Способ определения качества моторных масел

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА MOTJOPHblX МАСЕЛ, заключающийся в том, что испытьшают смазанную пару трения , берут пробы работающего масла, регистрируют оптическую плотность, по которой судят Окачестве масла, отличающийся тем, что, с ц.елью повьппения достоверности результатов, в ходе испытаний в работающем масле определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотнощвнию оптической плотност ти к площади пятен износа определяют качество масел. ел с о: ел со OQ со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 39 А

4дц G 01 N 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

/ фр.

l3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ i (21) 3686970/25-28 (22) 06. 01. 84 (46) 07.07.85. Бюл. Р 25 (72) Б.И. Ковальский и..Г.M. Сорокин (71) Проектный и научно-исследовательский институт "Красноярский

Промстройниипроект" (53) 620.178.162(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 983511, кл. G 01 N 3/56. 1982.,(54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

МОЗЭРНЫХ MACKJI, заключающийся в том, Г,О

04 Dg /2 f b

Оатическая алотносгпь ма ела

1 о

50 р 40 с, м В g 3D ь3 в

ЪС

4 и аЪ1 K. что испытывают смазанную пару трения, берут пробы работающего масла, регистрируют оптическую плотность, по которой судят о качестве масла, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов, в ходе испытаний в работающем масле определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотношению оптической плотнос-. ти к площади пятен износа определяют качество масел.

1165939

Изобретение относится к испыта» тельной технике, в частности к испытанию качества моторных масел, например, двигателей внутреннего сгорания. 5

Известен способ определения ка чества масел, заключающийся в том, что испытывают смазанную пару трения, берут пробы работающего масла, регистрируют оптическую плот- 10 ность, по которой судят о качестве масла (1 ).

Однако для известного способа характерна недостаточная достоверность результатов определения качест-15 ва моторных масел, что обусловлено

1 влиянием неучитываемых изменений микрорельефа поверхностей трения, а также примесей в масле на характер изнашивания поверхностей. m

Цель изобретения — повышение достоверности результатов определения качества моторных масел.

Указанная цель достигается тем, что при способе определения качест- 25 ва моторных масле, заключающемся в том, что испытывают смазанную пару трения, берут пробы работающегс масла, регистрируют оптическую плотность, по которой судят о качестве масла, в ходе испытаний в работающем масле определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотношению оптической плотности к площади пятен износа определяют качество масел.

На чертеже представлены результаты осуществления способа определения качества моторных масел.

Способ осуществляется следующим образом.

Испытывают смазанную пару трения.

В ходе испытаний берут пробы работающего масла и регистрируют оптическую плотность, по которой судят о качестве масла. В ходе испытаний в работающем масле определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотношению оптической плотности к площади пятен износа определяют качество масел, По результатам испытаниия проб работающего масла строят зависимость оптической плотности масла и приведенной плотности примесей в контакте.

Соотношение оптической плотности к площади пятен износа (приведенная плотность примесей) характеризует качество масла, его влияние на характер изнашивания поверхностей трения.

Пример. Испытывают масло

M-10B, используемое для смазки поверхностей трения в двигателе, ЯМЗ-236. В ходе испытаний отбирают ляет повысить достоверность результатов определения качества моторных масел, что обусловлено учетом изменения микрорельефа поверхностей трения и влиянием количества примесей на качество масла и характер изнашивания поверхностей.

Укаэанное соотношение представляет собой приведенную плотность ёримесей в контакте поверхностей треS5 ния, пробы работающего масла и регистрируют их оптическую плотность. На этих же пробах проводят испытания (например, на машине трения) с целью определения площади пятен износа.

Затем находят соотношение оптической плотности к площади пятен износа, представляющее приведенную плотность примесей в контакте поверхностей трения. По результатам строят зависимость оптической плотности и приведенной плотности примесей, По величине отношения оптической плотности к площади пятен износа определяется качество масла, характеризующего характер изнашивания.

При малом значении этого соотношения примесей в масле практически нет, и изнашивание поверхностей носит окислительный характер. При значении указанного соотношения

15 — 23, что соответствует оптической плотности 1,02 — 1,64, качество масла таково, что изнашивание носит окислительный и абразивный характер.

При оптической плотности более 1,64 качество масла таково, что поверхность трения разделена слоем примесей, и изнашивание поверхностей Но; сит абразивный характер, что подтверждается отсутствием окисных пленок на исследованных поверхностях трения.

Использование изобретения позво

Способ определения качества моторных масел Способ определения качества моторных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх