Многоступенчатая коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3496833/25-28 (22) 01.10.82 (46) 30.11.88. Бюл. № 44 (75) Г. И. Лифшиц и И. И. Лифшиц (53) 621.821 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 237599, кл. В 60 К 17/08, 1966.

Патент США № 2054141, кл. 82-29, 1935.

Кучер И. М. Металлорежущие станки.

Л.: Машиностроение, 1970, с. 446, рис. III.10. (54) (57) МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной, выходной и промежуточный валы с размещенными на них неподвижными блоками зубчатых колес, подвижными в осевом направлении блоками зубчатых колес, блоками зубчатых колес, установленных с возможностью осевого и окружного перемещения относительно валов, муфты и механизмы переключения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет переключения скоростей без разрыва потока мощности под нагрузкой, выходной вал выполнен из двух коаксиальных частей, несущих каждая неподвижный блок зубчатых колес, коробка снабжена размещенным на

„„SU„„1441113 А 1 (sD 4 F 16 Н 3 10 В 60 К 17 08 промежуточном валу дополнительным полым валом, несущим подвижный в осевом направлении блок зубчатых колес, взаимодействующий с блоком зубчатых колес одной из частей входного вала, на промежуточном валу размещен подвижный в осевом направлении блок зубчатых колес, взаимодействующий с блоком зубчатых колес другой части входного вала, два установленных с возможностью осевого и окружного перемещения блока зубчатых колес, и муфты, связывающие последние с промежуточным и дополнительным полым валом, одна из муфт выполнена сдвоенной фрикционной, внутренние диски которой связаны с частями входного вала, наружные диски размещены с возможностью осевого перемещения в соединяемом с приводом корпусе муфты, нажимные зле- ж менты выполнены в виде размещенных в корпусе и один в другом поршней, взаимодействующих с наружными дисками, а на выходном валу размещены два подвижных в осевом направлении блока зубчатых колес, взаимодействующих с установленными с возможностью осевого и окружного перемеще- о ния блоками зубчатых колес промежуточного вала.

4:ь

1441113

15

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач металлорежущих станков.

Цель изобретения — повышение надежности за счет переключения скоростей без разрыва потока мощности под нагрузкой.

Положительный эффект достигается тем, что за счет повышения точности передачи и возможности заранее подготавливать к включению требуемую передачу обеспечивается надежность работы многоступенчатой коробки передач.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема многоступенчатой коробки передач с блоками из двух зубчатых колес; на фиг. 2 — кинематическая схема многоступенчатой коробки передач с блоками из трех зубчатых колес.

Многоступенчатая коробка передач состоит из корпуса 1, входных коаксиальных валов 2 и 3 с жестко установленными на них блоками 4 и 5, несущими зубчатые колеса 6, 7 и 8, 9 Валы 2 и 3 соединены со сдвоенной фрикционной муфтой, состоящей из корпуса 10, в котором один в другом установлены поршни 11 и 12, образующие между собой и с корпусом рабочие полости 13 и 14, нажимные элементы 15 и 16 поршней 11 и 12 взаимодействуют с наружными дисками фрикционных муфт 17 и 18, установленных на ступицах 19 и 20 валов 2 и 3, и перемещение которых ограничено упорными кольцами 21 и 22. На промежуточном валу 23 установлен полый вал 24 с подвижно в осевом направлении установленным на нем блоком 25 зубчатых колес 26 и 27, взаимодействующих с зубчатыми колесами 8 и 9; подвижный в осевом направлении блок 28 с зубчатыми колесами 29 и 30, взаимодействующими с зубчатыми колесами 6 и 7; подвижные в осевом и окружном направлениях блоки 31 и 32 с зубчатыми колесами 33, 34 и 35, 36. На выходном валу 37 установлены подвижные в осевом направлении блоки 38 и 39 с зубчатыми колесами 40 — 43, взаимодействующие с зубчатыми колесами 33, 34 и 35, 36.

Блоки 31 и 32 снабжены зубчатыми или кулачковыми двухпозиционными муфтами 44 и 45 для соединения с полым валом 24, и кулачковыми двухпозиционными муфтами 46 и 47 для соединения с валом 23. Муфты 44—

47 управляются двухпозиционными гидроцилиндрами 48 — 51. Блоки 25, 28, 38 и 39 перемещаются в осевом направлении с помощью трехпозиционных гидроцилиндров

52 — 55. Корпус 10 сдвоенной фрикционной муфты соединен с валом двигателя непосредственно или через клиноременную передачу.

На фиг. 2 показана аналогичная конструкция многоступенчатой коробки передач, в которой вместо двойных блоков 4, 5, 23, 31, 25, 32, 38 и 39 установлены тройные блоки, что позволяет увеличить число передач с 16 до 36.

