Синхронизатор коробки передач

 

СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащий шлнцевук) муфту в виде внутреннего кольца и концентричного ему наружного кольца со шлицами на внутренней поверхности, пальцы, расположенные в осевых отверстиях наружного кольца , соединенные с ними фракционные кольца и упругий фиксатор, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления и ремонта, на наружной поверхности внутреннего кольца выполнены шлицы, соответствующие шлицам наружного кольца, а в ее средней части выполнена кольцевая проточка, контактирующая своими поверхностями с внутренней и боковыми поверхностями наружного кольца, при этом наружное кольцо выполнено в виде двух упругих профилированных дисков, жестко связанных между собойПО периферии и имеющих осевые выступы, расположенные по обе стороны от кольцевой проточки, контактирующие с боковыми поверхностями шлицев внутреннего кольца, а упругий фиксатор установлен S между одним из ьальцев и одним из дисков (Л в тангенциальном направлении.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1147872 А

4(511 F 16 D 23/Об

Р--:Q ".: -" /

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ь,, .", :, " /

К А9ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

По ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3508637/25-27(22) 01.11.82 (46) 30.03.85. Бюл. № 12 (72) Е. Е. Богдашич, В. А. Дьяченко, М. Г. Мелешко М Г. Г. Трусевич

{71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Производственное объединение Минский тракторный завод им. Ленина.. (53) - 621.825.5 {088.8), . (56) Авторское свидетельство СССР № 564473, кл. Р 16 Н 3/00, 1975. . (54) (57) СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ, содержащий шлицевую муфту в виде внутреннего кольца и концентрнчного ему наружного кольца со шлицами на внутренней поверхности, пальцы, расположенные в осевых отверстиях наружного кольца, соединенные с ними фрнкционные кольца и упругий фиксатор, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления и ремонта, на наружной поверхности внутреннего кольца выполнены шлицы, соответствующие шлицам наружного кольца, а в ее средней части выполнена кольцевая проточка, контактирующая своими поверхностями с внутренней и боковыми поверхностямй наружного кольца, при этом наружное кольцо выполнено в виде двух упругих профилированных дисков, жестко связанных между собой по периферии и имеющих осевые выступы, расположенные по обе стороны от кольцевой проточки, контактирующие с боковыми поверхностями шлицев внутреннего кольца, а упругий. фиксатор установлен ф между одним из»альцев и одним из дисков в тангенциальном направлении.

l,147872

Изобретение относится к машинострое» ию н может быть использовано в синхрони аторах коробок передач транспортных средств.

Целью изобретения является повышение технологичности изготовления эа счет,обеспечения конструктивными средствами возможности применения прогрессивных способов .изготовления составных частей синхронизатора, например, штамповки из листового материала, протягивания и т. п., а также повышение ремонтопригодности за счет выполнения . наружного кольца составным из двух упругих дисков.

На фиг. 1 изображен,. синхронизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. I.

Синхронизатор содержит - полумуфту, выполненную иэ двух концентрических колец 1 и 2. На наружной поверхности внут-реннего кольца 1 имеются шлицы, а в месте сопряжения колец выполнена кольцевая проточка 3. Наружное кольцо 2 образовано двумя упругими профилированными дискамн, жестко связанными по периферии. В случае изготовления их из материалов с высокими упругими свойствами диски по периферии могут не скрепляться, а удерживаться только за счет трения. Центральное отверстие этих дисков имеет шлицы, внутренний диаметр которых соответствует наружному диаметру проточки 3 кольца 1. Впадины шлиц дисков кольца 2 образованы просечкой с последующим отгибанием части материала с образованием выступов 4 перпендикулярно плоскости диска. Расстояние между этими отогнутыми частями соответствует толщине шлиц внутреннего кольца в данном сечении, а расстояние между концами выступов 4 после сборки дисков кольца 2 больше ширины кольцевой проточки 3 кольца 1. В полость между дисками кольца 2 помещен упругий . фиксатор в виде упругого кольца 5 и упругоro элемента 6, прижимающего пальцы ? синхронизатора к поверхности отверстий кольца 2 в тангенциальном направлении.

На пальцах 7 устаноЬлены фрикционные кольца 8, Угол конуса выточек в центральной части пальцев 7 соответствует конусности отверстий кольца 2. Незакрепленный, конец упругого элемента 6 снабжен буртиками 9.

Фрикционные кольца 8 установлены с возможностью контакта с конусными поверхностями зубчатых колес 10 и l.

Сборка синхронизатора осуществляется следующим образом.

Диски наружного кольца 2 с помещенными между ними упругим кольцом 5 и упругим элементом 6 соединяются по периферии с помощью точечной сварки или любым другим способом. Внутреннее кольцо 1 вставляется в центральное отверстие кольца 2.

Диски кольца 2 сжимают до тех пор; пока осевой размер по отогнутым частям шлицев кольца 2 станет меньше осевой длины проточки 3 шлицев кольца l. Кольца 1

""н 2 разворачивают на половину шага шлиц и отпускают диски кольца 2. Под действием.. упругости материала дисков кольца 2 и упругого кольца 5 диски кольца 2 расходятся.

Шлицы кольца 1 входят между отогнутыми частями дисков кольца 2 до упора в плоскость диска, осуществляя надежную фиксацию колец относительно друг друга как в осевом, так и в тангенциальном направлении.

Для разборки синхронизатора порядок действий обратный.

Синхронизатор работает следующим образом.

Для.включения передачи шлицевая полумуфта, состоящая из колец н 2, передвигается в сторону одного из зубчатых колес! О и 11. Вместе со шлицевой полумуфтой передвигаются кольца 8, взаимодействующие с полумуфтой через пальцы 7, прижатые поверхностями своих выточек к стенкам от» верстий наружного кольца 2. После соприкосновения конусных поверхностей фрикционного кольца 8 с конусной фрикционной поверхностью одного из зубчатых колес 10 и l коробки передач и сжатия их, под

30 действием момента трения и из-за разности

Предлагаемое изобретение позволяет упростить технологию изготовления синхронизатора: зубья полумуфт внутреннего кольца синхронизатора могут изготавливаться более прогрессивными способами — протягиванием {длина кольца при этом может быть сокращена), а пластины кольца 2 синхронизатора могут изготавливаться штамповкой из листового материала. Кроме того, оно позволяет повысить ремонтопригодность синхронизатора за» счет составной конструкции его наружнЬго кольца.

50 угловых скоростей зубчатого колеса 10 или !! и колец и 2 полумуфты, конические фаски выточек пальцев 7 контактируют со скосами отверстий кольца 2 и относительное

35 движение их становится невозможным до полного выравнивания скоростей зубчатого колеса 10 или 11 и колец 1 и 2 полумуфты. Усилие упругости элемента 6 направлено

- таким образом, чтобы оно уменьшало момент.

40 необходимый для разблокировки синхронизатора при включении высшей передачи.!!47872

Щис. 1

4-4 ЮМ

Составитель И. Лукина

Редактор Т. Митейко Техред И. Верес Корректор,И. Муска

Заказ 1553 31 Тираж 898 Подписно

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5 .Филиал ППП сПатеит», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач
Наверх