Плавучий док и способ докования в нем судов

 

1. Плавучий док, содержащий док-понтон , обхваченный с двух сторон бортовыми корпусами с возможностью перемещения док-понтона относительно этих корпусов, при этом последние соединены между собой поперечными связями, а внутренние борта корпусов оборудованы опорами, размещенf .ff,f7 fff /2 I/ ными в районе ширстрека, и скулы каждого бортового корпуса для опирания док-понтона в надводном и подводном положениях, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда при доковании судов путем увеличения площади палубы, используемой для установки докуемых судов, и обеспечения возможности проводки плавучего дока в узкостях и каналах при его передислокации, док-понтон выполнен сек ционированным, а поперечные связи - в виде пар соединенных между собой панелей с возможностью их вращения относительно вертикальных осей, расположенных в плоскостях внутренних бортов указанных корпусов и снабженных замками для соединения панелей между собой, а на палубах докд понтона и бортовых корпусов закреплены S стыкующиеся между собой судовозные пути. (Л О 15.i6.17

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зШ В 63 С 1/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3534571/27-11 (22) 10.01.83 (46) 23.07.84. Бюл. № 27 (72) Ю. П. Иванов, Е. А. Евстафьев, А. Э. Тарасов и А. В. Гетьман (53) 629.128.72 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 648071, кл. В 63 С 1/02, 03.01.77 (прототип) . (54) ПЛАВУЧИЛ ДОК И СПОСОБ ДОКОВАНИЯ В НЕМ СУДОВ. (57) 1. Плавучий док, содержащий док-понтон, обхваченный с двух сторон бортовыми корпусами с возможностью перемещения док-понтона относительно этих корпусов, при этом последние соединены между собой поперечными связями, а внутренние борта корпусов оборудованы опорами, размещен„,SUÄÄ 1104053 А ными в районе ширстрека, и скулы каждого бортового корпуса для опирания док-понтона в надводном и подводном положениях, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда при доковании судов путем увеличения площади палубы, используемой для установки докуемых судов, и обеспечения возможности проводки плавучего дока в узкостях и каналах при его передислокации, док-понтон выполнен секционированным, а поперечные связи — в виде пар соединенных между собой панелей с возможностью их вращения относительно вертикальных осей, расположенных в плоскостях внутренних бортов указанных корпусов и снабженных замками для соединения панелей между собой, а на палубах докпонтона и бортовых корпусов закреплены 9 стыкующиеся между собой судовозные пути.

1104053

2. Док по п. 1, отличающийся тем, что на внутреннем борту каждого корпуса закреплены направляющие и выполнены ниши, в которых установлены перемещающиеся в вертикальном направлении фиксаторы с винтовыми приводами, взаимодействующие с док-понтоном при его вертикальном перемещении относительно бортовых корпусов, а док-понтон снабжен поворотными бортовыми отбойными приспособлениями, установленными в районе его палубы и днища и подвижно сопряженными с направляющими, закрепленными на внутренних бортах корпусов.

3. Док по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен транспортно-энергетическим модулем, состыкованным с торцом одного из бортовых корпусов, а каждый из этих корпусов выполнен с двойными бортами, содержащими балластные отсеки, и со средним трюмом для размещения в нем секций док-понтона при передислокации плавучего дока.

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к плавучим докам.

Известен плавучий док, содержащий докпонтон, обхваченный с двух сторон бортовыми корпусами с возможностью перемещения док-понтона относительно этих корпусов, при этом последние соединены между собой поперечными связями, а внутренние борта корпусов оборудованы опорами, размещенными в районе ширстрека, и скулы каждого бортового корпуса для опирания док-понтона в надводном и подводном положениях (1).

Однако для известного плавучего дока характерны недостаточно высокая производительность труда при доковании судов, обусловленная тем, что судно можно устанавливать только на док-понтоне, а также большая ширина дока, что ограничивает возможность его передислокации по узкостям и каналам.

Известен также способ докования судов в плавучем доке, заключающийся в том, что погружают док-понтон, устанавливают судно над его палубой, и дебалансируя док-понтон, осуществляют его всплытие вместе с судном (1), Для известного способа характерна недостаточно высокая производительность труда при доковании судов, обусловленная тем, что судно можно устанавливать только на док-понтоне.

