Смазка для холодной пластической деформации металлов

 

СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕТАЛЛОВ, содержащая кадмий и цинк, отличающаяся тем, что, с целью повышения экранирукяцих свойств смазки и. температурного интервала ее работоспособности , смазка дополнительно содержит никель при следуггацем соотношении компонентов, мас.%: Никель0,5-2,1 Цинк. 35-76 КадмийОстальное

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ И„

ЬИ ."й

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3506684/23-04 (22) 09.08.82 (46) 30.09.85. Бюл. У 36 (72) Н.П. Барыкин и В,В. Латыш (71) Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (53) 621.892 621,7.016.3(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР и 480752, кл. С 10 М 7/02, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

У 821539, кл. С 10 М 7/02, 1981.

„„Я0„„1182065 А (5Ц4 С 10 M 125/04 С 10 N 40 24 (54) (57) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ПЛАСтнЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ METAJIJIOB содержа щая кадмий и цинк, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повьппения экранирующих свойств смазки и, температурного интервала ее работоспособности, смазка дополнительно содержит никель при следу:ощем соотношении компонентов, мас.7.:

Никель 0,5-2,1

Цинк 35-76

Кадмюй Остальное

1182065

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к холодной пластической деформации

I штамповкой, волочением, прессованием деталей и полуфабрикатов иэ труд- 5 нодеформируемых сталей и сплавов, Процессы холодной пластической деформации находят ширдкое применение при изготовлении изделий с высокой точностью. Промышленное освоение 1О .процессов холодной пластической де.формации отмеченных материалов в известной степени сдерживается из-sa отсутствия технологически приемлемых и достаточно эффективных смаэок, что 15 не пдзволяет в полной мере использовать преимущества холодной пластической деформации, особенно в случае .многооперационной холодной .штамповки на высокоскоростных автоматах с точ- 20 ки зрения производительности„ трудоемко ти и качества изделий.

Известно применение в качестве смазки расплава кадмия при обработке резанием титана илн его сплавов $1 ). 25

Эффективность смазки в этом случае обусловлена избирательным воздействием жидких металлов на твердые, с точки зрения адсорбционного понижения прочности и пластичности металла при определенных схемах напря- женного состояния обработки. При использовании расплавленного кадмия в качестве жидкой смазки титана или его сплавов увеличивается скорость резания из-за разрушения обрабатываемого материала в зоне резания,, диспергирования стружки и ее легкого удаления. В этой связи такая смазка имеет ограниченное применение в тех-, 4п нолог .и обработки давлением, так как в общем случае снижает деформируемость при штамповке вследствие адсорбционного понижения пластичности обрабатываемого материала. 45

Наиболее близкой по составу "и достигаемому результату к предлагаемой является смазка (2) для холодной пластической деформации металлов, представляющих собой галь; 50 ванопокрытие сплава кадмия с цинком, содержащего, мас, : цинк 26-2,7 и кадмий 73-74,.Такая смазка обеспечивает снижение усилий по сравнению с известными смазками при холодной 55 пластической деформации за счет активного действия смазки на поверхностные слои деформируемого материала, низких значений коэффициента трения вследствие малого сопротивления деформации смазки (1,0-1, 2 кгс/мм ) и высокой пластичности сплава указанного состава.

Однако известная смаэка имеет низкий уровень экранирующих свойств с точки зрения предохранения от наводораживания поверхности заготовки в процессе нанесения смазки. Это обусловливает высокую трудоемкость подготовительных операций при использовании смазки. Для исключения влияния наводораживания поверхности заготовку после нанесения на нее смазки нагревают до 180-200 С„ выдерживают в течение 1,5-2 ч и затем медленно охлаждают. Для восстановления исходной мелкозернистой структуры проводят механо-термическую обработку покрытия, включающую деформирование покрытия со степенью деформации Е ) 20 . и последующий рекристаллизационный отжиг при 200 С.

Кроме того, смазка имеет ограниченный температурный интервал работоспособности (20-180 С), что вызывает снижение ее эффективности при значительных скоростях и степенях штамповки вследствие повьппения уровня температуры при контакте с инструментом из-за теплового эффекта пластической деформации. Локальный. разогрев на контакте может привести к переходу известной смазки в однофаэовое жидкое состояние при температурах вьппе 310 С, изменению реологических свойств, и соответственно к снижению ее эффективности., Целью изобретения является повышение экранирующих. свойств и температурного интервала работоспособности смазки.

Указанная цель достигается тем, что смазка для холодной пластической деформации металлов, содержащая кадмий и цинк, дополнительно содержит никель при следующем соотношении компонентов, мас. .:

Никель 0,5-2,1

Цинк 35-76

Кадмий Остальное

Введение никеля в состав смазки повышает экранирующие ее свойства с точки зренйя предотвращения наводораживания поверхности заготовки при электроосаждении смазки, так как п, и этом водород поглощается части065

Состав, 64

25

40 2,1

57,9

50 0,5

49,5

55,5 1,5

38,7

60 1,3

76 2

26,5

26,5

73,5

73,5 з 1182 цами никеля. С другой стороны, наличие никелевых частиц способствует измельчению зерен до значений 0,52 мкм при указанном составе компонентов и созданию структуры, устойчивой против роста зерен при нагреве до 300 С, что обеспечивает высокий ресурс пластичности смазки (относительное удлинение 5007), малые значения сопротивления сдвигу (3,04,0 ИПа) и соответственно повышение температурного интервала работоспособности до 300 С.

