Обделка тоннеля

 

1. ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ, преимущественно метрополитена, включающая сооружаемые методом стена в грунте стены, перекрытие и лоток с обратньм сводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и качества обделки, перекрытие и лоток снабжены блоками Г-образной формы, соединенными между собой по торцам и примыкающими своими наружными сторонами к стенкам, при этом между каждым блоком и стеной выполнен клиновай распор, обращенный вершиной внутрь тоннеля. 2. Обделка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что клиновой .распор вьшолнен из бетона на напрягающем цементе. О) со

СООЭ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБ ЛИК (19} (И}

g g Е 21 D 11/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

« (21) 3610430/22-03 (22) 29.03.83 (46) 30.09.84. Бюл. }}! 36 (72) Г.А. Евсевьев, Н.Н. Кондаков, Ю.Д. Пнотников, Г.А. Мрочек и П.Б. Юркевич (71) Минский филиал Проектно-изыскательского института "Метрогипротранс" (53) 622.281.5 (088.8) (56) 1. Лиманов Ю.А. Метрополитены.

М., "Транспорт", 1971, с. 217.

2. Авторское свидетельство СССР

В 937728, кл. Е 21 D 11/10, !980 (прототип). (54)(57) 1. ОБДЕЛКА ТОННЕЛЯ, пРеимУщественно метрополитена, включающая !! l! сооружаемые методом стена в грунте стены, перекрытие и лоток с обратным сводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и качества обделки, перекрытие и лоток снабжены блоками Г-образной формы, соединенными между собой по торцам и примыкающими своими наружными сторонами к стенкам, при этом между каждым блоком и стеной выполнен клинов!}й распор, обращенный вершиной внутрь тоннеля.

2. Обделка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что клиновой распор I выполнен из бетона на напрягающем, цементе.

1 1116

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при сооружении тоннелей мелкого заложения, преимущественно метрополитена.

Известны обделки тоннелей, включающие стены, перекрытие и лоток $11.

Недостатком таких обделок является необходимость крепления котлованов для их возведения, что требует допол- 1п нительных трудозатрат и материальных ресурсов.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является обделка тон-15 неля, преимущественно метрополитена, включающая сооружаемые методом

"стена .в грунте" стены, перекрьггие и лоток с обратным сводом L 23.

Недостатками известной конструкции являются сложность крепления лотка к стенам, а также невысокая надежность и качество. Это связано с тем, что для закрепления лотка к стенам необходимо сделать в них гнезда, 25 которые ослабляют конструкцию и являются путями проникновения грунтовых вод. Кроме того, недостаточно надежна водонепроницаемость

Il стен, выполненных способом стена в грунте", проблематична герметичность стыка оклеечной гидроизоляции лотка со стенами и покрьггием.

Иэ-за больших допусков для стен, выполняемых методом "стена в грун35 те", требуются значительные трудо вые и материальные затраты по выравниванию лицевой поверхности.

Заделка гнезд бетонной смесью трудоемка и вследствие плохой доступности к ним некачественна.

Цель изобретения - повышение надежности и качества обделки.

Указанная цель достигается тем, что в обделке тоннеля, преимущественно метрополитена, „включающей сооружаемые метопом "стена в грунте" стены, перекрытие и лоток с обратным сводом, перекрьггие и лоток снабжены блоками Г-образной формы, соединенными между собой по торцам и примыкающими своими наружными сторонами к стенам, при этом межцу каждым блоком и стеной выполнен клиновой распор, обращенный вершиной внутрь тоннеля.

Клиновой распор выполнен из бетона на напрягающем цементе.

163 2

На фиг.1 изображен тоннель, поперечное сечение; на фиг. 2 — узел крепления нижнего Г-образного блока к стене (узел крепления верхнего

Г-образного блока аналогичен нижнему) .

Обделка тоннеля состоит из сводчатого перекрытия 1, стен 2, сооружаемых методом "стена в грунте" по контуру тоннеля, к стенам 2 крепятся верхние 3 и нижние 4 Г-образные элементы, имеющие одинаковое сечение, между стеной 2 и блоками 3 и 4 забетонированы верхний 5 и нижний 6 клиновые раслоры, острие которых направлено навстречу дру; другу.

Г-образные блоки соединены свободными торцами с торцом перекрытия 1 и лотка 7, выполненного с обратным сводом, бетонной перемычкой 8 и 9..

Нижний И верхний блоки соединены между собой перемычкой 10. На поверхности стен 2 сделаны гориэонтальные пазы 11, аналогичные пазы сделаны на Г-образных блоках. С наружной стороны обделки в лотке и перекрьггии выполнена гидроиэоляция 12, замкнутая на водонепроницаемые клиновые распоры 5 и 6. На нижние блоки уложено верхнее строение пути 13, на лотке 7 сооружена платформа 14 (штриховой линией 15 показан габарит приближения строений для подвижноrо состава метрополитена)

Монтаж обделки ведут следующим обФ разом.

Способом "стена в грунте" сооружают стены 2. До отметки низа подготовки разрабатывают грунт между стенами 2 с одновременным раскреплением их и последующим производством гидроизоляционных работ. Укладывают по центру тоннеля лотковый блок, затем нижние Г-образные блоки 4 в зоне примыкания их свободных торцов к торцам лоткового блока, оставляя клиновидный зазор между Г-образными блоками и стенами 2. Заделывают стыки между блоками 4 и лотком 7 с помощью бетонной перемычки 8. Клиновидный зазор заполняют бетонным раствором на основе напрягающего цемента НЦ-20, одновременно производят монтаж конструкций платформы 14, .

Затем монтируют верхнее строение обделки. С помощью монтажных опор (не показаны} фиксируют Г-образные блоки, оставляя клиновидный зазор

3 между ними и стенами 2, устанавливают в зоне примыкания к торцам

Г-образных блоков блок сводчатого перекрытия 1 и объединяют торцы бетонированием перемычек 9. Соединяют торцы Г-образных блоков между собой с помощью перемычки 10. Зазор заполняют бетонным раствором на основе напрягающего цемента, тем самым создавая клиновидный распор 5.

1116163 4

В процессе твердения бетона на на;прягающем цементе в клиновидных распорах 5 и 6 через Г-образные блоки создается обжатие обделки, в результате чего создается самонапряженная конструкция тоннеля.

Предлагаемая обделка тоннеля позволяет повысить степень унификации ее деталей, а также архитектур1о ную выразительность сооружения.

ВЦИКИ Заказ 6887/25 Т щаж 435 Полписное

Филиал ППП Патент ° r.Óëèîðîä, ул.Проектная, 4

Обделка тоннеля Обделка тоннеля Обделка тоннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, а именно к последующему инъекционному упрочнению трещиноватых горных пород цементацией вокруг выработок с обнаженной поверхностью

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей, возводимых в обводненных грунтах

Изобретение относится к горному делу и подземному строительству и может быть использовано при креплении горных выработок набрызг бетоном

Изобретение относится к механизации бетонных работ при креплении горных выработок

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке мощных горизонтальных и пологопадающих рудных и нерудных месторождений, в частности, для охраны и поддержания междукамерных целиков

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано при изготовлении тоннелей при помощи щитовой проходки

Изобретение относится к области подземного строительства и может быть использовано для изготовления тоннелей и других подземных сооружений
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано при возведении крепи в горных выработках

Изобретение относится к подземному строительству, а именно к способам и устройствам для возведения подземного сооружения из монолитно-прессованного бетона, и может быть использовано как при строительстве тоннелей различного назначения, так и для строительства вертикальных стволов
Наверх