4. Способ докования судов в плавучем доке, заключающийся в том, что погружают док-понтон, устанавливают судно над его палубой и, дебалластируя док-понтон, осуществляют его всплытие вместе с судном, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда при доковании судов путем увеличения площади палубы, используемой для установки судов, перед погружением док-понтона погружают бортовые корпуса до взаимного выравнивания их верхних палуб с палубой находящегося на плаву док-понтона, а после всплытия док-понтона вместе с судном состыковывают его судовозные пути док-понтона с судовозными путями одного из бортовых корпусов, после чего судно перемещают и устанавливают на верхней палубе этого корпуса, далее тем же путем поднимают и устанавливают второе судно на другой бортовой корпус, а третье судно после подъема оставляют на док-понтоне.

Цель изобретения — повышение производительности труда при доковании судов путем увеличения площади палубы, используемой для установки докуемых судов, и обеспечение возможности проводки плавучего дока в узкостях и каналах при его передислокации.

Указанная цель достигается тем, что в плавучем доке, содержащем док-понтон, обхваченный с двух сторон бортовыми корпусами с возможностью перемещения докпонтона относительно этих корпусов, при этом последние соединены между собой поперечными связями, а внутренние борта корпусов оборудованы опорами, размещенными в районе ширстрека, и скулы каждого бортового корпуса для опирания док-понтона в надводном и подводном положениях, док-понтон выполнен секционированным, а поперечные связи — в виде пар соединенных между собой панелей с возможностью их вращения относительно вертикальных осей, расположенных в плоскостях внутренних бортов указанных корпусов и снабженных замками для соединения панелей между собой, а на палубах док-понтона и бортовых корпусов закреплены стыкующиеся между собой судовозные пути.

Кроме того, на внутреннем борту каждого корпуса закреплены направляющие и выполнены ниши, в которых установлены перемещающиеся в вертикальном направленни фиксаторы с винтовыми приводами, 1104053

3 взаимодействующие с док-понтоном при его вертикальном перемещении относительно бортовых корпусов, а док-понтон снабжен поворотными бортовыми отбойными приспособлениями, установленными в районе его палубы и днища и подвижно сопряженными с направляющими, закрепленными на внутренних бортах корпусов.

Плавучий док снабжен транспортно-энергетическим модулем, состыкованным с торцом одного из бортовых корпусов, а каждый из этих корпусов выполнен с двойными бортами, содержащими балластные отсеки, и со средним трюмом для размещения в нем секций док-понтона при передислокации плавучего дока.

Согласно способу докования судов в пла- 15 вучем доке, заключающемуся в том, что погружают док-понтон, устанавливают судно над его палубой и, дебалластрируя док-понтон, осуществляют его всплытие вместе с судном, перед погружением док-понтона погружают бортовые корпуса до взаимного выравнивания их верхних палуб с палубой находящегося на плаву док-понтона, а после всплытия док-понтона вместе с судном состыковывают судовозные пути док-понтона с судовозными путями одного из бортовых корпусов, после чего судно перемещают и устанавливают на верхней палубе этого корпуса, далее тем же путем поднимают и устанавливают второе судно на другой бортовой корпус, а третье судно после подьема оставляют на док-понтоне. 30

На фиг. 1 показан плавучий док, вид в плане; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5— направляющий фиксатор с винтовым приводом, узел 1 на фиг. 4; на фиг. 6 два корпуса и транспортно-энергетический модуль, объединенные вместе (походное положение плавучего дока); на фиг. 7— установка понтонов между корпусами плавучего дока; на фиг. 8 — плавучий док в по- 4п ложении рабочей готовности для докования судов); на фиг. 9 — плавучий док в момент ввода судна в пространство между корпусами; на фиг. 10 — то же, в момент перемещения судна с док-понтона на верхнюю палубу одйого из бортовых корпусов; на 45 фиг. 11 — то же, в момент ввода второго судна в пространство между бортовыми корпусами; на фиг. 12 — плавучий док в положении„когда бортовые корпуса и док-понтон находятся на плаву с осадкой, определяемой их собственной массой; на фиг. 13 — то же, корпуса погружены до совмещения отметок их верхних палуб с отметкой палубы док-понтона, находящегося на плаву с осадкой, определяемой его массой; на фиг. 14 — то же, док-понтон погружен в нижнее положение; на фиг. 15 — плавучий док в момент, когда судно введено в пространство между бортовыми корпусами и установлено над палубой погруженного допонтона; на фиг. 16 — то же, док-понтон с судном поднят в положение совмещения отметки его палубы с отметкой верхних палуб бортовых корпусов; на фиг. 17 — то же, судно .перемещается с палубы док-понтона на палубу одного из бортовых корпусов; на фиг. 18 — плавучий док в положении, когда судно установлено на верхней .палубе одного из бортовых корпусов, а док-понтон погружается в нижнее положение; на фиг. 19 — то же, второе судно введено в пространство между бортовыми корпусами и установлено над палубой погруженного док-понтона; на фиг. 20 — то же, второе судно перемещается с палубы док-понтона на палубу второго корпуса; на фиг. 21 плавучий док в положении, когда докуемые судна установлены на палубах корпусов и док-понтона, имеющих самостоятельную плавучесть.

