Охлаждающее устройство системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
t. ОХЛАЩАЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ Ж1ЩКОСТНОГО ОХЛАВДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее теплообменник с впускным и вы- . пускным штуцерами и с поперечным подводом охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха, байпасный трубопровод, подключенный параллельно теплообменнику ,- термостат с термостатной вставкой , размещенные в теплообменнике входную и смесительную камеры, причем последняя соединена с теплообменником через входную камеру с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером через два канала, смесительная камера отделена от теплообменника перегородкой и внутри камеры установлен термостат, регулирующий подачу в смесительную камеру охлаждающей жидкости из теплообменника и байпасного трубопровода, а в корпусе термостата выполнен прилив, на котором установлена крьпика, расположенная напротив байпасного трубопровода в месте его соединения.со смесительной камерой с возможностью крепления термостатной вставки в смесительной KaMepie, о-тличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции,, теплообменник снабжен входной приемной емкостью и выходной рециркуляционной камерами для охлаждающей жидкости, смесительная камера размещена на корпусе выходной рециркуляционной камеры , канал, соединяющий смесительную .камеру с теплообменником, выполнен в разделяющей их перегородке, смесительная камера снабжена входным и выходным каналами, соединенными соотю ветственно с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером, размещенными снаружи корпуса выходнойрециркуля00 ционной камеры. strf
СОЮЗ СОВНСНИХ
CONAЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
q(g) Р 01 P 3/20
Н ПАТЕНТУ
1ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР .
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3407047/25-06 (22) 24.03.82 (3l) P 31 12 202.7 (32) 27.03.81, (33) ФРГ (46) 15. 11.84. Бюл. N"- 42 (72) Йозеф Андреас Фритценвенгер, Мартин Пробст и Гюнтер Шмид (ФРГ) (71) "Байерише Моторенверке АГ" (ФРГ) (53) 621.43-7 1(088.8) (56) 1. Патент ФРГ У 291669 1, кл. F 01 P 3/20, опублик. 1980. (54)(57) 1. ОХЛАЖДАКЩЕЕ УСТРОЙСТВО
СИСТЕМЫ ИЩКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее теплообменник с впускным и вы- . пускным штуцерами и с поперечным под-. водом охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха, байпасный трубопровод, подключенный параллельно теплообменнику, 1ермостат с термостатной вставкой, размещенные в теплообменнике входную и смесительную камеры, причем последняя соединена с теплообменником через входную камеру с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером— через два канала, смесительная каме„„Я0 „„1 l 24898 ра отделена от теплообменника перегородкой и внутри камеры установлен термостат, регулирующий подачу в смесительную камеру охлаждающей жидкости из теплообменника и байпасного трубопровоца, а в корпусе термостата выполнен прилив, на котором установлена крышка, расположенная напротив байпасного трубопровода в месте его соединения. со смесительной камерой с возможностью крепления термостатной вставки в смесительной камере, о. т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, теплообменник снабжен входной приемной емкостью и выходной рециркуляционной камерами для охлаждающей жидкости, смесительная камера размещена на корпусе выходной рециркуляционной камеры, канал, соединяющий смесительную камеру с теплообменником, выполнен в разделяющей их перегородке, смеси.тельная камера снабжена входным и выходным каналами, соединенными соот- ветственно с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером, размещенными снаружи корпуса выходной рециркуляционной камеры.
112489
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, *что входная рециркуляционная камера теплообменника, входная и смесительная камеры, байпасный трубопровод, выпускной штуцер смесительной камеры и прилив для установки .крышки термостата выполнены .в виде единого корпуса, в котором прилив, расположенная внутри него входная камера и байпасный трубопровод выполнены последовательно и соосно в виде цилиндров с параллельно уменьшающимися диаметрами, причем их общая ось направлена вдоль потока охлаждающего воздуха в теплообменник, причем единый корпус со стороны крышки частично выходит за пределы корпуса выходной рециркуляционной ка— меры, 3. Устройство по пп. 1 и ?, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что смесительная камера соединена с внутренней полостью выходной рециркуляционной камеры при помощи вентиляционного отверстия малого диаметра, расположенного в верхней части цилиндрической стенки корпуса смесительной камеры.
