Муфта сцепления

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Я) 4 F 16 D 11 /00

3р- 4ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3723762/25-27 (22) 05.03.84 (46) 15.01.86. Бюл. № 2 (72) Г. И. Измалков (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 362157, кл. F 16 D 43/20, 1971.

Авторское свидетельство СССР № 855275, кл. F 16 D 11/00, 1979. (54) (57) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая две полумуфты, установленные на валах, один из которых подвижен в осевом направлении, и размещенные между полумуфтами элементы сцепления, отличающаяся -.ем, что, с целью повышения срока службы, один из валов выполнен с диаметрально расположенным цилиндрическим пазом, а

ÄÄSUÄÄ 1204837 А другой — подвижный, со сферической воронкой на торце, элементы сцепления выполнены в виде фрикционных дисков, закрепленных на полумуфтах, одна из которых выполнена с плоским цилиндрическим выступом, расположенным в цилиндрическом пазу вала с возможностью ограниченного поворота в плоскости, проходящей через ось вращения полумуфт и подпружиненном относительно вала в этой плоскости пружинами сжатия, а вторая полумуфта выполнена с концентрично расположенными выступом и пояском, на сферическом выступе полумуфты и на вогнутой поверхности воронки выполнены пазы, воронка расположена между выступом и пояском и связана с полумуфтой посредством установленных в совмещен- а

Щ ных пазах шариков.

1204837

50 вращения муфты, меньшим в 1,2 — 5 раз величины максимального углаМ. Для соосности дисков 7 и 11 при полностью включенной муфте, как это показано на чертеже, муфта выполнена с центром сферической поверх- ности сферического выступа 12 диска 11, лежащим на оси цилиндрической поверхности 6 выступа 4 диска 7.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Целью изобретения является повышение срока службы муфты путем исключения трения при отключении полумуфт.

На чертеже показана предлагаемая муфта сцепления во включенном полностью состоянии, продольный разрез.

Муфта сцепления состоит из вала 1, находящегося в подшипнике 2 и имеющего цилиндрический паз 3 в его торце в виде конуса. В пазу 3 вала 1 на скользящей посадке находится цилиндрический выступ 4 полумуфты 5 с цилиндрической поверхностью 6 и фрикционным диском 7. Выступ 4 имеет два выреза 8, выполненные вдоль окружности с центром на оси цилиндрической поверхности 6. В каждом вырезе 8 на скользящей посадке с его боковыми стенками находится по одному некруглому стержню 9, жестко связанному (например, при помощи натяга) с валом 1 и удерживающему на скользящей посадке цилиндрическую поверхность 6 цилиндрической поверхностью вала 1. В вырезах 8 с упором в стержень 9 и коничную стенку выреза 8 находятся (в каждом по одной) цилиндрические пружины 10. Максимальный угол между плоскостью диска 7 и плоскостью вращения муфты (на чертеже уголо(,) равен 20 — 50 . При включенной полностью муфте соосно диску 7 с касанием с диском 7 по всей их плоской поверхности находится фрикционный диск ll, имеющий сферический выступ 12, с которым на скользящей посадке находится сферическая воронка 13, жестко связанная с валом 14. С внешней сферической поверхностью сферической воронки 13 на скользящей посадке находится сферический поясок 15, жестко связанный с диском 11 и ограничивающий поступательные движения сферической воронки 13. Сферический выступ 12 диска 11 со сферической воронкой 13 связан шариками 16, каждый из которых (на чертеже их два, но может быть и один, и больше двух) находится в одной из канавок 17, выполненных на сферическом выступе 12 диска 11 в плоскостях, перпендикулярных плоскости диска 11, проходящих через центр сферической поверхности сферического выступа 12, и в одной из канавок 18 воронки 13, выполненных в плоскостях, проходящих через ось вала 14. Длины канавок 17 и 18 позволяют диску 11 иметь угол между его плоскостью и плоскостью

5 !