На фиг. 13 — 21 штриховкой показан балласт в балластных отсеках бортовых корпусов и док-понтона в различные моменты докования судов.

Плавучий док (фиг. I и 3) содержит два бортовых корпуса 1 и понтоны 2 с балластными отсеками 3, объединенные в докпонтон 4, который установлен между бортовыми корпусами 1.

Каждый из бортовых корпусов 1 состоит из верхней палубы 5, днища 6, двойных бортов 7 с балластными отсеками 8 и среднего трюма 9, служащего для размещения в нем понтонов 2.

Оконечности бортовых корпусов 1 снабжены панелями 10, установленными с возможностью вращения вокруг вертикальных осей 11, расположенных в плоскости бортов 7. Торцы панелей 10 снабжены замками для их соединения между собой (не показаны). Борта 7 в районе ширстрека и скулового обвода оборудованы опорами 12 и 13, предназначенными для опирания док-понтона 4 соответственно в надводном и подводном положениях, а также расположенными в нишах 14 направляющими фиксаторами 15 с винтовыми приводами 16 от двигателя 17 (фиг. 4 и 5).

Док-понтон 4 оборудован вращающимися отбойными устройствами 18, которые установлены в районе стапель-палубы и днища док-понтона 4, а борта 7 снабжены направляющими 19 (фиг. 2), по которым перемещаются отбойные устройства 18. Стапель палуба док-понтона 4 и верхние палубы 5 корпусов 1 оборудованы кильблоками 20.

Первое, второе и третье докуемые суда обозначены соответственно 21, 22 и 23. Перемещение судов 21 и 22 со стапель-палубы док-понтона 4 на верхние палубы 5 корпусов 1 осуществляют на стапельных тележках (не показаны) .

Плавучий док в походном положении (фиг. 6) состоит из двух корпусов 1, соеди1104053

S ненных торцами, к которым присоединен транспортно-энергетический модуль 24. В средних трюмах 9 бортовых корпусов 1 размещены понтоны 2, при этом, панелями 10 закрыты трюмы с торцов.

Плавучий док переводят из походного в рабочее положение следующим образом.

Бортовые корпуса 1 и модуль 24 разьединяют и устанавливают на плаву, соединяя панели 10 их одноименных оконечностей с образованием пространства между корпу5

10 сами 1, достаточного для размещения в нем понтонов 2 (фиг. 7).

Затем заполняют средние трюмы 9 водой, отводят панели 10 противоположных оконечностей, на плаву выводят понтоны 2 из трюмов 9, устанавливают и стыкуют их в про- 15 странстве между бортовыми корпусами 1, образуя док-понтон 4. После образования док-понтона 4 бортовые корпуса 1 устанавливают параллельно друг другу на расстоянии, определяемом парой соединенных панелей 10, затем соединяют другую пару

20 панелей 10, образуя замкнутый и жесткий контур, в котором расположен на плаву докпонтон 4 (фиг. 8).

Этим заканчиваются операции переформирования плавучего дока из походного положения в рабочее.

Докование судов в плавучем доке осуществляют следующим образом.

После переформирования плавучего дока из походного в рабочее положение (фиг. 8 и 12) осуществляют за счет принятия бал- gp ласта в отсеки 8 погружение бортовых корпусов 1 до совмещения отметок из верхних палуб 5 с отметкой палубы док-понтона 4, находящегося на плаву с осадкой, определяемой его собственной массой (фиг. 13).