4. Устройство по пп. 1 — 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что единый корпус выполнен литым из пластмассы.
Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности, к охлаждающим устройствам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания. 5
Известно охлаждающее устройство системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее теллообменник с впускным и выпускным штуцерами.и с поперечным подводом 10 охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха, байпасный трубопровод, подключенный параллельно теплообменнику, термостат с термостатной вставкой, размещенные в теплообменнике входную 15 и смесительную камеры, причем послед— няя соединена с теплообменником че— рез входную камеру и с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером— через два канала, смесительная каме- 20 ра отделена от теплообменника перегородкой и внутри камеры установлен термостат, регулирующий подачу в смесительную камеру охлаждающей жидкости из теплообменника и байпасного 25 трубопровода, а в корпусе термостата выполнен прилив, на котором установлена крышка, расположенная напротив байпасного трубопровода в месте его соединения со смесительной камерой с возможностью крепления термостатной вставки в смесительной камере L1l
Известное охлаждающее устройство применяется в системах жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с комбинированным охлажде2 нием, применяемым, например, в водном транспорте, и отличаетсн относительной сложностью конструкции.
Цель изобретения — упрощение конструкции охлаждающего устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в охлаждающем устройстве системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащем теплообменник с впускным и выпускным штуцерами и с поперечным подводом охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха, байпасный трубопровод, подключенный параллельно теплообменнику, термостат с термостатной вставкой, размещенные в теплообменнике входную и смесительную камеры, причем последняя соединена с теплообменником через входную камеру и с байласным трубопроводом и выпускным штуцером— через два канала, смесительная камера отделена от теплообменника перегородкой и внутри камеры установлен термостат, регулирующий подачу в смесительную камеру охлаждающей жидкости из теплообменника и байпасного трубопровода, а в корпусе термостата выполнен прилив, на котором установлена крышка, расположенная напротив байпасного трубопровода в месте его соединения со смесительной камерой с возможностью крепления термостатной вставки в смесительной камере, теплообменник снабжен входной приемной емкостью и выходной рециркуляционной камерами для охлаждающей жид1124890
10 кости, смесительная камера размещена на корпусе выходной рециркуляционной камеры, канал, соединяющий смесительную камеру с теплообменником, выполнен в разделяющей их перегородке, 5 смесительная камера снабжена входным и. выходным каналами, соединенными соответственно с байпасным трубопроводом и выпускным штуцером, размещенными снаружи корпуса выходной рециркуляционной камеры.
Входная рециркуляционная камера теплообменника, входная и смесительная камеры, байпасный трубопровод, выпускной штуцер смесительной камеры 15 и прилив для установки крышки териостата выполнены в виде единого корпуса, в котором прилив, расположенная внутри него входная камера, смесительная камера и байпасный трубопровод выполнены последовательно и соосно в виде цилиндров с параллельно уменьшающимися диаметрами, причем их общая ось направлена вдоль . направления потока охлаждающего воздуха в теплообменник, а единый корпус со стороны крышки частично выходит за пределы корпуса выходной рециркуляционной камеры.
t Смесительная камера соединена c:o внутренней полостью выходной рециркуляционной камеры при помощи вентиляционного отверстия малого диаметра, расположенного в верхней части цилиндрической стенки корпуса смесительной камеры, причем единый корпус выполнен литым из пластмассы.
На фиг. f дана принципиальная схема охладителя с подводом теплоносителей для двигателя внутреннего сго- 4в рания.с термостатом в рециркуляционной камере; на фиг. 2 — продольный разрез устройства по линии А-А на фиг. 1.