О !

ЗО

Муфта работает следующим образом.

Включение муфты производится поступательным движением вала 14 (на чертеже показано стрелками) в сторону вала 1. Веду.цим может быть как вал 1, так и вал 14.

Диски 7 и 11 входят в соприкосновение кромкой перехода цилиндрической поверхности диска 7 в его плоскую поверхность по плоской поверхности диска 1!. Диски 7 и 11 прокручиваются относительно друг друга, и при этом диск 11 совершает за счет соединения сферического выступа 12 диска 11 со сферической воронкой 13 через шарики 16 движение вращения относительно оси, параллельной плоскости диска 7, проходящей через центр сферической поверхности сферического выступа 12 диска 11 и вращающейся синхронно с ведущим валом 1 или 14, в плоскости вращения муфты, в которой эта ось и находится. При этом движении диска 11 при дальнейшем сближении валов 1 и 14, когда в момент наименьшего угла между плоскостью диска 11 и плоскостью вращения муфты один из шариков 16 оказывается в плоскости, перпендикулярной плоскости диска 7, и обе канавки 17 и 18 этого шарика 16 находятся в этой же плоскости, угол «. окажется меньше угла между плоскостью диска 11 и плоскостью вращения муфты, пружины 10 начинают сжиматься в этот момент для того, чтобы шарик 16 за счет уменьшения угла Ф- миновал указанное положение в канавках 17 и 8.

По мере дальнейшего солижения валов 1 и 14 сжатие пружин 10 увеличивается, время их несжатого состояния сокрагцается и к моменту полного включения муфты, показанному на чертеже, пружины 10 находятся только в сжатом состоянии. Прекращение прокручивания относительно друг друга дисков 7 и 11 и устойчивой передачи крутящего момента через муфту наступает уже в тот момент, когда при прохождении одного из шариков 16 упомянутого r.oëoæåíèÿ нахождения его в плоскости, перпендикулярной плоскости диска 7, из-за достаточной жесткости пружин 10 величины сжатия пружин 10 для прохождения шариками !6 этого их положения в кан- вках 17 и 18 уже не хватает.

На чертеже показана муфта в положении се полного включения и при этом один из шариков 16 находится в плоскости, перпендикулярной плоскости диска 7. Шарик 16 показан в таком положении для наглядности показа канавок 17 и 18. Практически чаще всего полное включение муфты наступает до момента прихода шарика 16 в указанное положение. При полном включении муфты диски 7 и 11 полностью контактируют их плоскими поверхностями друг с другом, что создает дополнительное благоприятству ющее условие для увеличения максимального передаваемого через муфту крутящего

1204837

Составитель И. Яцунов

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор М. Бандура

Заказ 8510/36 момента за счет фрикционных сил сцепления плоских поверхностей дисков (при этом площадь перекрытия указанных поверхностей увеличивается до максимальной за счет совпадения осей дисков 7 и 11 при полном включении муфты), кроме сцепления дисков 7 и 14 за счет непреодоления шариками 16 вышеуказанного положения из-за достаточной жесткости пружин 10. 11ри прохождении через муфту во включенном состоянии критического крутящего момента пружины 10 за счет сил, направленных на их сжатие, дополнительно сжимаются, угол ос уменьшается и диски 7 и 11 на момент прохождения через муфту критического крутящего момента прокручиваются относительно друг друга. Муфта остается во включенном состоянии, отключаясь только при критических крутящих моментах.

Для выключения муфты валу 14 придается обратное поступательное движение.

Диски 7 и 11 начинают прокручиваться относительно друг друга, крутящий момент прекращает свое прохождениен через муфту и в конце этого хода вала 14 контакт дисков 7 и 11 прекращается. Муфта реверсивна.

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах для очистки поверхностей нагрева котла от отложений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в кинематической цепи, не допускающей относительного проскальзывания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов
Наверх