Многоступенчатая коробка передач работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя через корпус 10 сдвоенной фрикционной муфты может передаваться на выходной вал 3? по одной из шестнадцати кинематических целей, включающих следующие зубчатые колеса: 1 — 6, 29, 33, 40; II — 6, 29, 34, 41;

I11 — 6, 29, 35, 42; IV — 6, 29, 38, 43; V — 7, 30, 33, 40; VI — 7, 30, 34, 41; VII — 7, 30, 35, 42; VIII — 7, 30, 36, 43; IX — 8, 26, 33, 40;

Х вЂ” 8, 26, 34, 41; XI — 8, 26, 35, 42; Х11—

8, 26, 36, 43; XIII — 9, 27, 33, 40; XIV — 9, 27, 34, 41; XV — 9, 27, 35, 42; XVI — 9, 27, 36, 43, Сдвоенная фрикционная муфта включает цепи .с 1 по VIII либо с IX no XVI. Гидроцилиндр 53, управляя блоком 28, включает цели с I по 1Ч либо с V no VIII. Гидроцилиндр 52, управляя блоком 26, включает цепи с IX no XII либо с ХШ по XVI. Гидроцилиндр 54, управляя блоком 38, включает цепи I, V, IX u XIII либо II, Ч1, X u XIV.

Гидроцилиндр 55, управляя блоком 39, включает цепи 111, Vll, Xl, XV, либо IV, VIII, XII.

Блоки 31 и 32 управляются кулачковыми муфтами 44, 46 и 45, 47, которые обеспечивают прохождение кинематических цепей

1, Ч, IX и XIII, либо 11, Vl, Х и Х1Ч через блок 31 и III, VII, XI, XV, либо IV, VIII, XII, XVI через блок 32. Одновременно могут быть включены кулачковые муфты только двух смежных ступеней, но одновременно не могут быть включены две муфты, передающие вращение от одного вала (промежуточного или полого) на два блока (31 и 32), т. е. одновременно не могут быть включены муфты 44 и 45, а также 46 и 47, что предусматривается гидросхемой управления переключением или достигается объединением каждой пары двухпозиционных гидроцилиндров этих муфт в один трехпозиционный гидроцилиндр, последнее дополнительно упрощает конструкцию и схему управления. Такое включение кулачковых муфт исключает возможность передачи крутящего момента с какого-либо из входных валов 2 или 3 сразу на два блока 38 и 39, установленных на выходном валу 37, а также исключает возможность непрохождения крутящего момента с входных валов 2 или 3 дальше промежуточных валов 23 и 24. Переключение скоростей с одной кинематической цепи на другую без разрыва потока мощности под нагрузкой осуществляется сдвоенной фрикционной муфтой, которая подключает к двигателю вал 2 или 3 через фрикционные муфты 17 и 18, управляемые поршнями 11 и 12. Переключение производится после того, как подготовлена к включению следующая передача. Например, если включены кулачковые муфты 45, 46 и фрикционная муфта 17 (включен вал 2), возможно прохождение крутящего момента по следующим кинематическим цепям I, II, 1441113

11 12 1б ZP15 з

Vl, Vвзависимости от того,,как включены блоки 28 и 38, при этом может быть подготовлена к включению одна из кинематических цепей XI, XII, ХЧ, XVI, проходящих через блоки 5, 25, 32 и 39. После того, как подготовлена к включению одна из этих кинематических цепей, с помощью изменения давления жидкости (или газа) в полостях 13 и 14, вызывая перемещение поршней 11 и 12, плавно включается фрикционная муфта 18 и выключается муфта 17, т. е. к двигателю присоединяется вал 3 и отсоединяется вал 2, обеспечивая включение подготовленной передачи. Если включены кулачковые муфты

44 — 47, то аналогичным образом можно переходить с передач по кинематическим цепям

Ш, IV, Vll, VIII на передачи по кинематическим цепям IX, Х, XIII, XIV и обратно.

1441113

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 6107 38 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, М ос к в а, Ж вЂ” 35, Рау шск ая наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многоступенчатая коробка передач Многоступенчатая коробка передач Многоступенчатая коробка передач Многоступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к передачам с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач автомобилей

Изобретение относится к силовым приводам машин с циклическим характером работы

Изобретение относится к транспортному мапшностроению-

Изобретение относится к механическим коробкам передач для самоходйых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах, как тракторы и аналогичные им машины

Изобретение относится к трактор- HObfy машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин

Изобретение относится к об тасти автотракторостроения и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторюв

Изобретение относится к траиснортио- .му машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов
Наверх