Электрическая машина

 

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус, сердечники статора и ротора, каждый из которых разделен в средней части радиальным каналом, обмотку статора с лобовыми частями и примыкающими к ним с внещней стороны радиальными перегородками, цилиндрические перегородки, размещенные над сердечником статора с образованием аксиальных каналов между пере6 17 5 15 8 7 /J городками и сердечником статора, вентиляторы , установленные под лобовыми частями обмотки статора и закрепленные на роторе, сердечник которого имеет аксиальные вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической мащины, в сердечниках статора и ротора выполнены дополнительные радиальные каналы, а на аксиальных каналах сердечника статора со стороны среднего радиального канала и на аксиальных каналах сердечника ротора со стороны вентиляторов установлены закрывающие их дополнительные радиальные перегородки . 2. Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что в пространстве между сердечниками статора и цилиндрическими перегородками размещены воздуховоды, соединенные со средним радиальным каналом. //1Л I , 12 13 10 i Фы-г./

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1171908 A (51)4 Н 02 К 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Е Л1 )?,, ll Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 -; - „У

H А ВТОРСКОМЪ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ZiS 9 2 (21) 3733791/24-07 (22) 28.03.84 (46) 07.08.85. Бюл. № 29 (72) Л. А. Збарский, Ю. В. Поршнев, А. Н. Бурковский, П. А. Сороко, И. Г. Ширнин и В. Ц. Матушевский (53) 621.313.713(088.8) (56) Алексеев А. E. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1958, рис. 2 — 38.

Борисенко А. И. и др. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах

М.: Энергия, 197,4, рис. 5 — 1. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус,. сердечники статора и ротора, каждый из которых разделен в средней части радиальным каналом, обмотку статора с лобовыми частями и примыкающими к ним с внешней стороны радиальными перегородками, цилиндрические перегородки, размещенные над сердечником статора с образованием аксиальных каналов между перегородками и сердечником статора, вентиляторы, установленные под лобовыми частями обмотки статора и закрепленные на роторе, сердечник которого имеет аксиальные вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической машины, в сердечниках статора и ротора выполнены дополнительные радиальные каналы, а на аксиальных каналах сердечника статора со стороны среднего радиального канала н на аксиальных каналах сердечника ротора с0 стороны вентиляторов установлены закрывающие их дополнительные радиальные перегородки.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в пространстве между сердечниками статора и цилиндрическими перегородками размещены воздуховоды, соединенные со средним радиальным каналом.

1171908

Изобретение относится к электромашиностроению и касается усовершенствования охлаждения электрических машин.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической машины.

На фиг. 1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — 4 варианты выполнения электрической машины.

Электрическая машина состоит из корпуса !, подшипниковых щитов 2, теплообменника 3, вентиляторов 4, центрального радиального канала 5, сердечников статоров 6, разделенных радиальными каналами 7 на отдельные пакеты 8, обмотки статора 9, сердечников ротора 10, разделенных каналами 11 на отдельные пакеты 12. Аксиальные каналы ротора 13 закрыты со стороны вентиляторов 4 дополнительными радиальными перегородками 14.

Цилиндрические перегородки 15 установлены над сердечниками статоров 6 с образованием аксиальных каналов 16, закрытых со стороны центрального радиального канала 5 дополнительными радиальными перегородками 17. В зоне лобовых частей обмотки статора 9 установлены радиальные перегородки 18. На фиг. 2 показан вариант установки дополнительных цилиндрических перегородок 19 в аксиальных каналах 16 над сердечниками статоров 6 между поверхностью сердечника и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 и разделяющих аксиальные каналы 16 вдоль электрической машины на две части. При этом образованные между двумя цилиндрическими перегородками 15 и 19 аксиальные каналы 20 выполнены со стороны центрального радиального канала 5 открытыми, а аксиальные каналы 21 между дополнительной цилиндрической перегородкой 19 и сердечником— закрытыми.

На фиг. 3 показан вариант установки труб 22 в аксиальных каналах между сердечниками статоров 6 и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 с образованием открытых каналов 23 через указанные трубы со стороны центрального радиального канала 5.

На фиг. 4 показан вариант установки карманов 24, примыкающих к цилиндрическим перегородкам 15 и радиальным перегородкам 17, образующих открытые каналы 25 со стороны центрального радиального канала 5.

При движении хладагента (показано на фиг. 1 стрелками) хладагент выходит из теплообменника 3, проходит через центральный радиальный канал 5, поступает в аксиальные каналы ротора 13, в которых разделяется на ряд потоков и проходит по радиальным каналам 11 и 7, попадает в аксиальные каналы 16, а затем, соединяясь в общий поток, проходит через решетку лобовых частей обмотки статора 9 и поступает на вход вентиляторов 4. Из вентиляторов хладагент поступает по каналам между подшипниковым щитом 2 и радиальной перегородкой 18 в теплообменник 3, далее цикл повторяется.

Таким образом, разделение сердечников статора 6 и ротора 10 радиальными каналами 7 и 1! на отдельные пакеты 8 и 12, выполнение аксиальных каналов ротора 13 со стороны вентиляторов 4 и аксиальных каналов 16 со стороны центрального радиального канала 5 закрытыми позволяет снизить максимальный нагрев обмотки статора с помощью подачи значительной части охлажденного воздуха в центральный радиальный канал, обеспечить выравнивание температурного поля по длине электрической машины и повысить эффективность охлаждения активных частей статора и ротора.

На фиг. 2 — 4 показаны варианты конструкции, в которых хладагент, выходя из теплообменника 3, разделяется на несколько потоков: одна часть хладагента поступает в центральный радиальный канал 5 и далее по описанной схеме, а вторая часть хладагента поступает соответственно в аксиальные каналы 20, 23 и 25, открытые со стороны центрального радиального ка40 нала 5, выходит из этих аксиальных каналов, поступает на решетку лобовых частей обмотки статора 9 и, охлаждая ее, поступает общим потоком на вентиляторы 4.

Изобретение позволяет снизить макси45 мальный нагрев обмотки статора и выравнять температурное поле вдоль длины электрической машины, 1171908

/У Z0ФZ/ 17 5 б /Г б Я,7 /7,7 б !Ó 25 б 24<7 У

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4911/47

Состав и тел ь A. Вон но в

Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Ги,:гаж 646 Подписное

ВНИИПИ Гос, дарственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, iK — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент:, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к генерации электрического тока системой магнитов и, в частности, касается генерации с помощью вращения непрерывного ряда магнитов через группу кольцеобразно размещенных катушек

Изобретение относится к способу и устройству для быстрого сброса давления в установке с, по меньшей мере, первой и второй частью корпуса, причем первая часть корпуса в нормальном состоянии содержит атмосферу водорода при повышенном давлении, которая отделена от внутреннего пространства второй части корпуса, причем при отказе водородного уплотнения избыточное давление водорода сбрасывают через линию быстрого спуска

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве и эксплуатации турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбогенераторов и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к устройствам охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например, к турбогенераторам

Изобретение относится к области электротехники и энергомашиностроения и может быть использовано при производстве генераторов электрического тока и иных нуждающихся в охлаждении электрических машин
Наверх