Тягово-сцепное устройство

 

1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО по авт. св. № 1027069, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения динамической нагруженности , оно снабжено компенсатором зазоров, выполненным в виде двух двуплечих рычагов , шарнирно связанных в средней части с осью горизонтального шарнира, причем одни концы рычагов установлены с возможностью взаимодействия с буксирующим средством, а другие кинематически связаны между собой винтовой передачей. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пластина выполнена изогнутой в вертикальной плоскости. (Л О5 О5 оо со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(д1) В 60 D 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1027069 (21) 3587633/27-11 (22) 29.04.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) А. С. Павлюк и А. В. Величко (71) Алтайский политехнический институт им. И. И. Ползунова (53) 629.113.013.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1027069, кл. В 60 D 1/00, 30.01.81 (прототип) . (54) (57) 1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО по авт. св. № 1027069, отличающееся

„„SU„„1106689 A тем, что, с целью повышения надежности путем снижения динамической нагруженности, оно снабжено компенсатором зазоров, выполненным в виде двух двуплечих рычагов, шарнирно связанных в средней части с осью горизонтального шарнира, причем одни концы рычагов установлены с возможностью взаимодействия с буксирующим средством, а другие кинематически связаны между собой винтовой передачей.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что пластина выполнена изогнутой в вертикальной плоскости.

1106689

Изобретение относится к сцепным устройстваа м тра нспортных средств.

По основному авт. св. № 1027069 известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой— на буксирующем транспортном средстве посредством вертикального шкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, размещенным на продольной оси буксирующего средства, пластину, связанную с бусирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси п рицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, а ее наружная торцевая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с торцевой поверхностью пластины (1).

Недостатком известного устройства является повышенная динамическая нагруженность при соединении его со стандартными тяговыми элементами в результате наличия продольных зазоров.

Цель изобретения — повышение надежности путем снижения динамической нагружен ности.

Поставленная цель достигается тем, что тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый элемент, один конец которого шарнирно закреплен на прицепе, а другой на буксирующем TpBHcIIopTHQM средстве посредством вертикального шкворня, размещенного в сквозном пазу, стенки которого выполнены по дугам окружностей с центром, размещенным на продольной оси буксирующего средства, пластину, связанную с буксирующим средством с помощью горизонтального шарнира, причем тяговый элемент выполнен в виде ступенчатой пластины, закрепленной на прицепе посредством шарнира, расположенного вдоль продольной оси прицепа, при этом сквозной паз выполнен в пластине, а ее наружная торцевая поверхность выполнена по радиусу, исходящему из центра, а выступы ступенчатой пластины взаимодействуют с торцевой поверхностью пластины, снабжено компенсатором зазоров, выполненным в виде двух двуплечих рычагов, шарнирно связанных в средней части с осью горизонтального шарнира, причем одни концы рычагов установлены с возможностью взаимодействия с буксирующим средством, а другие кинематически связаны между собой винтовой передачей. Кроме того, пластина выполнена изогнутой в вертикальной плоскости.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сверху; на фиг. 2 — вид

А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 2.

Устройство содержит дышло 1, связанное с поворотным механизмом прицепа.

Симметричная относительно продольной оси транспортного средства пластина 2 связана по передней поверхности осью 3 горизонтального шарнира с тяговым крюком 4 буксирующего средства 5. В пластине

2 выполнен сквозной вертикальный паз 6, о бра зо ван ны и ду га м и окруж иост ей, центр которых находится на продольной оси транспортного поезда перед пластиной 2 в точке

О. Задняя торцевая поверхность 7 пластины 2 выполнена по дуге, концентричной дугам, образующим паз 6. Пластина 2 имеет горизонтальную выемку 8, пересекающую сквозной вертикальный паз 6, открытую со стороны прицепа, в которой размещена ступенчатая пластина 9,связанная с дышлом 1 прицепа горизонтальным продольным шарниром 10. Ступени 11 ступенчатой пластины 9 взаимодействуют с задней поверхностью 7 пластины 2. Ступенчатая пластина 9 и пластина 2 шарнирно связаны между собой с помощью подвижных элементов, выполненных в виде ползунов 12, входящих в сквозной вертикальный паз 6, и шкворня

13, проходящего через вертикальные отверстия в ступенчатой пластине 9 и ползуне 12. Боковые поверхности 14 пластины 2 сопряжены с задней поверхностью 7 по окружностям, центры которых лежат на оси шкворня 13 в точках, соответствующих крайним положениям центров ползунов 12 в сквозном вертикальном пазу 6. Шкворень

13 для предотвращения осевых перемещений снабжен стопорным устройством шплинтового типа 15.