Составы смаэок представлены в табл.1 (составы Ф 1-6 предлагаемые;

9 7 -известный).

Т а б л и,ц а

Компоненты, мас.й нк Никель Кадмий чающим мессдозу с наклеенными тензодатчиками, соединенными по мостовой безусилительной схеме, и осциллографом Н-700, позволяющим осуществлять непрерывную запись усилий с относительной погрешностью, не превышающей

1Х. Контактные поверхности инструмента были отполированы и промывались ацетоном перед выдавливанием каждого образца. Интервал рабочих температур штампа 20 — 350 С.

Нанесение смазок на поверхность заготовок осуществляли электроосаждением из электролита, имеющего следующий состав, г/л:

Сернокислый цинк 125-135 ернокислый кадмий 13-17

Сернокислый никель 3-5

Полиэтиленполиамин 225-235 .

Режим электроосаждения: температура

15-25 С; плотность тока 2-15 А/дм ; рН 8-9, Состав анодов, Ж: цинк 50, кадмий 50.

После нанесения покрытия заготовки подвергались выдавливанию при комнатной температуре на кривошипном прессе и в изотермическом штампе, нагретом до 300"С на гидравли- ческом прессе.

Значения усилий выдавливания и результаты исследования макроструктуры после выдавливания приведены в табл.2 (знак "+" соответствует напичию поверхностных трещин; а

bHRK "-" - их отсутствию). . Составы 1Н 7, 8 наносили на поЬерхность исходных заготовок в со-. ответствии с известным решением (21, Испытание смазок 9 1-8 проводили при штамповке выдавливанием. Исход- 4О ные образцы диаметром 18,5 мм и длиной 18,2 мм выбраны в соответствии с технологией изготовления одной из распространенных в машиностроении деталей крепежа — гайки, обжатой 45 по эллипсу, размерами М 16х 1,5.

Испытания осуществлялись на наиболее тяжелонагруженном переходе, вклняающем выдавливание цилиндрического пояска. В качестве материалов заго- 5О товок испольэовали конструкционную сталь 30ХГСА с пределом текучести в исходном состоянии, равным 650 ИПа.

Процесс выдавливания осуществляли на кривошипном эксцентриковом прессе 55 усилием 4000 кН и гидравлическом прессе ПО 440 при помощи штампа, оснащенного измерительным блоком, вклюпричем при нанесении состава У 7 заготовки сразу после нанесения смазки подвергались выдавливанию, а состава и 8 после нанесения смазки заготовки подвергали нагреву до

180-200 С, выдержка 2 ч для обеэводораживания поверхности заготовки.

Затем в обоих случаях заготовки подвергались механо-термической обработке, вклняающий деформацию покрытия обжатием .на 207 с последующнм отжигом при 200 С в течение

10 мин, После указанной обработки заготовки подвергались выдавливанию и последунщему исследованию поверхности

Анализ результатов, приведенных в табл. 2, показывает, что предложенная смазка (В 1-6), нанесенная на поверхность исходных заготовок

1182065

Таблица 2

Иакрос труктура поверхности после выдавливания

Усилие выдавливания, кН

° Ю при 20 С на кривошипном прессе

Состав, Р при 300 С на . гидравлическом прессе

800

800

800

810

800

840

850

900

900

950

1050.

1050

1300

1080

1350

Составитепь К. Пономарева

Техред М.Кузьма

Редактор Н, Швыдкая

Корректор А, Обручар

Заказ б068/25 Тираж 545

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ..

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4 путем электроосаждения, защищает поверхность от наводораживания в процессе электроосаждения, что позволяет подвергать заготовку выдавливанию после нанесения покрытия, исключая трудоемкие операции, связанные с обезводораживанием поверхности и формированием мелкозернистой структуры в слое. смазки, как это делается по варианту В 8. Состав У 7 иллюстрирует наличие трещин после выдавливания со смазкой, принятой за прототип, в случае ис- . ключения операций обезводоражнвания и подготовки структуры смазки..

Кроме увеличения экранирующих свойств смазки, результаты измерения усилий выдавливания показывают повышение температурного интервала работоспособности предложенной смазки до

10 300 С, причем в отличие от прототипа имеет место снижение усилий при температуре выдавливания, равной

300 С.

Смазка для холодной пластической деформации металлов Смазка для холодной пластической деформации металлов Смазка для холодной пластической деформации металлов Смазка для холодной пластической деформации металлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к составам (смазкам), предназначенным для защиты от "схватывания" сопряженных поверхностей как в условиях атмосферной коррозии, так и тепловых воздействий преимущественно в конструкциях автомобилей
Наверх