Затем путем принятия балласта в балластные отсеки 3 док-понтон 4 погружают в крайнее нижнее положение, фиксируемое нижними опорами 13 (фиг. 14), при этом отбойные устройства 18 док-понтона 4 (фиг. 3) перемещаются по направляющим 19 (фиг. 2) . Док-понтон 4 при погружении удер40 живается в горизонтальном положении (при нулевой плавучести) фиксаторами 15 с винтовым приводом 16 от двигателя 17 (фиг. 4 и 5), Скорости вертикального перемещения 4S фиксаторов 15 соответствуют скорости вертикального перемещения док-понтона 4.

После этого в балластные отсеки 3 принимают дополнительный балласт в объеме, равном водоизмещению док-понтона 4 порожнем, с целью создания силы прижатия докпонтона 4 к опорам 13. Это обеспечивает неизменяемость взаимного положения бортовых корпусов 1 и док-понтона 4. Затем разводят панели 10 и вводят судно 21 в пространство между бортовыми корпусами 1 (фиг. 9 и 15). После установки судна 21 над кильблоками 20 док-понтона 4 панели 10 вновь сводят и путем удаления балласта из отсеков 3 осуществляют всплытие док-понтона 4 с судном 21 в верхнее положение, фиксируемое опорами 12, при этом отметки стапель-палубы док-понтона 4 и верхних палуб 5 бортовых корпусов 1 совмещаются (фиг. 16).

Из отсеков 3 удаляют остаточный балласт, вследствие чего док-понтон 4 получает дополнительную силу плавучести, которая прижимает док-понтон 4 к верхним опорам 12. После этого судно 21 перемещают с палубы док-понтона 4 на палубу 5 одного из корпусов 1, при этом, во избежание крена плавучего дока из балластного отсека 8 бортового корпуса 1, на который накатывается судно, удаляют соответствующий объем балласта (фиг. 17 и 10).

Затем осушают балластные отсеки 8, обеспечивая таким образом самостоятельную плавучесть системы бортовой корпус 1 — судно 21, после чего принимают балласт в отсеки 3 док-понтона 4 (фиг. 18).

После погружения док-понтона 4 в крайнее нижнее положение и его дополнительного прижатия к нижним опорам 13, вновь разводят панели 10 и вводят второе судно 22 в пространство между бортовыми корпусами 1 (фиг. 19 и 11).

После установки судна 22 над кильблоками 20 док-понтона 4 панели 10 вновь сводят, осуществляют всплытие док-понтона 4 с судном 22, прижимают док-понтон 4 к верхним опорам 12 и перемещают судно 22 с палубы док-понтона 4 на палубу 5 другого бортового корпуса 1, при этом из балластного отсека 8 этого корпуса 1 удаляют соответствующий объем балласта (фиг. 20). Затем придают системе бортовой корпус 1 — судно 22 самостоятельную плавучесть путем удаления балласта из отсеков 8 этого корпуса.

После этого с помощью аналогичных операций вновь осуществляют погружение докпонтона 4 в крайнее нижнее положение, устанавливают следующее судно 23 над кильблоками 20 док-понтона 4 и осуществляют всплытие док-понтона 4 с судном 23 (фиг. 21).

Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении производительности труда при доковании судов, что обусловлено рациональным использованием всех палуб плавучего дока для размещения на них докуемых судов.

Кроме того, повышается транспортабельность плавучего дока за счет обеспечения возможности проводки его через узкости.

1104053 л-м сия Л (104053 г — -1г г

1104053

I104053 иг.

Фиг.

Фиг. Р/

Сост а в и тел ь Ю. Сеньки н

Редактор П. Коссей Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 4986/) 2 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов Плавучий док и способ докования в нем судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоремонту и касается строительства плавучих доков, способных осуществлять самодокование

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для изоляции затонувших объектов

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к судостроению и касается проводки и постановки судов, преимущественно подводных лодок (ПЛ), в условиях мелководья

Изобретение относится к снаряжению водного спорта, открытого дыхания с малых глубин

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам, используемым для подъема судов из воды на береговой стапель либо для спуска судов на воду с берегового стапеля

Судно-док // 2326786
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам-докам

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучему передвижному судовому доку

Изобретение относится к морскому транспорту, а именно к подводному транспортному комплексу, создающему возможность перевозки грузов в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана

Изобретение относится к судоподъему и может быть использовано для выполнения аварийно-спасательных работ на море, подъема со дна водоемов и последующей транспортировки затонувших кораблей и других объектов
Наверх