Устройство содержит теплообменник 4с
1 с поперечным подводом охлаждающей жидкости и охлаждающего воздуха. С двух сторон рабочей поверхности 2 теплообменника 1 размещены входная приемная емкость 3 и рециркуляционная емкость 4. На входной емкости 3 установлен впускной штуцер 5, соединяемый через трубопровод с рубашкой охлаждения двигателя внутреннего сгорания (не показаны). Охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения в теплообменник 1 поступает в направлении, обозначенном стрелкой 6, .и проходит lIQ рабочей поверхности 2 теплообменника 1 в направлении, указанном стрелкой 7, а охлаждающий воздух напра вля ется . к рабочей пов ерхности 2 в поперечном направлении (не обозначено).
В корпусе рециркуляционной емкости 4 установлен заливнбй патрубок
8 с крышкой 9, в которой размещены клапаны повышенного и пониженного давления. В нижней части корпуса рециркуляционной емкости 4 зацело с.. ней размещен ступенчатый корпус термостата 10 с байпасным трубопроводом
11 и выпускным штуцером 12. Оси концентрически расположенных между сОбой цилиндрических участков корпуса термостата 10 для подключения к байпасной магистрали направлены по линии подачи охлаждающего воздуха к рабочей поверхности 2 теплообменника 1. Выпускной штуцер 12, соединяе". мый с рубашкой охлаждения двигателя, устанавливается в направлении, определяемым местом установки двигателя.
Корпус термостата 10 содержит вставку термостата 13 с фланцем 14, в котором имеется отверстие для клапана, элемент 15 из расширяющегося материала, клапанная тарелка
16 охладителя и тело клапана 17.
Фланец 14 с помощью крышки 18 прижимается к уступу внутреннего попереч-. ного сечения корпуса 10. Крьнпка 18 содержит для этого фланцевое соединение (на фиг. 2 не показано) с уплотняющим кольцом 19, расположенным между цилиндрическим выступом 20 (прилив) корпуса термостата 10 и цилиндрической вставки 21 крышки 18.
Вставка 21 крьппки 18 прилегает к фланцу 14, а в крышке 18 имеются окна 22 для подачи охлаждающей жидкости во входную камеру 23 корпуса термостата 10, причем жидкость .в корпусе термостата 10 поступает через каналы 24 в перегородке корпуса 10. В нем же имеется вентиляционное отверстие 25 малого диаметра, связывающее смесительную камеру 26 с рециркуляционной емкостью 4.
В месте соединения байпасного трубопровода 11 с корпусом 10 внутри последнего со стороны тела клапана
17 имеется посадочное седло 27 под клапан и входное отверстие 28 в ка" мару 26.
1124890
А — д
Составитель А.Сайкин
Редак гор И. Келемеш Техред С.Мигунова. Корректор M.Максимишинец
Заказ 8306/47 Тираж 501 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Корпус рециркуля цнонной емк ости 4 вместе с корпусом 10 термостата выполнены зацело и виде единой литой детали из пластмассы. При работе двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости клапанная тарелка 16 закрывает поступление охлаждающей жидкости из теплообменника 1 в двигатель. Охлаждающая жидкость, таким образом, циркулирует по малому контуру системы охлаждения, минуя теплообменник 1, и быстро прогревается до рабочей температуры. При достижении рабочей температуры жидкости клапанная тарелка 16 открывает проходное отверстие для поступления охлаждаюшей жнлкости из теплообменника 1 в рубашку охлаждения через корпус термостата 10 и выпускной штуцер 12, а тело кча5 пана 17 закрывает отверстие 28, прекращая поступление охлаждающей жидкости в двигатель из байпасного трубопровода 11. Таким образом, обеспечивается автоматическое регулирование температуры охлаждающей жидкости в зависимости от режима работы двигателя. Предложенная конструкция охлаждающего устройства отличается простотой и технологичностью изготовления.