Электрическая машина

 

Изобретение относится к электромашиностроеиию. Машина содержит станину , образующую с газоохладителями кольцевой канал, два статора, каждый из которых состоит из сердечI ника с радиальными вентиляционшлми каиалами и ротор с валом, на котором закреплены два сердечника с осевыми и радиальными каналами. Изобретение обеспечивает уменьшение расхода охлаждаемого газа при работе машины на большой частоте вращения, что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД. Для этого в станине между сердечниками роторов и статорами установлена перегородка , имеющая отверстия с дозирующим клапаном, каналы статора сообщаются между собою, а газоохладители разделены в осевом направлении на три части. Отверстия при большой частоте вращения перекрыты и циркуляция газа осуществляется по замкнутому контуру двумя параллельными потоками. При этом .внутри станины между сердечником статора и перегородкой поддерживается избыточное . - давление от напора радиальных кана лов ротора, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т,е. без расхода газа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А (5II 4 Н 02 К 9/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3768899/24-07 (22) 20.07.84 (46) 30.03.86. Бюл. Ф 12 (71) Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В.И.Ленина (72), О.Л. Вербер (53) 621.313.713(088.8) (56) Вербер О.Л. и др. Вертикальные электродвигатели для привода главных циркуляционных насосов в энергетических реакторов АЭС.

Филиппов И.Ф.Электрические станции У 7, 1984; Основы теплообмена .в электрических машинах. Л.: Энергия, 1974, с. !00, рис. 6-1 ° (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАП1ИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Машина содержит станину, образующую с газоохладителями кольцевой канал, два статора, каждый из которых состоит из сердеч,ника с радиальными вентиляционными каналами и ротор с валом, на кото„„SU„„221697 ром закреплены два сердечника с осевыми и радиальными каналами. Изобретение обеспечивает уменьшение расхода охлаждаемого газа при работе машины на большой частоте вращения. что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД. Для этого в станине между сердечниками роторов и статорами установлена перегородка, имеющая отверстия с дозирующим клапаном, каналы статора сообщаются между собою, а газоохладители разделены .в осевом направлении на три части. Отверстия при большой частоте вращения перекрыты и циркуляция газа осуществляется по замкну- .Я тому контуру двумя параллельныки потоками. При этом .внутри станины между сердечником статора и перегородкой поддерживается избыточное . давление от напора радиальных кана» . Я лов ротора, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т,е. без расхода газа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к элек ромашиностроению, в частности к крупным электрическим машинам.

Цель изобретения — повышение КПД путем уменьшения потерь энергии на вентиляцию.

На фиг. 1 изображена электрическая машина на примере вертикально- го асинхронного электродвигателя, общий вид; на фиг. 2 — вариант исполнения электродвигателя, в котором поперечная перегородка между сердечниками ротора выполнена в виде подшипникового щита, Электрическая машина содержит статоры 1 и 2,, состоящие из сердеч1. ников 3 и 4, обмоток 5 и 6 с лобовыми соединениями, станин 7 и 8, ротора 9 с валом 10, на котором закреплены сердечники 11 и 12,, подшипниковые щиты 13 и 14 с подшипни.ками 15, газоохладители 16 и камеры

17 охлаждаемого газа. Сердечники 11 и 12 с радиальными вентиляционными каналами 18 и осевыми каналами 19 и сообщены между собой через отверстия 20 в дозирующих клапанах 21, которые установлены на поперечной перегородке 22 станины 7, а также— с сердечниками 3 и 4 через радиальные каналы 18 вентиляционными трактами 23 в станине 7 и трактами 24 и 25 в станине 8. Поперечная перегородка 22 в другом варианте исполнения электрической машины (рис.2) может быть выполнена с подшипником

15. В данном случае вместо подшипникового щита 14 устанавливается щит 26. Дозирующие клапана 21 состоят из кожуха 27, плавающего поршня 28 и регулировочного груза 29.

Газоохладители 16 разделены поперечными перегородками 30 на среднюю зону 31 и две крайние зоны 32. Сердечники 3 и 4 выполнены с радиальными вентиляционными каналами 33.

Вентиляционные тракты 24 сообщены с одной стороной лобовых соединений . обмотки 6 отверстиями 34..

При работе электрической машины на меньшей частоте вращения от обмотки 6 статора 2 охлаждающий газ

sa счет напорного действия радиальных вентиляционных каналов 18 сердечников 11 и 12 циркулирует параллельными потоками по замкнутому контуру через сердечники 3, 4, 11 и 12.

При этом иэ сердечника 3 горячий

221697

l0 !

20

4S

55 газ поступает через среднюю зону 31 газоохладителей 16 в камеры 17 охлаждаемого газа. В камерах 17 гаэ разделяется на три параллельных потока. Два параллельных потока газа из камер 17 через крайние зоны 32 поступают в зону лобовых соединений обмотки 5, а затем в зоны минимального давления, которые создаются на входе в осевые каналы 19 сердечника 11. Третий поток газа из камеры 17 через вентиляционные тракты

24 и отверстия 34.поступает с одной стороны лобовых соединений обмотки

6, а затем за счет напорного действия радиальных каналов 18 сердечника )2 гаэ последовательно проходит через радиальные каналы 33 сердечника 4, осевые тракты 25; лобовые соединения обмотки 6, отверстия 20 дозирующих клапанов 21 в зону минимального давления на вход в осевые каналы 19 сердечника 11. Вследствие последовательного прохождения rasa из камеры 17, где имеется избыточное давление, .через радиальные каналы

19 сердечника 12 и ротора 9 в отверстиях 20 образуется зона повышенного давления. Величина перепада межцу повышенными и минимальным давлением определяют положение плавающего поршня 28 клапана 21, При работе на меньшей частоте вращения плавающий поршень 28 занимает ниж- нее положение, поскольку вес регулировочного груза 29 несколько превышает силу, действующую на поршень

28 от перепада давления в зоне отверстий 20, и газ проходит в сердечник 11.

При работе электрической машины на большей частоте вращения от обмотки 5 статора 1 увеличивается напорное действие радиальных каналов 18 ротора 9, вырастает перепад давления в зоне отверстий 20, поршень "8 перемещается в верхнее положение и перекрывает отверстия 20.

При закрытых отверстиях 20 циркуляция rasa осуществляется по замкнутому контуру двумя параллельными потоками из камеры 17 через крайние зоны 32 газоохладителей 16 в лобовые соединения обмотки 5, сердечники 3 и 11, а также через среднюю зону 31 гаэоохладителей 16 в камеру 17. При этом внутри станины 8 статора 2 в зоне между сердеч3 1 ником 4 и поперечной перегородкой

22 постоянно поддерживается избыточное давление от статического напора радиальных каналов 18 сердечника

12 ротора 9, которые работают в режиме холостого хода вентилятора, т.е. без расхода газа через выходные отверстия 20,что уменьшает общий расход охлаждаемого газа:через машину в этом режиме.

Таким образом, при работе электрической машины на большей частоте вращения, обеспечивается уменьшение расхода охлаждаемого газа, что снижает потери энергии на вентиляцию и увеличивает КПД электрической машины в данном режиме эксплуатации.

Формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая газоохладители, два статора, каждый из которых состоит иэ сердечника с радиальными вентиляционными.каналами, обмотки, с лобовыми соединениями и станины, образующей газоохладителями кольцевой канал, 221697 ротор с валом, на котором закреплены два сердечника,с осевыми и радиальными вентиляционными каналами, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьше» ния потерь энергии на вентиляцию, между указанными сердечниками роторов и статорами установлена закрепленная в станине поперечная перегородка, имеющая отверстия с доэирующим клапаном, причем кольцевые каналы статоров выполнены сообщающимися между собой,, а гаэоохладители разделены в осевом направлении на. три части.

2. Машина по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что в одном из статоров кольцевой канал отделен кольцевой перегородкой от зоны лобовых соединений, расположенной на стороне, обращенной к соседнему статору.

3. Машина по пп. 1 и 2 ° о т л и ч а ю щ а я с я тем, что в поперечной перегородке. установлен на валу опорный подшипник.

1221697 тираж 631 Поднисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам ивобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Закаэ 1618/57

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А.Воинов

Редактор Н.Воловик Техред O.Соцко Корректор М.Демчик

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим машинам и направлено на улучшение их охлаждения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх