Синхронизатор коробки передач

 

СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ, содержащий установленную на ступице с возможностью осевого перемещения каретку с расположенными на ее внутренней щлицевой поверхности пазами, донная поверхность которых выполнена с наклонным фиксирующим участком, расположенным со стороны поперечной плоскости симметрии каретки, блокирующие кольца с пазами на их наружной поверхности, соединенные с упругими кольцами сухари с прямоугольными элементами, части которых , прилегающие к упругим кольцам, размещены в пазах блокирующих колец и с наклонными к наружной грани прямоугольных элементов со стороны их торца фиксирующими участками, контактирующими с фиксирующими участками каретки, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности при упрощении конструкции, фиксирующие участки сухарей расположены смежно к наружным граням прямоугольных элементов , а на боковых гранях сухарей и на щлицах каретки выполнены расположенные с возможностью контакта между собой блокирующие участки, наклонные соответственно к боковым граням прямоугольных элементов и к боковым стенкам щлицев «Л каретки. О5 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Ф(5ц F 16 D 23/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

aFZr Ю

Фие t

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3653761/25-27 (22) 19. 10.83 (46) 15;07.85. Бюл. № 26 (72) В. Н. Барун Г. А. Храмцов, В. Я. Кузнецов и Е. П. Пронин (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (53) 621-825 (088.8) (56) Патент США № 3631852, кл. 192 — 53 F, 1972. (54) (57) СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ, содержащий установленную на ступице с возможностью осевого перемещения каретку с расположенными на ее внутренней шлицевой поверхности пазами, донная поверхность которых выполнена с наклонным фиксирующим участком, расположенным со стороны поперечной плоскости симметрии каретки, блокирующие коль„.SU, 116737Î A ца с пазами на их наружной поверхности, соединенные с упругими кольцами сухари с прямоугольными элементами, части которых, прилегающие к упругим кольцам, размещены в пазах блокирующих колец и с наклонными к наружной грани прямоугольных элементов со стороны их торца фиксирующими участками, контактирующими с фиксирующими участками каретки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при упрощении конструкции, фиксирующие участки сухарей расположены смежно к наружным граням прямоугольных элементов, а на боковых гранях сухарей и на шлицах каретки выполнены расположенные с возможностью контакта между собой блокирующие участки, наклонные соответственно к боковым граням прямоугольных элементов и к боковым стенкам шлицев каретки.

1167370

Изобретение относится к машинострое. нию, в частности к синхронизаторам коробок передач.

Цель изобретения — повышение надежности работы при упрощении конструкции сухарей синхронизатора и использовании их в качестве фиксирующих и блокирующих элементов.

На фиг. 1 показан синхронизатор, разрез; на фиг. 2 — детали синхронизатора, аксонометрическая проекция; на фиг. 3 разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — — разрез Б — Б на фиг. 3 (нейтральное положение синхронизатора).

На валу 1 установлены шестерни 2 и 3 имеющие соответственно зубчатые муфты

4 и 5 и конические фрикционные поверхности 6 и 7. С валом 1 неподвижно соединена ступица 8. Каретка 9 установлена с возможностью осевого перемещения на ступице

8 с помощью шлицевого соединения, образованного. шлицами 10 и 11, выполненными соответственно на наружной поверхности обода ступицы 8 и внутренней поверхности каретки 9. Блокирующие кольца 12 с коническими поверхностями 13 и выступами 14 центрируются по внутренней поверхности обода ступицы 8, причем на ободе ступицы 8 имеются пазы 15, в которых с зазором 16 расположены выступы 14. Каретка 9 имеет совмегценные с пазами !5 пазы 17, образованные частичным удалением ее шлиц 11. В пазах 17 расположены верхние части 18 сухарей 19, содержаших прямоугольные элементы с боковыми гранями 20 и 21, прилегаюшими к их наружным граням 22. Сухари 19 выполнены за одно целое с упругими кольцами 23, а части 24 прямоугольных элементов 19, прилегающие к упругим кольцам 23, частично входят в пазы 25, образованные выступами

14 блокирующих колец 12, и подпружинены к каретке 9 упругими кольцами 23. На до ной поверхности каждого из пазов 17 каретки 9 выполнен наклонный фиксирующий участок 26, расположенный со стороны поперечной плоскости симметрии каретки, а смежно к наружным. граням 22 сухарей

19 со стороны их торца расположены наклонные фиксирующие участки 27, контактируюшие с наклонными фиксирующими участками 26 каретки 9.

Зо

45 г

На боковых гранях 20 и 21 сухарей 19 и на шлицах 11 каретки 9 наклонно к боковым граням 20 и 21 и к боковым стенкам шлицев 11 выполнены расположенные с возможностью контакта между собой блокируюшие участки 28 и 29 сухарей 19 и участки

30 и 31 каретки 9.

Синхронизатор работает следующим образом.

В исходном положении вал 1 и шестерня 2 врашаются с разными угловыми скоростями. При перемещении каретки 9 влево происходит перемещение упругого 23 и блокирующего 12 колец, поскольку через участки 26 и 27 каретка 9 действует на сухари 19, соединенные с упругим кольцом 23, которое, в свою очередь, упирается в выступы 14 блокирующего кольца 12. В результате коническая поверхность 13 блокируюшего кольца 12 прижимается к конической поверхности 6 шестерни 2 и возникаюший при этом момент трения поворачивает блокирующее кольцо 12 относительно ступицы 8 до упора выступов 14 в боковые стенки пазов 15. Сухари 19 входят в пазы 25, поворачиваются вместе с блокирующим кольцом 12 и занимают положение, при котором их блокирующие участки 28 или

29 взаимодействуют с блокирующими участками 30 или 31, обеспечивая передачу усилия от каретки 9 блокируюшему кольцу 12 и препятствуя ее дальнейшему перемешению. После выравнивания угловых скоростей вала 1 и шестерни 2 происходит обратный поворот блокирующего кольца 12 совместно с сухарями 9 под действием поперечной силы, возникающей на стыке указанных участков, и при передаче осевого усилия от каретки 9 сухарями 19. Двигаясь дальше, каретка 9, преодолев сопротивление упругих колец 21, смещает сухари

19 к центру, ее шлицы 11 входят в зацепление с зубчатой муфтой 4, соединив шестерню 2 с валом 1.

При перемещении каретки 9 вправо с валом 1 соединяется шестерня 3, при этом процесс включения происходит аналогично.

Изобретение позволяет повысить надежность работы при упрощении конструкции сухарей и использовании их в качестве блокирующих и фиксирующих элементов, а также уменьшить металлоемкость синхронизатора.

Фиг. 2

А-А

20 1g

Я - б noEepwy го

11

14.

31

25 !

У

17

4 иг,4

Составитель И. Лукина

Редактор Л. Пчелинская Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Заказ 4401)35 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5 .

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач Синхронизатор коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач
Наверх