Способ определения износного ресурса коленчатого вала
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСНОГО РЕСУРСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавли/000 гвоо jffoo (tooo sooo еооо 70оо вооо зооо /fapcfSofrrffo, V вают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, отличающий с я тем, что, с целью ускорения процесса определения ресурса путем повышения удельных давлений , коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим 0,1-0,15% диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют ;на стенде в режиме средней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток времени и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала. (Л с. 00 сх сх Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) G 01 М 15 О
)
"9,1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ ю
Р(т) ops
0,10
005 о
>000 г000 S000 М00 S000 В000 m00 В000 0000 я риБотфа, +.
ГОСУДАРСТЭЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21) 3499142/25-06 (22) 23.08.82 (46) 15. 1.0.84. Бюл. 1Ф 38 (72) В.А.Колбасин (71) Днепропетровский сельскохозяйственный институт (53) 621.43.001.45(088.8) (56) 1. ГОСТ 14846, Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.
N., "Стандаргы", 1981, с. 1-3. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСНОГО
РЕСУРСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавли„„Su„„1 18886 А вают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса определения ресурса путем повышения удельных давлений, коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим О, 1-0,15Х диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют
;на стенде в режиме средней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток времени и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала.
f 11188
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам определения ресурса коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
Известен способ определения ресур5 са коленчатого вала ДВС, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавливают в подшипниках и вращают в те.чение заданного промежутка времен f1j. !
О
Недостатком данного способа является большая продолжительность определения ресурса, поскольку требуется длительная работа двигателя (40009000 ч).
Цель изобретения - ускорение про« цесса определения ресурса путем повышения удельных давлений на шейки вала.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения износного ресурса коленчатого вала
ДВС, заключающемуся в том, что коленчатый вал устанавливают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим О, 1-0, 15Х диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют на стенде в режиме сред30 ней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала.
На чертеже показан пример графика для определения ресурса коленчатого вала ДВС.
Коленчатый вал с номинальным диаметром шин прошлифовывают до размеров, при которых радиальный зазор при установке вала в подшипники составляет 0,1-0, 15Х диаметра шейки вала. Эти значения зазора выбраны исходя из того, что износ вала, соответствующий такому зазору, достигается после наработки порядка 6000 ч, при- 45 чем характер износа разных валов очень близок ° Характер износа шеек резко изменяется после укаэанной наработки вала, причем у разных валов он различен.
Подготовленный таким образом вал устанавливают в подшипниках, пускают
86 2 двигатель, выводят его на режим сред. ней эксплуатационной мощности, так как это наиболее характерный режим работы вала в условиях эксплуатации.
После определенной наработки вала, которая может составлять 800-1000 ч, измеряют полученный зазор между валом и подшипником и определяют прирост износа вала за указанную нара ботку.
По данным предварительного микрометрирования шеек и подшипников стро« ят графики зависимости износа этих элементов коленчатого вала от наработки с кривыми доверительных интервалов и аппроксимируют кривую зависимости среднего износа от наработки аналитической функцией, экстраполируют кривые износа и доверительных интервалов на линию предельного износа. Исходный зазор (О, 1-0, 15Х диаметра шейки вала) соответствует на графике наработке 6000 ч (горизонтальная линия AA). При выборе величины этого зазора также руководствуются тем, что при зазоре меньше 0,1Х диаметра шейки вала возрастает продолжительность определения ресурса, а при зазоре большим 0,15Х нарушаются условия приработки коленчатого вала. Износ, полученный при работе на стенде вала с прошлифоьанными шейками, показан на чертеже линией ВВ.
Затем по графйку на чертеже выбирают ту кривую, тангенс наклона которой в интервале между линиями АА и
ВВ ближе всего соответствует темпу износа на стенде (участок а В ). Экстраполяцией этой кривой до линии предельного износа (участок бс ) находят точку пересечения С . Проекция точки
С на ось абсцисс (точка d ) соответствует прогнозируемому ресурсу элемента коленчатого вала. Минимальное из всех значение прогнозируемого ресурса элемента принимается за искомый ресурс всего коленчатого вала.
Применение предлагаемого способа позволяет в несколько раз сократить продолжительность ресурсных испытаний коленчатых валов ДВС.
Щ1ИИПИ Заказ 7443/30 Тираж 822 Подписное
Филиал ППП "Патант11, г.Ужгород,.ул.Проектная, 4