Способ определения износного ресурса коленчатого вала

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСНОГО РЕСУРСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавли/000 гвоо jffoo (tooo sooo еооо 70оо вооо зооо /fapcfSofrrffo, V вают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, отличающий с я тем, что, с целью ускорения процесса определения ресурса путем повышения удельных давлений , коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим 0,1-0,15% диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют ;на стенде в режиме средней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток времени и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала. (Л с. 00 сх сх Од

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) G 01 М 15 О

)

"9,1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ ю

Р(т) ops

0,10

005 о

>000 г000 S000 М00 S000 В000 m00 В000 0000 я риБотфа, +.

ГОСУДАРСТЭЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21) 3499142/25-06 (22) 23.08.82 (46) 15. 1.0.84. Бюл. 1Ф 38 (72) В.А.Колбасин (71) Днепропетровский сельскохозяйственный институт (53) 621.43.001.45(088.8) (56) 1. ГОСТ 14846, Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.

N., "Стандаргы", 1981, с. 1-3. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСНОГО

РЕСУРСА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавли„„Su„„1 18886 А вают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса определения ресурса путем повышения удельных давлений, коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим О, 1-0,15Х диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют

;на стенде в режиме средней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток времени и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала.

f 11188

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам определения ресурса коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

Известен способ определения ресур5 са коленчатого вала ДВС, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавливают в подшипниках и вращают в те.чение заданного промежутка времен f1j. !

О

Недостатком данного способа является большая продолжительность определения ресурса, поскольку требуется длительная работа двигателя (40009000 ч).

Цель изобретения - ускорение про« цесса определения ресурса путем повышения удельных давлений на шейки вала.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения износного ресурса коленчатого вала

ДВС, заключающемуся в том, что коленчатый вал устанавливают в подшипниках и вращают в течение заданного промежутка времени, коленчатый вал устанавливают в подшипниках с радиальным зазором, составляющим О, 1-0, 15Х диаметра шейки вала, работу двигателя осуществляют на стенде в режиме сред30 ней эксплуатационной мощности, определяют темп износа за заданный промежуток и по темпу износа прогнозируют ресурс коленчатого вала.

На чертеже показан пример графика для определения ресурса коленчатого вала ДВС.

Коленчатый вал с номинальным диаметром шин прошлифовывают до размеров, при которых радиальный зазор при установке вала в подшипники составляет 0,1-0, 15Х диаметра шейки вала. Эти значения зазора выбраны исходя из того, что износ вала, соответствующий такому зазору, достигается после наработки порядка 6000 ч, при- 45 чем характер износа разных валов очень близок ° Характер износа шеек резко изменяется после укаэанной наработки вала, причем у разных валов он различен.

Подготовленный таким образом вал устанавливают в подшипниках, пускают

86 2 двигатель, выводят его на режим сред. ней эксплуатационной мощности, так как это наиболее характерный режим работы вала в условиях эксплуатации.

После определенной наработки вала, которая может составлять 800-1000 ч, измеряют полученный зазор между валом и подшипником и определяют прирост износа вала за указанную нара ботку.

По данным предварительного микрометрирования шеек и подшипников стро« ят графики зависимости износа этих элементов коленчатого вала от наработки с кривыми доверительных интервалов и аппроксимируют кривую зависимости среднего износа от наработки аналитической функцией, экстраполируют кривые износа и доверительных интервалов на линию предельного износа. Исходный зазор (О, 1-0, 15Х диаметра шейки вала) соответствует на графике наработке 6000 ч (горизонтальная линия AA). При выборе величины этого зазора также руководствуются тем, что при зазоре меньше 0,1Х диаметра шейки вала возрастает продолжительность определения ресурса, а при зазоре большим 0,15Х нарушаются условия приработки коленчатого вала. Износ, полученный при работе на стенде вала с прошлифоьанными шейками, показан на чертеже линией ВВ.

Затем по графйку на чертеже выбирают ту кривую, тангенс наклона которой в интервале между линиями АА и

ВВ ближе всего соответствует темпу износа на стенде (участок а В ). Экстраполяцией этой кривой до линии предельного износа (участок бс ) находят точку пересечения С . Проекция точки

С на ось абсцисс (точка d ) соответствует прогнозируемому ресурсу элемента коленчатого вала. Минимальное из всех значение прогнозируемого ресурса элемента принимается за искомый ресурс всего коленчатого вала.

Применение предлагаемого способа позволяет в несколько раз сократить продолжительность ресурсных испытаний коленчатых валов ДВС.

Щ1ИИПИ Заказ 7443/30 Тираж 822 Подписное

Филиал ППП "Патант11, г.Ужгород,.ул.Проектная, 4

Способ определения износного ресурса коленчатого вала Способ определения износного ресурса коленчатого вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх