Учебный прибор по математике

 

Изобретение позволяет обеспечить наглядность процесса перемножения матриц в учебном приборе по математике . Движок 2 расположен в пазу линейки 1 и выполнен в виде диска с визирной линией 3, проходящей по диаметру . На поверхности линейки 1 нанесены две взаимно перпендикулярные линии 4 и 5 для визирования столбцов и рядов матрицы. Линия 4 расположена параллельно кромкам паза на равном . расстоянии от них. Линия 5 расположена на одном из концов линейки 1. Движок 2 и линейка 1 выполнены из прозрачного, материала. Матрицы обозначены символами А и В. 1 ил. (П с

(21) 3754438/28-1 2 (22) 29.04.84 (46) 30. 03.86. Бюл. У 12 (71) Донецкий государственный университет (72) В.И.Шевченко и Н.И.Яблучанский (53) 621.3.012(088.8) (56) Патент США Н 313076, кл. 35-31. 1959 ° (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ (57) Изобретение позволяет обеспечить наглядность процесса перемножения

:матриц в учебном приборе по математике. Движок 2 расположен в пазу линейки 1 и выполнен в виде диска с визирной линией 3, проходящей по диаметру. На поверхности линейки 1 нанесены две взаимно перпендикулярные линии 4 и 5 для визирования столбцов и рядов матрицы. Линия 4 расположена параллельно кромкам паза на равном расстоянии от них. Линия 5 расположена на одном из концов линейки 1.

Движок 2 и линейка 1 выполнены из прозрачного, материала. Матрицы обоз" начены символами А и В. 1 ил.

1 12

Изобретение относится к средства обучения, а именно к учебным приборам по математике, Цель изобретения - обеспечение наглядности процесса перемножения матриц.

На чертеже изображен предлагаемый учебный прибор.

Прибор состоит из линейки 1 с пазом и расположенного в пазу линейки движка 2. Движок выполнен в виде диска с визирной линией 3, проходящей по диаметру. На поверхности линейки нанесены две взаимно перпендикулярные линии 4 и 5 для визирования столбцов и рядов матрицы. Линия 4 расположена параллельно кромкам па за на равном расстоянии от них,линия 5 расположена на одном из концов линьки. Диск и линейка выполнены из прозрачного материала. Матрицы обозначены символами A и В

Прибором пользуются следующим образом.

Перемножаемые матрицы A (а „„)„„ .и Ь = (Ь„ ) „e записывают последовательно одну sa другой . С помсицью устройства Находят матрицу С (C;> )„, как (и;„)„„ (Ь„ )„ ° где С, =2 а;„Ь„, Так как все С; элементы матрицы С находятся одинаковьи способом, рассмотрим процедуру вычисления с помацью устройства одного из С; элементов матрицы С

Располагают линейку прибора на матрицах A и 6 так, чтобы линия 5 совместилась с P -столбцом матрицы и линия 4 совместилась с i -строкой матрицы A . Перемещают движок 2 прибора так, чтобы точка пересечения его линии 3 с линией 7 совместилась с первым элементом i -строки матрицы А . Затем вращают движок 2 устройства так, чтобы его линия 3 пересекла первый элемент -столбца матрицы Ь, после чего находят произведение а;,-.Ь, . Далее перемещают движок до совмещения центра пересечения линии 4 и 3 элементом а; матрицы А и нроворачивают его так, чтобы его линия 3 пересекла элемент b> после чего находят произведение а, Ь .

Процедуру повторяют для всех пар элементов-строки и 1 -столбца матриц A и 8 и результаты вычислений o;Ä bop суммируют. Сумма и дает значение С;р.

Процедура повторяется для каждой из

21б77 2 комбинаций строк матрицы А и столб. цов матрицы Ь, что в результате .дает произведение матрицы A на матрицу Ь как Ab С

Пример. Пусть даны две матрицы А н Ь

2 3- 1

4 4

1 2

15 Ь -1 О

3 1

Тогда произведение 4И - это матрица С,, которая равна

2 5

С 9

Формула изобретения

Учебньй прибор по математике, содержащий линейку с продольньм пазом

Для наховдения, например, элемента С матрицы С располагают прибор на матрицах А и Ь так, чтобы линия 4

З0 его линейки 1 совместилась с третьей строкой матрицы A а линия 5с вторым столбцом матрицы 6 . .Перемещают движок 2 прибора вдоль линейки 1 так, чтобы пересечение линий 4 и 5 совместилось с первьм элементов

35 (п»1 = 7) строки 3 матрицы A . -Затем .вращают движок 2 таким образом, что(бы его линия 3 совместилась с первым элементом второго столбца матрицы 6

40 (Ь«2). Находят произведение

Ь« 14. Далее перемещают движок до совмещения точки пересечения линий 4 и 5,с элементом aqua ** -,1 и проворачивают его так, чтобы его

1пиния 3 пересекла элемент b. 1 О

45 и находят произведение a о „ О.

Таким же образом находят а»»Ь»» 9.1

9. Результаты вычислений суммир т, .e. „b«+ „Ь„+ „Ъ

С» = 14 + 0 + 9 = 23, что дает

С элемент матрицы С . Повторяя процедуру для каждьй пар строк матрица A и столбцов матрицы Ь получают искомую матрицу С .

Составитель Р.Ужвий

Редактор Н.Воловик, Техред В.Кадар Корректор В.Бутяга

Заказ 1617/56 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4 и расположенный в пазу движок, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения наглядности процесса перемножения матриц, движок выполнен в виде поворотного диска с визирной линией, проходящей по его диаметру, на поверхности линейки нанесены две взаимно перпендикуляр1221677 4 ные линии для визирования столбцов и рядов матрицы, одна из которых расположена параллельно кромкам nasa на равном расстоянии от них, а другая расположена на одном из концов линейки, при этом диск и линейка выполнены из прозрачного материала.

Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике Учебный прибор по математике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям, в частности к учебным приборам по математике, и может быть использовано при рассмотрении вариационных задач, например, функции Брахистохрона в двухмерном пространстве

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано в области учебно-наглядного оборудования для демонстрации и изучения физических и оптических явлений

Бусы // 2380012
Изобретение относится к производству бижутерии

Изобретение относится к средствам для обучения математике, в частности решения алгебраических и неопределенных уравнений

Изобретение относится к области механики и может быть использовано для изучения геометрических форм математических и физических решений изопериметрических задач

Изобретение относится к учебным приборам по математике и позволяет демонстрировать получение первообразной кривой к заданной; На основании с осями координат закреплена горизонтальная направляющая 4, с полtf 18 зуном э которой связана вертикальная направляющая 6 с муфтой 7 и дополнительным ползуном 8

Изобретение относится к учебнонаглядным пособиям по математике и позволяет повысить наглядность демонстрации понятия производной
Наверх