечником через зону напора 20 в сектора холодного газа 6 за спинкой статора. Движущийся из-за спинки статора холодный газ по радиальным каналам 12 попадает в зазор

15, где сектора холодного газа 6 подразделены на карманы 8, которые открыты в направлении вращения ротора.

В этих карманах газ, закрученный ротором, встречает на своем пути препятствие — продольную стенку 9 к армана, н ах одяще гося в следующем сек торе холодного газ а, вследствие чего происходит торможение, вызывающее повышение из быточного статического напора газа в воздушном зазоре.

Стенки 9 и 10 карманов уменьшают рециркуляцию холодного газа в тангенциальном и аксиальном направлениях: в тангенциальном направлении — в сторону обратного вращения ротора, в аксиальном — рециркуляцию, вызван-ную чередованием заборных .зон íà рс,торе холодного газа с зонами выбро са нагретого газа, В результате э-.oro увеличивается напор в секторах холодного газа 6 на участках забора газа ротором, что приводит к увеличению скорости газа в.каналах ротора.

Технико-экономический эффект coc— тоит в том,что получение более высокого статического напора гаэа в карманах приводит к снижению темпера туры обмотки ротора на 35-45%, что позволяет повысить мощность работающих турбогенераторов, у которых имеется резерв мощности по турбине.

Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением Электрическая машина с газовым охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх