Коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Г 16 Н 3 10 (21) 3736966! 25-28 (22) 29.03.84 (46) 15.06.86. Бюл. Ф 22 (72) А.Н. Кононченко и В.Н. Зылев (53) 621 ° 833(088.8) (56) Патент Франции У 2018600, кл. F 16 Н 57/00, 1971. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая валы, закрепленные на одном из них и установленные на другом на муфтах свободного хода постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса с различными передаточными отношениями и

„„SUÄ„1237824 А 1 механизм управления муфтами, включающий шток, имеющий возможность осевого перемещения, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и металлоемкости, вал, несущий муфты, выполнен полым и имеет радиальные прорези, шток размещен внутри этого вала и на нем выполнены канавки; а механизм управления выполнен в виде установленных на полом валу и воздействующих иа заклинивающне тела муфт вилок с закрепленными на них штифтами, размещенными в радиальных прорезях и канавках.

1237824 а

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам пере дач многоскоростных приводов.

Цель изобретения — уменьшение габаритов и металлоемкости коробки за счет уменьшения величины рабочего хода штока механизма управпения переключением...

На фиг. 1 изображена коробка передаФ разрез по валам; на фиг. 2— развертка поверхности штока механизма управления с управляющими канавками; на фиг. 3 — разрез Л-А на фиг, 1; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 1; на фиг. б — вид 1" на фиг. 1; на фиг, 7 — вид Д на фиг. 5.

Коробка передач содержит входной вал 1 с установленными на нем неподвижно зубчатыми колесами 2-5. На пустотелом выходном валу 6 свободно установлены зубчатые колеса 7, 8, 9 и 10, которые могут соединяться с валом б с помощью муфт свободного хода, состоящих из звездочек l1, пружин 12 и шариков 13. Выключение муфт блокированием шариков 13 в отжатом положении осуществляется вилками 14, Внутри пустотелого вала 6 установлен шток 15 с возможностью перемещения вдаль оси вала. От роворачивания шток удерживается штифтом 16 в продольном отверстии 17 пустотелого вала б. На поверхности штока 15 выполнены управляющие канавки 18, 19, ?О и 21, в которые входят концами закрепленные в вилках 14 штифты 22.

Последние могут перемещаться в окружном направлении в пределах, ограниченных радиальными прорезями 23 и профилем управляющих канавок. Знак

"+" на фиг. 2 обозначает разблокированное состояние шариков муфт свободного хода а знак н-н — заблокированное. Механизм управления таким образом включает шток 15 и вилки 14, взаимодействующие с канавками 18, 19, 20 и 21 штока 15 посредством штифтов 22.

Коробка передач работает следук щим образом.

Переключение скоростей осуществляется перемещением штока 15 вдоль оси пустотелого вала б. При этом конфигурация канавок 18, 10, 20 и

21 определяет положение взаимодействующих с ними штифтов 22, а слецовател но, и вилок 14. Так (фиг. 1) коробка скоростей находится в положе5

55 нии "Ч4", а вилка 14 колеса 7 — в полсжении "+", т.е. не воздействует на шарики 13, которые, заклиниваясь, обеспечивают надежное соединение колеса 7 с валом 6. Випки 14 колес 8, 9 и 10 находятся в положении воздействуя на шарики 13 и выталкивая их из клинового зазора, блокируют последние, разъединяя тем самым врашающнеся колеса с валом.

При перемещении штока 15 в положение "0" канавка 18 воздействует на штифт 22, заставляя вилку 14 поворачиваться по часовой стрелке (фиг. 2 и 4). При этом пальцы вилки 14 выталкивают шарики 13 из клинового зазора, блокируют их, переводя муфту свободного хода в режим холостого хода и разъединяя тем самым колесо 7 с валом 6.

Вилки остальных муфт колес 8, 9 и

10 остаются в положении "-". Таким образом выходной вал 6 переведен в нейтральное положение.

При дальнейшем движении штока 15 в положение "V1" вилка 14 колеса 10 поворачивается под воздействием канавки 21в положение "+", освобождая шарики 13, которые, заклиниваясь, соединяют колесо с валом, ос— тальные вилки остаются в положении

Выходной вал вращается в противоположную сторону со скоростью, определяемой положением "Ч1"штока 15.

При перемещении штока в положение

"72" вилка колеса 9 переходит в положение "+". При этом колесо 9 соединяется с валом 6. Так как скорость вращения колеса 9 больше скорости колеса 10, то последнее вращается вхолостую независимо от положения вилки его муфты. Поэтому вилка колеса 10 может оставаться в положении "+

При перемещении штока в положение

"V3" вилка колеса 8 поворачивается в положение "+ обеспечивая соединение колеса 8 с валом 6, который начинает вращаться с большей скоростью, определяемой положением "V3 штока 15. Колеса 9 и 10 при этом вращаются вхолостую независимо от положения вилок их муфт.

Управляющие канавки штока могут быть спрофилированы различным образом и расположены по всему периметру

Ъ диаметрального сечения штока в зависимости от принятой кинематической схемы коробки.

1237824

A-4

7Г 13

УЗ фыр . 7

Составитель В. Сергеев

Техред О. Гортвай

Корректор А. Обручар

Редактор Т. Митейко

Подписное

Тираж 880

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, .Ж-35, Раушская наб., д. 4/S

Заказ 3271/37

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям движения, и может быть использовано в устройствах, где требуется преобразование колебательного движения вала во вращательное с возможностью реверсирования, в частности в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубчатых реверсивных механизмах с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубчатых реверсивных механизмах с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает упрощение устройства, уменьшение массы и размеров, снижение потерь энергии

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач автомобилей

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , к передачам с изменяемым передаточным отношением
Наверх