Ось 3 горизонтального шарнира связана с двумя двуплечими рычагами 16 через вертикальные пальцы 17, которые для предотвращения осевых перемещений снабжены стопорным устройством 18 шплинтового типа. Рычаги 16 в средней части в вертикальной плоскости имеют отверстия 19, выполненные в виде паза, в которые входит ось 3. Передними концами 20 рычаги 16 контактируют с задней поверхностью буксирующего средства 5.

В задние концы рычагов 16 встроены гайки 21, которые зафиксированы от проворота относительно рычагов стопорными болтами 22. В гайки 21 ввернут винт 23, имеющий на одном конце левую, а на другом правую резьбу. Винт 23 снабжен рукояткой 24 и стопорными гайками 25, фиксирующими винт 23 от самопроизвольного отворачивания. Ось 3 горизонтального шарнира для предотвращения осевых перемещений снабжена стопорным устройством

26 шплинтового типа.

Устройство работает следующим образом.

1106689

Для соединения горизонтальной пластины 2 с буксирующим средством 5 необходимо вращением рукоятки 24 свести концы рычагов 16, снабженные гайками 25, открыть тяговый крюк 4 буксирующего средства 5, поместить ось 3 в тяговый крюк 4, закрыть тяговый крюк 4, вращая рукоятку

24, развести концы рычагов 16 до выбора зазора между осью 3 и тяговым крюком 4 и между передними концами 20 рычагов

16 и буксирующим средством 5, затем застопорить винт 23 стопорными гайками 25 от самопроизвольного отворачивания.

Для разъединения прицепа и буксирующего средства описанные действия повторяются в обратном порядке.

При движении транспортного поезда тяговое усилие от буксирующего средства

5 через ось 3 передается на пластину 2.

Задними стенками сквозного вертикального паза 6 тяговое усилие передается через подвижные элементы 12 и шкворень 13 на ступенчатую пластину 9, которая через шарнир 10 передает тяговое усилие на дышло 1 и далее на поворотный механизм прицепа. При набегании прицепа на буксирующее средство 5 усилие от прицепа передается через ступени 11 ступенчатой пластины 9 на заднюю поверхность 7 горизонтальной пластины 2.и далее через ось 3 на буксирующее средство 5.

В случае поворота транспортного поезда, когда угол между буксирующим средством и прицепом невелик, тягово-сцепное устройство компенсирует этот угол скольжением подвижных элементов 12 в сквозном вертикальном пазу 6 пластины 2 и ступеней 11 по поверхности 7. При этом эффективной точкой прицепа дышла 1 к буксирующему средству является точка О, смещенная вперед. Это увеличивает эффективную длину дышла, за счет чего движение происходит с повышенной устойчивостью и пониженными величинами поперечного ускорения и заноса.

При увеличении угла между буксирующим средством и прицепом подвижные элементы 12 становятся в конце сквозного вертикального паза 6, и ступенчатая пластина

9 поворачивается относительно горизонтальной пластины 2, скользя ступенями 11 по боковой поверхности 14. При этом эффективная точка прицепа дышла 1 к буксирующему средству 5 перемещается в 0, в результате чего устраняется существенное несовпадение колеи буксирующего средства и прицепа, характерное при большой длине дышла.

Применение изобретения позволит повысить надежность устройства путем снижения его динамической нагруженности.

1106689

Bud А

Фиг.Г

5-б

Фиг.3

Составитель В. Прохоренко

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тирай 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О. Юрковецкая

Заказ 5226/12

Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенных для буксировки автомобилей и других транспортных средств без водителя в кабине

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к области защиты транспортных средств, защиты людей от травм при случайном контакте со сцепным устройством прицепа автомобиля и может быть использовано на сцепных шарах тягово-сцепных устройств автомобилей

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к устройствам для соединения тракторов с агрегатируемыми машинами

Изобретение относится к гусеничной и колесной технике, а более конкретно - к тягачам и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой и быстрой сборки и разборки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой и быстрой сборки и разборки
Наверх